ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5697/18 от 29.04.2019 Курчатовского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2- 722/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 апреля 2019 года город Челябинск

Курчатовский районный суд г.Челябинска в составе:

председательствующего судьи Ореховой Т.Ю.

при секретаре Грищенко В.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сукманова А. А. к Челябинской таможне о взыскании денежных средств материального стимулирования входящих в состав денежного содержания при расчете отпускных, компенсации за отпуск при увольнении, взыскании задолженности по заработной плате за переработанные часы за пределами установленной продолжительности рабочего времени, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Сукманов А.А. обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к Челябинской таможне о взыскании задолженности по выплате отпускных, компенсации за отпуск при увольнении за период с 2007 по 2018 года в размере 244 817 руб. 83 коп., задолженности по заработной плате за переработанные часы за пределами установленной продолжительности рабочего времени в размере 130 964 руб. 75 коп., компенсации за задержку выплат по выплате отпускных, компенсации за отпуск при увольнении за период с 03 февраля 2008 года по 18 февраля 2019 года в размере 161 324 руб. 25 коп., компенсации за задержку выплат по задолженности заработной плате за переработанные часы за пределами установленной продолжительности рабочего времени за период с 01 января 2013 года по 18 февраля 2019 года в размере 91 147 руб. 03 коп., компенсации морального вреда в размере 300 000 руб. В обоснование иска указал, что с 15 августа 1994 года по 24 октября 2018 года, проходил службу в должности федерального гражданского служащего в Челябинской таможне по срочному контракту, работодателем за период с 2007 года по 2018 год, а так же при увольнении, не выплачены средства материального стимулирования, входящие в состав денежного содержания при расчете отпускных, компенсации за отпуск, в период с октября 2012 года по ноябрь 2015 года не выплачена заработная плата за привлечение к сверхурочной работе, действиями ответчика, истцу причинен моральный вред, в силу ст. 236, ст. 237 ТК РФ, подлежит взысканию компенсация за задержку выплат, компенсация морального вреда (л.д. 5-20 т.1, л.д. 209-210 т. 4).

Истец Сукманов А.А., представитель истца Шаталова Е.В. по устному ходатайству в судебном заседании поддержали исковые требования, просили удовлетворить, пояснили, что срок исковой давности истцом не пропущен, поддержали письменные возражения на пропуск срока, согласно которым, срок исковой давности истцом не пропущен, поскольку о нарушенном праве истец узнал при получении окончательного расчета при увольнении 24 октября 2018 года, последствия пропуска срока не подлежат удовлетворению, просили в случае пропуска срока рассмотреть дело по существу, восстановить пропущенный срок, поскольку истец при получении отпускных не знал о виде премии, поддержали дополнительные пояснения (л.д. 148-160 т.3, л.д. 104-117, 121-124 т. 5).

Представители ответчика Челябинской таможни – Никитина М.П. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 241 т.2), Пшатова А.Д. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.и 146 т.3), Зайцев В.В. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 240 т.2), в судебном заседании просили в иске отказать, ввиду отсутствия законных оснований, пояснили, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и не является гарантированной выплатой обязательного характера, в связи с чем не учитывается при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, при расчете Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N 562, которым утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, выплата средств материального стимулирования при выплате отпускных не предусмотрена, поддержали возражения на исковое заявление (л.д. 243-251 т.2), истец работал по сменному графику работы с 2012 по 2015 год, не привлекался к сверхурочной работе, заявили о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям о взыскании отпускных с учетом материального стимулирования за период с 2002 по 2017 года, по требованиям о взыскании заработной платы за работу в сверхурочное время с 2012 по 2015 года, со ссылкой на ст. 392 ТК РФ. В судебном заседании пояснили, что оснований для восстановления срока для подачи иска в суд не имеется, поскольку истец ежемесячно получал расчетные листки, в связи с чем, имел возможность обратиться с иском в установленный законом срок.

Выслушав истца, представителя истца, представителей ответчика, исследовав все материалы дела, суд находит требования истца подлежащими частичному удовлетворению по следующим мотивам.

Судом установлено и как следует из материалов дела, что Сукманов А.А. работал в период с 15 августа 1984 года по 12 сентября 2002 года, с 13 сентября 2002 года по 24 октября 2018 года в Челябинской таможне, в том числе, период с 12 января 2011 года по 24 октября 2018 года в должности главного государственного таможенного инспектора Южно-Уральского таможенного поста (центр электронного декларирования). На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ, Сукманов А.А. уволен с 24 октября 2018 года федеральной государственной гражданской службы в таможенных органах Российской Федерации в соответствии с п. 8.2 части 1 ст. 37 ФЗ № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» 9в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе (л.д. 78-104 т.1, л.д. 161-170 т. 3). В период работы Сукманова А.А. с 12 января 2011 года по 24 октября 2018 года в Челябинской таможне как гражданского служащего в должности главного государственного таможенного инспектора Южно-Уральского таможенного поста (центр электронного декларирования), с Сукмановым А.А. был заключен служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 98 т.1), а так же дополнительные соглашения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 101 т.1). от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 100 т.1), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 102 т.1), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 103 т.1), от ДД.ММ.ГГГГ к служебному контракту (л.д. 99 т.1).

П. 9 служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ Сукманову А.А. как гражданскому служащему установлено с ДД.ММ.ГГГГ денежное содержание : месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью - 4 510 руб. в месяц, месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы РФ, ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе РФ в размере до 30% оклада, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы РФ в размере до 120 процентов оклада, премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с Положением, утвержденным ответчиком, ежемесячное денежное поощрение в размере 1 должностного оклада, ежемесячное денежное поощрение в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач в размере до 2 должностных окладов, единовременные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (ежемесячной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну и т.п.). Должность истца - главный государственный таможенный инспектор Южно-Уральского таможенного поста (центр электронного декларирования), отнесена к группе ведущих специалистов.

П. 10 служебного контракта, Сукманову А.А. установлена нормальная продолжительность служебного времени.

С 01 октября 2012 года, Сукманову А.А. установлен месячный должностной оклад в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы РФ в размере 4 781 руб. (л.д. 100 т.1).

С 29 октября 2012 года, Сукманову А.А. на основании дополнительного соглашения от 20 августа 2012 года к служебному контракту, установлен сменный график работы (л.д. 101 т.1).

С 01 декабря 2015 года, Сукманову А.А. установлена нормальная продолжительность служебного времени (л.д. 102 т.1).

С 21 октября 2016 года, Сукманову А.А. установлен сменный график работы в соответствии с графиком сменности (л.д. 103 т.1).

С 01 января 2018 года, Сукманову А.А. установлен месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы РФ в размере 5 246 руб. (л.д. 99 т.1).

Вопреки утверждению истца, доказательств того, что в спорный период времени, ежемесячный должностной оклад Сукманова А.А. в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы РФ должен был быть больше, чем установлено в служебных контрактах, в дополнительных соглашениях от 12 сентября 2012 года, от 16 января 2018 года, суду не представлено, материалы дела не содержат. Требований о взыскании задолженности по заработной плате в виде невыплаченного в полном объеме ежемесячного должностного оклада, истцом в суде не заявлялись.

Статьей 104 Трудового кодекса РФ установлено, что в организациях или при выполнении отдельных видов работ, где по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал, год и другие) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.

В соответствии со ст. 97 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право в порядке, установленном настоящим Кодексом, привлекать работника к работе за пределами продолжительности рабочего времени, установленной для данного работника в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В силу ст. 99 Трудового кодекса РФ сверхурочная работа - это работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается с его письменного согласия в случаях необходимости выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в течение установленной для работника продолжительности рабочего времени; если невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей; при производстве временных работ по ремонту и восстановлению механизмов или сооружений в тех случаях, когда их неисправность может стать причиной прекращения работы для значительного числа работников; для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником.

Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе без его согласия допускается в случаях: при производстве работ, необходимых для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия; при производстве общественно необходимых работ по устранению непредвиденных обстоятельств, нарушающих нормальное функционирование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, систем газоснабжения, теплоснабжения, освещения, транспорта, связи; при производстве работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.

В ходе судебного разбирательства установлено, что на основании дополнительного соглашении от 20 августа 2012 года к служебному контракту от 12 января 2011 года, Сукманову А.А. в период с 29 октября 2012 года по 30 ноября 2015 года, установлен сменный режим работы (л.д. 101-102 т.1).

П. 16 Служебного распорядка федеральный государственных граждански служащих Челябинской таможни от 12 октября 2011 года № 703 предусмотрено, что гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы ведущей, старшей и младшей группы, может устанавливаться по соответствующему перечню должностей и служебному контракту ненормированный служебный день (л.д. 4 т.3). Государственные гражданские служащие таможенных постов, имеющих круглосуточный режим работы, осуществляют служебную деятельность в соответствии с утвержденным начальником таможни графиком дежурства (мены), который должен быть доведен до сведений государственных гражданских служащих не позднее чем за месяц до введение его в действие (п. 13 Служебного распорядка) (л.д. 3 оборот. 3). Указанным Служебным распорядком, для гражданских служащих имеющих сменный график работы, установлен суммированный учет служебного времени с периодом продолжительности 6 месяцев ( п. 24 - л.д. 14 т.3).

На основании указанного Служебного распорядка установлен график служебного времени государственных гражданских служащих таможни (приложение к приказу), в соответствии с которым, государственным гражданским служащим Челябинского таможенного поста имеющим сменный график работы, установлено начало служебного времени – 09 часов 00 минут, перерыв для отдыха и питания – с 13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут, окончание служебного рабочего времени – 21 час 00 минут, (12 часов два дня подряд, с предоставлением 2 дня отдыха (по утвержденному графику (л.д. 6 оборот т.3).

Согласно приказу № 315 от 26 июня 2012 года, с 22 октября 2012 года установлен график служебного времени государственных гражданских служащих таможни (приложение к приказу), в соответствии с которым, государственным гражданским служащим Южно-Уральского таможенного поста (центр электронного декларирования), имеющие сменный график работы, установлено начало служебного времени – 09 часов 00 минут, перерыв для отдыха и питания – с 13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут, окончание служебного рабочего времени – 21 час 00 минут, (12 часов два дня подряд, с предоставлением 2 дня отдыха (по утвержденному графику (л.д. 9 т.3).

П. 14 Служебного распорядка федеральный государственных граждански служащих Челябинской таможни от 22 марта 2013 года № 212, предусмотрено, что для гражданских служащих таможни, исполняющих должностные обязанности в соответствии с графиками дежурства (сменности), начало и окончание служебного времени определяется графиками дежурства (сменности), который утверждается начальником соответствующего структурного подразделения (таможенного поста) таможни и доводится до сведения гражданских служащих не позднее чем за месяц до введение его в действие (л.д. 12 оборот т.3). Указанным Служебным распорядком, для гражданских служащих имеющих сменный график работы, установлен суммированный учет служебного времени с периодом продолжительности 6 месяцев (п. 20.2 - л.д. 14 т.3).

П. 20.2 приказа Челябинской таможни от 22 марта 2013 года № 212 на основании приказа Челябинской таможни от 25 апреля 2016 года № 186 изложен в следующей редакции: установить для гражданских служащих имеющих сменный график работы, суммированный учет служебного времени с периодом продолжительностью один год (л.д. 17 т.3).

Согласно ч. 4 ст. 91 Трудового кодекса РФ работодатель обязан вести учет рабочего времени, фактически отработанного каждым работником.

Согласно представленным стороной ответчика и истцом графикам сменности за период с октября 2012 года по ноябрь 2015 года включительно (л.д. 30-35 т.1, л.д. 202-225 т.2, л.д. 1-36 т.4), табелям учета рабочего времени с января 2014 года по декабрь 2015 года (л.д. 59-111 т.2), истцу Сукманову А.А. в период с 29 октября 2012 года по 30 ноября 2015 года был установлен сменный режим работы: 12 часов смена, с 09 часов 00 минут до 21 часа 00 минут, 2 рабочих дня через 2 выходных дня. За октябрь 2012 года Сукмановым А.А. отработано 4 смены по 11 часов каждая смена – 44 часа, в ноябре 2012 года – 16 смен по 11 часов смена – 176 часов, в декабре 2012 года - 15 смен по 11 часов смена, 165 часов, в январе – феврале 2013 года – больничный, не работал, в марте 2013 года – 2 смены – по 11 часов смена, 22 часа, в апреле 2013 года – 16 смен по 11 часов смена, 176 часов, в мае 2013 года – 15 смен по 11 часов смена, 165 часов, в июне 3013 года – 5 смен по 11 часов, 55 часов, в июле 2013 года – 11 смен по 11 часов в смене, 121 час, август 2013 года – 14 смен по 11 часов в смене, 154 часа, в сентябре 2013 года – 16 смен по 11 часов в смене 176 часов, в октябре 2013 года – 4 смены по 11 часов в смене, 44 часа, в ноябре 2013 года – 14 смен, по 11 часов в смене, 154 часа, в декабре 2013 года – 16 смен, по 11 часов в смене, 176 часов, в январе 2014 года – 2 смены по 12 часов в смене, 24 часа, в феврале 2014 года – 14 смен, по 12 часов в смене – 168 часов, в марте 2014 года -16 смен по 12 часов в смене, 192 часа, в апреле 2014 года – 16 смен, по 12 часов в смене, 192 часа, в мае 2014 года – 15 смен, по 12 часов в смене, 180 часов, в июне 2014 года – 3 смены по 12 часов в смене, 36 часов, в июле 2014 года - 16 смен, по 12 часов в смене, 192 часа, в августе 2014 года - 15 смен, по 12 часов в смене, 180 часов, в сентябре 2014 года – 15 смен по 12 часов в смене, 180 часов, в октябре 2014 года - 16 смен по 12 часов в смене, 192 часа, в ноябре 2014 года – 14 смен, по 12 часов в смене, 168 часов, в декабре 2014 года – 16 смен, по 12 часов в смене, 192 часа, в январе 2015 года – 16 смен, по 12 часов в смене, 192 часа, в феврале 2015 года – 15 смен, по 12 часов в смене, 180 часов, в марте 2015 года - 8 смен, по 12 часов в смене, 96 часов, в апреле 2015 года – 12 смен, по 12 часов в смене – 144 часа, в мае 2015 года – 16 смен, по 12 часов в смене, 192 часа, в июне 2015 года – 15 смен по 12 часов в смене, 180 часов, в июле 2015 года – 14 смен, по 12 часов в смене – 168 часов, в августе 2015 года – 6 смен, по 12 часов в смене, 72 часа, в сентябре 2015 года - - 7 смен, в одной смене 12 часов – 84 часа, 12 дней с 09 часов 00 минут по 18 часов 00 минут, в октябре 2015 года – 10 смен по 12 часов, 12 часов в смене, 120 часов, 7 дней с 09 часов до 18 часов 00 минут, в ноябре 2015 года – 8 смен, 12 часов в смене, 96 часов, 8 дней с 09 часов 00 минут до 18 часов 00 минут. Таким образом, за период с 29 октября 2012 года по 30 ноября 2015 года, режим рабочего времени Сукманова А.А. при сменном графике работы, не превышал суммированный учет служебного времени с периодом продолжительностью 6 месяцев согласно производственным календарям за 2012-2015 года.

В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что в спорный период Сукманов А.А. работал у ответчика согласно графику сменности, каких-либо доказательств выполнения сверхурочной работы суду представлено не было, в связи с чем, требования истца о взыскании с ответчика задолженности по заработной плате за переработанные часы за пределами установленной продолжительности рабочего времени за период с октября 2012 года по ноябрь 2015 года включительно в размере 130 964 руб. 75 коп., согласно расчету истца (л.д. 229-239 т.4), не подлежат удовлетворению.

Так же из материалов дела следует, что Сукманову А.А., были предоставлены отпуска: в сентябре 2007 года, в мае 2008 года, сентябре-октябре 2008 года, в марте 2009 года, в декабре 2009 года, июнь-июль 2010 года, в октябре 2010 года, в мае-июне 2011 года, в сентябре –октябре 2011 года, в июне 2012 года, в сентябре 2012 года, в июне 2013 года, в октябре 2013 года, в январе 2014 года, в июне 2014 года, в марте –в апреле 2015 года, в августе 2015 года, в апреле 2016 года, в августе 2016 года, в марте 2017 года, в июне-июле 2017 года, с 26 марта 2018 года по 06 апреля 2018 года, с 09 июля 2018 года по 17 июля 2018 года, выплачена компенсация за отпуск при увольнении 24 октября 2018 года (л.д. 36, 37 т.1, л.д. 163, 166, 174, 178, 180, 182, 196, 200, 208, 209, 213, 220, 223, 233, 240 т.1, л.д. 82, 83, 86, 90, 93, т.5 –расчетные листки, л.д. 123-147 т. 2- приказы о предоставлении отпусков). За период с 2007 года по 2012 год включительно, приказы о предоставлении отпусков Сукманову А.А. ответчиком суду не представлены, со ссылкой на истечение сроков хранения (л.д. 234-238 т. 2).

Так же судом установлено и не оспаривалось истцом в судебных заседаниях, о том, что за период с 2007 по 2018 года, Сукмановым А.А. получены в полном объеме отпускные согласно расчетным листкам, а так же компенсация за отпуск при увольнении 24 октября 2018 года.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, пояснений представителей ответчика в судебных заседаниях, при расчете отпускных за спорный период с 2007 по 2018 года, а так же при расчете компенсации за отпуск при увольнении, в расчет денежного содержания для расчета отпускных, компенсации за отпуск при увольнении, ответчиком не включены материальное стимулирование за спорный период.

Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).

Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N 562 (далее - Правила).

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.

Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482, содержащему разъяснения относительно необходимости учета сумм средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета для исчисления денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а так же Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, согласно которому на Министерство финансов Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности.

В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ N 611 от 25.09.2007 "О материальном стимулировании федеральных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" предусмотрено осуществление с 1 января 2007 года и в 2008 - 2012 годах материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников, имеющих специальные звания, территориальных органов Федеральной таможенной службы, в 2013 году материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федеральной таможенной службы в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового и таможенного законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых и таможенных платежей, по контролю и надзору за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии с п.3 данного Постановления материальное стимулирование осуществляется в Федеральной налоговой службе, Федеральной таможенной службе и Федеральной службе по финансовому мониторингу сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников их территориальных органов.

Поскольку иных оснований для получения средств материального стимулирования ответчиком не предоставлено, суд приходит к выводу о том, что в соответствии с вышеуказанными постановлениями Правительства Российской Федерации, ответчику были выделены средства бюджетных ассигнований для материального стимулирования государственных гражданских служащих в виде премий, во исполнение которых, руководителем Челябинской таможни издавались приказы о материальном стимулировании Сукманова А.А. и производились выплаты премий за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на Челябинскую таможню, а также в виде ежеквартальных премий за счет бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих Челябинской таможни (л.д. 38-210 т.4).

В соответствии с абзацем 8 подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года N 238-7, предусматривающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.

Правительством Российской Федерации 31 марта 2015 года и 23 апреля 2016 года принимались постановления соответственно N 302-12 и N 347-7, которыми также предусматривались в 2015 году и в 2016 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.

Из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в связи с чем должно было учитываться ответчиком при расчете истцу сумм ежегодного отпуска, в том числе за период с 2007 по 2018 года, компенсации при увольнении при увольнении, что сделано не было, в нарушении действующего законодательства.

При таких обстоятельствах, требования истца о взыскании с ответчика задолженности по выплате отпускных за период с 2007 по 2018 года компенсации за отпуск при увольнении в виде невыплаченной разницы между начисленными ответчиком истцу суммами отпускных и компенсации за отпуск при увольнении и подлежащих начислению сумм отпускных и компенсации за отпуск при увольнении с учетом материального стимулирования, законны.

Размер невыплаченной разницы между начисленными ответчиком истцу Сукманову А.А. суммами отпускных и компенсации за отпуск при увольнении и подлежащих начислению сумм отпускных и компенсации за отпуск при увольнении с учетом материального стимулирования за период с 2007 по 2018 года составляет 71 549 руб. 46 коп. без учета 13 % НДФЛ, по компенсации за отпуск при увольнении - 1 738 руб. 49 коп. (без учета 13% НДФЛ).

Согласно следующего расчета: за сентябрь 2007 года начислено по отпуску - 16 101 руб. 36 коп. (л.д. 83 т. 5), средства материального стимулирования ФГС отсутствуют в период с сентября 2006 года по август 2007 года (л.д. 81-83, л.д.140-142 т.5).

За май 2008 года, размер отпускных – 15 234 руб. 38 коп. (8 961 руб. 40 коп.. + 6 272 руб. 98 коп. = 15 234 руб. 38 коп.), с учетом материального стимулирования размер отпускных составит 22 951 руб. 87 коп. (26 346 руб. 51 коп. (размер денежного содержания для расчета отпуска – л.д. 100 т.5) + 13 346 руб. 71 коп. (35 791 руб. + 28 195 руб. + 64 635 руб. + 10 649 руб. = 139 270 руб.) (материальное стимулирование за период с мая 2007 года по апрель 2008 года + 15% уральского коэффициента = 160 160 руб. 05 коп.: 12 = 13 346 руб. 71 коп.) = 39 693 руб. 22 коп. : 29,4 = 1 350 руб. 11 коп.. х 17 дней отпуска = 22 951 руб. 87 коп.), разница составляет 7 717 руб. 49 коп..(22 951 руб. 87 коп. - 15 234 руб. 38 коп.= 7 717 руб. 49 коп..).

За сентябрь-октябрь 2008 года, размер отпускных составляет – 18 818 руб. 60 коп. (л.д. 89 т.5), с учетом материального стимулирования, размер отпускных составляет 29 866 руб. 16 коп. (24 055 руб. 13 коп. ( денежное содержание для расчета отпуска л.д. 100 т.5) + (35 791 руб. + 28 195 руб. + 64 635 руб. + 10 649 руб. + 8 086 руб. = (размер материального стимулирования за период с сентября 2007 года по август 2008 года) = 147 356 руб. + 15 % уральского коэффициента= 169 459 руб. 40 коп : 12 = 14 121 руб. 62 коп.) = 38 176 руб. 75 коп. : 29,4 х 23 дня отпуска = 29 866 руб. 16 коп.). разница составляет 11 047 руб. 56 коп. (29 866 руб. 16 коп. - 18 818 руб. 60 коп..= 11 047 руб. 56 коп.).

За март 2009 года, размер отпускных составляет 20 310 руб. (л.д. 90 т.5), с учетом материального стимулирования, размер отпускных составляет 22 405 руб. 03 коп. ( 29 855 руб. 70 коп. (денежное содержание для расчета отпуска л.д. 100 т.5) + 3 079 руб. 70 коп. (10 649 руб. + 6 834 руб. + 5 540 руб. + 9 113 руб.) (размер материального стимулирования за период с марта 2008 года по февраль 2009 года)= 32 136 руб. + 15% уральского коэффициента = 36 956 руб. 64 коп. : 12= 3079 руб. 70 коп.) = 32 935 руб. 40 коп. :29,4 х 20 дней отпуска = 22 405 руб. 03 коп., разница составляет 2 095 руб. 03 коп. (22 405 руб. 03 коп. - 20 310 руб. = 2 095 руб. 03 коп.).

За декабрь 2009 года, размер отпускных – 20 296 руб. 07 коп. (л.д. 93 т.5), с учетом материального стимулирование размер отпускных составляет 21 839 руб. 96 коп. (29 835 руб. 22 коп. (денежное содержание для расчета отпуска л.д. 100 т.5) + 2 269 руб. 52 коп. (9 113 руб. + 4 241 руб. + 10 328 руб. = 23 682 руб.) (размер материального стимулирования за период с декабря 2008 года по ноябрь 2009 года)= 23 682 руб. + 15% уральского коэффициента = 27 234 руб. 30 коп. : 12 = 2 269 руб. 52 коп.)= 31 104 руб. 74 коп.: 29,4 х 20 дней отпуска = 21 839 руб. 96 коп.), разница составляет 1 543 руб. 89 коп. (21 839 руб. 96 коп. – 20 296 руб. 07 коп. = 1 543 руб. 89 коп.).

За июнь –июль 2010 года, размер отпускных составляет 18 985 руб. 22 коп. (л.д. 96 т. 5), с учетом материального стимулирования, размер отпускных составляет 21 005 руб. 47 коп. (29 377 руб. 13 коп. (денежное содержание для расчета отпуска л.д. 101 т.5), + 3 126 руб. 08 коп. (10 328 руб. + 13 476 руб. + 8 816 руб. = 32 620 руб. ) (размер материального стимулирования за период с июня 2009 года по май 2010 года) = 32 620 руб. Х 15% уральского коэффициента = 37 513 руб. : 12 = 3 126 руб. 08 коп.) = 32 503 руб. 21 коп. : 29,4 х 19 дней отпуска = 21 005 руб. 47 коп.). Разница составляет. = 2 020 руб. 25 коп. ( 21 005 руб. 47 коп.. – 18 985 руб. 22 коп.= 2 020 руб. 25 коп.).

За октябрь 2010 года, размер отпускных составляет – 21 292 руб. 66 коп. ( л.д. 37 т.1), с учетом материального стимулирования, размер отпускных составляет 23 980 руб. 51 коп. (29 809 руб. 73 коп. (денежное содержание для расчета отпуска л.д. 101 т.5) + 3 762 руб. 99 коп. (13 476 руб. + 8 816 руб. + 8 641 руб. + 8 333 руб. = 39 266 руб.) (размер материального стимулирования за период с октября 2009 года по сентябрь 2010 года) = 39 266 руб. + 15% уральского коэффициента = 45 155 руб. 90 коп. : 12 = 3 762 руб. 99 коп.)= 33 572 руб. 72 коп.. : 29, 21 день отпуска = 23 980 руб. 51 коп.). Разница составляет 2 687 руб. 85 коп.( 23 980 руб. 51 коп. – 21 292 руб. 66 коп. = 2 687 руб. 85 коп.).

За период с 23 мая 2011 года по 10 июня 2011 года – размер отпускных 20 359 руб. 95 коп. (л.д. 37 т.1), с учетом материального стимулирования, размер отпускных составляет 22 035 руб. 27 коп. (31 504 руб. 34 коп. (денежное содержание для расчета отпуска л.д. 232 т. 3) + 2 854 руб. 11 коп. (8 641 руб. + 8 333 руб. + 12 808 руб. = 29 782 руб.) (размер материального стимулирования за период с мая 2010 года по апрель 2011 года) = 29 782 руб. + 15 % уральского коэффициента = 32 249 руб. 30 коп. : 12 = 2 854 руб. 11 коп.) = 34 358 руб. 45 коп. : 29,4 х 19 дней отпуска = 22 204 руб. 44 коп.). разница составляет 1 675 руб. 32 коп. ( 22 035 руб. 27 коп. - 20 359 руб. 95 коп. = 1 675 руб. 32 коп.).

За период с 14 июня 2011 года по 16 июня 2011 года, размер отпускных составляет 3 214 руб. 80 коп. (л.д. 37 т.1), размер отпускных с учетом материального стимулирования составляет 3 505 руб. 72 коп. (31 502 руб. 02 коп. (л.д. 232 т.3- денежное содержание для расчета отпуска) + 2 854 руб. 11 коп.) (8 461 руб. + 8 333 руб. + 12 808 руб. = 29 782 руб.(размер материального стимулирования с июня 2010 года по май 2011 года) = 29 782 руб. + 15 % уральского коэффициента = 32 249 руб. 30 коп. : 12 = 2 854 руб. 11 коп.) = 34 356 руб. 13 коп. : 29,4 х 3 дня отпуска = 3 505 руб. 72 коп.), разница составляет 290 руб. 92 коп. (3 505 руб. 72 коп. - 3 214 руб. 80 коп. = 290 руб. 92 коп.).

За сентябрь –октябрь 2011 года, размер отпускных составляет – 19 411 руб. 53 коп. (л.д. 37 оборот т.1), размер отпускных с учетом материального стимулирования составляет 20 651 руб. 94 коп. (31 705 руб. 50 коп. (размер денежное содержание для расчета отпуска – л.д. 232 т.3) + = 2 026 руб. 01 коп. (8 333 руб. + 12 808 руб. = 21 141 руб. (материального стимулирования за период с сентября 2010 года по август 2011 года) = 21 141 руб. + 15% уральского коэффициента = 24 312 руб. 15 коп. : 12 = 2 026 руб. 01 коп.)= 33 731 руб. 51 коп. : 29,4 х18 дне й отпуска = 20 651 руб. 94 коп.). Разница составляет 1 240 руб. 41 коп. (20 651 руб. 94 коп. – – 19 411 руб. 53 коп. = 1 240 руб. 41 коп.).

За июнь 2012 года, размер отпускных составляет 12 797 руб. 11 коп. (л.д. 163 т.1), с учетом материального стимулирования, размер отпускных составляет 14 080 руб. 73 коп. (31 352 руб. 93 коп. (л.д. 232 т.3 - размер денежное содержание для расчета отпуска) + 3 144 руб. 87 коп. (9 442 руб. + 12 456 руб. + 10 918 руб. = 32 816 руб.) (размер материального стимулирования за период с июня 2011 года по май 2012 года ) = 32 816 руб. + 15 % уральского коэффициента =37 738 руб. 40 коп. : 12 = 3 144 руб. 87 коп.) = 34 497 руб. 80 коп. : 29,4 х 12 дней отпуска = 14 080 руб. 73 коп.). Разница составляет 1 283 руб. 62 коп. (14 080 руб. 73 коп.. – 12 797 руб. 11 коп. = 1 283 руб. 62 коп.).

За сентябрь 2012 года, размер отпускных составляет 30 228 руб. 30 коп. (л.д. 166 т.1), размер отпускных с учетом материального стимулирования составляет 34 663 руб. 65 коп. (31 739 руб. 71 коп. (размер денежное содержание для расчета отпуска – л.д. 232 т.3) + 4 657 руб. 12 коп. (9 422 руб. + 9 107 руб. + 13 119 руб. + 6 000 руб. + 10 918 руб. = 48 596 руб. (размер материального стимулирования за период с сентября 2011 года по август 2012 года ) =48 596 руб. + 15 % уральского коэффициента = 55 885 руб. 40 коп. : 12 = 4 657 руб. 12 коп.) = 36 396 руб. 83 коп. : 29.4 х 28 дней отпуска = 34 663 руб. 65 коп.), разница составляет 4 435 руб. 35 коп. (34 663 руб. 65 коп. - 30 228 руб. 30 коп. = 4 435 руб. 35 коп.).

За июнь 2013 года, размер отпускных составляет 19 838 руб. 39 коп. (л.д. 174 т.1), размер отпускных с учетом материального стимулирования составляет = 22 564 руб. 03 коп. (32 402 руб. 17 коп. размер денежное содержание для расчета отпуска – л.д. 232 т.3) + 4 452 руб. 42 коп. (10 918 руб. + 11 500 руб. + 14 011 руб. + 10 031 руб. = 46 460 руб. (размер материального стимулирования за период с июня 2012 года по май 2013 года) = 40 460 руб. + 15% уральского коэффициента = 53 429 руб. : 12 + 4 452 руб. 42 коп. ) = 36 854 руб. 59 коп.: 29,4 х 18 дней отпуска = 22 564 руб. 03 коп.). Разница составляет 2 725 руб. 64 коп. (22 564 руб. 03 коп. - 19 838 руб. 39 коп. = 2 725 руб. 64 коп.).

За октябрь 2013 года размер отпускных составляет 25 285 руб. 48 коп. (л.д. 178 т.1), размер отпускных с учетом материального стимулирования составляет 27 855 руб. 99 коп. (33 790 руб. 68 коп. (л.д. 233 т.3) + 3 435 руб. 05 коп. ( 14 011 руб. + 10031 руб.. + 428 руб. + 11374 руб. = 35 844 руб. (размер материального стимулирования за период с октября 2012 года по сентябрь 2013 года) = 35 844 руб. + 15% уральского коэффициента = 41 220 руб. 60 коп. : 12 = 3 435 руб. 05 коп.)= 37 225 руб. 73 коп. : 29,4 х 22 дня отпуска = 27 855 руб. 99 коп.). Разница составляет 2 570 руб. 51 коп (27 855 руб. 99 коп.- 25 285 руб. 48 коп. = 2 570 руб. 51 коп.).

За январь 2014 года, размер отпускных составляет – 22 022 руб. 91 коп. (л.д. 182 т.1), размер отпускных с учетом материального стимулирования составляет 23 718 руб. 97 коп. (33 220 руб. 14 коп. (л.д. 233 т.3) + 3 318 руб. 85 коп. ( 10 031 руб. + 428 руб. + 11 374 руб. + 13 842 руб. = 35 775 руб. (размер материального стимулирования за период с января 2013 года по декабрь 2014 года) = 35 675 руб. + 15% уральского коэффициента = 41 026 руб. 25 коп. : 12 = 3 418 руб. 85 коп.) = 36 701 руб. 99 коп. : 29,4 х 19 ней отпуска = 23 718 руб. 97 коп.). Разница составляет 1 696 руб. 06 коп. (23 718 руб. 97 коп.. - 22 022 руб. 91 коп. = 1 696 руб. 06 коп.).

За июнь 2014 года, размер отпускных составляет 25 191 руб. 87 коп. (л.д. 186 т.1), размер отпускных с учетом материального стимулирования составляет 26 273 руб. 01 коп. (35 289 руб. 57 коп. (л.д. 233 т.3) +1 367 руб. 54 коп. (428 руб. + 13 842 руб. = 14 270 руб. (размер материального стимулирования за период с июня 2013 года по май 2014 года) = 14 270 руб. + 15 % уральского районного коэффициента = 16 410 руб. 50 коп. : 12 = 1 367 руб. 54 коп.) = 36 657 руб. 11 коп. : 29,3 х 21 день отпуска = 26 273 руб. 01 коп.). Разница составляет 1 081 руб. 14 коп. (26 273 руб. 01 коп. – 25 191 руб. 87 коп. = 1 081 руб. 14 коп.).

За март –апрель 2015 года, размер отпускных составляет 19 946 руб. 23 коп. (л.д. 196 т.1), размер отпускных с учетом материального стимулирования составляет 25 155 руб. 20 коп. (32 468 руб. 03 коп. (л.д. 233 т.3) + 8 479 руб. 04 коп. (15 772 руб. + 21 000 руб. + 22 185 руб. + 29 520 руб. = 88 477 руб.) (размер материального стимулирования за период с марта 2014 года по февраль 2015 года) = 88 477 руб. + 15 % уральского районного коэффициента = 101 748 руб. 55 коп. : 12 = 8 479 руб. 04 коп.) = 40 947 руб. 07 коп. : 29,3 х 18 дней отпуска = 25 155 руб. 20 коп.). Разница составляет 5 208 руб. 97 коп. (25 155 руб. 20 коп. - 19 946 руб. 23 коп.= 5 208 руб. 97 коп.).

За август 2015 года - размер отпускных составляет 26 136 руб. 84 коп. (л.д. 200 т.1), размер отпускных с учетом материального стимулирования составляет 31 676 руб. 07 коп. (34 809 руб. 52 коп. (л.д. 233 т.3) + 7 377 руб. 25 коп. (22 185 руб. + 29 520 руб. + 14 456 руб. + 10 825 руб. = 76 986 руб.) (15 772 руб. + 21 000 руб. + 22 185 руб. + 29 520 руб. = 88 477 руб.) (размер материального стимулирования за период с августа 2014 года по июль 2015 года) = 76 986 руб. + 15 % уральского районного коэффициента = 88 533 руб. 90 коп. : 12 = 7 377 руб. 25 коп.) = 42 186 руб. 77 коп. : 29,3 х 22 дня отпуска = 31 676 руб. 07 коп.). Разница составляет 5 539 руб. 23 коп. (31 676 руб. 07 коп. – 26 136 руб. 84 коп.= 5 539 руб. 23 коп.).

За март-апрель 2016 года, размер отпускных составляет – 20 733 руб. 35 коп. (л.д. 208 т.1), размер отпускных с учетом материального стимулирования составляет 22 841 руб. 04 коп. (31 973 руб. 01 коп. (л.д. 233 т.3) + 3 250 руб. 28 коп. (14 456 руб. + 10 825 руб. + 8 635 руб. = 33 916 руб. (размер материального стимулирования за период с марта 2015 года по февраль 2016 года) = 33 916 руб. + 15 % уральского районного коэффициента = 39 003 руб. 40 коп. : 12 = 3 250 руб. 28 коп.) = 35 223 руб. 29 коп. : 29,3 х 19 дней отпуска = 22 841 руб. 04 коп.). Разница составляет 2 107 руб. 69 коп. (22 841 руб. 04 коп. – 20 733 руб. 35 коп.= 2 107 руб. 69 коп.).

За июль-август 2016 года, размер отпускных составляет – 25 345 руб. 48 коп. (л.д. 213 т.1), размер отпускных с учетом материального стимулирования составляет 27 675 руб. 03 коп.. (35 362 руб. 98 коп. (л.д. 233 т.3) + 3 250 руб. 28 коп.) (14 643 руб. +8 635 руб. = 23 278 руб. (размер материального стимулирования за период с июля 2015 года по июнь 2016 года) = 23 728 руб. + 15 % уральского районного коэффициента = 26 769 руб. 97 коп. : 12 = 3 250 руб. 28 коп.) = 38 613 руб. 26 коп. : 29,3 х 21 день отпуска = 27 675 руб. 03 коп.). Разница составляет 2 329 руб. 55 коп. (27 675 руб. 03 коп.. – 25 345 руб. 48 коп. = 2 329 руб. 55 коп.).

За период с 27 февраля 2017 года по 18 марта 2017 года - размер отпускных составляет – 22 986 руб. 07 коп. (л.д. 220 т.1), размер отпускных с учетом материального стимулирования составляет 25 999 руб. 45 коп. (35 446 руб. 93 коп. (л.д. 233 т.3) + 4 646 руб. 96 коп. (12 314 руб. + 6 761 руб. + 9 115 руб. + 20 300 руб. = 48 490 руб. (размер материального стимулирования за период с февраля 2016 года по январь 2017 года) = 48 490 руб. 15 % уральского районного коэффициента = 55 763 руб. 50 коп. : 12 = 4 646 руб. 96 коп.) = 40 093 руб. 89 коп. : 29,3 х 19 дней отпуска = 25 999 руб. 45 коп.). Разница составляет 3 013 руб. 38 коп. (25 999 руб. 45 коп. – 22 986 руб. 07 коп. = 3 013 руб. 38 коп.).

За период с 13 июня 2017 года по 03 июля 2017 года- размер отпускных составляет – 25 387 руб. 69 коп. (л.д. 223 т.1), размер отпускных с учетом материального стимулирования составляет 29 628 руб. 40 коп. (35 421 руб. 92 коп. (л.д. 233 т.3) + 5 916 руб. 75 коп. (12 314 руб. + 6 761 руб. + 9 115 руб. + 20 300 руб. + 13 250 руб. = 61 740 руб. (размер материального стимулирования за период с июня 2016 года по май 2017 года) = 48 490 руб. 15 % уральского районного коэффициента = 71 001 руб. : 12 = 5 916 руб. 75 коп..) = 41 338 руб. 67 коп. : 29,3 х 21 день отпуска = 29 628 руб. 40 коп.). Разница составляет 4 240 руб. 71 коп. (29 628 руб. 40 коп.. – 25 387 руб. 69 коп = 4 240 руб. 71 коп.).

За период с 26 марта 2018 года по 06 апреля 2018 года, размер отпускных составляет 14 896 руб. 80 коп. (л.д. 233 т.1), размер отпускных с учетом материального стимулирования составляет 16 661 руб. 63 коп. (36 373 руб. 06 коп. (л.д. 112 т.1) + 4 309 руб. 24 коп. (13 250 руб. + 10 176 руб. + 8 980 руб. + 12 560 руб. = 44 966 руб. (размер материального стимулирования за период с марта 2017 года по февраль 2018 года) + 15% уральского коэффициента = 51 710 руб. 90 коп. : 12 = 4 309 руб. 24 коп.) = 40 682 руб. 30 коп. : 29,3 х 12 дней отпуска = 16 661 руб. 63 коп.). Разница составляет 1 764 руб. 83 коп. (16 661 руб. 63 коп. – 14 896 руб. 80 коп. = 1 764 руб. 83 коп.)

За период с 09 июля 2018 года по 17 июля 2018 года, размер отпускных составляет 24 167 руб. 62 коп. (л.д. 236 т.1), с учетом материального стимулирования составляет 27 401 руб. 68 коп. (37 269 руб. 11 коп. (л.д. 110 т.1) + 4 987 руб. 17 коп. (8 980 руб. + 12 560 руб. + 14 000 руб. + 16 500 руб. = 52 040 руб.) (размер материального стимулирования за период с июля 2017 года по июнь 2018 года ) + 15% уральского коэффициента = 59 846 руб. : 12 = 4 987 руб. 17 коп.) = 42 256 руб. 28 коп. : 29,3 х 19 дней отпуска = 27 401 руб. 68 коп.). Разница составляет 3 234 руб. 06 коп. (27 401 руб. 68 коп. – 24 167 руб. 62 коп.= 3 234 руб. 06 коп.)

Всего: 7 717 руб. 49 коп. + 11 047 руб. 56 коп. + 2 095 руб. 03 коп. + 1 543 руб. 89 коп. + 2 020 руб. 25 коп. + 2 687 руб. 85 коп. + 1 675 руб. 32 коп. + 290 руб. 92 коп. + 1 240 руб. 41 коп. + 1 283 руб. 62 коп. + 4 435 руб. 35 коп. + 2 725 руб. 64 коп. + 2 570 руб. 51 коп. + 1 696 руб. 06 коп. +1 081 руб. 14 коп. + 5 208 руб. 97 коп. + 5 539 руб. 23 коп. + 2 107 руб. 69 коп. + 2 329 руб. 55 коп. + 3 013 руб. 38 коп. + 4 240 руб. 71 коп. + 1 764 руб. 83 коп. + 3 234 руб. 06 коп. = 71 549 руб. 46 коп.

Таким образом, за период с 2007 по 2018 года, истцу Сукманову А.А. при расчете и выплате отпускных не выплачены отпускные в размере 71 549 руб. 46 коп. без учета 13 % НДФЛ (разница между выплаченными отпускными и расчетом отпускных с учетом материального стимулирования).

Согласно материалам дела, Сукманову А.А. начислена при увольнении 24 октября 2018 года, компенсация за отпуск в размере 11 484 руб. 81 коп. (л.д. 240 т.1). Факт получения компенсации за отпуск согласно расчетному листку, истцом не оспаривался.

С учетом материального стимулирования, размер компенсации за отпуск составляет 13 223 руб. 30 коп. (37 389 руб. 28 коп. + 5 659 руб. 92 коп. (12 560 руб. + 14 000 руб. + 16 500 руб. + 16 000 руб. = 59 060 руб. (размер материального стимулирования за период с октября 2017 года по сентябрь 2018 года) + 15% уральского районного коэффициента = 67 919 руб. : 12 = 5 659 руб. 92 коп.) = 43 049 руб. 20 коп. : 29,3 х 9 дней = 13 223 руб. 30 коп.). Разница составляет 1 738 руб. 49 коп. (13 223 руб. 30 коп. – 11 484 руб. 81 коп. = 1 738 руб. 49 коп.).

Вместе с тем, ответчиком в лице представителей Челябинской таможни заявлено письменное ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности за период с 2007 по 2017 года включительно по требованиям о взыскании задолженности по выплате отпускных, за период с 2012 года по 2015 года – по требованиям о взыскании задолженности по заработной плате за переработанные часы за пределами установленной продолжительности рабочего времени.

Согласно ст. 392 Трудового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

В силу ч. 2 ст. 392 ТК РФ (в редакции Федеральным законом от 03.07.2016 N 272-ФЗ – вступившие в силу с 03 октября 2016 года), за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

В соответствии со статьей 199 Гражданского кодекса РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Истцом не оспаривалось получение ежемесячно денежного содержания, а так же расчетных листков за период с февраля 2011 года по август 2018 года по денежному содержанию, в которых отражены составные части денежного содержания, отражены выплаты причитающиеся истцу в спорный период за каждый месяц, в том числе, в расчетных листках указан размер материального стимулирования, размер оклада. Так же истцом не оспаривался факт ежемесячного получения выплат, причитающихся истцу за работу.

Согласно части 10 ст. 46 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее, чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска.

Истец обратился в суд с настоящим иском 23 ноября 2018 года (л.д. 5 т.1).

Исходя из предмета иска и положения ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса РФ о нарушении своего права на получение повышенной оплаты за работу истец Сукманов А.А. должен был узнать в момент получения расчетных листов о составных денежного содержания за каждый месяц, а также самого денежного содержания. Согласно пунктам 19.2, 19.3 служебного распорядка, федеральных государственных гражданских служащих Челябинской таможни (действовавших в спорные периоды) с учетом положений ст. 136 ТК РФ, денежное содержание гражданским служащим выплачивается два раза в месяц: аванс за текущий месяц -16 числа текущего месяца, окончательный расчет за текущий месяц -1 числа каждого месяца (л.д. 5, 14 т.3).

Таким образом, получая ежемесячное денежное содержание, ежемесячные поощрения, премии, материальное стимулирование, в период с 01 января 2007 года по 31 декабря 2017 года, а так же в период с 29 октября 2012 года по 30 ноября 2015 года, истец знал и должен был знать с момента получения отпускных в указанный период, денежного содержания, оклада, о том, что ему при выплате отпускных не был учтен размер материального стимулирования, а так же о том, что ему не выплатили по мнению истца денежное содержание за сверхурочную работу. Срок обращения в суд с требованием о взыскании задолженности по отпускным, должен исчисляться отдельно по каждому месяцу спорного периода, когда истец находился в отпуске, получал денежное содержание за каждый отработанный им месяц. Соответственно, с учетом установленных ответчиком сроков отпускных, ежемесячной оплаты денежного содержания, по требованиям о взыскании задолженности по отпускным за период с 01 января 2007 года по 31 декабря 2017 года в размере 66 550 руб. 57 коп., а так же задолженности по заработной плате за переработанные часы за пределами установленной продолжительности рабочего времени за период с 29 октября 2012 года по 30 ноября 2015 года в размере 130 964 руб. 75 коп., срок для обращения в суд, установленный ст. 392 ТК РФ, пропущен.

Вопреки утверждению истца, доказательств уважительности пропуска срока не представлено, в связи с чем, в силу ст. 112 ГПК РФ, оснований для восстановления истцу срока для обращения в суд с иском о взыскании задолженности по отпускным за период с 2007 по 2017 год включительно, а так же взыскании задолженности по заработной плате за переработанные часы за пределами установленной продолжительности рабочего времени за период с 29 октября 2012 года по 30 ноября 2015 года у суда не имеется, ходатайство о восстановлении срока не подлежат удовлетворению.

С учетом того, что истцом пропущен срок для обращения в суд по требованиям о взыскании задолженности по отпускным за период с 2007 по 2017 год включительно, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность по отпускным за 2018 год в размере 4 998 руб. 89 коп., задолженность по выплате компенсации за отпуск при увольнении в размере 1 738 руб. 49 коп. В остальной части, требования истца о взыскании с ответчика задолженности по выплате по выплате отпускных, компенсации за отпуск при увольнении за период с 2007 по 2018 года в размере 238 080 руб. 45 коп., не подлежат удовлетворению.

Статья 3 Трудового кодекса РФ, распространяющаяся на правоотношения в области гражданской службы, предусматривает, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

Таким образом, под дискриминацией в сфере труда по смыслу ст. 3 ТК РФ во взаимосвязи со ст. 1 Конвенции Международной организации труда 1958 года N 111 относительно дискриминации в области труда и занятий следует понимать различие, исключение или предпочтение, имеющее своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей в осуществлении трудовых прав и свобод или получение каких-либо преимуществ в зависимости от любых обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (в том числе не перечисленных в указанной статье Трудового кодекса Российской Федерации), помимо определяемых свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловленных особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Таким образом, для установления дискриминации со стороны работодателя в отношении конкретного работника юридически значимыми являются обстоятельства установления какого бы то ни было прямого или косвенного ограничения прав или установления прямых или косвенных преимуществ при осуществлении трудовых (служебных) функций в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Допустимых доказательств подтверждающих, что иным гражданским служащим работавшим у ответчика, в спорный период выплачивались отпускные исходя из включения в размер денежного содержания средств материального стимулирования, суду не представлено, как и не представлено доказательств дискриминации ответчиком прав истца в части оплаты труда.

Разрешая требования истца о взыскании процентов за задержку выплаты отпускных, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 236 ТК РФ предусмотрено, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Истец просит взыскать компенсацию за задержку выплат по отпускным, компенсации за отпуск при увольнении за период с 03 февраля 2008 года по 18 февраля 2019 года в размере 161 324 руб. 25 коп., (л.д. 230-244 т.4).

Указанный расчет судом проверен. Поскольку требования истца удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация за задержку выплаты отпускных, компенсации за отпуск при увольнении за период с 16 февраля 2018 года по 18 февраля 2019 года в размере 699 руб. 61 коп. (

За отпуск с 26 марта 2018 года по 06 апреля 2018 года – 1 535 руб. 40 коп. (1 764 руб. 83 коп. – 13% НФДЛ = 1 535 руб. 40 коп.), за период с 16 февраля 2018 года по 18 февраля 2019 года размер компенсации за задержку выплат составит 279 руб. 67 коп. ( 16 февраля 2018 года по 25 марта 2018 года - 29 руб. 17 коп. (1 535 руб. 40 коп.. х 38 х 1/150 х 7,50% = 29 руб. 17 коп..), с 26 марта 2018 года по 16 сентября 2018 года – 129 руб. 87 коп. (1 535 руб. 40 коп.. х 175 х 1/150 х 7,25% = 129 руб. 87 коп.), с 17 сентября 2018 года по 16 декабря 2018 года – 69 руб. 86 коп. (1 535 руб. 40 коп.. х 91 х 1/150 х 7,50% = 69 руб. 86 коп., с 17 декабря 2018 года по 18 февраля 2019 года – 50 руб. 77 коп. (1 535 руб. 40 коп.. х 64 х 1/150 х 7,75% = 50 руб. 77 коп.), итого: 279 руб. 67 коп.). За отпуск за период с 09 июля 2018 года по 17 июля 2018 года – 2 813 руб. 63 коп. (3 234 руб. 06 коп. -13% НФДЛ = 2 813 руб. 63 коп.), за период с 29 июня 2018 года по 18 февраля 2019 года, размер компенсации за задержку выплат составит 329 руб. 85 коп. (с 29 июня 2018 года по 16 сентября 2018 года – 108 руб. 79 коп. (2 813 руб. 63 коп. Х 80 х 1/150 х 7,25% = 108 руб. 79 коп.), с 17 сентября 2018 года по по 16 декабря 2018 года –128 руб. 02 коп. (2 813 руб. 63 коп. Х 91 х 1/150 х 7,5% = 128 руб. 02 коп.), с 17 декабря 2018 года по 18 февраля 2019 года – 93 руб. 04 коп. (2 813 руб. 63 коп. Х 64 х 1/150 х 7,75% = 93 руб. 04 коп.), итого 329 руб. 85 коп.).

Компенсации за отпуск при увольнении – 1512 руб. 49 коп. 91 738 руб. 49 коп. – 13% НФДЛ = 1512 руб. 49 коп.), за период с 25 октября 2018 года по 18 февраля 2019 года размер компенсации за задержку выплат составит 90 руб. 09 коп. (с 25 октября 2018 года по 16 декабря 2018 года - 40 руб. 08 коп. (1512 руб. 49 коп. Х 53 х 1/150 х 7,5% = 40 руб. 08 коп.), за период с 17 декабря 2018 года по 18 февраля 2019 года – 50 руб. 01 коп. (1512 руб. 49 коп. Х 64 х 1/150 х 7,75% = 50 руб. 01 коп.), итого: 90 руб. 09 коп.). Итого: 279 руб. 67 коп. + 329 руб. 85 коп. + 90 руб. -9 коп. = 699 руб. 61 коп. В остальной части требования истца о взыскании с ответчика компенсации за задержку выплат за период с 03 февраля 2008 года по 18 февраля 2019 года в размере 160 624 руб. 64 коп., не подлежат удовлетворению.

Поскольку истцу отказано в удовлетворении требований о взыскании задолженности по заработной плате за переработанные часы за пределами установленной продолжительности рабочего времени в размере 130 964 руб. 75 коп., в силу ст. 236 ТК РФ, оснований для взыскания компенсации за задержку выплат по задолженности заработной плате за переработанные часы за пределами установленной продолжительности рабочего времени за период с 01 января 2013 года по 18 февраля 2019 года в размере 91 147 руб. 03 коп. (л.д. 245-246 т.4), у суда не имеется, требования истца в данной части, так же не подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

Суд, принимая конкретные обстоятельства дела, нарушение допущенные ответчиком при невыплате истцу в полном объеме отпускных, компенсации за отпуск при увольнении, учитывая нравственные страдания истца, материальное положение истца, руководствуясь принципом разумности и справедливости, считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб., в части компенсации морального вреда в размере 295 000 руб., отказать.

На основании ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 700 руб. (300 руб. за требование о компенсации морального вреда, 400 руб. за требование о взыскании денежных средств).

Руководствуясь ст.ст.12, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Исковые требования Сукманова А. А. удовлетворить частично.

Взыскать с Челябинской таможни в пользу Сукманова А. А. задолженность по выплате отпускных за 2018 год в размере 4 998 руб. 89 коп., задолженности по выплате компенсации за отпуск при увольнении в размере 1 738 руб. 49 коп., компенсации за задержку выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 699 руб. 61 коп., компенсация морального вреда в размере 5 000 руб., всего взыскать 12 436 руб. 99 коп.

В удовлетворении остальной части исковых требований Сукманова А. А. к Челябинской таможне о взыскании задолженности по выплате отпускных, компенсации за отпуск при увольнении за период с 2007 по 2018 года в размере 238 080 руб. 45 коп., задолженности по заработной плате за переработанные часы за пределами установленной продолжительности рабочего времени в размере 130 964 руб. 75 коп., компенсации за задержку выплат по выплате отпускных, компенсации за отпуск при увольнении за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 160 624 руб. 64 коп., компенсации за задержку выплат по задолженности заработной плате за переработанные часы за пределами установленной продолжительности рабочего времени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 91 147 руб. 03 коп., компенсации морального вреда в размере 295 000 руб., отказать.

Взыскать с Челябинской таможни в доход местного бюджета госпошлину в размере 700 руб.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца с момента составления решения в окончательной форме, через суд, вынесший решение.

Председательствующий Т.Ю. Орехова