ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5698/2015 от 04.12.2015 Чеховского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«04» декабря 2015года. г. Чехов Московской области

Чеховский городской суд Московской области в составе: Председательствующего судьи Василевича В.Л.

при секретаре Перепелкиной Д.Е.

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-5698/2015 по исковому заявлению ФИО1 к Администрации Чеховского муниципального района Московской области об устранении нарушений прав собственника земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд к ответчику с исковыми требованиями: признать измененным вид разрешенного использования земельного участка общей площадью 1157 кв.м, с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> с «для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства» на «предпринимательство»; обязать Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости изменения в сведения о земельном участке общей площадью 1157 кв.м, с кадастровым номером расположенном по адресу: <адрес> изменив вид разрешенного использования данного земельного участка с «для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства» на «предпринимательство».

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал и просил удовлетворить в полном объеме. Пояснил, что ФИО1 начал процедуру изменения земельного участка, снес дом, подготовил градостроительный план и обратился в Администрацию. Однако там ему отказали в изменении разрешенного вида использования, в связи с чем он был вынужден обратится в суд с заявленными требованиями, поскольку расположение земельного участка, позволяет осуществлять на нем предпринимательскую деятельность.

Ответчик- представитель Администрации Чеховского муниципального района Московской области в судебном заседании не согласился с исковыми требованиями, обосновав свою позицию тем, что нет письменных подтверждений обращения истца к ним.

Третье лицо – представитель ФФГБУ «ФКП Росреесрта» по Московской области в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом был извещены о месте и времени рассмотрения дела, сведений об уважительности неявки суду не предоставил.

При таких обстоятельствах суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного 3-его лица.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что истцу - ФИО1 на основании договора купли-продажи земельного участка с жилым домом от ДД.ММ.ГГГГ года на праве собственности принадлежит земельный участок категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь 1157 кв.м, адрес (местонахождение): <адрес>, кадастровый (л.д.8-9,10).

Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано в установлено порядке Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ(л.д.11).

В ДД.ММ.ГГГГ истец принял решение об изменении вида разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка с целью строительства на нем магазина и офисных помещений.

Однако в администрации Чеховского муниципального района ему пояснили, что изменение вида разрешенного использования невозможно, поскольку на участке возведен жилой дом, а совмещение различных основных видов разрешенного использования в отношении одного земельного участка невозможно. Также пояснили, что при разделе земельного участка, ни один из образованных земельных участков не позволит использовать его по выбранному виду разрешенного использования.

В ДД.ММ.ГГГГ года истец осуществил снос принадлежащего ему жилого дома и обратился в администрацию Чеховского муниципального района с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, однако обращение у него не приняли, пояснив, что к нему должен быть приложен экземпляр печатного издания средства массовой информации, содержащий уведомление о намерении изменить вид разрешенного использования земельного участка и рекомендовали выбрать вид разрешенного использования по новому классификатору, при этом, реквизитов такого классификатора не сообщили.

В ДД.ММ.ГГГГ года в силу вступил Приказ Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 г. № 540, которым утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.

В связи с изложенными обстоятельствами, ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратился в администрацию Чеховского муниципального района с заявлением об изменении вида разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка на вид «предпринимательство», соответствующий коду 4.0 классификатора. Однако в приеме обращения истцу повторно было отказано. Как пояснили в администрации Чеховского муниципального района, изменение вида разрешенного использования земельного участка с ДД.ММ.ГГГГ является государственной услугой, исполняемой администрацией в качестве делегированного государственного полномочия на основании Закона Московской области и, поскольку в соответствии с Генеральным планом города Чехова земельный участок отнесен к зоне существующей индивидуальной жилой застройки - строительство на нем объектов предпринимательства не предусмотрено. Правила землепользования и застройки в г. Чехове не утверждены, в связи с чем, изменить вид разрешенного использования земельного участка на основании решения собственника без административных процедур - невозможно.

В силу п 1.ст.3 ГК РФ Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов

В соответствии с п.1,2 ст. 209 ГК РФ Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

В силу п.1 ст.263 ГК РФ, гражданское законодательств требует от собственника земельного участка соблюдения строительных норм и правил

Предоставляя собственнику земельного участка право возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам, пункт 1 статьи 263 ГК Российской Федерации одновременно обязывает его соблюдать помимо градостроительных и строительных норм и правил требования пункта 2 статьи 260 данного Кодекса об использовании земельного участка в соответствии с его целевым назначением.

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ, виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Одним из принципов, на которых основывается Земельный кодекс Российской Федерации и иные акты земельного законодательства, является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Одновременно в земельном законодательстве сохранен принцип целевого использования земельного участка. В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ Земли различных категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.Согласно статье 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к определенным территориальным зонам, в частности к общественно-деловым, которые предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам. С учетом того, что Земельный кодекс РФ и Градостроительный кодекс РФ позволяют включать в состав жилых зон зоны, занятые объектами культурно-бытового и иного назначения, возникают практически идентичные правовые режимы земельных участков, входящих в общественноделовые зоны. В городском поселении Чехов правила землепользования и застройки не утверждались, в связи с чем, мое обращение должно быть принято и рассмотрено в соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» с учетом положений частей 3-10 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ. В тоже время необходимо отметить, что в соответствии с проектом правил землепользования и застройки, размещенным на официальном сайте Совета депутатов города Чехова, для зоны существующей индивидуальной жилищной застройки, в том числе предусмотрены следующие виды разрешенного использования: торговые объекты (магазины товаров повседневного обслуживания, магазины по продаже цветов и другой садоводческой продукции, магазины по продаже художественных и сувенирных изделий); иные объекты коммерческого, торгового, социально-культурного, коммунально-бытового назначения (без нарушения прав и законных интересов других граждан, а также требований, которым должно отвечать жилое помещение). Полномочиями на принятие решения по заявлению истца, в соответствии с указанной нормой закона, а также в соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 2 Закона Московской области от 24.07.2014 г. № 107/2014-03, наделена администрация Чеховского муниципального района, поскольку реализация полномочий по принятию решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка осуществляется администрацией муниципального района при наличии, согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области. В соответствии со ст. 3 указанного закона Московской области, органы местного самоуправления наделены полномочиями принимать муниципальные правовые акты по вопросам реализации переданных полномочий, включая административные регламенты. Порядок и сроки направления на согласование заявления об изменении вида разрешенного использования установлены Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 13.03.2015 г. № 12ВР-365 (пункт 1/5). Порядок совершения администрацией Чеховского муниципального района административных действий при рассмотрении обращений об изменении вида разрешенного использования земельного участка, а также сроки его рассмотрения установлен постановлением администрации Чеховского муниципального района Московской области от 29.06.2012 г. № 775/20-2. В соответствии со статьями, 9, 10, 12 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ обращение гражданина подлежит обязательному рассмотрению по существу в срок, не превышающий тридцати дней. В соответствии с Законом «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», и Положением о публичных слушаниях в Чеховском муниципальном районе, утвержденным Решением Совета депутатов Чеховского муниципального района от 27.03.2015 № 19/3, администрация Чеховского муниципального района была обязана провести публичные слушания, для чего решение о проведении публичных слушаний должно было быть принято не позднее 15 дней с даты регистрации обращения истца и опубликовано администрацией Чеховского муниципального района, как организатором публичных слушаний, совместно с проектом акта об изменении вида разрешенного использования земельного участка не менее чем за 14 дней до проведения слушаний.С учетом того, что оснований для отказа в согласовании акта об изменении вида разрешенного использования земельного участка у Министерства имущественных отношений Московской области не было бы. Оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, предусмотренных постановлением администрации Чеховского муниципального района Московской области от 29.06.2012 г. № 775/20-2 не имелось, поскольку истец является собственником земельного участка и представил все, предусмотренные административным регламентом, для изменения вида разрешенного использования документы. А положением о публичных слушаниях в Чеховском муниципальном районе установлено, что мнение жителей Чеховского муниципального района, выявленное в ходе публичных слушаний, носит для органов местного самоуправления рекомендательных характер (п. 1.7). Суд считает, что результатом предоставления администрацией Чеховского муниципального района муниципальной услуги по изменению вида разрешенного использования земельного участка истца должно было быть издание акта об изменении вида разрешенного использования и, в соответствии с пунктом 12 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 г. № 618, направление его в порядке межведомственного взаимодействия в орган государственного кадастрового учета для внесения изменений в сведения о земельном участке.

Учитывая, что данный акт издан не был, несмотря на принятия ФИО1 соответствующего решения о выборе вида разрешенного использования и внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости, суд считает возможным в судебном порядке признать изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка с «для индивидуального жилищного строительства» на «предпринимательство», поскольку истцу незаконно созданы препятствия для реализации предусмотренных статьей 7 Земельного кодекса прав на принадлежащий ему земельный участок, а задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан(ст.2 ГПК РФ)

Действия(бездействие) администрации Чеховского муниципального района существенно нарушает нормы, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ, статьей 6 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Решением Совета депутатов Чеховского муниципального района от 27.03.2015 № 19/3, постановлением администрации Чеховского муниципального района Московской области от 29.06.2012 г. № 775/20-2,. а также статье 39 Градостроительного кодекса РФ,

На основании изложенного, в соответствии со ст. 12, 209, 260, 263 ГК РФ, ст. 7, 85 ЗК РФ, ст. ст.2,194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 - удовлетворить.

Признать измененным вид разрешенного использования земельного участка общей площадью 1157 кв.м, с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ расположенного по адресу: <адрес>, с «для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства» на «предпринимательство».

Обязать Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости изменения в сведения о земельном участке общей площадью 1157 кв.м, с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ расположенном по адресу: <адрес> изменив вид разрешенного использования данного земельного участка с «для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства» на «предпринимательство».

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Московский областной суд через Чеховский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения суда.

Председательствующий: В.Л.Василевич

Мотивированное решение составлено 04 декабря 2015г.