Дело № 2-569/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Жирновск 10 июля 2014 года
Жирновский районный суд Волгоградской области
В составе председательствующего судьи Суппес Г.В.
Единолично,
при секретаре Бондаренко И.Н.
с участием истца ФИО1,
представителя органа опеки и попечительства Жирновского муниципального района Волгоградской области - по доверенности ФИО2
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 к Министерству образования и науки Волгоградской области об оспаривании решения государственного органа об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным заявлением, указав, что является сиротой, так как ДД.ММ.ГГГГ умерла её мать-ФИО6, а ДД.ММ.ГГГГ в связи с вступлением в законную силу решения Жирновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску органа опеки и попечительства в интересах ФИО3, Ильи В. к ФИО4, её отец - ФИО4 был лишен в отношении неё родительских прав.
В настоящее время она не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 подала в орган опеки и попечительства Жирновского муниципального района Волгоградской области заявление о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ министерства образования и науки Волгоградской области, ей было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в связи с тем, что она не относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигла возраста 23 лет.
Принятое решение считает незаконным и необоснованным, нарушающим её право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью.
До марта 2014 года ФИО1 было известно о том, что она как лицо из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей вправе подать заявление о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Уведомление от органа опеки и попечительства о возможности включения в указанный список она не получала.
В связи с этим в установленный законом срок (до достижения 23 лет) она не была включена в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по уважительной причине - вследствие ненадлежащего исполнения органом опеки и попечительства своих обязанностей.
Просит решение министерства образования и науки Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным и обязать министерство образования и науки Волгоградской области включить её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица министерства образования и науки Волгоградской области - по доверенности ФИО5 с заявленными требованиями не согласна, представила возражение, указав, что требования ФИО1 являются незаконными и необоснованными, объяснив это тем, что в марте 2014 года в министерство образования и науки Волгоградской области поступили документы и заключение органа опеки и попечительства Жирновского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе во включении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, утратившей статус «лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей», в список нуждающихся в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Волгоградской области по договору найма специализированного жилого помещения. Данное заключение носит рекомендательный характер, так как принятие решения о включении в список или отказе во включении в список относятся к полномочиям министерства образования и науки волгоградской области.
В соответствии с действующим законодательством ФИО1 на момент обращения о включении в список утратила статус лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, по достижению возраста 23 года, то есть с ДД.ММ.ГГГГ года. Кроме того она не была признана нуждающейся в обеспечении жилым помещением по договорам социального найма до ДД.ММ.ГГГГ года, даты вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Приказом министерства образования и науки Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с тем, что она не относится к категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, так как достигла возраста 23 лет.
ФИО1 при условии признания ее нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях может повторно представить документы в органы опеки и попечительства в предусмотренном порядке и претендовать на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с действующим законодательством.
Просит отказать в удовлетворении заявленных требований ФИО1 в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Министерства образования и науки Волгоградской области - по доверенности ФИО5 в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель третьего лица органа опеки и попечительства - по доверенности ФИО2 суду пояснила, что в соответствии с заключением органа опеки и попечительства Жирновского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 относилась к числу лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, но по достижению двадцатитрехлетнего возраста данный статус ею утрачен. Мать, ФИО6, умерла ДД.ММ.ГГГГ года, отец ФИО4 решением Жирновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав в отношении дочери ФИО1
В настоящее время, ФИО7 проживает на съемном жилье <адрес>.
Согласно справке, выданной администрацией Алешниковского сельского поселения, ФИО1 была зарегистрирована по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, однако данное жилье не было приватизировано и принадлежало совхозу, который в настоящее время не осуществляет деятельность. С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зарегистрирована по адресу: <адрес> совершенно чужой женщины.
По информации, представленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, ФИО1 не обладает правом на объект недвижимого имущества.
Учитывая тот факт, что ФИО1 уже более 23 лет у неё отсутствует основание для включения в список нуждающихся в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Волгоградской области по договору найма специализированного жилого помещения.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает требования ФИО1 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1. ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ в ред. от 29.02.2012 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ч. 7 ст. 8). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 4 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 1 января 2013 года).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что ФИО1 является сиротой, так как ДД.ММ.ГГГГ умерла её мать-ФИО6, а отец - ФИО4 был лишен в отношении неё родительских прав ДД.ММ.ГГГГ по решению Жирновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ года. Согласно Постановления администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № над ФИО1 установлена опека по месту проживания опекуна в <адрес> и было закреплено право проживание в жилом доме по адресу: <адрес>.
ФИО1 была зарегистрирована по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, однако данное жилье не было приватизировано и принадлежало совхозу, который в настоящее время не осуществляет деятельность. ДД.ММ.ГГГГ на указанное жилое помещение был заключен договор доверительного управления с гр. ФИО8, срок договора - 5 лет.
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была зарегистрирована по адресу: <адрес> посторонних граждан. С июня 2014 года проживает в р.<адрес> на съмной квартире.
В настоящее время она не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ году ФИО1 обращалась к Руководителю приемной Президента РФ в Волгоградской области по вопросу предоставления ей жилого помещения, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Но в ответе на данное обращение пояснили, что постановлением администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № за ФИО1 закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>, что препятствует признанию её лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимся в обеспечении жильем. Согласно акту проверки жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ года, предоставленному отделом опеки и попечительства администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области, жилой дом находится в удовлетворительном состоянии, за его сохранностью следит доверительный управляющий, ФИО1 необходимо обратиться с письменным заявлением в отдел органа опеки и попечительства о ее возвращении, после чего договор доверительного управления будет немедленно расторгнут. Каких-либо препятствий для вселения ФИО1 в принадлежащий ей дом, не существует.
Однако, согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ года, выданной Администрацией Алешниковского сельского поселения о том, что жилой дом по адресу: <адрес>, закрепленный за ФИО1 на основании записи в похозяйственной книге принадлежит ООО «Алешниковское», которое в настоящее время ликвидировано. А также по указанному адресу, согласно договора доверительного управления от ДД.ММ.ГГГГ проживает семья Семидотченко.
ФИО1 неоднократно обращалась с устным заявлением в орган опеки и попечительства Жирновского муниципального района Волгоградской области о включении её в список детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, однако уведомление от органа опеки и попечительства о возможности включения в указанный список она не получала.
ДД.ММ.ГГГГ у ФИО7 родилась дочь, оная является матерью одиночкой.
В связи с этим в установленный законом срок (до достижения 23 лет) она не была включена в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по уважительной причине - вследствие ненадлежащего исполнения органом опеки и попечительства своих обязанностей.
Из указного следует, что в настоящее время ФИО1 нуждается в предоставлении ей жилого помещения, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При таких данных суд считает, что ФИО1 по уважительной причине пропустила срок для постановки ее на учет в единый список детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в жилом помещении.
Пропуск 23-х летнего возраста, с которым действовавшее до ДД.ММ.ГГГГ законодательство связывало право для обращения с требованием о предоставлении жилого помещения лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд полагает пропущенным по уважительной причине, поскольку ФИО1 неоднократно в устной форме обращалась в органы опеки и попечительства, к Президенту РФ по вопросу предоставления ей жилого помещения, не имея собственного жилья, но ей было отказано, а также по той причине, что ей стало известно о том, что она как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вправе подать заявление о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, только в марте 2014 года.
Кроме того, при принятии решения суд учитывает, что действующее законодательство, указанное выше, с ДД.ММ.ГГГГ не содержит ограничения 23-х летним возрастом права лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилого помещения, если данные лица не были им обеспечены.
Доводы представителя Министерства образования и науки Волгоградской области о пропуске установленный законом срок, суд не принимает во внимание по вышеизложенным обстоятельствам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.254-258, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1 к Министерству образования и науки Волгоградской области об оспаривании решения государственного органа об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями удовлетворить.
Решение Министерства образования и науки Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями признать незаконным.
Признать ФИО1, как лицо, относящееся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать министерство образования и науки Волгоградской области включить ФИО1 в список для получения жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца через Жирновский районный суд.
Судья Г.В.Суппес