мотивированное решение составлено 11.12.2017
гражданское дело № 2-569/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
п. Переяславка 06 декабря 2017 года
Суд района имени Лазо Хабаровского края в составе
председательствующего Горбачева А.В.,
с участием помощника прокурора
района имени Лазо Хабаровского края Примак А.С.,
представителя третьего лица Клочковой В.П.,
при секретаре Афанасьевой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора района имени Лазо Хабаровского края в интересах Российской Федерации к Министерству инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края об обязании произвести государственную регистрацию права собственности Хабаровского края на земельные участки с расположенными в них объектами недвижимого имущества осушительными мелиоративными системами «Святогорская», «Переяславские сады»,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор района имени Лазо Хабаровского края в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском об обязании: администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края в срок до 01.01.2018 направить в Управление Росреестра по Хабаровскому краю заявление о постановке на учет осушительных мелиоративных систем «Святогорская», Переяславские сады» в качестве бесхозяйных объектов; Правительства Хабаровского края в срок до 01.03.2019 зарегистрировать право собственности на осушительные мелиоративные системы «Святогорская», Переяславские сады».
В обоснование предъявленных требований указано, что прокуратурой района имени Лазо Хабаровского края проведена проверка в сфере использования мелиорационных систем на территории района имени Лазо, по результатам которой установлены следующие нарушения. Установлено, что администрацией района имени Лазо не приняты меры по признанию бесхозяйными осушительные мелиоративные системы, находящиеся на земельных участках межпоселенческой территории государственная собственность на которые не разграничена («Святогорская», «Переяславские сады»). Назначение вышеуказанных мелиоративных систем является водоотведение и защита земель сельскохозяйственного назначения от затопления. В составе гидромелиорации земель (статья 6 ФЗ от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель») мелиоративные системы подразделяются на оросительные и осушительные. Оросительные системы обеспечивают коренное улучшение засушливых земель, а осушительные системы – заболоченных и излишне увлажненных, состояние которых зависит от воздействия воды. В силу пункта 2.1 «Правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений» (утв. Минсельхозпромом РФ 26.05.1998) основными задачами эксплуатации осушительных систем сельскохозяйственного назначения являются: ликвидация избыточной увлажненности, создание и постоянное поддержание в корнеобитаемом слое почвы оптимально водно-воздушного режима, необходимого для получения высоких и устойчивых урожаев селькохозяйственных культур; создание и поддержание на осушительных землях нормальных условий для производительного использования сельскохозяйственной техники и транспортных средств; охрана и содержание в исправном состоянии всех элементов осушительных земель, контроля за мелиоративным состоянием осушенных земель и техническим состоянием осушительных систем и водоприемников; улучшение технического состояния и совершенствование осушительных систем в целях повышения эффективности использования осушенных угодий. Как показали погодные условия 2016 года, район имени Лазо подвержен агрометеорологическому явлению – переувлажнение почвы. В связи с чем, распоряжением Правительства Хабаровского края от 01.10.2016 № 769-рп с 01.10.2016 в границах района имени Лазо введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера. В силу статьи 2 Федерального закона от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель» мелиоративные системы – комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях. В соответствии со ст. 11 вышеуказанного закона к собственности субъектов Российской Федерации относятся государственные мелиорационные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения, не относящиеся к федеральной или муниципальной собственности, а также к собственности граждан (физических лиц) или юридических лиц. Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, мелиоративные системы не являются самостоятельным объектом недвижимости, а представляют собой неотъемлемую составную часть земельного участка. Согласно п. 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района. Бездействие администрации района по непринятию мер к признанию бесхозяйными осушительные мелиоративные системы «Святогорская», «Переяславские сады», приводит к неисполнению требований законодательства, возникновению чрезвычайной ситуации на территории района. Бездействие краевых органов по принятию в собственность мелиоративных систем, приводит к отсутствию контроля за работоспособностью и сохранностью систем как недвижимых объектов.
При рассмотрении дела прокурором района имени Лазо Хабаровского края представлено заявление о замене ненадлежащего ответчика Правительства Хабаровского края на надлежащего ответчика Министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края. От требований, предъявленных к администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края, прокурор отказался, просил привлечь администрацию муниципального района имени Лазо Хабаровского края к участию в деле в качестве третьего лица. Изменил предмет иска – просит обязать Министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края произвести государственную регистрацию права для принятия в собственность Хабаровского края объектов недвижимого имущества осушительных мелиоративных систем «Святогорская», «Переяславские сады».
Определением суда от 18.09.2017 принято изменение предмета иска. Произведена замена ненадлежащего ответчика Правительства Хабаровского края на надлежащего ответчика Министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края. Производство по делу в части требований, предъявленных к администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края, прекращено в связи с отказом истца от иска в данной части. Администрация муниципального района имени Лазо Хабаровского края привлечена к участию деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В ходе дальнейшего рассмотрения дела прокурором вновь изменен предмет иска, просит обязать Министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края произвести государственную регистрацию права собственности Хабаровского края на земельные участки с расположенными в них объектами недвижимого имущества осушительными мелиоративными системами «Святогорская», «Переяславские сады».
Определением суда от 07.11.2017 принято изменение предмета иска.
Ответчиком Министерством инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края на иск представлен отзыв, согласно которому просит в удовлетворении иска отказать, поскольку истцом не указано, какие интересы Российской Федерации, муниципального образования затронуты в связи с выявленными им нарушениями, неверно определён ответчик по исковому заявлению, истцом избран ненадлежащий способ защиты права. Кроме того, требование об обязании Министерства зарегистрировать право собственности на мелиоративные системы целиком противоречит доводам истца о том, что мелиоративные системы не являются самостоятельными объектами недвижимости и следуют судьбе земельного участка, неотъемлемой частью которого они являются. В случае удовлетворения исковых требований решение суда будет неисполнимым, поскольку Министерство не уполномочено регистрировать права на объекты недвижимого имущества. Истцом не приведены основания, по которым у Хабаровского края должно возникнуть право собственности на земельные участки, на которых расположены мелиоративные системы, в исковых требованиях отсутствуют сведения о земельных участках, позволяющие идентифицировать их в полной мере. Мелиоративные системы «Святогорская» и «Переяславские сады», земельные участки, на которых они находятся, в реестре государственной собственности не значатся, частью государственной мелиоративной системы не являются, правоустанавливающие документы на них у органов исполнительной власти Хабаровского края отсутствуют.
Третьим лицом Администрацией муниципального района имени Лазо Хабаровского края на иск представлен отзыв, в котором указывают, что с требованиями истца не согласны в полном объеме, поскольку мелиоративные системы, расположенные на территории муниципального района, находились ранее в пользовании сельскохозяйственных предприятий, которые впоследствии получили статус краевых государственных унитарных предприятий, и ни одна из мелиоративных систем не была передана в муниципальную собственность района. При реорганизации указанных предприятий, используемые земельные участки сельскохозяйственного назначения регистрировались в собственность Хабаровского края. Мелиоративные системы применяются для повышения плодородия почв, а не для предупреждения чрезвычайных ситуаций. Требование прокурора о постановке на учет мелиоративных систем в качестве бесхозного объекта, являются взаимоисключающими и не соответствуют требованиям законодательства.
Помощник прокурора Примак А.С. в судебном заседании предъявленные требования в окончательной редакции поддержала полностью, дала пояснения аналогичные изложенному в исковом заявлении.
Представитель третьего лица администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края Клочкова В.П., действующая по доверенности, предъявленные требования полагала не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве.
Ответчик Министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края, о времени и месте рассмотрения дела извещенный надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, об уважительных причинах неявки не сообщил, об отложении судебного разбирательства не просил, что в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) не препятствует рассмотрению дела по существу.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статье 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
В соответствии с положениями части 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания.
К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учёте порядке.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель» мелиорация земель осуществляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель» мелиорация земель определена как коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий; мелиоративные мероприятия – проектирование, строительство, эксплуатация и реконструкция мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание систем защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ; мелиоративные системы представляют собой комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях.
Из изложенного следует, что единственным назначением мелиоративной системы является улучшения качества и обслуживания земельного участка. Таким образом, поскольку спорные сооружения прочно связаны с землей, их перемещение без несоразмерного ущерба назначению невозможно, они не имеют самостоятельного функционального назначения, созданы исключительно в целях улучшения качества земель и обслуживают только земельный участок, на котором они расположены, они являются его неотъемлемой частью и в силу статьи 135 ГК РФ должны следовать судьбе этого земельного участка.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, отражённой в Обзоре судебной практики № 2 за 2016 год, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016, в случае, когда объект создан исключительно в целях улучшения качества и обслуживания земельного участка и не обладает самостоятельным функциональным назначением, он является неотъемлемой частью земельного участка и не может быть признан объектом недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации.
Следовательно, собственниками мелиоративных сооружений «Переяславские сады» и «Святогорская» являются собственники земельных участков, на которых они расположены, и для подтверждения данного факта дополнительной регистрации прав на указанные объекты не требуется.
Относительно принадлежности земельных участков, на которых расположены спорные мелиоративные системы, судом установлено следующее.
Согласно части 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить её в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии с частью 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ.
Статьёй 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлены основания государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в том числе земельные участки. В числе таких оснований межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утверждённая в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 7 части 2).
Статьёй 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определены требования к межевому плану, а именно указано, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8).
Следовательно, истцом в обоснование требований о необходимости регистрации земельных участков должны быть представлены доказательства того, что они не зарегистрированы за Хабаровским краем. При этом должны быть указаны точные координаты границ таких земельных участков в соответствии с требованиями статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Подобных доказательств истцом не представлено.
Из письма администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ № № следует, что 19 мелиоративных систем из 22 имеющихся на территории района имени Лазо Хабаровского края находятся на землях, являющихся собственностью Хабаровского края. Мелиоративные системы «Святогорская» и «Переяславские сады» расположены на межселенной территории района на землях, государственная собственность на которые не разграничена.
Как следует из информации, представленной Вяземским филиалом ФГБУ «Приммелиоводхоз» ДД.ММ.ГГГГ, на территории района имени Лазо Хабаровского края находится 22 мелиоративные системы, из них 4 системы находятся в муниципальной собственности («Святогорье», «Правобережная», «Переяславские сады» и «Чирки»), 18 мелиоративных систем находятся в краевой собственности.
Согласно статье 210 ГК РФ бремя содержания принадлежащего ему имущества несёт его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Следовательно, обязанность по содержанию соответствующих мелиоративных систем законодателем возложена на собственников соответствующих земельных участков либо иных владельцев, которые владеют земельными участками на ином вещном праве.
Согласно пункту 2 статьи 16 ЗК РФ разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с ЗК РФ и федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 ЗК РФ в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки: 1) которые признаны таковыми федеральными законами; 2) право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; 3) которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством; 4) которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.
В силу пункта 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, в соответствии с которым все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Между тем кадастровые планы и другие документы кадастрового учета земельных участков, на которых находятся, по мнению прокурора, мелиорационные системы «Святогорская» и «Переяславские сады», выделенные в установленном законом порядке, в материалах дела отсутствуют. Доказательства постановки на учет данных участков, основания для их выделения и существование их как самостоятельных объектов, а также доказательства регистрации прав других правообладателей на них в материалах дела также отсутствуют. Сведения об указанных обстоятельствах, оценка которых имеет значение для рассмотрения дела, в представленных истцом доказательствах не содержатся.
Исходя из приведённых обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что истцом в судебном заседании не доказано наличие необходимости в регистрации за Хабаровским краем права собственности на конкретные земельные участки, на которых расположены мелиоративные система «Святогорская» и «Переяславкие сады».
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения иска не имеется в виду его необоснованности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска прокурора района имени Лазо Хабаровского края в интересах Российской Федерации к Министерству инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края об обязании произвести государственную регистрацию права собственности Хабаровского края на земельные участки с расположенными в них объектами недвижимого имущества осушительными мелиоративными системами «Святогорская», «Переяславские сады» – отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через суд района имени Лазо Хабаровского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий подпись А.В. Горбачев
копия верна
Председательствующий А.В. Горбачев