ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-569/18 от 30.08.2018 Кугарчинского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2-569/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с. Исянгулово 30 августа 2018 года

Кугарчинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Ибрагимовой И.Р.

при секретаре Ильченбаевой А.Ю.,

с участием истца ФИО5, ее представителя ФИО6, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика ФИО7, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя отдела опеки и попечительства Зианчуринского района ФИО8, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО5 к администрации муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда,

установил:

ФИО5 обратилась в суд с вышеназванным иском мотивируя его тем, что ДД.ММ.ГГГГ в результате дорожно-транспортного происшествия погибли ее отец ФИО2 и мать ФИО3 Она в возрасте 13 лет осталась сиротой. До настоящего времени она не имеет своего жилья. Поскольку она в установленном порядке не была принята на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемых по договорам социального найма, как лицо из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принадлежащее ей право на обеспечение жилым помещением ею не реализовано, на нее распространяется действия положений ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Просит суд обязать администрацию муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда с заключением договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда.

В судебном заседании истец ФИО5 и ее представитель ФИО6 иск поддержали в полном объеме.

ФИО5 показала, что после смерти ее родителей осталось шестеро детей трое из которых (включая ее) были несовершеннолетние. До трагедии с ее родителями она обучалась в Республиканской художественной школе – интернат <адрес> БАССР. После похорон родителей она вернулась в школу-интернат и продолжила обучение до 1984 года. На время учебы она была временно зарегистрирована в школе – интернате. После окончания школы в 17 лет она пошла работать в художественное объединение «Агидель», где ей было временно предоставлено общежитие. В доме, где она проживала с родителями, в настоящее время проживает ее брат со своей семьей. В настоящее время она зарегистрирована по адресу <адрес><адрес>, <адрес> доме, принадлежащем ее дочери на праве собственности. Однако в данном доме она не проживает. Какое либо жилье в собственности ни она ни ее супруг не имеют, долгое время проживают на съемных квартирах. Также показала, что впервые обратилась с заявлением о предоставлении ей жилья в 2008 году в администрацию <адрес>. Ранее 2008 года с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся не обращалась, так как о льготах, распространяющихся на детей сирот, ей не было известно. В 2013 году на основании заявления ее включили в список очередников на улучшение жилищных условий по сельскому поселению Байдавлетовский сельсовет.

Представитель истца ФИО6 показал, что в данном случае имеется вина органа опеки и попечительства, который ненадлежащим образом исполнял свои обязанности по защите прав несовершеннолетнего. ФИО5 никто не разъяснял, что ей, как сироте, положено жилое помещение. Показал, что имеется судебная практика Корсаковского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по аналогичному спору, где заявленные истцом требования удовлетворены в полном объеме.

Представитель ответчика администрации муниципального района <адрес> РБ ФИО11 в судебном заседании иск не признала, суду пояснила, что дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей до достижения ими возраста 23 лет. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Представитель сектора опеки и попечительства администрации муниципального района Зианчуринский район РБ ФИО8 в судебном заседании оставила разрешение заявленных требований на усмотрение суда. Показала, что в архивных документах она не обнаружила сведения о ФИО9 В журнале учета подопечных несовершеннолетних за 1979-2013 года имеются сведения только о ее брате ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который передан под пеку старшей сестре.

Представитель третьего лица ГБОУ Республиканская художественная гимназия-интернат им. Давлекильдеева на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, в заявлении директор гимназии просил рассмотреть дело без их участия.

Суд, выслушав мнения сторон, изучив материалы дела, исследовав доказательства, приходит к следующему.

Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа был установлен в 1996 году с момента вступления в действие положений Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии со ст. 13 которого настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования, то есть ДД.ММ.ГГГГ.

Для предоставления жилья в порядке п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (либо ранее до ДД.ММ.ГГГГ в порядке п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР) необходимо наличие нескольких условий, главным и определяющим из которых является наличие у лица определенного статуса - ребенка-сироты или лица из их числа.

В силу п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР (действовавшего на дату выпуска истца из школы-интернат) гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям предоставляется вне очереди жилое помещение. Согласно ст. 33 ЖК РСФСР гражданин должен был быть включен в отдельный список граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), абзацу четвертому ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами Закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ в новой редакции (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

В связи с указанными изменениями, внесенными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

В соответствии с ч. 9 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Вместе с тем в силу ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ настоящий Закон вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует усматривать в контексте с п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как следует из материалов дела, ФИО5 родилась ДД.ММ.ГГГГ, в ее свидетельстве о рождении отцом записан ФИО2, матерью – ФИО3.

Согласно свидетельствам о смерти ФИО2 и ФИО3 умерли ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО4 и Кусербаева З. И. заключили брак ДД.ММ.ГГГГ и Кусербаева поменяла фамилию на ФИО10.

Согласно справке .... от ДД.ММ.ГГГГ, выданной директорой ГБОУ Республиканская художественная гимназия-интернат им. Давлекильдеева Кусербаева З.И. действительно обучалась в РСХШИ (ныне ГБОУ РХГИ им. ФИО13) с ДД.ММ.ГГГГ по 1984 года. Факт постановки Кусербаевой З.И. на учет как нуждающейся в жилом помещении отсутствует в связи с истекшим сроком архивного хранения личных дел обучающихся, которое составляет 3 года.

Согласно сведениям администрации муниципального района Зианчуринский район ФИО5 в списках детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не числится, по установлению над ней опеки никто не обращался.

В едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ сведения о правах на недвижимое имущество ФИО5 и ФИО12 отсутствуют.

Из справки администрации сельского поселения Байдавлетовский сельсовет муниципального района Зианчуринский район РБ .... от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО5 зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Ее семья состоит на учете по улучшению жилищных условий с 2013 года.

Согласно выписке из протокола комиссии по социально-гуманитарным вопросам Совета сельского поселения Байдавлетовский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 обратилась в администрацию сельского поселения с заявлением о постановке на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий.

Из ответа администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ также не следует, что ФИО5 обращалась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий именно как сирота.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 обратилась в администрацию муниципального района Зианчуринский район РБ с заявлением о предоставлении ей жилого помещения как нуждающейся в специализированном жилом помещении в рамках реализации мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Письмом администрации МР Зианчуринский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ.... в предоставлении жилья ей отказано, поскольку представленные документы не подтверждают ее право на данную социальную меру, она как сирота с заявлением о постановке на учет в администрацию района как нуждающейся в жилом помещении до 23 лет не обращалась.

Таким образом, установлено, что с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения для детей-сирот ФИО5 впервые обратилась в возрасте 50 лет. Из объяснений истца следует, что в органы опеки и попечительства, администрацию района по вопросам предоставления жилого помещения она обращалась устно в 2014 году. В настоящее время зарегистрирована по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, собственником которой являлся сначала ее гражданский муж ФИО14, а после его смерти их дочь ФИО15

По смыслу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истца лишь при наличии доказательств ее обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.

Однако установлено, что до достижения возраста 23 лет в уполномоченный орган с целью постановки на учет для получения во внеочередном порядке жилого помещения по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа» истец не обращалась. С заявлением о постановке на учет первый раз она обратилась к ответчику в апреле 2018 года.

В связи с чем, оснований для включения ФИО5 во внеочередной список у уполномоченного органа не имелось, поскольку на тот момент истице было 50 лет, право на внеочередное обеспечение жилой площадью она утратила.

Вопреки требованиям ст. ст. 56, 60 ГПК РФ ФИО5 не представлено доказательств наличия препятствий в обращении о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лица категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» до 23 лет.

При таких обстоятельствах администрация муниципального района Зианчуринский район РБ правомерно отказала истцу в постановке на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения, так как на момент обращения истица достигла возраста 50 лет.

Ссылка представителя истца на судебную практику по аналогичным спорам не может быть принята во внимание, поскольку при рассмотрении дел судом учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами.

Учитывая вышеизложенное, оценив в совокупности доказательства, собранные по делу, установленные по делу фактические обстоятельства, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований ФИО5

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО5 к администрации муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через Кугарчинский межрайонный суд РБ в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий И.Р. Ибрагимова