ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-569/20 от 20.08.2020 Буйнакского городского суда (Республика Дагестан)

Дело № 2-569/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 августа 2020 г. г. Буйнакск

Буйнакский городской суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего - судьи Омарова А.Р.,

при секретаре Манатовой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Арсланукаевой Салихат Багаутдиновны к администрации городского округа «город Буйнакск» о признании отказа в установлении ежемесячной доплаты к пенсии незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Арсланукаева С.Б. обратилась в суд с вышеуказанным иском к администрации городского округа «город Буйнакск» по тем основаниям, что

она, Арсланукаева Салихат Багаутдиновна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в 2020 году в соответствии с решением Собрания депутатов ГО «город Буйнакск» № 22/1 от 01.10.2017 года «Об установлении ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы и лицам, замещавшим муниципальные должности» обратилась в администрацию ГО «город Буйнакск» с соответствующим заявлением об установлении ей выплаты и перерасчете ежемесячной доплаты к пенсии, как лицу, замещавшему должности муниципальной службы, однако, 27.01.2020г. ей отказано в удовлетворении заявления, при этом, отказ мотивирован тем, что на указанные цели в бюджете города не предусмотрены финансовые средства.

02.06.2020 года она снова обратилась в администрацию, однако, письмом от 18,06.2020 № 1078 ей отказано, при этом мотив отказа аналогичен предыдущему.

Считает отказ администрации в установлении ей ежемесячной надбавки (выплаты) к пенсии незаконным по следующим причинам.

С 03.08.1981 по 27.08.2019 года она замещала различные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа (города) Буйнакск.

Имеет награду «Заслуженный работник Муниципальной службы РД» Указ Госсовета РД от 21.11.2001г. № 6154, а также почетное звание «Заслуженный экономист РД» Указ Президента РД от 28.10.2011 г. № 175.

Полагает, что восстановление ее прав, нарушенных отказом администрации в установлении ей ежемесячной доплаты к пенсии возможно путем принятия решения об установлении ей ежемесячной надбавки к пенсии в размерах, установленных решением Собрания депутатов ГО «город Буйнакск» № 22/1 от 01.10.2017 года, при этом назначить такую надбавку с января 2020 года, т.е. с момента ее обращения. Просит признать отказ администрации ГО «город Буйнакск» в установлении ей ежемесячной доплаты к пенсии от 18 июня 2020 г. незаконным. Обязать администрацию ГО «город Буйнакск» установить ей ежемесячную доплату к пенсии как лицу, замещавшему должности муниципальной службы с 01.01.2020 года.

Истец Арсланукаева С.Б. в судебном заседании исковые требования поддержала и просила их удовлетворить по вышеприведенным основаниям.

Представитель ответчика – администрации городского округа «город Буйнакск» по доверенности Нурмагомедов З.З. по поводу удовлетворения иска не возражал и просил принять решение на усмотрение суда.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление Арсланукаевой С.Б. обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Так, исследованными и обозренными в судебном заседании документами, приложенными в обоснование иска, установлено, что Арсланукаева Салихат Багаутдиновна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в 2020 году в соответствии с решением Собрания депутатов ГО «город Буйнакск» № 22/1 от 01.10.2017 года «Об установлении ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы и лицам, замещавшим муниципальные должности» обратилась в администрацию ГО «город Буйнакск» с соответствующим заявлением об установлении ей выплаты и перерасчете ежемесячной доплаты к пенсии, как лицу, замещавшему должности муниципальной службы, однако, 27.01.2020 ей отказано в удовлетворении заявления, при этом, отказ мотивирован тем, что на указанные цели в бюджете города не предусмотрены финансовые средства.

02.06.2020 года истица снова обратилась в администрацию, однако, письмом от 18.06.2020 № 1078 ей отказано, при этом мотив отказа аналогичен предыдущему.

С 03.08.1981 по 27.08.2019 года она замещала различные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа (города) Буйнакск.

Имеет награду «Заслуженный работник Муниципальной службы РД» Указ Госсовета РД от 21.11.2001г. № 6154, а также почетное звание «Заслуженный экономист РД» Указ Президента РД от 28.10.2011 г. № 175.

Правовой статус лиц, замещающих должности муниципальной службы, установлен Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», согласно которому муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объёме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 23 названного закона муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет. Из системного толкования положений статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», пункта 3.1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» следует, что ежемесячная доплата к пенсии лица, замещавшего должность муниципальной службы, предоставляемая за счёт средств местного бюджета, является дополнительной, помимо назначаемой на общих или льготных основаниях пенсии, гарантией осуществления его полномочий.

В силу статьи 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Пунктом 4 статьи 7 Федерального Закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлено, что условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

В целях реализации социальных гарантий, предусмотренных федеральным и республиканским законодательством для лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы, решением Собрания депутатов ГО «город Буйнакск» № 22/1 от 01.10.2017 года, утверждено Положение «О порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности, и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа «город Буйнакск»», которым установлен порядок и условия установления выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к пенсии лицам замещавшим должности муниципальной службы и муниципальные должности в органах МСУ города Буйнакск.

Вышеуказанным решением Собрания депутатов не предусмотрено, что при ограниченных возможностях бюджета органы МСУ освобождаются от обязанности пенсионного обеспечения лиц, замещавших должности муниципальной службы.

Проанализировав приведённые правовые нормы в системном единстве с положениями части 9 статьи 34 и части 2 статьи 53 Федерального закона № 131- ФЗ, согласно которым финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счёт собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований, а также с учётом требований статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации о том, что расходные обязательства муниципального образования, возникающие в том числе в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счёт собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета, суд приходит к выводу, что федеральное и региональное законодательство также не предусматривают недостаточность средств местного бюджета или отсутствие источников дохода местного бюджета в качестве основания для отказа в установлении выплаты и перерасчете ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно выраженной в решениях и применимой к правоотношениям, участником которых выступает представительный орган местного самоуправления при формировании и исполнении бюджета муниципального образования, Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, в силу чего законодатель вправе приостанавливать выплату компенсаций, одновременно предусмотрев при этом надлежащий механизм соответствующего возмещения. Формы и способы такого возмещения могут быть различными, однако объём социальных гарантий не должен уменьшаться (постановления от 19 июня 2002 года № 11-П, от 23 апреля 2004 года № 9-П, определения от 15 февраля 2005 года № 17-0, от 5 июля 2005 года № 246-0 и № 303-0).

Самостоятельность местного самоуправления и местного бюджета не является абсолютной, поскольку органы местного самоуправления обязаны принимать муниципальные нормативные правовые акты, которые не должны противоречить федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ).

При таких обстоятельствах, учитывая требования приведенных норм права, суд считает отказ администрации ГО «город Буйнакск» в установлении Арсланукаевой С.Б. ежемесячной доплаты к пенсии по причине отсутствия средств местного бюджета от 18 июня 2020 г. незаконным. Защита прав истца возможна путем возложения обязанности на ответчика установить такую надбавку со дня обращения истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление Арсланукаевой Салихат Багаутдиновны удовлетворить полностью.

Признать отказ администрации ГО «город Буйнакск» в установлении Арсланукаевой Салихат Багаутдиновне ежемесячной доплаты к пенсии от 18 июня 2020 г. незаконным.

Обязать администрацию ГО «город Буйнакск» установить Арсланукаевой Салихат Багаутдиновне ежемесячную доплату к пенсии как лицу, замещавшему должности муниципальной службы, с 1 января 2020 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий А.Р. Омаров