ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-569/2021 от 28.09.2021 Онежского городского суда (Архангельская область)

Дело № 2-569/2021

УИД 29RS0019-01-2021-000871-05

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Онега 28 сентября 2021 года

Онежский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Кузнецова А.А.,

при секретаре Ивановой Н.Г.,

с участием старшего помощника Онежского межрайонного прокурора Васьковского Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности Онежского межрайонного прокурора Чернышева А.С., поданному в защиту интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Малошуйское» о возложении обязанности создать специализированную службу по вопросам похоронного дела,

установил:

исполняющий обязанности Онежского межрайонного прокурора Чернышев А.С. обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Малошуйское» (далее администрация МО «Малошуйское», ответчик) о возложении обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, оказывающую гарантированный перечень услуг по погребению на территориях общественных кладбищ, входящих в состав муниципального образования «Малошуйское» Онежского района Архангельской области.

В обоснование исковых требований прокурором указано, что Онежской межрайонной прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства о погребении и похоронном деле выявлены нарушения закона в деятельности администрации МО «Малошуйское». Установлено, что на территории МО «Малошуйское» Онежского района Архангельской области расположено два действующих кладбища: одно из которых в пос. Малошуйка и одно - в дер. Абрамовское Онежского района Архангельской области, организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения на которых, в соответствии с действующим законодательством, осуществляет администрация МО «Малошуйское». Специализированная служба по вопросам похоронного дела, оказывающая услуги, включенные в гарантированный перечень, по погребению на указанных общественных кладбищах администрацией МО «Малошуйское» не создана. Межрайонным прокурором 07.09.2020 главе администрации МО «Малошуйское» внесено представление об устранении указанных нарушений законодательства о погребении и похоронном деле. До настоящего времени требования межрайонного прокурора не исполнены. Категорию лиц, чьи интересы затрагиваются данными нарушениями, определить не представляется возможным, поскольку право на получение услуг по погребению не ограничено, а численность граждан, проживающих на территории МО «Малошуйское», изменчива.

Старший помощник Онежского межрайонного прокурора Васьковский Е.А. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Глава администрации муниципального образования «Малошуйское» ФИО1 в телефонограмме указал, что с иском ответчик согласен.

На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ по определению суда дело рассмотрено в отсутствие ответчика.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достоверность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд пришел к следующему.

В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее -Закон № 8-ФЗ).

Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с поименованным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела (далее - специализированная служба), порядок деятельности которых определяется названными органами (п.п. 1 и 2 ст. 25, ст. 29 Закона № 8-ФЗ).

В силу п.п. 1 и 2 ст. 9 Закона № 8-ФЗ специализированная служба на безвозмездной основе оказывает супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантированный законом перечень услуг по погребению.

Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 г. № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» установлено, что специализированные службы оказывают на безвозмездной основе перечисленные выше услуги по погребению, а также предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению.

При отсутствии лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего, а также погребение умерших, личность которых не установлена осуществляется специализированной службой, предоставляющей услуги по погребению (ст. 12 Закона № 8-ФЗ).

Приведенные положения закона свидетельствуют о том, что создание в городском поселении специализированной службы именно органом местного самоуправления является гарантией безусловного исполнения требований Закона № 8-ФЗ и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.

В силу п. 1 ст. 18 Закона № 8-ФЗ, общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления и предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела.

В судебном заседании установлено и это подтверждается материалами дела, что Онежской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле, в ходе которой выявлены нарушения закона в деятельности администрации МО «Малошуйское».

Установлено, что на территории МО «Малошуйское» Онежского района Архангельской области расположено два действующих кладбища: одно из которых в пос. Малошуйка и одно - в дер. Абрамовское Онежского района Архангельской области, организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения на которых, в соответствии с действующим законодательством, осуществляет администрация МО «Малошуйское».

В нарушение названных положений закона специализированная служба по вопросам похоронного дела, оказывающая услуги, включенные в гарантированный перечень, по погребению на указанных общественных кладбищах администрацией МО «Малошуйское» не создана.

Онежским межрайонным прокурором 07.09.2020 главе администрации МО «Малошуйское» внесено представление об устранении указанных нарушений законодательства о погребении и похоронном деле. До настоящего времени требования прокурора не исполнены.

Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами.

Проанализировав приведенные выше нормы права, оценив установленные в судебном заседании обстоятельства и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению. Кроме того, с требованиями прокурора ответчик по существу согласен.

Из установленного в судебном заседании усматривается и это не оспаривается ответчиком, что до настоящего времени указанные нарушения законодательства о погребении и похоронном деле ответчиком не устранены. Вышеназванные нарушения являются недопустимыми, поскольку приводят к нарушению гарантий погребения умерших и гарантий предоставления материальной и иной помощи для погребения, а также препятствуют реализации прав и законных интересов неограниченного круга лиц на получение услуг по погребению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, обсуждая вопрос о сроке исполнения решения суда, суд учитывает мнение сторон в данной части, фактические обстоятельства дела, установленные в судебном заседании, характер, степень сложности предстоящих работ, при этом исходит из необходимости устранения допущенного ответчиком нарушения в максимально короткие сроки, и полагает возможным установить срок исполнения решения суда, который просит истец, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Указанный срок, по мнению суда, является разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск исполняющего обязанности Онежского межрайонного прокурора Чернышева А.С., поданный в защиту интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Малошуйское» о возложении обязанности создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, удовлетворить.

Возложить на муниципальное учреждение «Администрация муниципального образования «Малошуйское» обязанность в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, оказывающую гарантированный перечень услуг по погребению на территориях общественных кладбищ, входящих в состав муниципального образования «Малошуйское» Онежского района Архангельской области.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Онежский городской суд Архангельской области.

Председательствующий подпись А.А. Кузнецов

...

...