ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-569/2022 от 25.07.2022 Сретенского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2-569/2022

УИД 75RS0019-01-2022-000865-53

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июля 2022 года г. Сретенск

Сретенский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Дугаровой Б.Д.,

при секретаре Болдыревой Е.А.,

с участием представителя истца помощника прокурора Сретенского района Быкова А.А., представителя ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Сретенского района в защиту интересов неопределенного круга, лиц проживающих на территории сельского поселения «Алиянское» к Администрации сельского поселения «Алиянское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края о возложении обязанности заключить концессионное соглашение,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Сретенского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга, лиц проживающих на территории сельского поселения «Алиянское» с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что в порядке надзора проведена проверка исполнения законодательства администрацией сельского поселения «Алиянское» при распоряжении объектами жилищно-коммунального хозяйства, находящегося в муниципальной собственности, по результатам которого установлено следующее. 15.09.2021 концессионное соглашение № 1 от 12.09.2018, в рамках которого ООО «Забайкальский тепловик» переданы объекты ЖКХ, для оказания населению с. Алия услуг по теплоснабжению расторгнуто на основании Соглашения. Ответчиком заключен муниципальный контракт № 4/249/2022 от 24.01.2022 с ООО «Благоустройство+», согласно которому последний оказывает услуги по теплоснабжению в сельском поселении «Алиянское», муниципальное имущество в пользование не передавалось. Таким образом, объект теплоснабжения, расположенные на территории сельского поселения «Алиянское», в установленном законодательством порядке, организации осуществляющей бесперебойную подачу теплоснабжения, не переданы, концессионное соглашение не заключено. Просит обязать администрацию сельского поселения «Алиянское» в срок до начала отопительного сезона 2022-2023 годов заключить концессионное соглашение на объекты коммунальной инфраструктуры: объекты теплоснабжения, расположенных на территории сельского поселения «Алиянское».

В ходе судебного разбирательства представитель истца помощник прокурора Сретенского района Быков А.А. исковые требования поддержал.

Глава администрации сельского поселения «Алиянское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края Плотникова, Т.А., действующая на основании прав по должности, выразила согласие с иском.

Третье лицо ООО «Благоустройство+» надлежащим образом извещенное о времени, дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, причин не явки суду не сообщило.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования: самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование юридическим лицам, отчуждать и совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении» и полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» (п. 4.2, п. 4.3 ст. 17 Закона № 131-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Частью 2 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установлено, что указанный в части 1 настоящей статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

В силу ч. 1 ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, а с учетом положений ч. 1 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящими Федеральными законами особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением прямо предусмотренными законами случаев.

Из пункта п. 11 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» следует, что объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты теплоснабжения, отдельные объекты таких систем.

Статьей 22 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» установлено, что в отношении объектов концессионного соглашения, права собственности, на которые принадлежат муниципальному образованию, решение о заключении концессионного соглашения принимается с учетом требований, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации органом местного самоуправления.

В соответствии с ч. 4.1 ст. 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение может быть заключено по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (в числе которых указаны юридические лица) и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 настоящей статьи, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 настоящей статьи.

Лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, вправе представить предложение о заключении концессионного соглашения с приложением проекта концессионного соглашения, включающего в себя существенные условия, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, и иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия, в Правительство Российской Федерации, либо субъект Российской Федерации, либо муниципальное образование в зависимости от того, в чьей собственности находится объект концессионного соглашения, предусмотренный таким предложением (ч. 4.2 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»).

Согласно ст. 15 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» органам местного самоуправления, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК РФ).

Как следует из материалов дела и установлено судом, соглашением от 15.09.2021 концессионное соглашение № 1 от 12.09.2018, в рамках которого ООО «Забайкальский тепловик» переданы объекты ЖКХ для оказания населению с. Алия услуг по теплоснабжению, расторгнуто.

24.01.2022 между ответчиком администрацией сельского поселения «Алиянское» и ООО «Благоустройство+» заключен муниципальный контракт № 4/249/2022, согласно которому последний оказывает услуги по теплоснабжению в сельском поселении «Алиянское», муниципальное имущество в пользование не передавалось.

Таким образом, объект теплоснабжения, расположенный на территории сельского поселения «Алиянское», в установленном законодательством порядке, организации осуществляющей бесперебойную подачу теплоснабжения, не переданы, концессионное соглашение не заключено.

По результатам прокурорской проверки в порядке надзора выявлены нарушения в действиях администрации сельского поселения «Алиянское», а именно порядка распоряжения муниципальным имуществом, предусмотренные ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе судебного разбирательства установлено, что ответчиком нарушения до настоящего времени не устранены, объекты ЖКХ в концессию не переданы. Срок выполнения мероприятий не соблюдаются.

Выявленные прокурором нарушения ответчиком не опровергнуты.

При таких обстоятельствах, судом установлено, что вопреки интересам населения сельского поселения «Алиянское» объекты теплоснабжения по концессионному соглашению не передавались.

Учитывая, что ненадлежащая передача объектов жилищно-коммунального хозяйства может привести к нарушениям подачи коммунальных ресурсов, и, как следствие, нарушению прав потребителей тепла и воды, то есть, неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований заместителя прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 212 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора Сретенского района в защиту интересов неопределенного круга, лиц проживающих на территории сельского поселения «Алиянское» к Администрации сельского поселения «Алиянское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края о возложении обязанности заключить концессионное соглашение удовлетворить.

Возложить на администрацию сельского поселения «Алиянское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края обязанность в срок до начала отопительного сезона 2022-2023 годов заключить концессионное соглашение на объекты коммунальной инфраструктуры: объекты теплоснабжения, расположенных на территории сельского поселения «Алиянское».

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Сретенский районный суд Забайкальского края.

Судья Б.Д. Дугарова

Решение в окончательной форме изготовлено 26.07.2022 г.