Дело № 2-569/22
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июня 2022 года г.Шилка
Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Цукерман С.Ю.,
при секретаре Самойловой В.К.,
с участием процессуального истца старшего помощника Шилкинского межрайонного прокурора ФИО8,
третьих лиц ФИО11, ФИО12,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Шилкинского межрайонного прокурора в интересах ФИО2 к администрации городского поселения «Шилкинское», Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспортао понуждении совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Процессуальный истец обратился в суд в интересах ФИО2 с вышеуказанным иском к ответчикам, ссылаясь на то, что межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО2, являющейся собственником жилого помещения по адресу: , по вопросу нарушения жилищных прав, по результатам которой установлено следующее. ФИО2 проживает по адресу: края. Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ№, указанный пятиквартирный одноэтажный деревянный жилой года постройки имеет хронологический срок службы - 105 лет при нормативном сроке службы в 60 лет. Физический износ жилого здания по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 69%, при данном проценте дом имеет недостаточный уровень надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций. В соответствии с актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ, указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации. По указанному выше адресу на основании права собственности, с 2016 года проживает ФИО2 и два ее несовершеннолетних ребенка. В соответствии с актом обследования межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об оценке соответствия помещения установленным в Положении о признании помещения иным помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: , признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации. ДД.ММ.ГГГГ постановлением № администрации городского поселения «Шилкинское» «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», названный дом признан аварийным и подлежащим сносу, планируемый срок расселения до ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, ФИО5, ФИО6, ФИО7 на основании постановления администрации городского поселения «Шилкинское» № от апреля 2020 года приняты на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма. Вместе с тем, учитывая совокупность выявленных дефектов, изложенных в экспертном заключении №, по состоянию на момент обследования ДД.ММ.ГГГГ, учитывая выводы, изложенные в акте обследования и заключении межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, а также имеющиеся данные о физическом износе здания в целом, с учетом года постройки дома (1912 год) и степень утраты первоначальных эксплуатационных свойств, основных несменяемых инструкций (ГОСТ 27751-2014 «Надежность строительных конструкций и оснований «Основные положения (Переиздание)» не менее 50 лет), указанный дом до ДД.ММ.ГГГГ аварийным не признан. Таким образом, уже до ДД.ММ.ГГГГ, исходя из вышеуказанных документов, дом имел повреждения, свидетельствующие о возможном исчерпании несущих способностей своих конструкций. Бездействие администрации повлекло за собой нарушение прав жителей многоквартирного дома на включение в региональную программу переселения граждан из аварийного жилого фондав 2019-2025 г.г., утвержденную постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ№. Финансированием обеспечено переселение граждан из аварийных жилых домов, включенных в региональную программу. Дом по адресу: в региональную программу не включен, поскольку до ДД.ММ.ГГГГ не признан аварийным в установленном законом порядке. Между тем, длительное проживание в аварийном доме, который подлежит сносу, представляет угрозу для жизни и здоровья проживающих в нем лиц, а также иных лиц, находящихся в доме и рядом с ним. Аварийный дом в любой момент может обрушиться, в связи с чем нарушения жилищного законодательства подлежат устранению в кратчайшие сроки. Для включения жилого дома в региональную программу необходимо установить факт аварийного технического состояния дома на ДД.ММ.ГГГГ, признание его аварийным до ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом порядке, а именно правовым актом органа местного самоуправления, принятым на основании заключения межведомственной комиссии. Между тем, несвоевременное принятие мер к признанию дома аварийным и подлежащим сносу в установленном законом порядке повлекло за собой невозможность включения аварийного дома в региональную программу. Ссылаясь ст.2, 7, 45 Конституции РФ, ст.1, 2 ЖК РФ, ст.264 ГК РФ, п.7 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», п.1.1 Ведомственных строительных норм (53-86(р)) «Правила оценки физического износа жилых зданий, утвержденных Приказом государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Государственном комитете Союза Советских Социалистических Республик по строительству и инвестициям от ДД.ММ.ГГГГ№, ст.16 Федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», просит установить юридический факт аварийного технического состояния многоквартирного дома, расположенного по адресу: , по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, обязать администрацию городского поселения «Шилкинское» признать дом по адресу: , аварийным до ДД.ММ.ГГГГ, направить в Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспортадокументы для рассмотрения вопроса о включении жилого дома, расположенного по адресу: Региональную программу переселения граждан из аварийного жилого фондана 2019-2025 г.г., утвержденную постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ№. Обязатьвключить дом, расположенный по адресу: Региональную программу переселения граждан из аварийного жилого фондана 2019-2025 г.г., утвержденную постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ№.
В судебном заседании процессуальный истец старший помощник Шилкинского межрайонного прокурора ФИО8 исковые требования поддержал в полном объеме.
Материальный истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела уведомлена надлежащим образом, при этом представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствии, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Третьи лица ФИО9, ФИО12 исковые требования поддержали в полном объеме.
Представители ответчиков администрации городского поселения «Шилкинское», Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспортаизвещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки не сообщили, не ходатайствовали об отложении слушания дела.
Третье лицо ФИО10 в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщил, не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.2,7,45 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В Российской Федерации охраняется здоровье людей. Государственная защита прав и свобод гражданина в Российской Федерации гарантируется.
В соответствии с ч.1 ст.1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Пунктами 5, 6 ст.2 ЖК РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного зонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В силу п.7 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В соответствии с п.42, 43 Положения № 47 Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их в компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Пунктом 49 Положения № 47 на основании полученного заключения орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами делами, что ФИО2 проживает по адресу: края. Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ№, указанный пятиквартирный одноэтажный деревянный жилой года постройки имеет хронологический срок службы - 105 лет при нормативном сроке службы в 60 лет. Физический износ жилого здания по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, составил 69 %, при данном проценте дом имеет недостаточный уровень надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций. В соответствии с актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ, указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации. По указанному выше адресу, на основании права собственности с 2016 года, проживает ФИО2 и два ее несовершеннолетних ребенка.
В силу п.1.1 Ведомственных строительных норм (53-86(р)) «Правила оценки физического износа жилых зданий, утвержденных Приказом государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Государственном комитете Союза Советских Социалистических Республик по -строительству и инвестициям от 24.12.1986 года № 446, под физическим износом конструкций, элемента системы инженерного оборудования и здания в целом следует понимать утрату ими первоначальных технико-эксплуатационных качеств (прочности, остойчивости, надежности и другое) в результате воздействия природно- климатических факторов и жизнедеятельности человека.
Физический износ на момент его оценки выражается соотношением стоимости объективно необходимых ремонтных мероприятий, устраняющих повреждения конструкций, элемента, системы или здания в целом, и их восстановительной стоимости.
Из положений Ведомственных строительных норм следует, что физический износ фундамента в размере 60 % требует усиления стен фундаментов, физический износ стен брусчатых в размере 60 % требует полной переборки стен с использованием старых материалов, физический износ перекрытий в размере 60 % требует усиления и частичной замены балок.
Вместе с тем, физический износ вышеуказанного жилого дома на 24.01.2017, составил 69 %, то есть при данном проценте дом имеет недостаточный уровень надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций.
При этом в соответствии с актом обследования межведомственной комиссии от 31.05.2017 и заключению межведомственной комиссии от 31.05.2017 № 9, «Об оценке соответствия помещения установленным в Положении о признании помещения иным помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ул.Станционная, д.16, г.Шилка, признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.
Постановлением от 25.04.2019 №135 администрации городского поселения «Шилкинское» О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, названный дом признан аварийным и подлежащим сносу, планируемый срок расселения до 31.12.2030.
Постановлением администрации городского поселения «Шилкинское» №, ФИО2, ФИО5, ФИО6, ФИО7 приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, как малоимущие граждане, имеющие ребенка инвалида.
Вместе с тем, учитывая совокупность выявленных дефектов, изложенных в экспертном заключении №10/17, по состоянию на момент обследования 24.01.2017, учитывая выводы, изложенные в акте обследования и заключении межведомственной комиссии от 31.05.2017, а также, имеющиеся данные о физическом износе здания в целом, с учетом года постройки дома (1912 год) и степень утраты первоначальных эксплуатационных свойств, основных несменяемых инструкций (ГОСТ 27751-2014 «Надежность строительных конструкций и оснований Основные положения (Переиздание)» не менее 50 лет), указанный дом до 01.01.2017 аварийным не признан.
При таких обстоятельствах, уже до 24.01.2017, исходя из вышеуказанных документов, дом имел повреждения, свидетельствующие о возможном исчерпании несущих способностей своих конструкций.
Таким образом, бездействие администрации влечет за собой нарушение прав жителей многоквартирного дома на включение в региональную программу переселения граждан из аварийного жилого фонда Забайкальского края в 2019-2025 г.г., утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 11.04.2019 № 124.
Финансированием обеспечено переселение граждан из аварийных жилых домов, включенных в региональную программу.
Согласно п.2 ст.16 Федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» включению в действующие региональные программы переселения из аварийного фонда подлежат многоквартирные дома, признанные аварийными в установленном законом порядке до 01.01.2017.
Однако, дом по адресу: , в региональную программу не включен, поскольку до ДД.ММ.ГГГГ не признан аварийным в установленном законом порядке.
Между тем, длительное проживание в аварийном доме, который подлежит сносу, представляет угрозу для жизни и здоровья проживающих в нем лиц, а также иных лиц, находящихся в доме и рядом с ним. Поскольку аварийный дом в любой момент может обрушиться.
Таким образом, вышеизложенные нарушения жилищного законодательства подлежат устранению.
Поскольку нахождение граждан в жилых помещениях, не подлежащих реконструкции по ремонту, нарушает их права, предоставленные им Жилищным кодексом Российской Федерации. Принятие мер к восстановлению безопасности жилища со стороны органов местного самоуправления является основополагающим принципам жилищного законодательства, что предусмотрено ч.1 ст.1 ЖК РФ.
На основании ч.1 ст.264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Несвоевременное принятие мер к признанию дома аварийным и подлежащим сносу в установленном законом порядке, влечет за собой невозможность включения аварийного дома в региональную программу.
При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора.
С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования заместителя Шилкинского межрайонного прокурора в интересах ФИО2 к администрации городского поселения «Шилкинское», Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, Правительству Забайкальского края о понуждении совершить определенные действия удовлетворить.
Установить юридический факт аварийного технического состояния многоквартирного дома, расположенного по адресу: , по состоянию на 31.12.2016.
Обязать администрацию городского поселения «Шилкинское» признать дом по адресу: , аварийным до 01.01.2017, направить в Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края документы для рассмотрения вопроса о включении жилого дома, расположенного по адресу: Региональную программу переселения граждан из аварийного жилого фонда Забайкальского края на 2019-2025 г.г., утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 11.04.2019 №124.
Обязать Правительство Забайкальского края включить дом, расположенный по адресу: Региональную программу переселения граждан из аварийного жилого фонда Забайкальского края на 2019-2025 г.г., утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 11.04.2019 №124.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы, представления через Шилкинский районный суд Забайкальского края.
Мотивированное решение суда составлено 24.06.2022.
Судья С.Ю. Цукерман