ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-56/14 от 30.01.2014 Октябрьского районного суда (Волгоградская область)

 Дело № 2-56/14

 Р Е Ш Е Н И Е

 И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

 Октябрьский районный суд Волгоградской области

 в составе председательствующего Коноваловой С.А.,

 с участием истца    ФИО5,

 представителя ответчика - администрации городского поселения р.п. Октябрьский Октябрьского муниципального района Волгоградской области – главы городского поселения р.п.Октябрьский – ФИО6

 при секретаре Фирсовой С.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Октябрьский 30 января 2014 года дело по исковому заявлению ФИО7 к администрации городского поселения р.п. Октябрьский Октябрьского муниципального района Волгоградской области о восстановлении нарушенного права на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

 У С Т А Н О В И Л:

 ФИО8 обратился в суд с иском к администрации городского поселения р.п. Октябрьский Октябрьского муниципального района Волгоградской области о восстановлении нарушенного права на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, в обоснование которого указал, что семья ФИО9 в период с января 2008 года по декабрь 2010 года являлась участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы, что подтверждается постановлением администрации р.п. Октябрьский от ДД.ММ.ГГГГ Однако в указанный выше период его молодая семья не получила социальную выплату в рамках указанной подпрограммы по независящим от семьи истца причинам, что установлено определением судьи ВС РФ от 30.10.2013г. Социальная выплата в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы является гарантированной и государство не может допустить произвольный отказ от взятых на себя обязательств. Кроме того указанным определением судьи ВС РФ от 30.10.2013г. установлено, что за его молодой семьей было признано право на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы. При таких обстоятельствах, когда гарантированная социальная выплата не была получена в период участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы по независящим от его семьи причинам, государство не может произвольно отказаться от взятых на себя обязательств, право на получение социальной выплаты было признано за молодой семьей, право молодой семьи истца на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы и конституционное право на жилище являются нарушенными. Защита указанных нарушенных прав возможна лишь путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, а именно путем возложения обязанности на администрацию г.п. р.п. Октябрьский выдать молодой семье ФИО10 свидетельство о праве на получение социальной выплаты, т.к. обязанность по выдачи молодой семье свидетельства о праве на получение социальной выплаты возложена на администрацию р.п. Октябрьский пунктом 36 раздела IV Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы утвержденных Постановлением Правительства РФ № 285 от 13.05.2006 г.

 Просит восстановить нарушенное право молодой семьи истца на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы, и возложить на администрацию городского поселения р.п. Октябрьский Октябрьского района Волгоградской области обязанность выдать молодой семье ФИО11 свидетельство о праве на получение социальной выплаты.

 В судебном заседании истец ФИО12 исковые требования поддержал по основаниям указанным в иске и пояснил, что его молодая семья в период с января 2008 года по декабрь 2010 года являлась участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы, что подтверждается постановлением администрации городского поселения р.п. Октябрьский от ДД.ММ.ГГГГ Однако в указанный выше период его молодая семья не получила социальную выплату в рамках указанной подпрограммы по независящим от его семьи причинам.

 Определением судьи ВС РФ от 30.10.2013г. установлены следующие обстоятельства, а именно, что социальная выплата в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы является гарантированной и государство не может допустить произвольный отказ от взятых на себя обязательств, и что за его молодой семьей было признано право на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы.

 В связи с изложенным администрация г.п. р.п. Октябрьский при рассмотрении настоящего дела в силу требований ч,2 ст. 61 ГПК РФ не может оспаривать факты того, что социальная выплата в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы является гарантированной и государство не может допустить произвольный отказ от взятых на себя обязательств, и что за его молодой семьей было признано право на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы.

 Нахождение семьи ФИО13 в списке участников претендентов на получение социальной выплаты не может свидетельствовать о постепенной реализации права его молодой семьи на получение социальной выплаты, т.к. нахождение в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы или в списках любой другой программы свидетельствует лишь о реализации свободного права выбора участия молодой семьи в любой другой программе подпрограмме, помимо подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы, т.к. такое право выбора принадлежит именно молодой семье в силу требований установленных п.2 Постановления Правительства РФ № 285 от 13.05.2006 г.

 Кроме того, Минрегионразвития РФ являясь государственным заказчиком и разработчиком подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы в письме от 06.10.2011 № 22655-07/ АД-ОГ разъяснил, что срок действия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы закончился в 2010 году, а подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы не является продлением подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы. В связи с изложенным следует, что нахождение его семьи в списках участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы свидетельствует только о свободном праве выбора участия в программах либо подпрограммах.

 Статьей 12 Гражданского кодекса РФ установлены способы защиты гражданских прав, одним из которых является восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

 При таких обстоятельствах, когда гарантированная социальная

 выплата не была получена молодой семьей в период участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы по независящим от его семьи причинам, государство не может произвольно отказаться от взятых на себя обязательств, право на получение социальной выплаты было признано за его молодой семьей, таким образом, право молодой семьи на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы и конституционное право на жилище являются нарушенными.

 Защита указанных нарушенных прав возможна лишь путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, а именно путем возложения обязанности на администрацию городского поселения р.п. Октябрьский выдать его молодой семье свидетельство о праве на получение социальной выплаты, т.к. обязанность по выдачи молодой семье свидетельства о праве на получение социальной выплаты возложена на ответчика пунктом 36 раздела IV Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы утвержденных Постановлением Правительства РФ № 285 от 13.05.2006 г. Просит исковые требования удовлетворить.

 Представитель администрации городского поселения р.п. Октябрьский Октябрьского муниципального района Волгоградской области – ФИО14 в судебном заседании иск не признал и показал, что органы местного самоуправления не наделены государственными полномочиями на выдачу свидетельства на получение социальной выплаты, поскольку орган местного самоуправления лишь формирует списки участников программы на такую выдачу исходя из очередности и направляет их в орган субъекта федерации, который их утверждает и принимает решение о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты определенной семье в порядке очередности в соответствии с имеющимися бюджетными лимитами денежных средств федерального, регионального и местного бюджетов. Семьи, стоящие на очереди до 2005 года и семьи имеющие трех и более детей имеют право на первоочередное получение указанной выплаты, поскольку семья ФИО15 не входит в указанный список, то имеет право получить данное свидетельство в порядке очередности. Решение о выдаче такого свидетельства принимает орган субъекта федерации, а не орган местного самоуправления. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

 Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

 Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище и устанавливает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

 В развитие указанных законоположений частью 1 ст. 1 и п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, в том числе путем использования бюджетных средств и предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения и строительства жилых помещений.

 Согласно статье 5 Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

 Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

 Частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 года №285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.

 Указанными Правилами установлен порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться в том числе: на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам, в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 года N 285.Семья истца признана участницей Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
На момент обращения истца с заявлением в городское поселение р.п.Октябрьский Октябрьского муниципального района Волгоградской области и принятия решения о включении его семьи в список участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» действовала Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001г. № 675. В состав указанной программы входила подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».

 Механизм реализации указанной подпрограммы предполагал оказание государственной поддержки молодым семьям – участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат.

 То обстоятельство, что семья ФИО16 имела право и была включены в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2002 - 2010 годы подтверждается материалами дела и не оспаривалось сторонами, также не оспаривался тот факт, что указанная семья не получила социальную выплату с даты постановки в список участников подпрограмм.

 После 2010 года условия предоставления социальных выплат молодым семьям были установлены Постановлением Правительства Российской Федерации N 1050 от 17.12.2010, которым была утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", а также Постановлением Администрации Волгоградской области N 1-п от 24.01.2011 г., которым утверждена долгосрочная областная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 года, в рамках которой принята подпрограмма "Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства", которая будет использоваться для обеспечения жильем молодых семей, получающих государственную поддержку в рамках реализации долгосрочной областной целевой программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области №658-п от 14.12.2010 г.

 В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации лица, участвовавшие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, в том случае, если они не получили соответствующую социальную выплату, в соответствии со смыслом и целями подпрограммы, принципу преемственности, становятся участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Семья ФИО17 включена в список молодых семей, претендующих на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

 Так, согласно п.22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. N 285 орган местного самоуправления формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. После чего и с учетом определения размера субсидии, предоставляемых бюджету субъектов Российской Федерации на планируемый (текущий) год утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

 Из указанных норм следует, что списки молодых семей уже в качестве претендентов на получение социальных выплат в планируемом году на основании сводного списка утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом предоставления субсидий в пределах лимита бюджетных средств.

 Пунктом 27 указанных Правил предусмотрено, что выписки из списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году доводятся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации до органов местного самоуправления. Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросу о включении их в указанные списки.

 Из указанной нормы правил следует, что решение о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты принимает орган исполнительной власти субъекта РФ, а орган местного самоуправления на основании принятого решения органа исполнительной власти субъекта РФ доводит до сведения молодым семьям - участникам подпрограммы решение о выдаче им в планируемом году социальной выплаты и выдает им указанное свидетельство.

 На момент принятия решения о включении молодой семьи на участие в подпрограмме семья ФИО18 отвечала предъявляемым требованиям для включения их в список молодых семей по указанной Программе. В связи с ограниченностью средств софинансирования социальных выплат, в период с 2008 по 2010 гг. семья ФИО19 в период действия программы "Жилище" на 2002 - 2010 год не получила социальную выплату на приобретение (строительство) жилья. В связи с чем, их семья и была включена в список молодых семей, претендующих на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 г.г., содержащая аналогичные подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» на 2002 - 2010 годы условия включения в подпрограмму.

 Так условия формирования списков названных подпрограмм идентичны и судом установлена их аналогичность:

 органом местного самоуправления формируется список молодых семей участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (п.20 Правил подпрограммы 2011-2015 и п.21 подпрограммы 2002-2010);

 органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируются сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п.п. 22, 23 Правил подпрограммы 2011-2015 и п.п. 23,26 Правил подпрограммы 2002-2010).

 Кроме того, порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка (согласно п. 21 Правил подпрограммы 2011-2015 и п. 22 Правил подпрограммы 2002-2010) определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Аналогичны по своему смыслу и содержанию цели и задачи, так основной целью, указанных подпрограмм, является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

 Таким образом, подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы фактически идентична и базируется на принципах преемственности подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы.

 На этом основании, лица, участвовавшие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы и не получившие социальную выплату, в соответствии со смыслом и целями подпрограммы становятся участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2010-2015 годы.

 Поскольку государство, включая молодую семью в качестве участника подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, берет на себя определенное публично-правовое обязательство по социальной поддержке, следовательно, исключается и произвольный отказ государства от взятых на себя обязательств.

 Ссылки истца на письмо Минрегионразвития РФ от 06.10.2011 года №22655-07-АД, в котором указано, что подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы не является продлением программы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы, суд считает не состоятельными, поскольку указанное письмо не является нормативно-правовым актом, оно не может применяться в правоприменительной практике, кроме того согласно п.2 постановления Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. №1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

 Доводы истца о том, что невыполнение подпрограммы произошло по независящим от него обстоятельствам, он на законных основаниях был включен в программу, обоснованны, однако, не имеют правового значения, поскольку денежные средства на реализацию программы «Обеспечение жильем молодых семей» выделяются в размере, предусмотренном в соответствующем бюджете, в связи с этим в каждом году получить денежные средства в рамках реализации указанной программы может лишь такое количество участников программы, которое соответствует объему выделенных денежных средств. Поскольку семья ФИО20 не успела реализовать свое право на получение социальной выплаты до 2011 года в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, то с 2011 года семья Кравченко стала участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, таким образом вышеуказанное свидетельствует, что право истца на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы не нарушено.

 На основании изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО21 о восстановлении нарушенного права его семьи на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и возложении обязанности на администрацию городского поселения р.п.Октябрьский выдать семье ФИО22 свидетельство о праве на получение социальной выплаты.

 На основании изложенного, ст.40 Конституции РФ, ст.ст. 1, 2, 5 ЖК РФ, программы «Обеспечение жильем молодых семей» действовала Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001г. № 675, постановления Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. №1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы», руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л :

 В удовлетворении исковых требований ФИО23 о восстановлении нарушенного права его семьи на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и возложении обязанности на администрацию городского поселения р.п.Октябрьский выдать молодой семье ФИО24. свидетельство о праве на получение социальной выплаты – отказать.

 Мотивированное решение изготовлено 4 февраля 2014 года и может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд в течении месяца.

 Председательствующий