ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-56/17 от 01.02.2018 Вилючинского городского суда (Камчатский край)

Дело № 2-56/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 февраля 2018 года г. Вилючинск Камчатского края

Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Мунгаловой Е.В.,

при секретаре Кудлай А.Н.,

с участием истца ФИО2, представителя истца ФИО3,

представителя ответчика ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к отделу по управлению городским хозяйством администрации Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска в лице отдела по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, о возложении обязанности по предоставлению субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края (далее по тексту администрации ВГО) в лице отдела по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдела по управлению городским хозяйством администрации ВГО, в котором просила признать незаконным решение № 1334 от 08.12.2017 об отказе ей в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: Камчатский край, г. Вилючинск, <адрес> на период с 01 ноября 2017 года по 30 апреля 2018 года, возложить на ответчика обязанность предоставить ей указанную субсидию на период с 01 ноября 2017 года по 30 апреля 2018 года.

В обоснование заявленных требований указала, что в соответствии с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ она является нанимателем вышеуказанного жилого помещения. 17.11.2017 ею через КГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Камчатском крае» были поданы документы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставлен необходимый перечень документов за расчетный период с 01 мая 2017 года по 31 октября 2017 года, в частности документы, подтверждающие доход ее семьи, состоящей из нее и ее несовершеннолетней дочери ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым за период с 01 мая по 31 октября 2017 года ею получены доходы в виде заработной платы за май и июнь 2017 года в размере <данные изъяты>, а также алименты на содержание ребенка за период с мая по 31 октября 2017 года в размере <данные изъяты> 21.12.2017 года ею получено оспариваемое решение № 1334 от 08.12.2017 года об отказе ей в предоставлении субсидии на основании расчета, произведенного в соответствии с п. 23 Правил о предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761. Данное решение она полагает незаконным, так как не согласна с методикой расчета дохода ее семьи, поскольку ее доход был определен в размере <данные изъяты> без учета вычета подоходного налога в размере 13 %, также был учтен размер получаемых ею алиментов на содержание дочери в размере <данные изъяты> в месяц. В связи с изложенным, указывая, что ответчиком нарушены ее права, поскольку при предоставлении ей субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг учтены не все доходы ее семьи и неправильно, по ее мнению, определен расчетный период, подлежащий учету, что повлекло отказ в предоставлении ей субсидии, обратилась в суд с вышеуказанными требованиями.

В ходе производства по делу по ходатайству истца произведена замена ненадлежащего ответчика администрации ВГО на отдел по управлению городским хозяйством администрации ВГО, администрация ВГО привлечена к участию в деле в качестве третьего лица.

Истец ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме. Уточнила, что в иске допущена техническая ошибка, общий размер полученной ею заработной платы за май и июнь 2017 года составил <данные изъяты>. В период времени с 28 июня по октябрь 2017 года она не работала, размер получаемых ею на содержание дочери алиментов составляет <данные изъяты> руб. ежемесячно. При таких обстоятельствах совокупный размер ее дохода и дохода ее дочери за предшествующие на дату обращения за субсидией месяцев, предоставляет ей право требовать назначения данной субсидии.

Представитель истца ФИО3 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Полагала, что расчет совокупного дохода истца произведен ответчиком неверно, общий размер полученного ФИО2 дохода за расчетный период с 01 мая 2017 года по 31 октября 2017 года необходимо делить на 6 месяцев расчетного периода. Также полагала, что при расчете дохода истца необходимо учитывать ее заработную плату за вычетом подоходного налога.

Представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился в полном объеме, указав, что при размере среднедушевого дохода членов семьи истца, рассчитанного в соответствии с положениями Правил о предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761, расходы истца на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не превышают максимально допустимую долю данных расходов из совокупного дохода семьи, установленного в Камчатском крае. При таких обстоятельствах субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истцу на момент ее обращения была не положена, а оспариваемое решение об отказе ей в предоставлении данной субсидии является законным.

Третье лицо администрация ВГО, будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя для участия в судебном заседании не направила, каких-либо заявлений и ходатайств не представила.

Третье лицо Министерство социального развития и труда Камчатского края, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, в письменном отзыве на иск указав, что вопросы, связанные с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не входят в компетенцию Министерства.

На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.ч.1, 2, 3, 5, 6, 7 ст. 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам, в том числе нанимателям жилых помещений, в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением на основании заявлений граждан с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

При определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение статьи 159 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 года N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – Правила).

Согласно п.п. «а» п.3, п. 4 Правил N 761 право на субсидии имеют пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде. Субсидии предоставляются указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.

В соответствии с п. 8 Правил N 761 для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением, в том числе, документов, подтверждающих доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма определяются в соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации (п. 18 Правил N 761).

При представлении документов, предусмотренных пунктами 8 Правил, с 1-го по 15-е число месяца субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при представлении указанных документов с 16-го числа до конца месяца - с 1-го числа следующего месяца (п. 44 Правил N 761).

Согласно п.п. 21, 22 Правил N 761 размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты). Размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу п. 32, п.п. «а» п. 34 Правил N 761, совокупный доход семьи для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии и исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", с учетом видов доходов, указанных в пункте 1 перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512.

В соответствии с п. 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 N 512, при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. N 213 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы"; алименты, получаемые членами семьи.

В соответствии с п. 7 Правил N 761 органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе в установленном порядке передать органам местного самоуправления исполнение государственных полномочий по принятию решений о предоставлении субсидий.

Законом Камчатского края от 03.12.2007 N 695 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае государственными полномочиями Камчатского края по вопросам предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, в том числе Вилючинский городской округ, наделены государственными полномочиями: по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, на неограниченный срок (ст.ст. 2(1), 3, 5 Закона).

В соответствии с Уставом Вилючинского городского округа, администрация Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинск является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа (п.п. 3 п. 1 ст. 22 Устава).

Из материалов дела также следует, что отраслевым (функциональным) органом администрации ВГО, созданным для осуществления исполнительно-распорядительных функций администрации ВГО в сфере управления городским хозяйством является отдел по управлению городским хозяйством администрации, имеющий самостоятельный баланс и смету для исполнения полномочий, созданный в форме муниципального казенного учреждения и зарегистрированный в качестве юридического лица. В структуру отдела по управлению городским хозяйством, в числе прочих, входит отдел по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В соответствии с Положением об отделе по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдела по управлению городским хозяйством администрации ВГО отдел является структурным подразделением отдела по управлению городским хозяйством администрации ВГО без наделения правами юридического лица и осуществляет государственные полномочия Камчатского края по вопросам предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

23 марта 2015 года между администрацией ВГО и КГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Камчатском крае» (МФЦ) заключено соглашение о взаимодействии № 177/03-10. Согласно раздела 2 соглашения и п. 3.4 Приложения № 1 к нему МФЦ предоставляет, в том числе, услуги по приему пакета документов на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Как следует из материалов дела, истец ФИО2 является нанимателем муниципального жилого помещения, расположенного по адресу г. Вилючинск, <адрес>, общей площадью <данные изъяты>, предоставленного ей постановлением администрации ВГО от ДД.ММ.ГГГГ на состав семьи – нее и ее дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истец и ее дочь были зарегистрированы по указанному адресу.

П. 2 ст. 4 Закона Камчатского края от 04.05.2008 N 50 "О региональных стандартах, применяемых при определении прав граждан на субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и расчете их размеров" региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для одного члена семьи, состоящей из двух человек, составляет 23 кв. метра общей площади жилого помещения.

Региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливается в размере 22 процентов (ст. 5 указанного Закона).

Согласно ст. 6 указанного Закона размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается постановлением Правительства Камчатского края в соответствии с частью 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг". Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается дифференцированно по каждому городскому округу, городскому и сельскому поселению в Камчатском крае (далее - муниципальные образования в Камчатском крае).

В соответствии с Постановлением Правительства Камчатского края от 25.06.2014 N 271-П "Об установлении размеров региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Камчатского края" размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг для нанимателей (пользователей) жилых помещений в Вилючинском городском округе, на одного члена семьи, состоящей из двух человек, проживающей в многоквартирном доме, установлен в размере 5072 руб.

17 ноября 2017 года истцом через КГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и коммунальных услуг в Камчатском крае» поданы документы на оформление субсидии на оплату вышеуказанного жилого помещения и коммунальных услуг. При этом истцом в соответствии с п. 8 Правил N 761 был представлен необходимый перечень документов, в том числе документы подтверждающие размер ее дохода и дохода ее несовершеннолетней дочери за 6 месяцев, предшествующих ее обращению за назначением субсидии, за период с 01 мая 2017 года по 31 октября 2017 года.

Из указанных документов следует, что за обозначенный период в мае и июне 2017 года истцом по месту ее работы у ИП ФИО была получена заработная плата в общей сумме <данные изъяты>, с 27 июня 2017 года истец была уволена, далее трудовую деятельность не осуществляла, дохода не имела, на учете в службе занятости населения г. Вилючинска в качестве ищущей работу в период с 01 мая 2017 года по 15 декабря 2017 года не состояла, пособия по безработице не получала, доход ее несовершеннолетней дочери составляют алименты в размере <данные изъяты> ежемесячно.

Решением отдела по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдела по управлению городским хозяйством администрации ВГО № 1334 от 08.12.2017 истцу было отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании результатов расчета, произведенного в соответствии с п. 23 Правил N 761.

В соответствии с указанным п. 23 Правил N 761 при среднедушевом доходе семьи равном или выше прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер субсидии определяется по формуле:

МДД

р

С = ССЖКУ x n - ----- x Д,

1 р 100

где: С1- размер субсидии (в рублях); ССЖКУр - размер установленного для муниципального образования регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности (в рублях); n - количество лиц, входящих в состав семьи заявителя, определяемых в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил; МДД р - региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (в процентах); Д - совокупный доход семьи (в рублях), исчисленный в порядке, установленном пунктом 40 настоящих Правил.

В свою очередь при среднедушевом доходе семьи ниже прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер субсидии определяется по формуле, приведенной в п. 24 Правил N 761.

Согласно п. 40 Правил N 761 совокупный доход семьи, учитываемый при расчете размера субсидии в соответствии с пунктами 23 и 24 настоящих Правил, равен произведению среднедушевого дохода семьи в расчетном периоде на количество лиц, входящих в состав семьи заявителя (получателя субсидии), определенное в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил.

При этом среднедушевой доход семьи в расчетном периоде исчисляется путем деления среднемесячного совокупного дохода семьи на количество членов семьи. Среднемесячный совокупный доход семьи в расчетном периоде равен сумме среднемесячных доходов всех членов семьи. Среднемесячный доход каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина определяется путем деления суммы его доходов, полученных в течение расчетного периода, на количество месяцев этого расчетного периода, в течение которых он имел данные доходы (п.п. 37-39 Правил N 761).

Согласно расчета, произведенного отделом по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдела по управлению городским хозяйством администрации ВГО среднемесячный доход дочери истца ФИО1 был определен в размере <данные изъяты> ежемесячно, с учетом получаемых ею ежемесячно алиментов в указанном размере. Среднемесячный доход истца был исчислен ответчиком в размере <данные изъяты> путем деления общего размера ее дохода за период с 01 мая 2017 года по 31 октября 2017 года в размере <данные изъяты> на 2 месяца, в течении которых она имела данные доходы. Таким образом, определив совокупный доход семьи истца в размере <данные изъяты>, среднедушевой доход семьи истца в размере <данные изъяты> и установив, что расходы членов семьи истца на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату данных услуг? установленную в Камчатском крае, ответчик отказал истцу ФИО2 в предоставлении субсидии по ее заявлению от 17 ноября 2017 года.

Суд находит произведенный ответчиком расчет среднемесячного дохода истца ФИО2 верным, поскольку он произведен в соответствии с вышеуказанными положениями п. 37 Правил N 761.

Доводы истца о том, что период с июля по октябрь 2017 года необходимо исключить из расчетного периода, так как истец не имела дохода в данные месяцы, суд находит необоснованными, поскольку из буквального толкования пункта 37 Правил N 761 следует, что полученный доход подлежит делению не на количество месяцев расчетного периода равного 6 месяцам, а на то количество месяцев в течение которых лицо имело доходы. При таких обстоятельствах среднемесячный доход истца за период с 01 мая по 31 октября 2017 года исчисляется следующим образом: заработная плата за 2 мес. (май и июнь 2017 г.) <данные изъяты>/ 2 мес. = <данные изъяты>

Суд также не может согласиться с доводами стороны истца о том, что при расчете дохода истца необходимо учитывать ее заработную плату за вычетом подоходного налога, так как, как указано выше, пунктом 34 Правил N 761 установлено, что совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи". При этом статьей 7 указанного Федерального закона установлено, что доходы каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина учитываются до вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При таких обстоятельствах также верным являются произведенные ответчиком расчеты среднемесячного совокупного дохода семьи истца в размере <данные изъяты> (п. 38 Правил N 761), среднедушевого дохода семьи истца <данные изъяты> (<данные изъяты>./2) (п. 39 Правил N 761), совокупный доход семьи истца в размере <данные изъяты> (п. 40 Правил N 761).

Таким образом, установив, что расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг семьи истца в размере <данные изъяты> (<данные изъяты> * 22 %) не превышают максимально допустимой доли расходов семьи из двух человек на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, установленной в Камчатском крае в размере 10 144 (5072*2), ответчик решением № 1334 от 01 декабря 2017 года правомерно отказал истцу ФИО2 в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

При таких обстоятельствах, требования истца о признании незаконным решения № 1334 от 08.12.2017 об отказе ей в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: Камчатский край, г. Вилючинск, <адрес> на период с 01 ноября 2017 года по 30 апреля 2018 года, возложении на ответчика обязанность предоставить ей указанную субсидию на период с 01 ноября 2017 года по 30 апреля 2018 года, являются необоснованными и удовлетворению не подлежащими.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к отделу по управлению городским хозяйством администрации Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска в лице отдела по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг о признании незаконным решения № 1334 от 08 декабря 2017 года об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, о возложении обязанности по предоставлению субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период с 01 ноября 2017 года по 30 апреля 2018 года, - отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 05 февраля 2018 года.

Судья Е.В. Мунгалова