Резолютивная часть
оглашена 21.01.2019
Мотивированное решение
изготовлено 22.01.2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Звенигород Московская область 21 января 2019 года
Звенигородский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Фоменковой О.А.,
при секретаре Скоробогатовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серегиной Оксаны Олеговны к Министерству социального развития Московской области о признании отказа незаконным, понуждении к выдаче удостоверения многодетной семьи,
у с т а н о в и л:
Серегина О.О. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о признании отказа в выдаче удостоверения многодетной семьи незаконным, понуждении к выдаче удостоверения многодетной семьи в целях получения мер социальной поддержки в соответствии с Законом Московской области от Дата обезличена№-ОЗ «О мерах социальной поддержки семей и детей в Московской области».
В судебном заседании Серегина О.О. требования поддержала, указав, что является матерью троих несовершеннолетних детей, в октябре 2018 года обратилась в отдел социальной защиты населения с заявлением о выдаче удостоверения многодетной матери. Решение об отказе принято Дата обезличена и получено заявителем на руки Дата обезличена, с мотивами, приведенными органом, истец не согласна. Указывает, что действительно старшая дочь имеет постоянную регистрацию по месту жительства в <адрес>, но зарегистрирована по адресу фактического пребывания в г. Звенигороде, документы, подтверждающие данный факт, были предъявлены в орган. Также указала, что с отцом ребенка достигнуто соглашение о проживании несовершеннолетней с матерью, она вступила в брак и семья проживает в <адрес> по адресу: <адрес> Алина обучается в МОУ СОШ №<адрес>, состоит на амбулаторном учете и обслуживается в Звенигородской ЦГБ. Также сообщено, что по месту пребывания Серегина О.О. и ее малолетние дети в другом регионе не зарегистрированы, мер социальной поддержки не получает.
Представитель ответчика - Министерства социального развития Московской области по доверенности – Тулупникова Т.Л. представила письменные возражения на иск, пояснив, что орган поддерживает принятое решение об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи в связи с отсутствием постоянной регистрации одного ребенка заявителя по месту жительства в <адрес>.
Заслушав и обсудив доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца.
Материалами дела подтверждается, что Серегина (Матюшенко) О.О. Дата обезличена вступила в брак с Серегиным А.В.
Серегин А.В. и Серегина О.О. являются родителями Серегиной Златы Александровны, Дата обезличена года рождения, Серегина Гордея Александровича, Дата обезличена года рождения.
Также Серегина (Матюшенко) О.О. является матерью Матюшенко Алины Денисовны, Дата обезличена года рождения, брак с отцом ребенка – Матюшенко Д.В. расторгнут Дата обезличена. Решением мирового судьи 285 судебного участка района Ивановское <адрес> от Дата обезличена с Матюшенко Д.В. в пользу Матюшенко О.О. взысканы алименты.
Серегина О.О., а также малолетние дети – Серегина З.А., Серегин Г.А. по месту жительства зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, супруг Серегин А.В. зарегистрирован по месту пребывания на срок с Дата обезличена по Дата обезличена, несовершеннолетняя дочь Матюшенко А.Д. – на срок с Дата обезличена по Дата обезличена, что подтверждено выпиской из домовой книги.
Указанная квартира является собственностью супруга Серегина А.В., приобретена в Дата обезличена
Выпиской из домовой книги по адресу <адрес> подтверждается, что Матюшенко А.Д. имеет постоянную регистрацию в указанной квартире по месту жительства и регистрации отца несовершеннолетней - Матюшенко Д.В., Дата обезличена последний оформил письменное согласие на проживание дочери Матюшенко А.Д. с матерью в г. Звенигороде.
Разрешая требования по существу, суд исходит из следующего.
Публичные правоотношения, цель которых преследует достичь истец, определены в положениях Указа Президента Российской Федерации № 431 от 05.05.1992 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».
Вопрос об обеспечении мерами социальной поддержки многодетных семей отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обязанность предоставления ряда гарантий многодетным семьям установлена федеральным законом и соответственно подлежит реализации на всей территории Российской Федерации.
В целях реализации положений Указа Президента РФ на субъектном уровне принят и применяется Закон Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», во исполнение которого постановлением Правительства МО от 12.12.2017 № 1029/45 утверждены Порядок и условия выдачи удостоверения многодетной семьи, определено следующее:
- многодетной семье выдается одно удостоверение на семью,
- удостоверение выдается, если все члены многодетной семьи имеют место жительства в Московской области,
- решение о выдаче (продлении срока действия) удостоверения или отказе в выдаче (продлении срока действия) удостоверения принимается руководителем (уполномоченным им лицом) Подразделения в срок не более 8 рабочих дней со дня подачи заявления о выдаче удостоверения со всеми необходимыми документами, указанными в пункте 6 настоящего Порядка. В случае если документы, подтверждающие место жительства Заявителя, супруга (супруги), ребенка (детей) в Московской области, не представлены Заявителем по собственной инициативе и запрашиваются Подразделением или МФЦ в рамках межведомственного взаимодействия, решение о выдаче (о продлении срока действия) либо об отказе в выдаче (продлении срока действия) удостоверения принимается руководителем (уполномоченным им лицом) Подразделения в течение 2 рабочих дней с даты получения указанного документа,
- при выполнении условий выдачи удостоверения, предусмотренных настоящим Порядком, удостоверение выдается на срок не более чем пять лет с даты принятия решения о выдаче (продлении срока действия) удостоверения с правом продления на очередной срок в порядке и сроки, установленные настоящим Порядком для выдачи удостоверения.
Согласно пункту 17 Порядка основаниями для отказа в выдаче или продлении срока действия удостоверения являются:
отсутствие у семьи статуса многодетной в соответствии с законодательством Московской области;
отсутствие у кого-либо из членов многодетной семьи места жительства в Московской области;
представление неполного комплекта документов, указанных в настоящем Порядке.
Заявитель обязан в течение месяца с даты наступления обстоятельств, влияющих на право предоставления мер социальной поддержки многодетной семье, проинформировать Подразделение по месту жительства о наступлении таких обстоятельств (п. 20 Порядка).
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Установлено, что Дата обезличена Серегина О.О. обратилась в отдел социальной защиты населения г. Звенигорода с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи, по реестру зарегистрировано за № №.По результатам рассмотрения заявления Решением № от Дата обезличена в предоставлении Государственной услуги заявителю отказано. Отказ обусловлен отсутствие постоянной регистрации по месту жительства в г. Звенигороде дочери заявителя - Матюшенко А.Д.
Как пояснила Серегина О.О., и, данный факт не отрицал представитель уполномоченного органа в судебном заседании, документ, подтверждающий регистрацию несовершеннолетнего ребенка по месту пребывания в г. Звенигороде, был предъявлен в территориальное структурное подразделение Министерства социальной защиты населения – отдел по городскому округу Звенигород.
В обоснование факта проживания на территории муниципального образования истица представила справки об обучении Матюшиной А.Д. в МАУО СОШ №<адрес>, с Дата обезличена, также несовершеннолетняя с 2016 года прикреплена на медицинское обслуживание в ГБУЗ МО «Звенигородская ЦГБ».
Анализируя установленные обстоятельства, суд руководствуется следующим.
Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания. Местом жительства малолетних детей (несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста) признается место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей, опекунов (п. 2).
В соответствии со ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В силу положений статьи 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (абз. 1). Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации (абз. 2).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 06.10.2008 № 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
Таким образом, реализация и получение мер социальной поддержки, как гарантии многодетным семьям, установленные на федеральном уровне, должны быть реализованы на всей территории Российской Федерации.
С учетом того, что в федеральном законодательстве не установлено таких ограничений для реализации названных гарантий, как регистрация граждан органами регистрационного учета по месту жительства, меры социальной поддержки многодетным семьям в объеме федерального регулирования гарантируются всем гражданам Российской Федерации по месту их жительства, то есть в том субъекте Российской Федерации, на территории которого они постоянно или преимущественно проживают, в порядке и на условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами соответствующего субъекта, установленные с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона.
В рамках представленных доказательств, не оспоренных ответчиком, руководствуясь приведенными выше положениями, суд приходит к убеждению о том, что факт проживания истца и членов ее семьи в личной квартире, расположенной в г. Звенигороде Московской области, нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства; истица, являясь матерью троих детей, соответствует критериям, отвечающим статусу «многодетной матери», следовательно, на Серегину О.О. должны распространяться социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области для многодетных семей преимущественно проживающих и имеющих регистрацию по месту пребывания на территории данного субъекта Российской Федерации, при том, что своим правом на получение данной государственной услуги в другом регионе Российской Федерации истец не воспользовалась, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В указанной связи решение Министерства социального развития Московской области, оформленное отделом социальной защиты населения г. Звенигорода за № от Дата обезличена об отказе в предоставлении Государственной услуги и уведомление по заявлению № № об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи следует признать незаконными, на Министерство социального развития Московской области следует возложить обязанность восстановить субъективное право истца, законный интерес подлежит защите (восстановлению) путем выдачи Серегиной О.О. удостоверения многодетной семьи и предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Московской области от Дата обезличена№ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», со дня обращения с таким заявлением в орган.
Оснований для отнесения судебных издержек по правилам ст. 103 ГПК РФ на ответчика не имеется, поскольку Министерство социального развития Московской области, выступающее по настоящему делу в качестве ответчика, освобождено от уплаты государственной пошлины на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Серегиной Оксаны Олеговны к Министерству социального развития Московской области о признании отказа незаконным, понуждении к выдаче удостоверения многодетной семьи, – удовлетворить.
Признать решение Министерства социального развития Московской области, оформленное отделом социальной защиты населения г. Звенигорода № от Дата обезличена об отказе в предоставлении Государственной услуги и уведомление по заявлению № № об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи - незаконными.
Обязать Министерство социального развития Московской области выдать Серегиной Оксане Олеговне удостоверение многодетной семьи и предоставить меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Московской области от Дата обезличена№ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», на основании заявления № № от Дата обезличена.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Звенигородский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий - судья О.А. Фоменкова