ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-56/19 от 28.01.2019 Кунашакского районного суда (Челябинская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 января 2019 года с. Кунашак

Кунашакский районный суд Челябинской области, в составе:

председательствующего судьи Кариповой Ю.Ш.

при секретаре Николаевой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абдуллина Ф.Ф. к Управлению имущественных и земельных отношений администрации Кунашакского муниципального района о возложении обязанности признать торги состоявшимися и заключить договор купли-продажи нежилого здания и земельного участка по результатам торгов,

У С Т А Н О В И Л:

Абдуллин Ф.Ф. обратился в суд с иском к Управлению имущественных и земельных отношений администрации Кунашакского муниципального района о возложении обязанности признать торги от 22 октября 2018 г. состоявшимися и заключить с ним договор купли-продажи нежилого здания участковой больницы, общей площадью <данные изъяты> кв.м., и земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , расположенных по адресу: <адрес>, по результатам торгов.

В обоснование иска указано, что 17.09.2018 г. Управление имущественных и земельных отношений администрации Кунашакского муниципального района Челябинской области на официальном сайте РФ www.torgi.gov.ru разместило документацию о продаже муниципального имущества: Лот №2 Нежилое здание участковой больницы, адрес местонахождения: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., и земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером , в удовлетворительном состоянии, пригодном к эксплуатации и подведенными коммуникациями. Размещенная на официальном сайте документация по продаже муниципального имущества была принята председателем комиссии, руководителем управления имущественных и земельных отношений администрации Кунашакского муниципального района. Им был предоставлен весь пакет документов и соблюдены все требования к их оформлению, в связи с чем, он имел полное и законное право на приобретение муниципального имущества. В соответствии с решениями, изложенными в протоколе от 22 октября 2018 г. об итогах продажи без объявления цены муниципального имущества, его признали победителем продажи. Однако решением комиссии, торги по продаже муниципального имущества по лоту, признаны несостоявшимися, договор купли-продажи с победителем торгов не заключен, ввиду несогласия членов комиссии с предложенной ценой претендента. Полагая, что данный отказ нарушает его права как победителя торгов, просит суд возложить обязанность на Управление имущественных и земельных отношений администрации Кунашакского муниципального района признать торги состоявшимися и заключить с ним договор купли-продажи нежилого здания участковой больницы, общей площадью <данные изъяты> кв.м., и земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , расположенных по адресу: <адрес>, по результатам торгов.

В судебное заседание истец Абдуллин Ф.Ф. и его представитель Абдуллин Р.З. не явились, в заявлении ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие, настаивая на удовлетворении требований.

Представитель ответчика - УИиЗО администрации Кунашакского муниципального района в судебное заседание не явился, заявив ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, в письменных возражениях на иск не согласны с требованиями истца Абдуллина Ф.Ф., указывая, что продавец в лице Администрации Кунашакского района вправе отклонить предложение о цене приобретения имущества, указанной в заявке в виде несогласия с предложенной ценой.

Исследовав материалы дела, суд не находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Из материалов дела установлено следующее.

Согласно постановления администрации Кунашакского муниципального района № 1525 от 13.09.2018 г. «О продаже муниципального имущества без объявления цены» постановлено осуществить продажу муниципального имущества указанного в приложении без объявления цены.

Согласно приложения к постановлению №1525 от 13.09.2018 г. на продажу выставлено 6 лотов, в том числе лот №2 – нежилое здание участковой больницы. Адрес места нахождения: <адрес>. Общая площадь <данные изъяты> кв.м. и земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., состояние удовлетворительное, пригодное к эксплуатации, коммуникации подведены.

17.09.2018 г. Управление имущественных и земельных отношений администрации Кунашакского муниципального района Челябинской области на официальном сайте РФ www.torgi.gov.ru разместило документацию о продаже муниципального имущества, в том числе: Лот №2 Нежилое здание участковой больницы, адрес местонахождения: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., и земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером , в удовлетворительном состоянии, пригодном к эксплуатации и подведенными коммуникациями.

Разделом 3 Документации по продаже муниципального имущества Кунашакского муниципального района без объявления цены определен перечень представляемых документов и требования к их оформлению. В соответствии с разделом 5 определены требования к участникам продажи имущества.

Согласно п.8.2 покупателем имущества признается: при принятии к рассмотрению одного предложения о цене приобретения имущества – претендент, подавший это предложение; при принятии к рассмотрению нескольких предложений о цене приобретения имущества – претендент, предложивший наибольшую цену за продаваемое имущество; при принятии к рассмотрению нескольких одинаковых предложений о цене приобретения имущества – претендент, заявка которого была зарегистрирована ранее других.

Согласно п.5,6 информационной карты продажи имущества дата начала срока подачи заявок на участие в продаже имущества 08 час.30 мин. 18 сентября 2018 г., дата окончания срока подачи заявок на участие в продаже имущества 16 час. 00 мин. 17 октября 2018 г. (л.д.28-31).

17 октября 2018 года Абдуллиным Ф.Ф. подана заявка за N 201 на участие в торгах без объявления цены и конверт с предложением о цене.

Согласно протоколу об итогах продажи без объявления цены муниципального имущества от 22 октября 2018 года по лоту N 2 подано 3 заявки; из них максимальная цена приобретения в размере 119 273 рубля предложена Абдуллиным Ф.Ф. и решением комиссии торги по продаже муниципального имущества по лоту признаны несостоявшимися. Договор купли продажи с победителем торгов не заключать, ввиду несогласия членов комиссии с предложенной ценой претендента, в соответствии со ст.421 ГК РФ. (л.д. 63-64).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее по тексту - Закон) под приватизацией понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося, в том числе, в собственности муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Продажа муниципального имущества осуществляется предусмотренными Законом способами, к числу которых относится продажа имущества без объявления цены (п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона).

Порядок организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены, а также порядок заключения с покупателем договора купли-продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены, согласно пункту 5 статьи 24 Закона, устанавливается Правительством РФ, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 12 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 июля 2002 года № 549 (далее по тексту - Положение), покупателем имущества признается: при принятии к рассмотрению нескольких предложений о цене приобретения имущества - претендент, предложивший наибольшую цену за продаваемое имущество.

Из протокола заседания комиссии от 22 октября 2018 года об итогах продажи без объявления цены следует, что заявка Абдуллина Ф.Ф. была рассмотрена. В связи с чем, было принято решение об отказе в признании его покупателем имущества по муниципальному имуществу – нежилое здание участковой больницы в <адрес>, в связи с несогласием членов комиссии с предложенной ценой претендента.

В соответствии с пунктом 10 Положения по результатам рассмотрения представленных документов продавец принимает отдельное решение о рассмотрении предложений о цене приобретения имущества по каждой зарегистрированной заявке. Указанное решение оформляется протоколом об итогах продажи имущества в порядке, установленном настоящим Положением.

Таким образом, для признания торгов состоявшимися комиссией не только должна быть принята к рассмотрению сама заявка, но и указанное в ней предложение претендента о цене приобретения имущества. При указанных обстоятельствах, суд признает, что у последней отсутствует обязанность принятия к рассмотрению любого предложения о цене приобретения имущества.

Как следует из материалов дела, заявка Абдуллина с ценой предложения 119 273 рубля была принята и зарегистрирована. Рассмотрев данную заявку, комиссия 22 октября 2018 года приняла решение, оформленное протоколом, в котором не согласилось с предложенной Абдуллиным ценой приобретения в размере 119 273 рубля, т.е. признала её экономически нецелесообразной.

Пунктом 1 статьи 421 ГК РФ установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Законодательство не предусматривает, во-первых, обязательность заключения договора купли-продажи в случае непринятия комиссией к рассмотрению предложения о цене приобретения, во-вторых, право претендента на обращение в суд с заявлением о понуждении продавца к заключению договора.

Действующее законодательство, регулирующее отношения, возникающие при приватизации муниципального имущества путем продажи без объявления цены, не предусматривает обязанность признания претендента покупателем и, как следствие, заключения с ним договора купли-продажи в случае непринятия собственником имущества условия о цене приобретения, а также право претендента на обращение в суд с требованиями о понуждении продавца признать его покупателем, т.е. понудить к заключению соответствующего договора.

Основной целью рассматриваемых торгов является установление объективных (экономически целесообразных) цен на товары (работы, услуги).

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Абдуллина Ф.Ф. к Управлению имущественных и земельных отношений администрации Кунашакского муниципального района о возложении обязанности признать торги от 22 октября 2018 г. состоявшимися и заключить с ним договор купли-продажи нежилого здания участковой больницы, общей площадью <данные изъяты> кв.м., и земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , расположенных по адресу: <адрес>, по результатам торгов – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в районный суд.

Председательствующий судья: Ю.Ш. Карипова