Дело № 2-56/2019 Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Вичуга 28 января 2019 года Вичугский городской суд Ивановской области в составе: председательствующего судьи Лапшина Д.А., при секретаре Хрусталевой Ю.А., с участием представителя истца - помощника Вичугского межрайонного прокурора Зиминой А.А.., ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вичугского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к администрации городского округа Вичуга Ивановской области о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, У С Т А Н О В И Л: Вичугский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к администрации городского округа Вичуга Ивановской области о предоставлении ФИО1, относящейся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, расположенного на территории городского округа Вичуга Ивановской области, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающего санитарным и техническим требованиям. Иск мотивирован тем, что заявленные требования должны быть исполнены ответчиком в силу положений ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 8.1 Закона Ивановской области «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области», ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации. В судебном заседании помощник Вичугского межрайонного прокурора Зимина А.А. исковые требования поддержала по доводам иска. ФИО1 просит исковые требования удовлетворить, пояснила, что своего жилья она не имеет, зарегистрирована в доме прабабушки мужа, а живет на съемной квартире. Представитель администрации городского округа Вичуга Ивановской области в судебное заседание не явился по неизвестной причине, суду представлен отзыв главы городского округа Вичуга ФИО2, согласно которому он просит рассмотреть данное дело без участия представителя Администрации. Также, согласно отзыву администрация городского округа Вичуга полагает доводы истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку утверждение истца о бездействии администрации является недостоверным. ФИО1 был дан ответ, в котором разъяснено и предложено предоставление жилого помещения из маневренного жилищного фонда для временного проживания до получения благоустроенного жилого помещения в порядке очередности. Предоставление ФИО1 жилого помещения вне очереди приведет к нарушению прав других лиц, находящихся в очереди на получение благоустроенного жилья. Также признает, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в получении жилого помещения, факт обращения в администрацию. Средства на приобретение жилья детям – сиротам выделяются администрации Департаментом социальной защиты населения Ивановской области, собственных финансовых средств для приобретения жилья у администрации не имеется. Администрация занимается приобретением жилья по очередности в соответствии со списком, формированием которого занимается Департамент социальной защиты населения. Представитель третьего лица - Департамента социальной защиты населения Ивановской области для участия в судебном заседании не явился, просят рассмотреть дело без участия представителя Департамента. Согласно представленному отзыву в удовлетворении иска возражают, поскольку в соответствии с законодательством о дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственные полномочия по однократному предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений переданы органам местного самоуправления. На эти цели предоставляются субвенции в соответствии с очередностью, установленной списком детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Очередность в списке устанавливается, исходя из даты рождения. Уполномоченным органом по формированию списка является Департамент социальной защиты населения Ивановской области. По состоянию на 28.12.2018 года порядковый номер очереди ФИО1 в областном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 425, по городскому округу Вичуга – 12. Средства на реализацию выше указанных полномочий городскому округу Вичуга на 2018 год предусмотрены в сумме 1234208,74 рублей, на плановый период 2019 года запланировано выделить денежные средства в размере 1012704 рубля, на плановый период 2020 года – 2025408 рублей. Удовлетворение исковых требований повлечет нарушение прав таких же детей – сирот, которые старше ее по возрасту, что нельзя считать социально справедливым. Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что ФИО1 относится к категории лиц, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. ФИО3 и Г. заключили брак ДД.ММ.ГГГГ. После заключения брака жене присвоена фамилия ФИО1 (л.д. 14). Администрацией городского округа Вичуга жилое помещение ФИО1 не предоставлено. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в администрацию городского округа Вичуга с заявлением о предоставлении ей жилья, как лицу из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 предложено обратиться в администрацию с целью получения жилого помещения из маневренного жилищного фонда для временного проживания до получения жилого помещения согласно очередности. Благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда ФИО1 не предоставлено. ФИО1 обратилась к прокурору с заявлением о защите нарушенных прав на жилище. Установленные судом обстоятельства дела подтверждаются материалами дела, не оспариваются сторонами. В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Согласно п. 7 данной статьи по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. В силу п. 1 ст. 8.1 Закона Ивановской области от 14.03.1997 № 7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» Ивановская область передает в рамках реализации государственной программы Ивановской области «Социальная поддержка граждан в Ивановской области» органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, государственные полномочия по однократному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - государственные полномочия по обеспечению жильем детей-сирот). Пункт 1 ст. 8.2 указанного закона Ивановской области предусматривает, что органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, вправе: получать субвенции из областного бюджета для исполнения переданных им государственных полномочий; дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. В судебном заседании установлено, что в нарушение вышеприведенных норм законодательства ФИО1, относящейся к категории лиц, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждающейся в жилом помещении, жилое помещение органами местного самоуправления не предоставлено. Суд не принимает доводы представителей ответчика и третьего лица об отсутствии достаточного финансирования, поскольку отсутствие финансирования не может являться основанием для освобождения от исполнения обязанностей, возложенных законом. Доводы ответчика о возможности предоставления ФИО1 жилого помещения из маневренного жилищного фонда для временного проживания не могут быть приняты во внимание, поскольку действующим законодательством лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к которым относится ФИО1, предусмотрено предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Иск в защиту прав ФИО1 заявлен прокурором в рамках полномочий в соответствии со ст. 45 ГПК РФ. При таких обстоятельствах суд считает необходимым обязать администрацию городского округа Вичуга Ивановской области предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, расположенное на территории городского округа Вичуга Ивановской области, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Вичугского межрайонного прокурора удовлетворить. Обязать администрацию городского округа Вичуга Ивановской области предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, площадью по установленной норме предоставления жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории городского округа Вичуга Ивановской области. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Вичугский городской суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме (01.02.2019 г.). Судья Д.А. Лапшин |