ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-56/2017 от 06.02.2017 Красноборского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2-56/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Красноборск 06 февраля 2017 года

Красноборский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Беляковой Е.С.,

при секретаре Чупровой Т.А.,

с участием истца ФИО1,

ответчика представителей администрации МО «Телеговское» ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации МО «Телеговское» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации МО «Телеговское» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы. В обоснование требований указала, что с __.__.______г. работает в должности *** в администрации МО «Телеговское». Размер начисленной ей заработной платы в месяц составляет *** рублей и включает в себя должностной оклад в размере *** рублей, стимулирующие выплаты: за особые условия ***% (*** рублей), ежемесячное денежное поощрение (*** рублей), а также компенсационные выплаты: за классный чин (*** рублей), за выслугу лет ***% (*** рублей), районный коэффициент 20% (*** рублей), северную надбавку 50% (*** рублей). С 01.07.2016 установлен МРОТ в размере 7 500 рублей. Полагает, что установленная ей заработная плата нарушает её трудовые права и не соответствует положениям Конституции РФ и трудового законодательства. Включение компенсационных выплат (районного коэффициента, северной надбавки, процентной надбавки за выслугу лет и за классный чин) в размер заработной платы незаконно. В период с 01.07.2016 по 30.11.2016 ответчик не доначислил и не выплатил заработную плату в размере *** рублей. Также ответчик своевременно не ответил на заявление истца о недоначислении заработной платы в связи с повышением МРОТ. Недобросовестными действиями работодателя истцу причинены нравственные страдания, так как размер заработной платы, который ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, не позволял ей достойно существовать, удовлетворять необходимые жизненные потребности. Просила суд взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01.08.2016 по 30.11.2016 в сумме *** рублей, обязать ответчика выплачивать в дальнейшем заработную плату в соответствии с положениями Конституции РФ и Трудового кодекса РФ, то есть оклад в размере не ниже минимального размера оплаты труда, выплаты компенсационного и стимулирующего характера – сверх фиксированного размера оплаты труда, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере *** рублей.

В судебном заседании истец ФИО1 на удовлетворении исковых требований настаивала по доводам, изложенным в иске.

Ответчик представители администрации МО «Телеговское» ФИО2, ФИО3 с требованиями не согласились, пояснив, что с учетом установленного оклада, а также начисленных доплат за работу в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, иных выплат компенсационного и стимулирующего характера, в том числе, предусмотренных трудовым договором, а также районного коэффициента в размере 20% и процентной надбавки в размере 50% ФИО1 ежемесячно начисляется заработная плата в размере, который превышает установленный законом минимальный размер оплаты труда. В иске просили отказать.

Выслушав истца, представителей ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к следующему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37).

Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 25-ФЗ) и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом) (ст. 11 Федерального закона № 25-ФЗ).

В силу ст. 22 Федерального закона № 25-ФЗ оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 29 Закона Архангельской области от 27.09.2006 № 222-12-ОЗ «О правовом регулировании муниципальной службы в Архангельской области» оплата труда муниципального служащего осуществляется в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (должностного оклада), а также из следующих ежемесячных и иных дополнительных выплат:

1) оклад за классный чин муниципального служащего;

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе;

3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы;

4) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

5) премия за выполнение особо важных и сложных заданий;

6) ежемесячное денежное поощрение;

7) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь.

Должностной оклад и оклад за классный чин муниципального служащего составляют оклад денежного содержания.

Денежное содержание муниципального служащего, работающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на районный коэффициент к денежному содержанию и процентную надбавку к денежному содержанию за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Размеры должностных окладов, а также размеры ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются представительными органами муниципальных образований Архангельской области в соответствии с законодательством Российской Федерации, областными законами и настоящей статьей (ст. 30 Закона Архангельской области от 27.09.2006 № 222-12-ОЗ).

В судебном заседании установлено, что истец ФИО1 в период с __.__.______г. по __.__.______г. замещала должность муниципальной службы *** в администрации МО «Телеговское», что подтверждается приказами о приеме на работу от __.__.______г.№ ***, от __.__.______г.№ ***, от __.__.______г.№ ***, а также трудовым договором от __.__.______г.№ ***.

Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 (в редакции распоряжения Правительства РФ от 12.07.1993 № 1245-р) Красноборский район отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Администрация МО «Телеговское» расположена в Красноборском районе Архангельской области, то есть, местности, приравненной к районам Крайнего Севера, где к заработной плате работников выплачивается районный коэффициент в размере 20 % и процентная надбавка за стаж работы в таких местностях в размере до 50 % (в зависимости от стажа работы).

Согласно ч. 3 ст. 28 Устава МО «Телеговское» размеры должностных окладов муниципальных служащих в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы, размеры надбавки к должностному окладу за классный чин, а также размеры других ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления утверждаются решением Совета депутатов Телеговского сельского поселения с учетом принципа соотносительности основных условий оплаты труда муниципальных служащих и государственных служащих в соответствии с законодательством РФ и законами Архангельской области.

Решением Совета депутатов МО «Телеговское» от 30.05.2014 № 71 с изменениями, внесенными решением от 26.03.2015 № 102 «О денежном содержании муниципальных служащих муниципального образования «Телеговское», установлена оплата труда муниципальных служащих в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (должностного оклада), а также из следующих ежемесячных и иных дополнительных выплат: оклад за классный чин муниципального служащего; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе, ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премия за выполнение особо важных и сложных заданий; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь. Установлено, что увеличение (индексация) размеров должностных окладов денежного содержания муниципальных служащих может производится на основании правовых актов представителей нанимателя в сроки и размерах, установленных нормативными правовыми актами РФ и Архангельской области соответственно для федеральных государственных гражданских служащих Архангельской области. Увеличение (индексация) размеров окладов денежного содержания муниципальных служащих в иные сроки и иных размерах не производится.

Данным решением размер должностного оклада специалиста 1 категории администрации МО «Телеговское» установлен в размере *** рубля, размер оклада за классный чин *** муниципальной службы Архангельской области *** рублей, ежемесячное денежное поощрение в размере должностного оклада в месяц.

Распоряжением от __.__.______г.№ *** «О присвоении классных чинов» ФИО1 присвоен классный чин *** муниципальной службы Архангельской области 1 класса.

Из условий трудового договора № ***, заключенного с ФИО1, а также приказа о приеме на работу, распоряжения от __.__.______г.№ *** «Об установлении стажа муниципальной службы», распоряжения от __.__.______г.№ ***, расчетных листков истца, а также штатного расписания на 2016 год следует, что муниципальному служащему ФИО1 в денежное содержание включались и выплачивались: ежемесячная надбавка за особые условия труда в размере ***%, оклад за классный чин в размере *** рублей, ежемесячная надбавка за выслугу лет в размере ***%, ежемесячное денежное поощрение в размере должностного оклада в размере *** рубля, а также районный коэффициент в размере 20% и процентная надбавка за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в размере 50%.Распоряжением администрации МО «Телеговское» от __.__.______г.№ ***ФИО1 выплачена премия за выполнение особо важных и сложных заданий за 4 квартал 2016 года в размере *** оклада денежного содержания.

Суд находит доводы истца ФИО1 о том, что в минимальный размер денежного содержания (заработной платы) не могут включаться компенсационные выплаты (районный коэффициент, процентная надбавка, надбавка за выслугу лет, оклад за классный чин), а также то, что заработная плата истцу с 01.07.2016 выплачивается не в полном размере, необоснованными.

Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Нормы главы 50 ТК РФ определяют особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда.

Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. 315 ТК РФ).

В силу статьи 133 ТК РФ обязательным условием при начислении ежемесячной заработной платы работнику, полностью отработавшему норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), является установление ее размера не ниже минимального размера оплаты труда.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (часть 4 статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

В ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата работника рассматривается как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Федеральным законом РФ от 19.06.2000 № 822-ФЗ в редакции Федерального закона от 02.06.2016 № 164-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01.07.2016 установлен в сумме 7 500 рублей в месяц.

Размер минимальной заработной платы на территории Архангельской области не установлен.

Из приведенного выше действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на уровне, достаточном для восстановления работоспособности и удовлетворения основных жизненных потребностей. При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Как указано выше оплата труда муниципального служащего осуществляется в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, состоящего в свою очередь, из должностного оклада и оклада за классный чин, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым относятся, в том числе ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет, за особые условия муниципальной службы.

Денежное содержание муниципального служащего, работающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на районный коэффициент к денежному содержанию и процентную надбавку к денежному содержанию за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

С учетом положений ст. 129 ТК РФ заработная плата работника включает в себя вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Денежное содержание муниципального служащего с учетом всех его составляющих, а не только должностного оклада, как полагает истец, не может быть менее минимального размера оплаты труда.

В судебном заседании установлено, что истцу ФИО1 установлена пятидневная рабочая неделя, продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю.

Спорным является период работы с 01 августа по 30 ноября 2016 года.

Из табелей учета рабочего времени за август-ноябрь 2016 года видно, что в августе и октябре истцом отработана норма рабочего времени при пятидневной рабочей неделе 23 и 21 день, соответственно размер начисленного ей денежного содержания должен составлять не менее 7 500 рублей; в сентябре истец отработала 2 дня при норме 22 дня, соответственно размер начисленного денежного содержания должен составлять не менее 681,82 рублей (7 500/22 х 2), в ноябре истцом отработано 8 дней при норме рабочего времени 21 день, размер денежного содержания должен составлять не менее 2 857,14 рублей (7 500/21 х 8).

Как следует из расчетного листка за август и октябрь ФИО1 было начислено денежное содержание в размере *** рублей (за минусом отпускных в сумме *** рублей), которое включает в себя: должностной оклад в размере *** рублей, оклад за классный чин в размере *** рублей, надбавку за выслугу лет в размере *** рублей (*** х ***%), надбавку за особые условия труда в размере *** рублей (*** х ***%), ежемесячное денежное поощрение в размере должностного оклада *** рублей, а также районный коэффициент в размере *** рублей ((*** + *** + *** + *** + ***) х 20%), и процентную надбавку в размере *** рублей ((*** + *** + *** + *** + ***) х 50%), что больше установленного минимального размера оплаты труда.

В сентябре ФИО1 начислено денежное содержание в размере *** рублей, в ноябре – *** рублей (за минусом отпускных в размере *** рублей), что также превышает установленный размер МРОТ с учетом фактически отработанного времени.

Суд приходит к выводу о том, что ответчиком не нарушена норма, устанавливающая недопустимость оплаты труда ниже гарантируемого законом минимального размера оплаты труда, денежное содержание истца за спорный период, включая в себя ежемесячные и иные дополнительные выплаты и увеличенное на районный коэффициент и северную надбавку, превышает установленный минимальный размер оплаты труда.

При данных обстоятельствах расчет неначисленной заработной платы, представленный истцом, судом не принимается, а заявленные исковые требования ФИО1 о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за спорный период не подлежат удовлетворению.

Ссылки истца на судебную практику не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу положений ч. 1 ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешить дело на основании норм действующего законодательства.

Требования истца к ответчику об обязании выплачивать в дальнейшем заработную плату в соответствии с положениями Конституции РФ и Трудового кодекса РФ, то есть оклад в размере не ниже минимального размера оплаты труда, выплаты компенсационного и стимулирующего характера – сверх фиксированного размера оплаты труда, также не подлежат удовлетворению, поскольку они не основаны на законе, положения действующего законодательства не содержат норм, определяющих, что оклад должен быть не менее МРОТ. Кроме того, судом не установлено нарушений со стороны ответчика при начислении и выплате денежного содержания истцу.

В судебном заседании истец ФИО1 просила взыскать с ответчика компенсацию морального вреда по тем основаниям, что действиями ответчика по невыплате заработной платы в полном объеме, а также несвоевременному предоставлению ответов на её заявления ей причинены нравственные страдания, которые она оценивает в размере *** рублей.

Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

Из материалов дела следует, что __.__.______г. и __.__.______г. истец ФИО1 обращалась в администрацию МО «Телеговское» с заявлениями о выплате доплаты до МРОТ с __.__.______г., а также о выдаче копий расчетных листков за период август – сентябрь 2016 года.

__.__.______г. глава администрации на указанные заявления направил истцу ответ о том, что заявление от __.__.______г. находится на рассмотрении, на заявление от __.__.______г. представлены копии расчетных листов за требуемый период.

__.__.______г. истцу вручен ответ на её заявление от __.__.______г..

Поскольку суд не установил факта нарушения трудовых прав истца по начислению и выплате денежного содержания за спорный период и предоставления ответов на заявления, а также факта причинения истцу действиями ответчика физических или нравственных страданий, требования о взыскании компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению.

Истец на основании п. 1 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу иска в суд.

Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении исковых требований к администрации МО «Телеговское» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, обязании выплачивать оклад в размере не ниже минимального размера оплаты труда, выплаты компенсационного и стимулирующего характера – сверх фиксированного размера оплаты труда, взыскании компенсации морального вреда ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Красноборский районный суд в течение месяца со дня вынесения его в окончательной форме.

Судья подпись Е.С. Белякова

Копия верна:

Судья Е.С. Белякова