Дело № 2-56/2017РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Кытманово 09 июня 2017 года
Кытмановский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Е.Б.Дыренковой, с участием истца ФИО1, её представителя адвоката Гречишкина Ю.А., действующего на основании ордера №013686 от 02.05.2017, представителя ответчика - Администрации Кытмановского района Алтайского края ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Кытмановского района Алтайского края, Министерству сельского хозяйства Алтайского края о признании незаконными действий жилищной комиссии при Администрации Кытмановского района, возложении обязанности поставить первой в очереди на получение социальной выплаты на строительство жилья, возложении обязанности произвести социальную выплату на строительство жилья,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации Кытмановского района Алтайского края о признании незаконными действий жилищной комиссии при Администрации Кытмановского района, возложении обязанности поставить первой в очереди на получение социальной выплаты на строительство жилья, возложении обязанности произвести социальную выплату на строительство жилья.
В обоснование исковых требований указала, что в 2012 году она стала участником федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 №858, как молодая семья на строительство жилого дома.
Затем эту программу продолжила программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Она первая в очереди из старой программы перешла в эту программу. Уже третий год состоит на очереди первая, а денежные средства выделяют только тем, кто работает в агропромышленном комплексе.
В октябре 2016 года начальник Управления сельского хозяйства Кытмановского района ФИО2 сообщил ей, что она первая в списке на получение выплаты и что претендентов на выплату впереди неё нет, что её пакет документов до 5 ноября будет направлен в Министерство сельского хозяйства Алтайского края и в 20-х числах декабря результаты будут известны.
В конце декабря 2016 года истица узнала, что её документы в Министерстве сельского хозяйства Алтайского края и в 2017 году она получит выплату. Окончательное утверждение списка, со слов ФИО2, будет в 20-х числах февраля 2017 года.
06 марта 2017 года ей вручили уведомление №383 от 06.03.2017 о необходимости предоставить копии документов и сообщиди, что в этом году она получит социальную выплату на строительство жилого дома.
14 марта 2017 года она получила уведомление от 14.03.2017 №413. После прочтения она поняла, что выплату по программе не получит. Она обратилась в жилищную комиссию при Администрации Кытмановского района к ФИО2 за разъяснением данного уведомления, так как в нем не была указана конкретная причина отказа, а только ссылка на постановление №200 от 28.05.2015. Она потребовала письменно разъяснить основание отказа в получении выплаты по программе. Ей отказались переделать уведомление, сказали, что для этого нужно написать заявление на имя председателя жилищной комиссии при Администрации Кытмановского района ФИО3
На следующий день она написала заявление на имя главы Администрации Кытмановского района ФИО4 с требованием письменного уведомления с указанием пунктов из постановления №200 от 28.05.2015 и зарегистрировала его в приемной Администрации Кыьтмановского района. Ответ на заявление пока не получила, но в этот же день ей позвонил ФИО2 и сказал, чтобы она пришла и принесла уведомление, т.к. ей его переделали. Уведомление, которое у неё было, забрали, и вместо него выдали уведомление, зарегистрированное тем же числом и номером, что и первое.
14 марта 2017 года ФИО2 показал ей список претендентов на получение выплат по программе на 2017 год, в которой первой на получение выплаты в 2017 году стоит некая С., которая встала на прграмму в 2014 году как работник АПК. Но по сведениям истицы с 2014 года в АПК она не работает и проживает не в сельской местности.
Тем самым право истицы было нарушено согласно п. 5.4., 6.9 Постановления 3200 от 28.05.2015 г. и она является первоочередником на получение социальной выплаты на строительство жилого дома.
В связи с чем просила суд признать действия жилищной комиссии при Администрации Кытмановского района незаконными, обязать поставить первой на получение социальной выплаты, обязать выплатить социальную выплату на строительство жилого дома.
Исковые требования истицей неоднократно уточнялись и в последнем уточненном исковом заявлении к Администрации Кытмановского района истица просит признать действия Администрации Кытмановского района в лице главы администрации ФИО4 о не включении истицы в список молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на плановый период до 2020 года» Кытмановского района на 2017 год на строительство жилого дома на основании соглашения №55/25 от 21 апреля 2017 года, заключенного между Министерством сельского хозяйства Алтайского края незаконными; обязать Администрацию Кытмановского района в лице главы администрации ФИО4 включить её в указанный список; обязать Министерство сельского хозяйства Алтайского края утвердить список о включении истицы - получателей социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» Кытмановского района на 2017 год; обязать Министерство сельского хозяйства Алтайского края выделить муниципальному образованию администрации Кытмановского района средства федерального и краевого бюджетов в форме субсидий в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» Кытмановского района на 2017 год на строительство жилого дома ФИО1.
В обоснование исковых требований дополнительно указала, что её право на получение социальной выплаты было нарушено, потому как согласно Приложению №4 к ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (в редакции Постановления Правительства РФ от 16.01.2015 №17) в пункте 6 указано, что в каждой из указанных в пункте 5 настоящего Типового положения групп граждан очередность определяется в хронологической последовательности по дате подачи ими заявления в соответствии с пунктом 19 настоящего Типового положения с учетом первоочередного предоставления соцальных выплат:
а) гражданам, включенным в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 №858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года», п.п. 5.4, 6.9 Постановления №200 от 28.05.2015, где так же подтверждено, что в данном случае истица является первоочередником на получение социальной выплаты на строительство жилого дома.
В судебном заседании истица ФИО1 и её представитель адвокат Гречишкин Ю.А. уточнили исковые требования, указанные в пунктах 1 и 2 уточненного искового заявления, просили признать действия Администрации Кытмановского района Алтайского края в лице главы администрации ФИО4 о невключении ФИО1 в Список молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности - получателей социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» Кытмановского района Алтайского края на 2017 год (приложение 31 к соглашению от 21.04.2017 №55/25) и обязать Администрацию Кытмановского района Алтайского края в лице главы администрации ФИО4 включить ФИО1 в указанный список. Остальные требования оставили без изменения. На удовлетворении уточненных исковых требований настаивали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Администрации Кытмановского района ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения уточненных исковых требований, просил в иске отказать. В ходе рассмотрения дела пояснял, что согласно протоколу №9 от 18.05.2012 ФИО1 поставлена в список в качестве нуждающейся в жилом помещении путем строительства индивидуального жилого дома в с.Кытманово по программе «Социальное развитие села до 2013 года» «Улучшение жилищных условий молодых семей, проживающих в сельской местности».
31.12.2013 программа «Социальное развитие села до 2013 года» закончила свое действие и её продолжила федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», ФИО1 перешла в указанную программу.
В соответствии с Постановлением Администрации Алтайского края от 28.05.2015 №200 «Об утверждении порядка предоставления гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья» был сформирован список претендентов на получение социальной выплаты на улучшение жилищных условий в рамках ФЦП по Кытмановскому району по состоянию на 05.10.2016 от 30.09.2016 и предоставлен в Главное управление сельского хозяйства Алтайского края. Сейчас оно называется Министерство сельского хозяйства Алтайского края.
В этом списке ФИО1 является претендентом на участие в программе по категории «лица, работающие по трудовым договорам в социальной сфере, постоянно проживающие в сельской местности».
Из каждого районного списка участники отбираются в последовательности, определенной пунктами 5.3 и 6.9 Порядка.
В 2017 году у ФИО1 отсутствует законное основание стать участником ФЦП. В соответствии с п. 6.8 Порядка она состоит в группе согласно абзаца «г» - лица, работающие по трудовым договорам в социальной сфере, постоянно проживающие в сельской местности. И впереди неё есть очередность согласно абзацу «в». Приоритетное право на получение выплаты имеют работники АПК. Поэтому при недостаточности финансирования ФИО1 выплату не получит, даже если заявление подано ранее, так как приоритетом на получение выплаты пользуются работники АПК.
Представитель ответчика - Администрации Кытмановского района ФИО5 в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен.
Представитель соответчика - Министерства сельского хозяйства Алтайского края в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен. Представил отзыв на иск, в котором указал, что считает исковые требования необоснованными, поскольку согласно п. 6.8. постановления Администрации Алтайского края от 28.05.2015 №200 предоставление социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам осуществляется в определенной очередности, установленной с пункта «а» по пункт «з».
Согласно п. 6.9. постановления Администрации Алтайского края от 28.05.2015 №200 в каждой из указанных групп очередность определяется в хронологической последовательности по дате подачи заявления на участие в программе с учетом первоочередного предоставления социальных выплат гражданам:
а) имеющим трех и более детей;
б) включенным в списки молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 №858.
По информации Администрации Кытмановского района семья ФИО1 с 2012 года включена в список претендентов на получение государственной поддержки в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». С учетом места работы - социальная сфера и выбранного способа улучшения жилищных условий - строительство, семья ФИО1 включена в четвертую группу, что соответствует абз. «г» п. 6.8 постановления Администрации Алтайского края №200.
Таким образом, семья Шмидт получит социальную выплату в порядке очередности, т.е. после того, как социальную выплату получат претенденты, включенные в 1, 2, 3 группы, так как согласно порядку предоставления социальных выплат они имеют первоочередное право).
Требования истца о внеочередном предоставлении социальной выплаты нарушают права неограниченного круга лиц, которые включены в группы, имеющие приоритетное право на получение социальной выплаты по отношению к ФИО1
Согласно абз. 2,4 п. 3.7. постановления Администрации Алтайского края №200предварительный список участников мероприятий - получателей социальных выплат формируется с учетом следующих требований:
- количество получателей определяется, исходя из объемов субсидий из федерального и краевого бюджетов, направляемых (планируемых) на улучшение жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов;
- для каждого муниципального района, городского округа определяется предварительный объем субсидий из федерального и краевого бюджетов, рассчитанный пропорционально доле сельского населения соответствующего муниципального района (городского округа), в общей численности сельского населения края. Из списка каждого муниципального района (городского округа) отбирается то количество претендентов, на финансирование социальных выплат которым достаточно рассчитанного предварительного объема субсидий.
Таким образом, Министерство сельского хозяйства Алтайского края определяет количество получателей социальной выплаты, исходя из объема финансирования социальных выплат, рассчитанного для каждого муниципального района на соответствующий финансовый год.
Согласно распоряжению Правительства Алтайского края от 06.04.2017 г. №133-р и соглашению о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 18.02.2017 №082-08-880, заключенного между Министерством сельского хозяйства РФ и Правительством Алтайского края на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» Министерству сельского хозяйства Алтайского края в 2017 году было выделено 134 200 000 рублей бюджетных ассигнований, для последующего их распределения между муниципальными образованиями.
Согласно распоряжению Правительства Алтайского края №133-р из общего объема бюджетных ассигнований, выделенных Министерству сельского хозяйства Алтайского края в 2017 году 93 990 000 рублей, из которых 58 940 000 - средства федерального бюджета, 35 050 000 - краевого бюджета) направлены на улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности.
Согласно приложению 2 к распоряжению Правительства Алтайского края №133-р в 2017 году в Кытмановский район на улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности были направлены субсидии в размере 912 369 рублей.
В связи с чем, в приложении 1 к соглашению от 21.04.2017 г. №55/25, заключенному между Министерством сельского хозяйства Алтайского края и Администрацией Кытмановского района был утвержден список получателей социальной выплаты в количестве одного претендента одной категории.
Отдельным основанием для отказа в предоставлении субсидии является исчерпание лимитов бюджетных обязательств.
На сегодняшний день Министерство сельского хозяйства Алтайского края распределило предоставленные в 2017 году субсидии по муниципальным районам в соответствии с лимитами бюджетных обязательств на 2017 год. В связи с изложенным Министерство сельского хозяйства Алтайского края просило отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1
Выслушав истца, её представителя, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьями 2 и 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 года №858 была утверждена федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года», одной из основных целей которой являлось улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами.
Судом установлено, что на основании протокола заседания жилищной комиссии Администрации Кытмановского сельсовета от 26.04.2012 №2 ФИО1 и члены её семьи были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, о чем так же издано распоряжение Администрации Кытмановского сельсовета от 28.04.2012 №41-р.
04 мая 2012 года ФИО1 обратилась в Администрацию Кытмановского района с заявлением о включении её в состав участником мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года». Жилищные условия она планировала улучшить путем строительства индивидуального жилого дома.
На основании протокола заседания жилищной комиссии при Администрации Кытмановского района от 18.05.2012 №9 она была включена в Список в качестве нуждающейся в жилом помещении путем строительства индивидуального жилого дома в с.Кытманово по программе «Социальное развитие села до 2013 года» «Улучшение жилищных условий молодых семей, проживающих в сельской местности».
Срок действия ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года» истек 31.12.2013 года.
В последующем, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 года №598 утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», которая по существу является продолжением федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года».
Как следует из положений п. 6 Типового положения, являющегося приложением № 4 к постановлению Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 года №598, граждане, включенные в состав участников мероприятий федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» и не реализовавшие свои права в рамках данной программы после окончания действия программы, не утрачивают таких прав, имеют право участвовать в мероприятиях в первоочередном порядке при условии соответствия требованиям программы.
Поскольку ФИО1 не реализовала свои права в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», настаивала на предоставлении ей социальной выплате для строительства жилья, то её включили в Список граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», где истец включена в категорию «Молодые семьи и молодые специалисты, работающие по трудовым договорам или осуществляющие (изъявившие желание осуществлять) индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома» и в этой категории указана под номером №1.
В соответствии с п 33 раздела III Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее - Типовое положение), являющегося приложением № 4 к постановлению Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 года №598, право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеют:
а) молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 39 настоящего Типового положения не старше 35 лет или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:
работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности;
постоянное проживание в сельской местности, в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере;
признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения;
наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения;
Семья ФИО1 всем этим требованиям соответствует.
В соответствии с п. 38 раздела III Типового положения предоставление молодым семьям и молодым специалистам социальных выплат осуществляется согласно следующей очередности:
а) молодым семьям и молодым специалистам, указанным в пункте 34 настоящего Типового положения, изъявившим желание работать по трудовым договорам или осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе и улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
б) молодым семьям и молодым специалистам, указанным в пункте 34 настоящего Типового положения, изъявившим желание работать по трудовым договорам или осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере и улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
в) молодым семьям и молодым специалистам, указанным в пункте 33 настоящего Типового положения, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
г) молодым семьям и молодым специалистам, указанным в пункте 33 настоящего Типового положения, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
д) молодым семьям и молодым специалистам, указанным в пункте 34 настоящего Типового положения, изъявившим желание работать по трудовому договору или осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе и улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений;
е) молодым семьям и молодым специалистам, указанным в пункте 34 настоящего Типового положения, изъявившим желание работать по трудовым договорам или осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере и улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений;
ж) молодым семьям и молодым специалистам, указанным в пункте 33 настоящего Типового положения, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений;
з) молодым семьям и молодым специалистам, указанным в пункте 33 настоящего Типового положения, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений.
Согласно п. 38 раздела III Типового положения в каждой из указанных в пункте 37 настоящего Типового положения групп очередность определяется в хронологической последовательности по дате подачи заявления в соответствии с пунктом 39 настоящего Типового положения с учетом первоочередного предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам:
а) имеющим трех и более детей;
б) включенным в списки молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. №858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года».
В соответствии с федеральной целевой программой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 №598, государственной программой Алтайского края «Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края» на 2012 - 2020 годы, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 02.08.2011 №420 постановлением Администрации Алтайского края от 28.05.2015 №200 был утвержден Порядок предоставления гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья (далее - Порядок).
В соответствии с п. 1.3 Порядка, органом исполнительной власти Алтайского края, который организует проведение на территории региона мероприятий программ и перечисляет в бюджеты муниципальных образований средства федерального и краевого бюджетов, является Главное управление сельского хозяйства Алтайского края.
В настоящее время его правопреемником является Министерство сельского хозяйства Алтайского края.
В соответствии с п. 3.1 Порядка, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий лиц, проживающих в сельской местности и изъявивших желание участвовать в мероприятиях программ, ведется раздельно двумя списками - «граждане» и «молодые семьи и молодые специалисты».
Согласно п. 3.2. Порядка, формирование списка граждан и списка молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, по району (городскому округу) осуществляется администрациями муниципальных районов (городских округов).
Полномочия Администрации муниципальных районов (городских округов) определены в п. 3.3. Порядка, и в числе прочего включают в себя: ведение учета граждан, молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат; формирование списка изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат граждан, молодых семей и молодых специалистов по муниципальному району (городскому округу) и утверждение его в срок до 1 октября.
Утвержденные главой администрации района (городского округа) списки граждан, молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, в срок до 5 октября года, предшествующего очередному финансовому году, представляются в Министерство сельского хозяйства Алтайского края (п.3.5. Порядка).
В соответствии с п. 3.6. Порядка, Министерство сельского хозяйства Алтайского края:
- проверяет представленные списки на предмет соответствия заявителей условиям участия в программах;
- на основании представленных списков и с учетом объема субсидий формирует предварительный список участников мероприятий - получателей социальных выплат на очередной финансовый год и в срок до 15 декабря года, предшествующего очередному финансовому году, утверждает его.
Согласно п. 3.7 Порядка, предварительный список участников мероприятий - получателей социальных выплат формируется с учетом следующих требований:
количество получателей определяется, исходя из объемов субсидий из федерального и краевого бюджетов, направляемых (планируемых) на улучшение жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов;
из каждого районного (городского) списков участники отбираются в последовательности, определенной пунктами 5.3. и 6.9 порядка;
для каждого муниципального района, городского округа определяется предварительный объем субсидий из федерального и краевого бюджетов, рассчитанный пропорционально доле сельского населения соответствующего муниципального района (городского округа), в общей численности сельского населения края. Из списка каждого муниципального района (городского округа) отбирается то количество претендентов, на финансирование социальных выплат которым достаточно рассчитанного предварительного объема субсидий;
из списка каждого муниципального района (городского округа) отбирается не менее одного претендента каждой категории.
Таким образом, Министерство сельского хозяйства Алтайского края определяет количество получателей социальной выплаты, исходя из объема финансирования социальных выплат, рассчитанного отдельно для каждого муниципального района на соответствующий финансовый год.
Согласно пункту 3.8. Порядка, Министерство сельского хозяйства Алтайского края ежегодно, до 1 ноября, представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации бюджетную заявку о размерах субсидий на следующий финансовый год, сведения об объемах средств, которые планируется направить на реализацию мероприятий программ, и предварительные списки участников мероприятий - получателей социальных выплат по установленным формам.
В пункте 3.9. Порядка, определено, что в течение 30 дней с момента подписания распоряжения Правительства Российской Федерации о распределении субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий программ Министерство сельского хозяйства Алтайского края из списков граждан и списков молодых семей и молодых специалистов - претендентов на участие в программах, с учетом требований, предъявляемых Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, формирует сводный список участников на текущий финансовый год и утверждает его.
В соответствии с п. 3.10. Порядка, граждане, молодые семьи и молодые специалисты становятся участниками мероприятий программ с момента утверждения Министерством сельского хозяйства Алтайского края списка на текущий финансовый год.
Согласно п. 6.8. Порядка, предоставление социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам осуществляется согласно следующей очередности:
а) лицам, переехавшим из других муниципальных образований в сельскую местность в границах соответствующего муниципального района (городского округа), где один из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе, и изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир):
проживающим на территории указанного муниципального района (городского округа) на условиях найма, аренды, безвозмездного пользования либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
зарегистрированным по месту пребывания в соответствии с законодательством Российской Федерации;
не имеющим в собственности жилого помещения (жилого дома) в сельской местности в границах соответствующего муниципального района (городского округа), где один из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе;
учащимся последнего курса профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего профессионального образования, заключившим соглашения с работодателем (администрацией муниципального района (городского округа)) о трудоустройстве в сельской местности, где изъявили желание постоянно проживать и работать по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность) в агропромышленном комплексе (основное место работы);
б) лицам, переехавшим из других муниципальных образований в сельскую местность в границах соответствующего муниципального района (городского округа), где один из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере, и изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир):
проживающим на территории указанного муниципального района (городского округа) на условиях найма, аренды, безвозмездного пользования либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
зарегистрированным по месту пребывания в соответствии с законодательством Российской Федерации;
не имеющим в собственности жилого помещения (жилого дома) в сельской местности в границах соответствующего муниципального района (городского округа), где один из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере;
учащимся на последнем курсе профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего профессионального образования и заключившим соглашение с работодателем (администрацией муниципального района (городского округа)) о трудоустройстве в сельской местности, где изъявили желание постоянно проживать и работать по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность) в социальной сфере (основное место работы);
в) лицам, работающим по трудовым договорам (осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность) в агропромышленном комплексе, постоянно проживающим в сельской местности и изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
г) лицам, работающим по трудовым договорам (осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность) в социальной сфере, постоянно проживающим в сельской местности и изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
д) лицам, переехавшим из других муниципальных образований в сельскую местность в границах соответствующего муниципального района (городского округа), где один из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе, и изъявившим желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений:
проживающим на территории указанного муниципального района (городского округа) на условиях найма, аренды, безвозмездного пользования либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
зарегистрированным по месту пребывания в соответствии с законодательством Российской Федерации;
не имеющим в собственности жилого помещения (жилого дома) в сельской местности в границах соответствующего муниципального района (городского округа), где один из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе;
учащимся на последнем курсе профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего профессионального образования, заключившим соглашение с работодателем (администрацией муниципального района (городского округа)) о трудоустройстве в сельской местности, где изъявили желание постоянно проживать и работать по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность) в агропромышленном комплексе (основное место работы);
е) лицам, переехавшим из других муниципальных образований в сельскую местность в границах соответствующего муниципального района (городского округа), где один из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере, и изъявившим желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений:
проживающим на территории указанного муниципального района (городского округа) на условиях найма, аренды, безвозмездного пользования либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
зарегистрированным по месту пребывания в соответствии с законодательством Российской Федерации;
не имеющим в собственности жилого помещения (жилого дома) в сельской местности в границах соответствующего муниципального района (городского округа), где один из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере;
учащимся на последнем курсе профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего профессионального образования и заключившим соглашение с работодателем (администрацией муниципального района (городского округа)) о трудоустройстве в сельской местности, где изъявили желание постоянно проживать и работать по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность) в социальной сфере (основное место работы);
ж) лицам, работающим по трудовым договорам (осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность) в агропромышленном комплексе, постоянно проживающим в сельской местности и изъявившим желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений;
з) лицам, работающим по трудовым договорам (осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность) в социальной сфере, постоянно проживающим в сельской местности и изъявившим желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений.
В соответствии с п. 6.9 Порядка в каждой из указанных в пункте 6.8 групп граждан очередность определяется в хронологической последовательности - по дате подачи ими заявления с приложением документов, указанных в пункте 6.4. настоящего порядка, с учетом первоочередного предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам:
а) имеющим трех и более детей;
б) включенным в списки молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 №858.
Таким образом, из смысла вышеприведенных положений следует, что внутри каждой группы граждан, претендующих на получение социальных выплат по федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», ведется отдельная очередь в хронологической последовательности по дате подачи заявления и с учетом права на первоочередное предоставление социальной выплаты, определенной в пункте 6.9. Однако очередность предоставления социальных выплат между всеми группами устанавливается в соответствии с пунктами «а» - «з» пункта 6.8 Порядка.
При достаточности финансирования не менее одного претендента каждой категории ежегодно получали бы социальную выплату.
Судом установлено, что Администрацией Кытмановского района был сформирован и утвержден 30 сентября 2016 года Список претендентов на получение социальных выплат на улучшение жилищных условий в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по Кытмановскому району и направлен в Министерство сельского хозяйства Алтайского края (ранее - Главное управление сельского хозяйства Алтайского края).
В данном Списке ФИО1 отнесена к списку «молодые семьи и молодые специалисты» в категорию «работающие по трудовым договорам (осуществляющие ИП) в социальной сфере, постоянно проживающие в сельской местности и изъявившие желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилья. То есть в списке «молодые семьи и молодые специалисты» в соответствии с п. 6.8 Порядка она относится к очередности, указанной в его подпункте «г». Данный факт истец ФИО1 не оспаривала.
В соответствии с Соглашением №082-08-880 от 18.02.2017, заключенным между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Алтайского края о предоставлении из федерального бюджета в 2017 году бюджету Алтайского края субсидии на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» общий объем бюджетных ассигнований на указанные цели составил 134 200 000 рублей.
Согласно распоряжению Правительства Алтайского края от 06.04.2017 №133-р Министерству сельского хозяйства Алтайского края в 2017 году из вышеуказанного объема бюджетных ассигнований только на улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов было выделено 93 990 000 рублей.
Согласно приложению №2 к распоряжению Правительства Алтайского края от 06.04.2017 №133-р в 2017 году в Кытмановский район на улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности были направлены субсидии в размере 912 369 рублей, рассчитанные пропорционально доле сельского населения Кытмановского района в общей численности сельского населения края.
21 апреля 2017 года между Министерством сельского хозяйства Алтайского края и Администрацией Кытмановского района Алтайского края было заключено Соглашение №55/25, предметом которого является взаимодействие сторон по выполнению мероприятий ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
В рамках указанного Соглашения Министерство сельского хозяйства Алтайского края предусматривает выделение муниципальному образованию средств федерального и краевого бюджетов в форме субсидий, получателями которых являются граждане, проживающие в сельской местности, в том числе молодые семьи и молодые специалисты, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, а муниципальное образование обязуется направить указанные средства по их целевому назначению (п. 1.2).
Министерство сельского хозяйства Алтайского края обязуется:
- направить в текущем году средства федерального и краевого бюджетов в сумме 912 369 рублей для финансового обеспечения вышеупомянутой ФЦП во исполнение распоряжения Правительства Алтайского края от 06.04.2017 №133-р, согласно приложениям к настоящему Соглашению (п. 2.1.1);
- утвердить списки граждан, проживающих в сельской местности, а также молодых семей и молодых специалистов, представленные муниципальным образованием и довести до муниципального образования указанные списки согласно приложениям к настоящему Соглашению (п. 2.1.2.) граждан.
Муниципальное образование обязуется:
- сформировать списки граждан, проживающих в сельской местности, а так же молодых семей и молодых специалистов (п. 2.2.1).
Приложением №1 к Соглашению от 21.04.2017 №55/25 является Список молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности - получателей социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» Кытмановского района Алтайского края на 2017 год (далее - Список на 2017 год).
В Списке на 2017 год значится только С., размер предоставляемой ей социальной выплаты составляет 912369 рублей, т.е. как раз тот объем финансирования, который был выделен Кытмановскому району.
С. относится к категории «молодые семьи и молодые специалисты» к группе граждан «в» пункта 6.8. Порядка - лица, работающие по трудовым договорам (осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность) в агропромышленном комплексе, постоянно проживающие в сельской местности и изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир).
Лица, состоящие в группе «в», в соответствии с пунктом 6.8 Порядка имеют приоритетное, по сравнению с группой «г», право на получение социальной выплаты.
Лиц, состоящих в группах «а» и «б» в списке «молодых семей и молодых специалистов» в Кытмановском районе на 2017 год не имеется.
Следовательно, с учетом выделенных объемов бюджетных средств Министерство сельского хозяйства Алтайского края утвердило Список на 2017 год в количестве только одного претендента одной категории.
Обоснованность отнесения С. к группе «в» категории «молодые семьи и молодые специалисты» судом не проверялась, так как в рамках рассматриваемого дела установлено, что в этой же категории и этой же группе «в» есть иные лица, имеющие право на получение социальной выплаты - П., А., В. Поэтому при отсутствии С. в данной группе, выплату получил бы другой её участник - П. (следующий на очереди по дате подачи заявления).
В случае выделения большего объема финансирования, выплату в 2017 году могла бы получить и ФИО1, поскольку она является первой в своей группе «г», однако в соответствии с п. 3.7. Порядка количество получателей субсидии было определено исходя из объемов субсидий из федерального и краевого бюджетов, и в каждом муниципальном районе отобрано то количество претендентов, на финансирование социальных выплат которым достаточно рассчитанного предварительного объема субсидий.
Кытмановскому району в 2017 году был выделен объем субсидии, которого хватило только на одного претендента, имеющего приоритетное, по сравнению со ФИО1, право на получение социальной выплаты.
Соответственно, при том объеме финансирования социальных выплат, который был выделен на 2017 год Кытмановскому району и наличия в Кытмановском районе лиц -получателей субсидии более приоритетной категории, чем ФИО1, она не могла быть включена в Список молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности - получателей социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» Кытмановского района Алтайского края на 2017 год.
В связи с чем, уточненные исковые требования в части признания незаконными действий по невключению ФИО1 в указанный Список на 2017 год удовлетворению не подлежат. Остальные исковые требования не подлежат удовлетворению, так как являются производными от них.
Кроме того, необходимо отметить, что из уведомления Администрацией Кытмановского района от 14.03.2017 №413 не усматривается, что истца ФИО1 исключили из числа участников программы, а лишь указано, что в 2017 году она не будет обеспечена социальной выплатой в первоочередном порядке, так как согласно списку претендентов перед ней есть очередность согласно абзаца «в». Таким образом, её права ничем не нарушены, до настоящего времени она является участником ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Кытмановский районный суд в течение 1 (Одного) месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Е.Б.Дыренкова
Дата вынесения решения в окончательной форме 14 июня 2017 года.