Дело № 2-56/2018 (2-2956/2017)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 января 2018 года город Магадан
Магаданский городской суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Кирилловой Е.С.,
при секретаре Потворовой Н.В.,
с участием:
прокурора Заикиной Ю.Б.,
представителей ответчика Первухина А.В., действующего на основании доверенности от 09 января 2018 года, Сорокиной Ю.В., действующей на основании доверенности от 20 декабря 2017 года, Краевской Е.Н., действующей на основании доверенности от 20 декабря 2017 года,
представителя третьего лица Бояринова И.Ю., действующего на основании доверенности от 29 декабря 2017 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Магаданского городского суда Магаданской области гражданское дело по иску Магаданского транспортного прокурора, поданное в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Аэропорт Магадан» о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Магаданский транспортный прокурор обратился в Магаданский городской суд Магаданской области с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что в ходе проверки соблюдения ОАО «Аэропорт Магадан» (далее - аэропорт) требований законодательства о транспортной безопасности установлено, что аэропорт Магадан расположен в черте населенного пункта – поселок Сокол города Магадана Магаданской области, осуществляет деятельность по приему и отправке воздушных судов, обслуживание пассажиров, багажа, грузов и почты, обеспечение топливом воздушных перевозок, обеспечение авиационной безопасности, эксплуатацию взрывоопасных, пожароопасных и химически опасных производственных объектов и др.
В соответствии с Уставом ответчика к основным видам деятельности относится, в том числе, обеспечение авиационной безопасности, осуществляемой в соответствии с сертификатом соответствия ФАВТ А.07.00567 от 14 декабря 2012 года. Указанная деятельность осуществляется в аэропорту Магадан, являющемся аэропортом Международных воздушных авиалиний и зарегистрированном в Государственном реестре аэропортов Российской Федерации за номером 30.
Проверкой установлено, что ОАО «Аэропорт Магадан» имеет основной вход (выход) пассажиров в здание аэровокзала, при функционировании которого нарушаются требования пункта 40 ФАП № 142, не обеспечивают исключения смешивания или контакта пассажиров, проходящих предполетный досмотр, с лицами, не прошедшими такой досмотр, имеется возможность наблюдения посторонними лицами процесса производства досмотра. Имеющееся разделение между пунктом досмотра на входе в аэровокзал и залом регистрации представляет собой ленточное ограждение шириной пять сантиметров, которое не препятствует контактам указанных пассажиров.
Отмечает, что эксплуатация аэропорта при наличии указанного нарушения может привести к совершению актов незаконного вмешательства, влекущим причинение вреда жизни и здоровью членов экипажей воздушных судов, пассажирам, имуществу владельцев воздушных судов, грузоотправителей, иных лиц, определить круг которых невозможно, то есть обстоятельством, создающим угрозу причинения вреда.
На основании изложенного, ссылаясь на положения статей 28, 45, 131 ГПК РФ, статей 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре», просит обязать ОАО «Аэропорт Магадан» в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить ограждение пункта досмотра у центрального входа в аэровокзальный комплекс аэропорта Магадан (Сокол), исключающее возможность наблюдения посторонними лицами процесса производства досмотра и осуществления контактов с пассажирами, прошедшими досмотр.
Участвующий в деле прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил иск удовлетворить по доводам, изложенным в нем.
Представители ответчика в судебном заседании заявленные требования не признали, указали, что исковые требования основаны на нормах, регламентирующих обустройство и прохождение предполетного досмотра, тогда как при входе в здание аэровокзала производится общий досмотр, требования к устройству пунктов досмотра которого законодательно не закреплены, в связи с чем полагали, что требования прокурора удовлетворению не подлежат.
Представитель третьего лица требования прокурора поддержал, пояснив, что существующее ленточное ограждение не может в полной мере предупредить проникновение лиц, не прошедших досмотр, на территорию аэровокзала, что подтверждается фактом административного правонарушения, имевшим место на территории аэровокзала аэропорта Магадан, в связи с чем указанное ограждение не может исполнять функцию противодействия правонарушениям, в том числе террористическим актам на территории аэровокзала.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу положений статей 2, 20, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц.
В данном случае кругом лиц, который невозможно индивидуализировать и привлечь в процесс в качестве истцов в силу численного непостоянства и персональной изменчивости, являются граждане, иные лица, которые являются работниками Общества и его посетителями, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что Магаданский транспортный прокурор обратился в суд с настоящим иском в пределах предоставленных процессуальным законом полномочий.
В соответствии с пунктами 3 статьи 40 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ), аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование; международный аэропорт - аэропорт, который открыт для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором в установленном законодательством Российской Федерации порядке функционирует пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 83 ВК РФ авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации, авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.
В соответствии с подпунктами 1, 4, 5 пунктом 2 статьи 84 ВК РФ авиационная безопасность обеспечивается посредством предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома, предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии со ст. 5 настоящего Кодекса, реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов.
На основании пункта 4 указанной статьи требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Согласно пунктам 50, 51 Программы авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации, утвержденной Приказом Минтранса Российской Федерации от 18 апреля 2008 года № 62 в аэропорту, на аэродроме (вертодроме) гражданской авиации создается контролируемая зона, вводятся пропускной и внутриобъектовый режимы. Контролируемая зона аэропорта, аэродрома (вертодрома) (далее - контролируемая зона) и объекты, расположенные в ней, подлежат охране с привлечением необходимого персонала и применения инженерно-технических средств охраны.
Как следует из подпункта «е» пункта 38 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденным приказом Минтранса России от 28 ноября 2005 года № 142, в аэровокзалах аэропортов предусматриваются пункты досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа, иных лиц на входах в аэровокзалы международных аэропортов и аэропортов федерального значения, оборудованные рентгенотелевизионными интроскопами, стационарными и ручными металлоискателями.
При этом, входные и выходные двери пункта досмотра не должны совмещаться, они оборудуются замками и охранной сигнализацией. Ключи от дверей хранятся в САБ аэропорта (пункт 39 указанных Правил).
Пункты досмотра должны быть огорожены, входы (выходы) в (из) них оборудуются с учетом исключения возможности наблюдения посторонними лицами процесса производства досмотра и осуществления контакта с пассажирами, прошедшими досмотр (пункт 40 Правил).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что аэропорт Магадан расположен в черте населенного пункта п. Сокол г. Магадана Магаданской области (пгт. Сокол, г. Магадан), осуществляет деятельность по приему и отправке воздушных судов, обеспечение пассажиров, багажа, грузов и почты, топливо – обеспечение воздушных перевозок, обеспечение авиационной безопасности, эксплуатацию взрывоопасных, пожароопасных и химически – опасных производственных объектов и др.
В соответствии с Сертификатом соответствия № ФАВТ А.07.00567 от 14 декабря 2012 года ОАО «Аэропорт Магадан» осуществляет деятельность по обеспечению авиационной безопасности.Аэропорт Магадан является аэропортом Международных воздушных авиалиний, зарегистрирован в Государственном реестре аэропортов Российской Федерации (реестровый номер – 30), присвоена вторая категория.
Магаданской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности на объектах воздушного транспорта в аэропорту города Магадана, в ходе которой установлено, что вход в аэровокзальный комплекс аэропорта Магадан (Сокол) и зона досмотра отгорожена от зала регистрации пассажиров ленточным ограждением высотой 78 см от пола, сплошное ограждение отсутствует, также отсутствует ограждение между потоком входящих и выходящих из здания пассажиров.
Согласно материалам дела указанные факты выявлены также при проверке ответчика УГАН НОТБ ДФО Роснадзора, что подтверждается актом проверки от 14 апреля 2017 года, в котором указано на нарушение ответчиком пунктов 37, 39, 40 ФАП № 142.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон о транспортной безопасности) обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности.
Зона транспортной безопасности - объект транспортной инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, его часть, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц (транспортных средств) и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных.
Частью 1 статьи 8 Закона о транспортной безопасности установлено, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Согласно со ст. 12.2 Закона о транспортной безопасности в случаях, предусмотренных требованиями по обеспечению транспортной безопасности, установленными в соответствии со ст. 8 настоящего Федерального закона, проводятся досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности.
В ходе досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности осуществляются мероприятия по обеспечению физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц, направленные на обнаружение оружия, взрывчатых веществ и других устройств, предметов и веществ, в отношении которых в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть, а также на выявление лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности или ее часть.
В соответствии с п. 6.9. указанного Плана, под зоной транспортной безопасности понимается – конфигурация и границы зоны транспортной безопасности, которые включают в себя – рабочую площадь аэропорта, прилегающую к ней территорию и расположенные вблизи здания или часть их, доступ в которые контролируется.
Предварительному досмотру с использованием технических средств досмотра подлежат все лица, входящие в терминальные комплексы, а также вещи, находящиеся при них (пп. «е» п. 38, с. 72 ФАП-142).
В силу п. 6.13, п. 7.2.4. Плана обеспечения транспортной безопасности аэропорта Магадан, пункт досмотра на входе в здание аэровокзала является одним из 8 пунктов досмотра, на котором осуществляется досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа, иных лиц сотрудниками САБ аэропорта с участием сотрудников ЛОП в аэропорту г. Магадана.
Согласно пункту 4 Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, утвержденных Приказом Минтранса России от 23 июля 2015 года № 227 досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности проводится в случаях, предусмотренных Требованиями, на контрольно-пропускных пунктах (далее - КПП), постах, расположенных на границах зоны транспортной безопасности или ее частей, а также в зоне транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (далее – ОТИ) и (или) транспортных средств (далее – ТС).
На территории КПП, постов, а также в перевозочном и технологическом секторах зоны транспортной безопасности не допускается несанкционированный доступ к объектам досмотра, прошедшим досмотр и (или) дополнительный досмотр и (или) повторный досмотр и допущенным в соответствующую часть зоны транспортной безопасности, а также их смешивание с объектами досмотра, в отношении которых мероприятия, предусмотренные настоящими Правилами, не были выполнены или с объектами досмотра, которые не были допущены в соответствующую часть зоны транспортной безопасности (пункт 24 Правил № 227).
Таким образом, установленное в аэропорту города Магадана ленточное ограждение, не обеспечивает в полной мере соблюдение транспортной безопасности, что также подтверждается постановлением № П-ТБ-АВИА-06/10/2016/245 ХБР о назначении административного наказания гражданину Горланову Д.А, 10 августа 2016 года проникшему в аэровокзальный комплекс без прохождения досмотра, перешагнув имеющееся ленточное ограждение.
Поскольку аэровокзал относится к числу важных объектов жизнеобеспечения населения (объект с массовым пребыванием людей), отсутствие в помещениях ОАО «Аэропорт Магадан» ограждения между зоной входного досмотра и залом регистрации пассажиров, отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в его зданиях и помещениях, а также угрожает безопасности деятельности в области авиации и может повлечь за собой совершение противоправных действий, в том числе террористических актов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требование Магаданского транспортного прокурора о возложении на ОАО «Аэропорт Магадан» обязанности установить ограждение пункта досмотра у центрального входа в аэровокзальный комплекс аэропорта Магадан (Сокол), исключающее возможность наблюдения посторонними лицами процесса производства досмотра и осуществления контактов с пассажирами, прошедшими досмотр, является законным и обоснованным, следовательно, подлежит удовлетворению.
Срок для исполнения возложенной на ответчика обязанности, предложенный прокурором, суд находит разумным и достаточным.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку исковые требования Магаданского транспортного прокурора удовлетворены судом, то с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственная пошлина в размере, установленном подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть в сумме 6 000 рублей.
Руководствуясь статьями 194, 198-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Магаданского транспортного прокурора к открытому акционерному обществу «Аэропорт Магадан» о возложении обязанности в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить ограждение пункта досмотра у центрального входа в аэровокзальный комплекс аэропорта Магадан (Сокол), исключающее возможность наблюдения посторонними лицами процесса производства досмотра и осуществления контактов с пассажирами, прошедшими досмотр удовлетворить.
Обязать открытое акционерное общество «Аэропорт Магадан» в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить ограждение пункта досмотра у центрального входа в аэровокзальный комплекс аэропорта Магадан (Сокол), исключающее возможность наблюдения посторонними лицами процесса производства досмотра и осуществления контактов с пассажирами, прошедшими досмотр.
Взыскать с открытого акционерного общества «Аэропорт Магадан» в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в сумме 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Установить день принятия мотивированного решения суда 23 января 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд путем подачи жалобы в Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.С. Кириллова