№ 2-56/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
7.02.2018 г. г. Мглин
Мглинский районный суд, Брянской области в составе
председательствующего – Бушмелева П. Н.,
при секретаре Вертопраховой А. А.,
с участием:
представителя истца – помощника прокурора Мглинского района Асадова А. А.,
представителя администрации Мглинского района ФИО1,
представителя 3-го лица – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мглинского района к администрации Мглинского муниципального района о понуждении к совершению действий
у с т а н о в и л:
Прокурор Мглинского района, руководствуясь ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределённого круга лиц к администрации Мглинского района о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на кадастровый учёт с последующей регистрацией права собственности на земельный участок, занятый автомобильной дорогой, расположенной по адресу: <...> протяжённостью 1200 м., поскольку ненадлежащее состояние транспортной инфраструктуры населённого пункта снижает мобильность экстренных служб, а зачастую и затрудняет их деятельность. Приведение же транспортной инфраструктуры в надлежащее состояние без учёта и регистрации права собственности на автомобильную дорогу невозможна.
Иск обоснован тем, что в ходе прокурорской поверки соблюдения на территории Мглинского района законодательства о муниципальной собственности и безопасности дорожного движения установлено, что автомобильная дорога, расположенная на улице Заречной в д. Полховка Мглинского района Брянской области, протяжённостью 1200 метров состоит в реестре муниципального имущества Мглинского муниципального района, однако администрация Мглинского района каких-либо предусмотренных законом мер организационного и практического характера, направленных на регистрацию права собственности на указанный объект недвижимости, не приняла, поскольку в реестр муниципальных дорог, данная дорога не внесена. Истец полагает, что именно ответчик несёт ответственность за соблюдение требований ст. ст. 15-17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку в соответствии с п. 9 ст. 5 того же закона относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения. И по соглашению между администрацией Вельжичского сельского поселения Мглинского района и администрацией Мглинского района полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, иные полномочия и деятельность переданы администрации Мглинского муниципального района. Данная автомобильная дорога, согласно иска, отвечает требованиям ст. 3 Федерального закона от 8.11.2007 № 257-ФЗ и с учётом того, что она расположена в границах Вельжичского сельского поселения Мглинского района обязанность по её учёту, поддержанию в надлежащем состоянии, обеспечении безопасного дорожного движения в соответствии с действующим законодательством и на основании ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» лежит на ответчике.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Мглинского района Асадов А. А., не изменяя основания иска, уточнил заявленные в иске требования, настаивая обязать ответчика обратиться в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (Росреестр) (далее Росреестр) с заявлением о постановке на кадастровый учёт земельного участка, занятого автомобильной дорогой, расположенной по адресу: <...> протяжённостью 1200 м.
Обосновывая требования иска, представитель истца указал, что настаивает на возложении на ответчика обязанности обратиться с заявлением в Росреестр о постановке на кадастровый учёт именно земельного участка, занятого грунтовой автомобильной дорогой, протяжённостью 1200 м., поскольку решением Мглинского районного Совета народных депутатов Брянской области от 12.02.2015 г. № 5-107 в собственность муниципального образования Мглинский район приняты объекты дорожного хозяйства, находившиеся в собственности сельских поселений Мглинского района, в том числе и данная дорога. Поскольку земельный участок, с расположенной на ней грунтовой дорогой является объектом недвижимости, он может быть поставлен на кадастровый учёт. Сведения о зарегистрированных правах на данный объект недвижимости в Едином государственном реестре прав на недвижимость по состоянию на 11.01.2018 г. отсутствуют. В реестре федерального имущества, по сообщению МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях грунтовая дорога 1200 м. на ул. Заречной в д. Полховка, Вельжичского сельского поселения Мглинского района Брянской области отсутствует.
Законный представитель администрации Мглинского района ФИО1, действующий на основании доверенности, полностью признал уточнённые в суде требования представителя истца, пояснив, что действительно решением Мглинского районного Совета народных депутатов от 12.02.2015 г. № 5-107 в собственность муниципального образования Мглинский район принято и внесено в имущество муниципальной казны муниципального образования Мглинский район объекты дорожного хозяйства, находившиеся в муниципальной собственности сельских поселений Мглинского района, в том числе и 1200 метров грунтовой автодороги, расположенной на ул. Заречной в д. Полховка Мглинского района. Однако, до настоящего времени администрацией Мглинского района никакие кадастровые работы в установленном федеральным законом порядке не проводились и с заявлением о постановке данного объекта дорожного хозяйства на кадастровый учёт в Управление Росреестра не обращалась. Причиной тому - недостаток бюджетных средств в Мглинском районе, необходимых для выполнения кадастровых работ и подготовки всех требуемых документов. Просил суд, предоставить администрации Мглинского района разумный срок для выполнения требований истца – не позднее 31.12.2019 г., с учётом того, что для выполнения данной обязанности необходимо предусмотреть соответствующие расходы в бюджете района, который на 2018 г. уже сформирован, а также того, что на территории Мглинского района имеется ещё 360 незарегистрированных автомобильных дорог.
Представитель 3-го лица – главный специалист-эксперт межмуниципального отдела по Суражскому и Мглинскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области ФИО2 в суде указал, что земельный участок с расположенной на ней автомобильной дорогой может быть поставлен на кадастровый учёт в установленном порядке лишь при наличии оснований, предусмотренных ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закона № 218-ФЗ). Однако, регистрация права собственности на указанную грунтовую автомобильную дорогу в дальнейшем произведена быть не может, поскольку таковая не является объектом недвижимого имущества.
Выслушав стороны, представителя 3-го лица, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии с ч. 2 этой же статьи, суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Основанием заявленного в иске требования указано то, что ответчик каких-либо предусмотренных законом мер организационного и практического характера, направленных на регистрацию права собственности на вышеуказанный объект недвижимости (грунтовой автомобильной дороги), не принял и в реестр муниципальных дорог данная автомобильная дорога не внесена. С целью определения юридически значимого обстоятельства, вынесенные в судебном заседании на обсуждение основания, заявленного требования о возложении обязанности обратиться в Росреестр с заявлением о постановке на кадастровый учёт земельного участка, занятого автомобильной дорогой, представитель истца сослался на основания, изложенные в иске. Поэтому суд, при определении юридически значимых, для правильного разрешения иска, обстоятельств исходит из целей заявленного иска, объекта спорного правоотношения, норм права, на которых основывает свои требования истец.
Целью заявленного в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределённого круга лиц иска является приведение транспортной инфраструктуры, в надлежащее состояние, которое без учёта и регистрации права собственности на автомобильную дорогу невозможна, поскольку ненадлежащее состояние транспортной инфраструктуры населённого пункта снижает мобильность экстренных служб, а зачастую и затрудняет их деятельность.
Для целей государственной регистрации судом должно быть установлено, является ли конкретное имущество недвижимым с учётом назначения этого имущества и обстоятельств связанных с его созданием.
В результате проверки и анализа соблюдения на территории Мглинского района законодательства о муниципальной собственности и безопасности дорожного движения, проведённой в рамках своих полномочий прокуратурой Мглинского района установлено, что на территории Ветлевского, Вельжичского и Новоромановского сельских поселений Мглинского района имеются автомобильные дороги, которые не значатся в реестре государственного имущества Брянской области, равно как и отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на автомобильные дороги в Едином государственном реестре прав на недвижимость. В числе таких дорог указана и автомобильная дорога, расположенная в д. Полховка на ул. Заречной, протяжённостью 1200 метров с грунтовым покрытием.
Решением Вельжичского сельского Совета народных депутатов Вельжичского сельского поселения Мглинского района № 3-33 от 27.01.2015 г. и в соответствии с актом приёма – передачи недвижимого имущества от 27.01.2015 г. указанная грунтовая дорога передана в собственность муниципального образования Мглинский район.
Решением Мглинского районного Совета народных депутатов от 12.02.2015 г. № 5-107 в собственность муниципального образования Мглинский район принято и внесено в имущество муниципальной казны муниципального образования Мглинский район объекты дорожного хозяйства, находившиеся в муниципальной собственности сельских поселений Мглинского района, в том числе и 1200 метров грунтовой автодороги, расположенной на ул. Заречной в д. Полховка Мглинского района.
Согласно сообщения № 9 от 12.01.2018 г. Управления Росреестра по Брянской области по состоянию на 11.01.2018 г. сведения о зарегистрированных правах на данную автомобильную дорогу с грунтовым покрытием, протяжённостью 1200 м. отсутствуют.
По сообщению МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях в реестре федерального имущества данный объект также отсутствует.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальной зоне инженерных и транспортных инфраструктур и предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам (п. 8 ч. 1 ст. 85 ЗК РФ). При этом, градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений (ч. 2 ст. 85 ЗК РФ). А земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон (ч. 12 ст. 85 ЗК РФ)
Также, согласно п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ) автомобильные дороги относятся к линейным объектам.
Для строительства линейных объектов согласно ст. 51 ГрК РФ необходимо получение разрешения на строительство, а после завершения – разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (ст. 55 ГрК РФ).
То есть, автомобильная дорога должна создаваться с соблюдением установленного для создания объектов недвижимости (отвод земельного участка, получение разрешения на строительство, соблюдение строительных норм и правил, сдача в эксплуатацию).
В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и всё, что прочно связано с землёй, то есть те объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершённого строительства.
Таким образом, с учётом правоустанавливающего документа, мотивов, оснований и целей заявленного прокурором иска, предметом (объектом) спорного правоотношения по возбужденному иску прокурора фактически является объект дорожного хозяйства Мглинского муниципального района – автомобильная дорога, протяжённостью 1200 метров с грунтовым покрытием на ул. Заречной д. Полховка Мглинского района, а не земельный участок, занятый автомобильной дорогой, как объект недвижимости.
Истец в своих требованиях исходит из фактического наличия в муниципальной собственности ответчика объекта дорожного хозяйства – автодороги на ул. Заречной д. Полховка Мглинского района протяжённостью 1200 м. с грунтовым покрытием, подтверждая это реестром объектов дорожного хозяйства, принятых в муниципальную собственность Мглинского района и введённых в эксплуатацию в 1980 году.
Однако, доказательств того, что данная дорога создана как объект недвижимости на земельном участке, отведённом для строительства такого объекта недвижимости, с соблюдением соответствующих градостроительных норм и правил, введена в эксплуатацию в установленном порядке, либо земельный участок, в установленном порядке, отведён для сооружения автомобильной дороги, не имеется.
Данное обстоятельство подтверждено в суде актом приёма-передачи имущества из собственности Вельжичского сельского поселения Мглинского района в муниципальную собственности Мглинского района от 27.01.2015 г. данная дорога значится введённой в эксплуатацию в 2008 году, а также пояснениями представителя ответчика ФИО1, указавшего, что каких-либо документов на выделение земельного участка для сооружения данной автодороги не имеется.
В соответствии ч. 7 ст. 1 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.
Пунктом 19 статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: - объект, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом. А в случае если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается (ст. 27 Закона № 218-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закона № 257-ФЗ) установлено, что автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
С учётом изложенного, автомобильная дорога, расположенная на ул. Заречной д. Полховка Мглинского района Брянской области, протяжённостью 1200 метров с грунтовым покрытием не является сооружением и как объект недвижимости государственной регистрации не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Мглинского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мглинского муниципального района Брянской области о возложении обязанности обратиться в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (Росреестр) с заявлением о постановке на кадастровый учёт земельного участка, занятого автомобильной дорогой, протяжённостью 1200 м. на ул. Заречной в д. Полховка Мглинского района Брянской области – оставить без удовлетворения.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба или представление в Брянский областной суд в течение месяца.
Председательствующий: П. Н. Бушмелев
Решение в окончательной форме изготовлено 12.02.2018 г.