ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-56/2024 от 29.01.2024 Пронского районного суда (Рязанская область)

Дело

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Новомичуринск 29 января 2024 года

Пронский районный суд Рязанской области в составе председательствующего Говорухина А.Ю., с участием истца ФИО1, представителя ответчика Диско О.П., при помощнике судьи Журавых О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда г.Новомичуринска гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии по старости, возложении обязанности учесть период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, назначении и выплаты пенсии,

у с т а н о в и л:

истец ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии по старости, возложении обязанности учесть период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, назначении и выплаты пенсию мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области, расположенное в <адрес>, с заявлением о назначении пенсии по старости. Однако, ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии по старости в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ему было отказано по причине отсутствия необходимого периода проживания в зоне с льготно-экономическим статусом.

Ему не зачли период постоянного проживания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Данный населенный пункт в соответствии с распоряжением Правительства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ-р, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ относится к территории зоны льготной социально-экономическим статусом.

Считает отказ в назначении пенсии по старости по причине отсутствия необходимого периода проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом неправомерным и незаконным, поскольку основан на неправильном толковании норм законодательства.

Ответчиком установлено, что истец действительно в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживал в <адрес>. Данный населенный пункт относится к территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.

Ответчик ссылается на то, что архивная выписка из домовой книги, как подтверждающий место проживания документ, не предусмотрена.

Он постоянно проживал в <адрес>, что подтверждается архивной выпиской из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ и регистрацией в паспорте, также он осуществлял трудовую деятельность в Моршанской дистанции инфраструктуре на 1 околотке <адрес>, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Моршанской дистанцией инфраструктуры. Факт его постоянного проживания в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтвержден также данными военно-учетного стола Кензинского сельсовета, согласно которым он поставлен на воинский учет ДД.ММ.ГГГГ и снят с воинского учета ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.2 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998г -Ф3 «О воинской обязанности в военной службе» воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства. Однако, ответчик не засчитал ему проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В стаж, дающий право на пенсию по старости с уменьшением возраста, в соответствии со ст.ст.31-37 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации следствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», включается время постоянного проживания или работы граждан в населенных пунктах, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в период действия перечней населенных пунктов, утвержденных соответствующими Постановлениями Правительства РФ (пункт 4).

Распоряжением Правительства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ-р, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> включена в перечень населенных пунктов, территории которых подвергались радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и относится к территории зоны с льготной социально-экономическим статусом.

В соответствии с п. 109 Приказ Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 538 н (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению" постоянное проживание (период постоянного проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства).

Решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области о том, что архивная выписка из домовой книги в качестве документа не является подтверждающим документом о месте проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом, является несостоятельным, т.к основано на неправильном толковании норм материального права.

По изложенным основаниям истец просит признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области об отказе в установлении пенсии по старости.

Признать за ним право на установление пенсии по старости за проживание (работу) на территории, подвергшейся радиационному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области учесть период проживания в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как основание для назначение пенсии по старости.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области назначить и производить ему выплату пенсии по Закону Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал и пояснил, что постоянно проживал и работал в населённом пункте <адрес>. Данный факт подтверждается сведениями о регистрации, копией паспорта, выпиской из похозяйственной книги, сведениями военного учёта, а также сведениями работодателя о том, что его место работы находилось по указанному адресу. В связи с отказом ответчика ему не индексируется пенсия по старости.

В судебном заседании представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Рязанской области Диско О.П. исковые требования не признала и пояснила, что истец при обращении с заявлением о назначении пенсии указал, что просит назначить пенсию по сведениям персонифицированного учёта. По указанным сведениям место работы истца относилось <адрес>, не отнесённому к перечню зон с льготно-экономическим статусом. В настоящее время представитель ответчика не оспаривает факт проживания истца в указанной зоне в спорный период с 1994 года по 2005 год.

Заслушав пояснения истца, представителя ответчика, показания свидетелей, исследовав материалы дела и проанализировав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п.п.7 п.1 ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В силу п.2 ст.10 того же закона, гражданам, указанным в подпунктах 3,5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В соответствии с п.8 ч.1 ст.13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно положениям ст.34 указанного закона, гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 г. возраст выхода на пенсию по старости был установлен 60 лет - для мужчин и 55 лет - для женщин.

При этом в соответствии с примечанием к ст.35 того же закона, первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по ДД.ММ.ГГГГ, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Согласно обз.3 ст.7 того же закона границы зон подвергшихся радиоактивному загрязнению и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.

Распоряжением Правительства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ-р, в перечне населённых пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ населённый пункт <адрес> указан, как зона с льготным социально-экономическим статусом.

В перечне населённых пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ применялся Перечень, утверждённый Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ В данном перечне населённый пункт <адрес> указан, как зона с льготным социально-экономическим статусом.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с вышеуказанными статьями. Данное обстоятельство подтверждается копией заявления в пенсионном деле (л.д.50-54).

Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было отказано в назначении пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания (работы) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом. Основанием отказа послужил тот факт, что представленная истцом в качестве документа, подтверждающего право на назначение пенсии, Архивная выписка из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ, выданная администрацией муниципального образования - <адрес>, о том, что гр. ФИО1 был зарегистрирован по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как подтверждающий место проживания документ, не предусмотрена Административным регламентом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ, по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ

При обращении за установлением пенсии ДД.ММ.ГГГГ заявитель выразил согласие на назначение пенсии по старости по выписке из лицевого счета застрахованного лица, которая имеется в распоряжении отдела.

Согласно выписки из ИЛС ФИО1 работал:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в Моршанская дистанция пути структурное подразделение пенз. Ж.Д;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- в ОАО «Российские железные дороги» филиал КБШ ЖД-Моршанская дистанция пути структурное подразделение пенз.

Данные периоды в выписке из ИЛС содержат код Ч34.

Указанные организации находятся на территории <адрес>. Данный населенный пункт в ранее действовавшем распоряжении от ДД.ММ.ГГГГ-р, постановлении от ДД.ММ.ГГГГ не включен в перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС.

Удостоверение, подтверждающее период проживания (работы) на территории Чернобыльской зоны, представлено не было.

Представленными документами у гр. ФИО1 не подтверждается наличие одного из условий для установления пенсии по старости - отсутствие необходимого периода проживания (работы) в зоне с льготным социально - экономическим статусом. Данное обстоятельство подтверждается копией решения об отказе в назначении пенсии (л.д.49).

В судебном заседании исследованными доказательствами установлено, что истец ФИО1 на момент обращения за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ достиг возраста 65 лет (л.д.61). Данные обстоятельства не оспариваются ответчиком и подтверждаются копией пенсионного дела (л.д.50-59).

В судебном заседании также установлено, что истец ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, более 11 лет, бы зарегистрирован и постоянно проживал в населённом пункте <адрес>, а также работал в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 1 околотке (станция Кензино) монтером пути Моршанской дистанции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД» более 11 лет, то есть в населённом пункте, расположенном на территории, отнесённой к зоне с льготным социально-экономическим статусом. Данное обстоятельство подтверждается копией паспорта истца с отметками о регистрации, справкой с места работы истца Моршанской дистанции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД», копией Архивной выписки из домовой книги о регистрации истца, а также сведениями пункта полиции (дислокация пгт Ухолово) МОМВД России «Сараевский» (л.д.30, 66-67, 56, 76).

Показаниями свидетеля ФИО4 - супруги истца и копией её паспорта подтверждается, что она с истцом с сентября 1994 года по декабрь 2005 года постоянно проживала по адресу: <адрес> (л.д.85-86).

Показаниями свидетеля ФИО5 и копией его трудовой книжки (л.д.78-84) подтверждается, что он с истцом с сентября 1994 года по декабрь 2005 года постоянно работал в ОАО «РЖД» на станции по адресу: <адрес> Моршанской дистанции.

Суд принимает перечисленные письменные доказательства, показания свидетелей, поскольку они относимы, допустимы и достоверны, согласуются и дополняют друг друга.

Принятыми письменными доказательствами подтверждается, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, более 11 лет бы зарегистрирован и постоянно проживал в населённом пункте <адрес> на территории, отнесённой к зоне с льготным социально-экономическим статусом. Период его проживания в указанный период в зоне с льготным социально-экономическим статусом составил более 11 лет, что даёт ему право на назначение пенсии по достижении 58 лет (снижение выхода на пенсию на 2 года) в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента обращения за указанной пенсией.

При таких обстоятельствах, установленных судом, суд считает, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме, поскольку в судебном заседании исследованными письменными доказательствами, показаниями свидетелей установлено, что период постоянного проживания истца в населённом пункте <адрес> - более 11 лет подлежит включению в расчёт величины снижения пенсионного возраста, так как факт постоянного проживания на территории, входящей в зону с льготным социально-экономическим статусом, нашёл своё бесспорное подтверждение в судебном заседании.

У ответчика не имелось законных оснований для отказа в назначении пенсии по старости в соответствии с требованиями Закона РФ с момента обращения истца, но не ранее достижения истцом соответствующего возраста - с ДД.ММ.ГГГГ (ст.23 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ).

Доводы представителя истца о том, что истец при подаче заявления просил назначить ему пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по сведениям персонифицированного учёта, по которому работодатель истца располагался в <адрес>, не свидетельствуют о законности принятого ответчиком решения об отказе в назначении пенсии, поскольку согласно копии пенсионного дела, представленной ответчиком, в нем имеются сведения о работе в спорный период в Моршанской дистанции пути структурного подразделения пенз.отд.ж.д. с указанием территориальных условий «Ч34», то есть работа на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. (Приказ СФР от ДД.ММ.ГГГГ N 2153 "Об утверждении форм и форматов сведений, используемых для регистрации граждан в системе индивидуального (персонифицированного) учета, и порядка заполнения форм указанных сведений" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 76248).

Кроме того, истцом с поданным заявлением ответчику представлены надлежащие сведения о регистрации истца в спорный период в населённом пункте <адрес> - на территории, отнесённой к зоне с льготным социально-экономическим статусом, согласно Архивной выписки из домовой книги администрации МО-Ухоловский муниципальный район <адрес> по Кензинскому сельскому поселению, а также представленному паспорту с отметкой о регистрации. Ответчиком при наличии сомнений сведения о регистрации истца и месте его работы в спорный период не истребованы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

исковые требования ФИО1, паспорт , к Государственному учреждению - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области, ИНН , о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии по старости, возложении обязанности учесть период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, назначении и выплаты пенсии - удовлетворить.

Признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области об отказе в установлении пенсии по старости ФИО1 по Закону Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Признать за ФИО1 право на установление пенсии по старости за проживание (работу) на территории, подвергшейся радиационному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области учесть период проживания (работы) ФИО1 в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как основание для назначения пенсии по старости.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области назначить и производить ФИО1 выплату пенсии по Закону Российской Федерации 15.05.1991г «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Пронский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья - А.Ю.Говорухин

Мотивированное решение изготовлено 29 января 2024 года.