Дело №
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Новомичуринск 29 января 2024 года
Пронский районный суд Рязанской области в составе председательствующего Говорухина А.Ю., с участием истца ФИО1, представителя ответчика Диско О.П., при помощнике судьи Журавых О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда г.Новомичуринска гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии по старости, возложении обязанности учесть период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, назначении и выплаты пенсии,
у с т а н о в и л:
истец ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии по старости, возложении обязанности учесть период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, назначении и выплаты пенсию мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области, расположенное в <адрес>, с заявлением о назначении пенсии по старости. Однако, ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии по старости в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ему было отказано по причине отсутствия необходимого периода проживания в зоне с льготно-экономическим статусом.
Ему не зачли период постоянного проживания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Данный населенный пункт в соответствии с распоряжением Правительства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ№-р, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ относится к территории зоны льготной социально-экономическим статусом.
Считает отказ в назначении пенсии по старости по причине отсутствия необходимого периода проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом неправомерным и незаконным, поскольку основан на неправильном толковании норм законодательства.
Ответчиком установлено, что истец действительно в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживал в <адрес>. Данный населенный пункт относится к территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
Ответчик ссылается на то, что архивная выписка из домовой книги, как подтверждающий место проживания документ, не предусмотрена.
Он постоянно проживал в <адрес>, что подтверждается архивной выпиской из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ№ и регистрацией в паспорте, также он осуществлял трудовую деятельность в Моршанской дистанции инфраструктуре на 1 околотке <адрес>, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Моршанской дистанцией инфраструктуры. Факт его постоянного проживания в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтвержден также данными военно-учетного стола Кензинского сельсовета, согласно которым он поставлен на воинский учет ДД.ММ.ГГГГ и снят с воинского учета ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.2 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998г №-Ф3 «О воинской обязанности в военной службе» воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства. Однако, ответчик не засчитал ему проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В стаж, дающий право на пенсию по старости с уменьшением возраста, в соответствии со ст.ст.31-37 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации следствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», включается время постоянного проживания или работы граждан в населенных пунктах, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в период действия перечней населенных пунктов, утвержденных соответствующими Постановлениями Правительства РФ (пункт 4).
Распоряжением Правительства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ№-р, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№<адрес> включена в перечень населенных пунктов, территории которых подвергались радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и относится к территории зоны с льготной социально-экономическим статусом.
В соответствии с п. 109 Приказ Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 538 н (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению" постоянное проживание (период постоянного проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства).
Решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области о том, что архивная выписка из домовой книги в качестве документа не является подтверждающим документом о месте проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом, является несостоятельным, т.к основано на неправильном толковании норм материального права.
По изложенным основаниям истец просит признать незаконным решение № от ДД.ММ.ГГГГ Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области об отказе в установлении пенсии по старости.
Признать за ним право на установление пенсии по старости за проживание (работу) на территории, подвергшейся радиационному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области учесть период проживания в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как основание для назначение пенсии по старости.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области назначить и производить ему выплату пенсии по Закону Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ№ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал и пояснил, что постоянно проживал и работал в населённом пункте <адрес>. Данный факт подтверждается сведениями о регистрации, копией паспорта, выпиской из похозяйственной книги, сведениями военного учёта, а также сведениями работодателя о том, что его место работы находилось по указанному адресу. В связи с отказом ответчика ему не индексируется пенсия по старости.
В судебном заседании представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Рязанской области Диско О.П. исковые требования не признала и пояснила, что истец при обращении с заявлением о назначении пенсии указал, что просит назначить пенсию по сведениям персонифицированного учёта. По указанным сведениям место работы истца относилось <адрес>, не отнесённому к перечню зон с льготно-экономическим статусом. В настоящее время представитель ответчика не оспаривает факт проживания истца в указанной зоне в спорный период с 1994 года по 2005 год.
Заслушав пояснения истца, представителя ответчика, показания свидетелей, исследовав материалы дела и проанализировав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п.п.7 п.1 ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В силу п.2 ст.10 того же закона, гражданам, указанным в подпунктах 3,5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии с п.8 ч.1 ст.13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно положениям ст.34 указанного закона, гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 г. возраст выхода на пенсию по старости был установлен 60 лет - для мужчин и 55 лет - для женщин.
При этом в соответствии с примечанием к ст.35 того же закона, первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по ДД.ММ.ГГГГ, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Согласно обз.3 ст.7 того же закона границы зон подвергшихся радиоактивному загрязнению и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
Распоряжением Правительства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ№-р, в перечне населённых пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ населённый пункт <адрес> указан, как зона с льготным социально-экономическим статусом.
В перечне населённых пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ применялся Перечень, утверждённый Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ В данном перечне населённый пункт <адрес> указан, как зона с льготным социально-экономическим статусом.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с вышеуказанными статьями. Данное обстоятельство подтверждается копией заявления в пенсионном деле (л.д.50-54).
Решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было отказано в назначении пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания (работы) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом. Основанием отказа послужил тот факт, что представленная истцом в качестве документа, подтверждающего право на назначение пенсии, Архивная выписка из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ№, выданная администрацией муниципального образования - <адрес>, о том, что гр. ФИО1 был зарегистрирован по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как подтверждающий место проживания документ, не предусмотрена Административным регламентом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№, по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ
При обращении за установлением пенсии ДД.ММ.ГГГГ заявитель выразил согласие на назначение пенсии по старости по выписке из лицевого счета застрахованного лица, которая имеется в распоряжении отдела.
Согласно выписки из ИЛС ФИО1 работал:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в Моршанская дистанция пути структурное подразделение пенз. Ж.Д;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- в ОАО «Российские железные дороги» филиал КБШ ЖД-Моршанская дистанция пути структурное подразделение пенз.
Данные периоды в выписке из ИЛС содержат код Ч34.
Указанные организации находятся на территории <адрес>. Данный населенный пункт в ранее действовавшем распоряжении от ДД.ММ.ГГГГ№-р, постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№ не включен в перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС.
Удостоверение, подтверждающее период проживания (работы) на территории Чернобыльской зоны, представлено не было.
Представленными документами у гр. ФИО1 не подтверждается наличие одного из условий для установления пенсии по старости - отсутствие необходимого периода проживания (работы) в зоне с льготным социально - экономическим статусом. Данное обстоятельство подтверждается копией решения об отказе в назначении пенсии (л.д.49).
В судебном заседании исследованными доказательствами установлено, что истец ФИО1 на момент обращения за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ достиг возраста 65 лет (л.д.61). Данные обстоятельства не оспариваются ответчиком и подтверждаются копией пенсионного дела (л.д.50-59).
В судебном заседании также установлено, что истец ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, более 11 лет, бы зарегистрирован и постоянно проживал в населённом пункте <адрес>, а также работал в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 1 околотке (станция Кензино) монтером пути Моршанской дистанции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД» более 11 лет, то есть в населённом пункте, расположенном на территории, отнесённой к зоне с льготным социально-экономическим статусом. Данное обстоятельство подтверждается копией паспорта истца с отметками о регистрации, справкой с места работы истца Моршанской дистанции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД», копией Архивной выписки из домовой книги о регистрации истца, а также сведениями пункта полиции (дислокация пгт Ухолово) МОМВД России «Сараевский» (л.д.30, 66-67, 56, 76).
Показаниями свидетеля ФИО4 - супруги истца и копией её паспорта подтверждается, что она с истцом с сентября 1994 года по декабрь 2005 года постоянно проживала по адресу: <адрес> (л.д.85-86).
Показаниями свидетеля ФИО5 и копией его трудовой книжки (л.д.78-84) подтверждается, что он с истцом с сентября 1994 года по декабрь 2005 года постоянно работал в ОАО «РЖД» на станции по адресу: <адрес> Моршанской дистанции.
Суд принимает перечисленные письменные доказательства, показания свидетелей, поскольку они относимы, допустимы и достоверны, согласуются и дополняют друг друга.
Принятыми письменными доказательствами подтверждается, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, более 11 лет бы зарегистрирован и постоянно проживал в населённом пункте <адрес> на территории, отнесённой к зоне с льготным социально-экономическим статусом. Период его проживания в указанный период в зоне с льготным социально-экономическим статусом составил более 11 лет, что даёт ему право на назначение пенсии по достижении 58 лет (снижение выхода на пенсию на 2 года) в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента обращения за указанной пенсией.
При таких обстоятельствах, установленных судом, суд считает, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме, поскольку в судебном заседании исследованными письменными доказательствами, показаниями свидетелей установлено, что период постоянного проживания истца в населённом пункте <адрес> - более 11 лет подлежит включению в расчёт величины снижения пенсионного возраста, так как факт постоянного проживания на территории, входящей в зону с льготным социально-экономическим статусом, нашёл своё бесспорное подтверждение в судебном заседании.
У ответчика не имелось законных оснований для отказа в назначении пенсии по старости в соответствии с требованиями Закона РФ № с момента обращения истца, но не ранее достижения истцом соответствующего возраста - с ДД.ММ.ГГГГ (ст.23 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ).
Доводы представителя истца о том, что истец при подаче заявления просил назначить ему пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по сведениям персонифицированного учёта, по которому работодатель истца располагался в <адрес>, не свидетельствуют о законности принятого ответчиком решения об отказе в назначении пенсии, поскольку согласно копии пенсионного дела, представленной ответчиком, в нем имеются сведения о работе в спорный период в Моршанской дистанции пути структурного подразделения пенз.отд.ж.д. с указанием территориальных условий «Ч34», то есть работа на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. (Приказ СФР от ДД.ММ.ГГГГ N 2153 "Об утверждении форм и форматов сведений, используемых для регистрации граждан в системе индивидуального (персонифицированного) учета, и порядка заполнения форм указанных сведений" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 76248).
Кроме того, истцом с поданным заявлением ответчику представлены надлежащие сведения о регистрации истца в спорный период в населённом пункте <адрес> - на территории, отнесённой к зоне с льготным социально-экономическим статусом, согласно Архивной выписки из домовой книги администрации МО-Ухоловский муниципальный район <адрес> по Кензинскому сельскому поселению, а также представленному паспорту с отметкой о регистрации. Ответчиком при наличии сомнений сведения о регистрации истца и месте его работы в спорный период не истребованы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования ФИО1, паспорт №, к Государственному учреждению - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области, ИНН №, о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии по старости, возложении обязанности учесть период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, назначении и выплаты пенсии - удовлетворить.
Признать незаконным решение № от ДД.ММ.ГГГГ Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области об отказе в установлении пенсии по старости ФИО1 по Закону Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ№ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Признать за ФИО1 право на установление пенсии по старости за проживание (работу) на территории, подвергшейся радиационному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области учесть период проживания (работы) ФИО1 в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как основание для назначения пенсии по старости.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области назначить и производить ФИО1 выплату пенсии по Закону Российской Федерации 15.05.1991г № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Пронский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья - А.Ю.Говорухин
Мотивированное решение изготовлено 29 января 2024 года.