ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-57-15 от 30.04.2015 Ирафского районного суда (Республика Северная Осетия-Алания)

Дело № 2-57-15Р Е Ш Е Н И ЕИ м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

с.Чикола 30.04.2015 г.

Ирафский районный суд в составе председательствующего судьи Темировой О.С., при секретаре Малиевой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> РСО-Алания Маргиева М.В. в защиту интересов неопределенного круга лиц об оспаривании нормативного правового акта в части - признании недействующими пункта 3.1 и пункта 3.6 Положения о порядке предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства <адрес> РСО-А на создание собственного бизнеса, утвержденного постановлением главы администрации местного самоуправления <адрес> РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ г.,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> РСО-Алания Маргиев М.В. обратился в суд с настоящим заявлением.

В судебном заседании представитель заявителя Цопанова А.А. заявленные требования поддержала полностью и пояснила, что постановлением главы администрации местного самоуправления <адрес>от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке представления грантов начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства <адрес> на создание собственного бизнеса. Некоторые пункты данного Положения не соответствуют требованиям действующего федерального законодательства. Так, в пункте 3.1 Положения предусмотрено, что для получения грантов заявителям необходимо представить следующие документы: справку из налогового органа об отсутствии задолженности по налоговым платежам в бюджеты всех уровней, по состоянию не ранее чем за один месяц до момента подачи документов; копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица или копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предприни­мателей, полученную не раньше месяца со дня подачи документов. Частью 2 ст. 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что при обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки они должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, и условиям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Не допускается требовать у субъектов малого и среднего предпринимательства представления документов, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. Включение дополнительных условий, предусмотренных пунктом 3.1 Положения в нарушение требований закона нарушает права лиц, желающих получить грант. В пункте 3.6 Положения закреплены иные основания для отказа в предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства: отсутствие в заявке субъекта малого и среднего предпринимательства необходимых документов; выявление недостоверных данных, представленных субъектам малого и среднего предпринимательства; несоответствие документов, предъявленных субъектам малого и среднего предпринимательства, требованиям действующего законода­тельства; отсутствие или полное освоение лимитов бюджетных обязательств на реализацию данного мероприятия государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с утвержденной бюджетной росписью в текущем финансовом году; субъект малого и среднего предпринимательства не был признан Комиссией победителем конкурсного отбора. Частью 5 ст. 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлен исчерпывающий перечень случаев, когда в оказании поддержки должно быть отказано, а именно: не представлены документы, определенные соответствующими федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства, или представлены недостоверные сведения и документы; не выполнены условия оказания поддержки; ранее в отношении заявителя - субъекта малого и среднего предпринимательства было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли; с момента признания субъекта малого и среднего предприни­мательства допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года. Просит признать недействующими пункта 3.1 и пункта 3.6 Положения о порядке предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства <адрес> РСО-Алания на создание собственного бизнеса, утвержденного постановлением главы администрации местного самоуправления <адрес> РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ

Представитель заинтересованного лица-администрации местного самоуправления <адрес> РСО-Алания Мухаммедова М.Н. в судебном заседании заявленные требования заместителя прокурора <адрес> РСО-Алания Маргиева М.В. признала частично и пояснила, что постановлением главы АМС <адрес>от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке представления грантов начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства <адрес> на создание собственного бизнеса. Она согласна с тем, что пункт 3.1 данного Положения не соответствует действующему федеральному законодательству, так как содержит требование о представлении заявителями большего количества документов для получения грантов, чем предусмотрено частью 2 ст. 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Включение дополнительных условий, предусмотренных пунктом 3.1 Положения было сделано исключительно в интересах заявителей, но оказалось, что это не соответствует закону. С доводами прокурора относительно несоответствия закону пункта 3.6 Положения, она не согласна. В нем закреплены такие же основания для отказа в предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, которые предусмотрены частью 5 ст. 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». На начальном этапе невозможно бывает выявить случаи, когда в оказании поддержки должно быть отказано, например, выполнены ли условия оказания поддержки, допустили ли субъекты малого и среднего предприни­мательства нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе, если не обеспечили целевое использование средств поддержки. Поэтому эти случаи не отражены в пункте 3.6 Положения, а подробно расписаны пунктах 3,7 и 3.8 Положения.

Выслушав объяснения представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением главы администрации местного самоуправления <адрес>от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке представления грантов начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства <адрес> на создание собственного бизнеса.

Данный нормативный правовой акт обладает всеми существенными признаками: он издан в установленном порядке органом местного самоуправления, в нем имеются правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

При рассмотрении дела по существу суд выяснил порядок принятия данного нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативного правового акта и его пределы, форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования и установил, что при издании оспариваемого нормативного правового акта требования законодательства нарушены не были.

В то же время, пункты 3.1 и 3.6 Положения о порядке представления грантов начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства <адрес> на создание собственного бизнеса суд находит противоречащими федеральному законодательству.

Так, согласно пункту 3.1 данного Положения заявителям для получения грантов необходимо представлять следующие документы:

-справку из налогового органа об отсутствии задолженности по налоговым платежам в бюджеты всех уровней, по состоянию не ранее чем за один месяц до момента подачи документов;

-копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица или копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

-выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предприни­мателей, полученную не раньше месяца со дня подачи документов.

Вместе с тем, частью 2 ст. 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что при обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки, они должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, и условиям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Не допускается требовать у субъектов малого и среднего предпринимательства представления документов, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.

Включение дополнительных условий, предусмотренных в пункте 3.1 Положения в нарушение требований закона, нарушает права лиц, желающих получить грант.

В соответствии с подпунктом а пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 96, наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, установление неопределенных, трудновыполняемых и обременительных требований к гражданам и организациям является коррупциогенным фактором.

В части 5 ст. 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлен исчерпывающий перечень случаев, когда в оказании поддержки должно быть отказано, если: не представлены документы, определенные соответствующими федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства, или представлены недостоверные сведения и документы; не выполнены условия оказания поддержки; ранее в отношении заявителя - субъекта малого и среднего предпринимательства было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли; с момента признания субъекта малого и среднего предприни­мательства допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года.

В пункте 3.6 Положения в качестве иных оснований для отказа в представлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства указаны: отсутствие в заявке субъекта малого и среднего предпринимательства необходимых документов; выявление недостоверных данных, представленных субъектам малого и среднего предпринимательства; несоответствие документов, предъявленных субъектам малого и среднего предпринимательства, требованиям действующего законода­тельства; отсутствие или полное освоение лимитов бюджетных обязательств на реализацию данного мероприятия государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с утвержденной бюджетной росписью в текущем финансовом году; субъект малого и среднего предпринимательства не был признан Комиссией победителем конкурсного отбора.

По мнению суда, они искажают содержание исчерпывающего перечня случаев, когда в оказании поддержки должно быть отказано, установленного Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Довод представителя заинтересованного лица о том, что ряд случаев, когда в оказании поддержки должно быть отказано, подробно расписаны пунктах 3,7 и 3.8 Положения суд не может принять во внимание, поскольку это обстоятельство не является поводом для того, чтобы в пункте 3.6 Положения не были перечислены все случаи, когда в оказании поддержки должно быть отказано, перечень которых Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлен исчерпывающий.

Таким образом, пункт 3.1 Положения о порядке предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства <адрес> РСО-А на создание собственного бизнеса, утвержденного постановлением главы администрации местного самоуправления <адрес> РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу - части 2 ст. 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а пункт 3.6 Положения о порядке предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства <адрес> РСО-А на создание собственного бизнеса, утвержденного постановлением главы администрации местного самоуправления <адрес> РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу - части 5 ст. 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ« О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»,установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ« О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»,ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> РСО-Алания ФИО1 удовлетворить.

Признать недействующим и противоречащим части 2 ст. 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» пункт 3.1 Положения о порядке предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства <адрес> РСО-Алания на создание собственного бизнеса, утвержденного постановлением главы администрации местного самоуправления <адрес> РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу.

Признать недействующим и противоречащим части 5 ст. 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» пункт 3.6 Положения о порядке предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства <адрес> РСО-Алания на создание собственного бизнеса, утвержденного постановлением главы администрации местного самоуправления <адрес> РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда РСО-Алания в течение одного месяца со дня его вынесения через Ирафский районный суд.

Председательствующий Темирова О.С.