ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-57 от 03.03.2016 Шумихинского районного суда (Курганская область)

Дело № 2-57

3 марта 2016 года

Р Е Ш Е Н И Е (МОТИВИРОВАННОЕ)

Именем Российской Федерации

Шумихинский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи МИХАЛЕВОЙ О. Л.

при секретаре ЗВЯГИНЦЕВОЙ А. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Шумихе 3 марта 2016 года

гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «Промэкология» о защите прав потребителей,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Промэкология», указывая, что с <Дата> отделом строительства, транспорта, ЖКХ, имущественных и земельных отношений Администрации Шумихинского района заключен договор аренды земельного участка с ООО «Промэкология» для проектирования и размещения полигона ТБО. <Дата> Департаментом государственного регулирования цен и тарифов *** установлен тариф для потребителей ООО «Промэкология» за услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению ТБО в размере *** за 1 куб. м. На основании изложенного ООО «Единство» внесло изменения в договор на оказание услуг по вывозу ТБО от жилых домом и взимает плату с жителей за утилизацию, обезвреживание и захоронение ТБО, которую затем перечисляет в ООО «Промэкология». ООО «Промэкология» не имеет лицензии на данный вид деятельности, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТБО не производит, но взимает плату за услуги, которые не оказываются. Действиями ответчика истцу как гражданину Российской Федерации и как потребителю услуг по вывозу ТБО причинен моральный вред. В соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей» ФИО1 просит действия ООО «Промэкология» по взиманию платы за утилизацию, обезвреживание и захоронение ТБО признать незаконными, в целях компенсации причиненного морального вреда (взимание платы за услугу, которая не оказывается) просит взыскать с ответчика в его пользу ***

В судебном заседании истец ФИО1 на исковых требованиях настаивает, пояснил, что проживает в восьмиквартирном жилом доме, ежегодно собственники квартир заключают договор с ООО «Единство» на вывоз мусора, стоимость услуг по вывозу мусора установлена *** за 1 куб. м. С <Дата> ООО «***» установило дополнительную плату по *** за размещение мусора на свалке. <Дата> отделом строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, имущественных и земельных отношений Администрации Шумихинского района заключен договор с ООО «Промэкология», предметом которого является предоставление земельного участка для проектирования и размещения полигона ТБО. По договору ООО «Промэкология» обязано установить по периметру территории легкое ограждение или траншею, или вал, установить при въезде шлагбаум, организовать уплотнение и изоляцию ТБО, провести очистку от бытового мусора прилегающей территории, в течение одного месяца оформить пакет разрешительной документации на использование земельных участков как полигона ТБО, осуществить согласование со всеми необходимыми инстанциями и выполнить проектирование полигона ТБО. Из всего перечисленного в договоре сделано только одно: установлен шлагбаум. Департаментом государственного регулирования цен и тарифов ООО «Промэкология» установлен тариф на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению ТБО. Данные денежные средства ООО «Промэкология» взимает с истца через управляющую компанию ООО «Единство». То, что указано в договоре аренды земельного участка, ответчик не делает, только принимает мусор, поэтому за утилизацию, обезвреживание и захоронение отходов брать плату не имеет права, лицензии на данный вид деятельности у ответчика нет. В соответствии со ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» в случае удовлетворения иска потребителя взыскивается компенсация морального вреда.

Представитель ответчика ООО «Промэкология» ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что ООО «Промэкология» не является ответчиком по данному делу, так как не имеет взаимоотношений с истцом ФИО1 ООО «Промэкология» заключает договоры на размещение и утилизацию мусора только с юридическими лицами, в частности, заключен договор с ООО «Единство». Вывоз ТБО истцу осуществляет ООО «Единство», с данным юридическим лицом заключен договор ФИО1, ООО «Единство» устанавливает свою цену по вывозу ТБО в договоре с жителями домов, обществу «Промэкология» ООО «Единство» оплачивает услуги согласно тарифам, установленным Департаментом государственного регулирования цен и тарифов. Лицензии на утилизацию, обезвреживание и захоронение ТБО ООО «Промэкология» не имеет, так как для получения лицензии необходимо, чтобы Администрация Шумихинского района и Администрация *** решили вопрос по разделу земли, получили заключение экологической экспертизы, но документы для получения лицензии оформляются. ФИО1 не является субъектом, который может контролировать деятельность предприятия. Со стороны контролирующих органов замечаний к работе предприятия нет. Предприятие имеет план работы на несколько лет, в данный момент ведет только прием ТБО, в конечном итоге будет построен перерабатывающий цех для утилизации отходов. Захоронение отходов производится, имеются соответствующие котлованы, мусор утрамбовывается, установлен шлагбаум, на полигоне пропускной режим, поставлен вагончик, имеется охрана, установлены видеокамеры, проведено освещение. ФИО1 не доказал нарушение его прав со стороны ООО «Промэкология» и причинение ему морального вреда. Просит в иске ФИО1 отказать, возместить ответчику расходы, так как она работает в ООО «Промэкология» исполнительным директором в рабочие дни: понедельник, среда, пятница, все судебные заседании по делу состоялись во вторник и четверг, также просит возместить затраты на бензин.

Представитель ООО «Единство», привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица, ФИО3 в судебном заседании пояснила, что с <Дата> ООО «Единство» пользовалось свалкой в *** бесплатно. После того, как Администрацией района был заключен договор аренды земельного участка с ООО «Промэкология», ООО «Промэкология» не стало принимать мусор на свалку бесплатно. ООО «Единство» заключило договор с ООО «Промэклогия», перезаключило договоры с жильцами многоквартирных домов, так как необходимо было дополнительно к тарифу за вывоз мусора предусмотреть тариф за размещение мусора на полигоне, который составляет *** с 1 кв.м. ФИО1 является председателем ТСЖ, с данным ТСЖ на <Дата> был заключен договор на вывоз мусора по фактическому объему. На <Дата> заключен договор с собственниками квартир дома, в котором проживает истец.

Представитель ТСЖ «Восьмерка», привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.

Представитель Администрации Шумихинского района, привлеченной судом к участию в деле в качестве третьего лица, просит рассмотреть дело без его участия, считает, что истцом не доказан факт нарушении его прав как потребителя услуги, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курганской области, привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, в письменном отзыве на исковое заявление ФИО1 просит рассмотреть дело без его участия, оставляет разрешение спора на усмотрение суда, указал, что в соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» от 29.12.2014 № 458-ФЗ устанавливает, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I-IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до <Дата> После <Дата> осуществление данной деятельности без лицензии не допускается. <Дата> ООО «Промэкология» обратилось в Управление Росприроднадзора по Курганской области с заявлением о предоставлении лицензии.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с преамбулой Закона РФ «О защите прав потребителей» данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. № 155 утверждены Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, регулирующие отношения между потребителем - гражданином, использующим, заказывающим или имеющим намерение заказать исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, услуги по вывозу бытовых отходов, и исполнителем - организацией независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальным предпринимателем, оказывающими потребителю услуги по вывозу бытовых отходов по возмездному договору.

Статья 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции Федерального закона от 29.12.2015 N 404-ФЗ) предусматривает, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно п. 7.ст. 23 Федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» от 29 декабря 2014 г. № N 458-ФЗ до наделения юридического лица статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» настоящий Федеральный закон устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса.Согласно ч. 4 ст. 4 вышеуказанного федерального закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса:

согласовывают производственные и дают заключения на инвестиционные программы организаций коммунального комплекса (подп. 3);

устанавливают тарифы на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса (подп. 4).

Судом установлено следующее.

На основании постановления Администрации Шумихинского района от <Дата>*** по договору аренды земельного участка № *** от <Дата> отдел строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, имущественных и земельных отношении Администрации Шумихинского района (Арендодатель) предоставил ООО «Промэкология» (Арендатор) за плату во временное владение и пользование земельные участки общей площадью *** кв.м. из земель населенных пунктов в границах ***, расположенные по адресу: ***, восточная часть, для проектирования и размещения полигона твердых бытовых отходов, в том числе: земельный участок с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м., земельный участок с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м., земельный участок с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м, земельный участок с кадастровым номером ***, площадью ***. Срок аренды участка 49 лет: с <Дата> по <Дата> Договор аренды зарегистрирован в Управлении Росреестра по ***.

По договору аренды Арендатор обязан использовать участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, обеспечить Арендодателю, представителям органов государственного земельного контроля доступ на участок по их требованию: организовать проведение производственного контроля, установить по периметру территории для утилизации и переработки твердых бытовых отходов легкое ограждение или осушительную траншею глубиной более 2 м. или вал высотой не более 2 м., установить при въезде шлагбаум; организовать уплотнение и промежуточную изоляцию твердых бытовых отходов; провести очистку от бытового мусора территории, прилегающей к территории объекта размещения отходов. В течение 1 месяца оформить пакет разрешительной документации на использование земельных участков как полигона твердых бытовых отходов, осуществить согласование со всеми необходимыми инстанциями и выполнить проектирование полигона ТБО (п.п. 4.4.2, 4.4.4, 4.4.5).

Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов *** от <Дата>*** согласована производственная программа ООО «Промэкология» (***) в сфере утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов на период с <Дата> по <Дата>, установлен тариф на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов для потребителей ООО «Промэкология» на период с <Дата> по <Дата>

Планом мероприятий по обеспечению бесперебойной работы полигона по утилизации и захоронению ТБО предусмотрена очистка прилегающей территории от мусора, монтаж и установка шлагбаума, организация ежедневной охраны территории полигона, установка временного ограждения, установка металлического ограждения перед границей полигона, монтаж ЛЭП, установка освещения и видеонаблюдения, отсыпка дорожного покрытия по периметру полигона, приобретение и установка цеха по переработке пластика и др.

<Дата> между ООО «Промэкология» и ООО «Единство» заключен договор, согласно которому ООО «Промэкология» оказывает услуги по приему твердых бытовых отходов на полигоне, а ООО «Единство» оплачивает эти услуги. Стоимость услуг по приему ТБО установлена в соответствии с Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов *** на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов для потребителей ООО «Промэкология» № *** от <Дата>

ФИО1 проживает в жилом многоквартирном доме по ***. Услуги по вывозу твердых бытовых отходов жильцам данного дома оказывает ООО «Единство»: в <Дата> -на основании договора от <Дата>, заключенному с ТСЖ «Восьмерка» в лице председателя ФИО1, в <Дата> –на основании договора от <Дата>, заключенному с ФИО1 на основании протокола общего собрания собственников квартир многоквартирного дома. Тариф на вывоз твердых бытовых отходов по данным договорам составляет: в <Дата>- *** за 1 куб. м.(*** тариф за вывоз и *** тариф за размещение ТБО на полигоне), в <Дата>- *** (*** тариф за вывоз и *** тариф за размещение ТБО на полигоне), цена по договору составляет за вывоз одного контейнера (вместимость контейнера, установленного на ***, составляет 0, 70 куб.м.) *** –в <Дата>, *** –в <Дата> (п. п. 3.1. договоров).

В ходе судебного разбирательства установлено, что договор на вывоз твердых бытовых отходов заключен ФИО1 как потребителем с обществом с ограниченной ответственностью «Единство», плата за услугу по вывозу ТБО установлена данным договором. В договорных отношениях с ООО «Промэкология» ФИО1 не состоит.

ООО «Промэкология» осуществляет деятельность по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов на предоставленном в аренду на 49 лет земельном участке. Тарифы на утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых бытовых отходов установлены уполномоченным органом Департаментом государственного регулирования цен и тарифов ***. На земельном участке ООО «Промэкология» поэтапно осуществляются мероприятия для строительства полигона твердых бытовых отходов. В настоящее время на земельном участке установлен шлагбаум, проведено освещение, мусор буртуется, прилегающая к свалке территория очищается. Поэтому доводы ФИО1 о том, что ООО «Промэкология» взимает плату за услугу, которую не оказывает, не соответствуют действительности.

В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Согласно п. 3.1 ст. 23 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» от 29.12.2014 № 458-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до <Дата>. После <Дата> осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Согласно отзыву Управления Росприроднадзора по Курганской области <Дата> ООО «Промэкология» обратилось с заявлением о предоставлении лицензии, что свидетельствует о том, что в установленный срок ответчиком может быть получена лицензия на осуществление деятельности в области обращения с отходами.

Кроме того, отсутствие у ответчика лицензии на утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых бытовых отходов не является основанием для признания незаконными действий по взиманию платы, установленной государственным органом в сфере регулирования тарифов.

На основании установленных обстоятельств суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Представителем ООО «Промэкология» ФИО2 заявлены требования о возмещении судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя и транспортных расходов в виде затрат на бензин.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

В силу ст. 88, 94 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины издержек, связанных с рассмотрением дела.

К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на проезд и проживание сторон и другие признанные судом необходимыми расходы.

Как разъяснено в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» транспортные расходы и расходы на проживание представителя стороны возмещаются другой стороной спора в разумных пределах исходя из цен, которые обычно устанавливаются за транспортные услуги, а также цен на услуги, связанные с обеспечением проживания, в месте (регионе), в котором они фактически оказаны.

В подтверждение расходов на приобретение бензина представлены кассовые чеки от <Дата> на сумму ***, от <Дата> на сумму ***, от <Дата> на сумму ***, от <Дата> на сумму ***

Представитель ответчика не представил документов, подтверждающих, что бензин приобретал именно он, что стоимость расхода бензина соответствует проезду от места жительства представителя до *** суда, в представленных кассовых чеках указано различное количество приобретенного бензина, даты, указанные в кассовых чеках на бензин, и даты судебных заседаний не совпадают. Представителем ответчика не представлены доказательства, подтверждающие необходимость использования для поездок в суд личного транспорта. Поэтому суд не находит оснований для удовлетворения заявления о возмещении за счет ФИО1 расходов на проезд представителя ответчика в суд.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Письменного ходатайства о возмещении расходов на оплату услуг представителя ответчиком не подано, поэтому не имеется оснований для возмещения ответчику ООО «Промэкология» данных расходов.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ООО «Промэкология» о признании незаконными действий по взиманию платы за утилизацию, обезвреживание и захоронение ТБО и взыскании компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Шумихинский районный суд.

С мотивированным решением лица, участвующие в деле, вправе ознакомиться 9 марта 2016 г. в 15 час. 00 мин.

Судья: О.Л. Михалева