Арсеньевский городской суд Приморского края Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Арсеньевский городской суд Приморского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-57/2012.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Арсеньев. «13» января 2012 года.
Арсеньевский городской суд Приморского края в составе:
председательствующего Пилипенко Б.Л.,
при секретаре Злых Т.В.,
с участием зам. прокурора г. Арсеньева Китаевой Н.В.,
представителя Думы Арсеньевского городского округа Зубец А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
прокурора г. Арсеньева в защиту прав, свобод
и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц к Думе Арсеньевского городского округа
о признании противоречащим законодательству
и недействующим муниципального правового акта
от 02.12.2011 года № 64-МПА «О внесении изменений в МПА от 05.05.2010 года № 16-МПА «Положение о звании «Почётный житель Арсеньевского городского округа»», принятого решением Думы Арсеньевского городского округа № 230 от 30.11.2011 года,
у с т а н о в и л :
Прокурор г. Арсеньева обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц к Думе Арсеньевского городского округа о признании противоречащим законодательству и недействующим муниципального правового акта от 02.12.2011 года № 64-МПА «О внесении изменений в МПА от 05.05.2010 года № 16-МПА «Положение о звании «Почётный житель Арсеньевского городского округа»», принятого решением Думы Арсеньевского городского округа № 230 от 30.11.2011 года, и установлении Думе города срока для опубликования сообщения о решении суда в том печатном издании, в котором был опубликован оспариваемый акт. В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемым муниципальным правовым актом пункт 1 Положения о звании «Почётный житель Арсеньевского городского округа» дополнен подпунктом 1.7, в соответствии с которым лицам, удостоенным звания «Почётный гражданин г. Арсеньева» и «Почётный житель Арсеньевского городского округа», ежегодно ко дню их рождения предоставляется материальная помощь в размере 5000 рублей», что является незаконным, поскольку противоречит действующему законодательству, так как оказание социальной поддержки населению не относится к вопросам местного значения городского округа, а неэффективное использование денежных средств муниципального образования Арсеньевского городского округа нарушает права неопределённого круга лиц, так как решение вопросов местного значения, финансирование которых осуществляется за счёт средств местного бюджета, неразрывно связано с правами и законными интересами жителей Арсеньевского городского округа.
В судебном заседании заместитель прокурора г. Арсеньева Китаева Н.В. поддержала заявленные требования в полном объёме, дополнительно просила обязать Думу городского округа опубликовать сообщение о решении суда в печатном издании, в котором был официально опубликован указанный нормативный правовой акт, в десятидневный срок после вступления его в законную силу.
Представитель Думы Арсеньевского городского округа Зубец А.М. в судебном заседании требования прокурора не признала, пояснив, что оспариваемый муниципальный правовой акт принят в соответствии с действующим законодательством и Уставом Арсеньевского городского округа. Просила в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав представителей сторон и изучив материалы дела, суд находит заявление прокурора г. Арсеньева обоснованным и подлежащим полному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что решением Думы Арсеньевского городского округа № 230 от 30.11.2011 года принят муниципальный правовой акт № 64-МПА от 02.12.2011 года «О внесении изменений в муниципальный правовой акт № 16-МПА от 05.05.2010 года «Положение о звании «Почётный житель Арсеньевского городского округа». Указанным актом пункт 1 «Положения о звании «Почётный житель Арсеньевского городского округа» дополнен подпунктом 1.7, в соответствии с которым лицам, удостоенным звания «Почётный гражданин г. Арсеньева» и «Почётный житель Арсеньевского городского округа», ежегодно ко дню их рождения предоставляется материальная помощь в размере 5000 рублей. Данный акт официально был опубликован в Арсеньевской городской общественно-политической газете «Восход» 08.12.2011 года № 141 (9910).
Указанные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.
Решением Думы Арсеньевского городского округа № 66 от 28.04.2010 года принят муниципальный правовой акт «Положение о звании «Почётный житель Арсеньевского городского округа» от 05.05.2010 года № 16-МПА.
Решением Думы Арсеньевского городского округа № 230 от 30.11.2011 года принят муниципальный правовой акт «О внесении изменений в муниципальный правовой акт от 05.05.2010 года № 16-МПА «Положение о звании «Почётный житель Арсеньевского городского округа».
Пунктом 1.7 муниципального правового акта «О внесении изменений в муниципальный правовой акт от 05.05.2010 года № 16-МПА «Положение о звании «Почётный житель Арсеньевского городского округа» установлено, что лицам, удостоенным звания «Почётный гражданин города Арсеньева» и «Почётный житель Арсеньевского городского округа» ежегодно ко дню их рождения предоставляется материальная помощь в размере 5000 рублей.
Из копии номера 141 за 08.12.2011 года Арсеньевской общественно-политической газеты «Восход» видно, что муниципальный правовой акт «О внесении изменений в муниципальный правовой акт от 05.05.2010 года № 16-МПА «Положение о звании «Почётный житель Арсеньевского городского округа» был опубликован в указанном печатном издании.
Из заключения, утверждённого заместителем прокурора г. Арсеньева, следует, что проект муниципального правового акта «О внесении изменений в муниципальный правовой акт от 05.05.2010 года № 16-МПА «Положение о звании «Почётный житель Арсеньевского городского округа» противоречит действующему законодательству.
По сведениям администрации Арсеньевского городского округа в бюджете Арсеньевского городского округа на 2011 год и на 2012 год не предусмотрены расходы на выплату материальной помощи лицам, удостоенным звания «Почётный гражданин города Арсеньева» и «Почётный житель Арсеньевского городского округа». Дефицит бюджета городского округа на 2011 год запланирован в сумме 35930 тыс. руб. или 10 % от утверждённого годового объёма доходов бюджета без учёта объёма безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Дефицит бюджета городского округа на 2012 год запланирован в сумме 31700 тыс. руб. или 10 % от утверждённого годового объёма доходов бюджета без учёта объёма безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
По сообщению финансового управления администрации Арсеньевского городского округа доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительными нормативам отчислений от собственных доходов составила: 2009 год – 59,4%; 2010 год – 57,5%; 2011 год – 43,8%.
По сообщению главы Арсеньевского городского округа предполагаемая сумма материальной помощи составит 72 тыс. руб., что составляет 0,02% собственных доходов бюджета городского округа на 2012 год.
Таким образом, бюджет Арсеньевского городского округа на 2012 год является дотационным и являлся таковым в 2009-2011 годах, в пределах значительно превышающих установленные законодательством.
Принимая решение о полном удовлетворении заявленных требований, суд руководствовался следующим.
Полномочия органов местного самоуправления определяются Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии со статьями 16 и 16.1 которого к вопросам местного значения городского округа не относится оказание социальной помощи и мер социальной поддержки населению.
При этом согласно ч. 5 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесённых к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Частью 3 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трёх последних отчётных финансовых лет превышала 30 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года, не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.
Кроме того, ч. 5 ст. 35 Закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ установлено, что нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.
Инициатором внесения изменений в Положение о звании «Почётный житель Арсеньевского городского округа» путём дополнения пункта 1 подпунктом 1.7 явилась Дума Арсеньевского городского округа при отсутствии заключения главы Арсеньевского городского округа. При этом оспариваемым нормативным правовым актом не определены источники финансирования материальной помощи лицам, удостоенным звания «Почётный гражданин г. Арсеньева» и «Почётный житель Арсеньевского городского округа.
Согласно сообщению администрации Арсеньевского городского округа от 09.12.201 года № 2714-16 в бюджете Арсеньевского городского округа на 2011 и 2012 год не предусмотрены расходы на выплату материальной помощи лицам, указанной категории, что противоречит ст. 31 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которой недопустимо введение в действие в течение текущего финансового года органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства, приводящих к увеличению расходов, без внесения изменений в решение о бюджете, предусматривающих компенсацию увеличения расходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 251 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Заявление прокурора г. Арсеньева к Думе Арсеньевского городского округа удовлетворить полностью.
Признать противоречащим закону и недействующим со дня принятия муниципальный правовой акт Арсеньевского городского округа от 02.12.2011 года № 64-МПА «О внесении изменений в муниципальный правовой акт от 05.05.2010 года № 16-МПА «Положение о звании «Почётный житель Арсеньевского городского округа», принятый решением Думы Арсеньевского городского округа от 30.11.2011 года № 230.
Обязать Думу Арсеньевского городского округа опубликовать сообщение о настоящем решении суда в десятидневный срок после вступления его в законную силу в печатном издании, в котором был официально опубликован указанный нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Арсеньевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. В окончательной форме решение принято 18 января 2012 года.
Судья Б.Л. Пилипенко