ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5701 от 24.09.2013 Куйбышевского районного суда г. Омска (Омская область)

                                                   Р Е Ш Е Н И Е                                   2-5701/2013

                                ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Куйбышевский районный суд г.Омска                               24.09.2013 года

В составе председательствующего судьи                           Мосоловой И.А.

При секретаре                                                                        Кабдулкаримове К.К.

с участием прокурора                                                           Санина А.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Лопатенко И.И. о признании недействительными Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск, утвержденных решением Омского городского Совета от 10.12.2008 года № 201, заинтересованные лица Омский городской Совет, Департамент имущественных отношений администрации г.Омска, суд

УСТАНОВИЛ:

Заявитель Лопатенко И.И. обратилась в суд с вышеназванным заявлением, указав, что ей принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, местоположение которого установлено: в 220 м. северо-восточнее относительно 4-этажного здания по адресу: <адрес>. Данный земельный участок был образован путем разделения земельного участка с кадастровым номером №. Указанный земельный участок был приобретен в целях жилищного строительства. В свидетельстве о государственной регистрации права указано: «объект права - земельный участок. Категория земель: земли населенных пунктов - для размещения домов индивидуальной жилой застройки».

В соответствии с картой градостроительного зонирования, являющейся приложением к решению Омского городского Совета от 10.12.2008 г. № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Омск» земельный участок с кадастровым номером № располагается в границах территориальной зоны Р1-2026, которая согласно ч.2 ст. 38 данных Правил является зоной городской рекреации. Земельный участок ею был приобретен для целей жилищного строительства и на момент приобретения и на сегодняшний день все правоустанавливающие документы (свидетельство о государственной регистрации права, кадастровый паспорт земельного участка) подтверждают право использовать земельный участок с кадастровым номером № для размещения домов индивидуальной жилой застройки. Правилами землепользования и застройки установлена зона городской рекреации Р-1. На момент принятия Правил землепользования и застройки города Омска в отношении земельных участков действовало распоряжение департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 31.10.2008 г. № 13257-р «Об утверждении вида использования земельных участков», в соответствии с которым вид использования земельных участков с кадастровым номером № и № был установлен «для размещения домов индивидуальной жилой застройки». Считает, Правила землепользования и застройки противоречат Генеральному плану. Согласно приложению № 1 к решению Омского городского Совета от 14.11.2012 г. № 69 (схема планировочных элементов территории города Омска для разработки градостроительной документации Генеральный план муниципального образования городской округ город Омск Омской области) спорные объекты (земельные участки и здания) расположены в зоне индивидуальной малоэтажной застройки. Возведение жилого дома полностью соответствует требованиям Генерального плана. Полагает, городская зона рекреации Р1-2026 была установлена в Правилах без учета функциональной зоны, определенной Генеральным планом города Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 г. № 43 (за полтора года до принятия Правил). Кроме того, согласно письму филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области в адрес заявителя от 27.08.2013 г. №13376, сведения о принадлежности спорной территории к зоне городской рекреации (Р-1) отсутствуют. Соответственно, однозначно говорить о принадлежности земельного участка к той или иной зоне можно тогда, когда она стоит на государственном кадастровом учете.

Просит признать недействительными Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск, утвержденные Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 г. № 201 в части установления территориальной зоны Р1-2026 в границах участков с кадастровыми номерами № и № как противоречащие действующему законодательству.

Заявитель Лопатенко И.И. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежаще, предоставила заявление о рассмотрении без ее участия.

В судебном заседании представитель заявителя Черкашина О.Н. поддержала доводы, изложенные в заявлении в полном объеме.

В судебном заседании представитель заявителя Тишкин В.В. поддержал доводы, изложенные в заявлении в полном объеме, суду пояснил, что земельный участок был приобретен с его назначением для малоэтажной застройки. Был построен жилой дом в соответствии с Генеральным планом застройки г.Омска. В настоящее время все должны руководствоваться Правилами землепользования и застройки, которые приняты в нарушение Генеральному плану, это нарушением права заявителя. Вид использования земельного участка в свое время был установлен в соответствии с требованиями закона и учтен в государственном кадастре.

В судебном заседании представитель Омского городского Совета Кондаков В.В. возражал против заявленных требований, предоставил отзыв на заявление, указав, что департамент имущественных отношений администрации г.Омска не уполномочен устанавливать виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Установление и изменение видов разрешенного использования возложено на представительный орган местного самоуправления при установлении и изменении градостроительных регламентов, а также на главу местной администрации в случае отсутствия правил землепользования и застройки. Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации г.Омска от 04.02.2011 г. № 399-р «О признании утратившим силу распоряжение департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 31.10.2008 г. № 13257-р», распоряжение № 13257-р было признано утратившим силу. На основании Распоряжения ФГУ «ЗКП» по Омской области от 25.04.2011 г. № 399-р, решением № 36/11-4665 внес изменения кадастровых сведений в государственном кадастре недвижимости, в соответствии с которым у ряда земельных участков, в том числе у земельного участка с кадастровым номером №, вид разрешенного использования был приведен в соответствие с видом разрешенного использования исходных земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером №, на «для сельскохозяйственного использования для благоустройства зоны отдыха». Из ответа ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области в ответ на запрос Омского городского Совета, следует, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, как и первоначального земельного участка с кадастровым номером № в настоящее время в кадастре учтен как «для сельскохозяйственного использования для благоустройства зоны отдыха». Довод заявителя о том, что Правила землепользования и застройки города Омска в части утверждения границ зоны Р1-2026 противоречат функциональным зонам, утвержденным Генеральным планом города Омска, несостоятелен, так как градостроительное законодательство не содержит запретов на то, чтобы в границах каких-либо функциональных зон при утверждении Правил землепользования и застройки города Омска могли бы находиться территориальные зоны иного назначения. Решением Куйбышевского районного суда г.Омска от 11.10.2011 г. по делу № 2-5913/2011 было рассмотрено заявление о признании недействительным Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 г. № 201, в части установления территориальной зоны Р1-2026 в границах земельных участков, в том числе с кадастровым номером №, как противоречащие действующему законодательству, исковые требования оставлены без удовлетворения. Просил отказать в удовлетворении заявления в полном объеме.

Заслушав стороны, изучив представленные доказательства, суд пришел к выводу, что заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В судебном заседании установлено, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Лопатенко И.И. является собственником земельного участка, расположенного в 220 м. северо-восточнее относительно 4-этажного здания по адресу: <адрес>, общей площадью 1.039 кв.м., кадастровый (или условный) номер: №, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5).

Кроме того, судом установлено, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Лопатенко И.И. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 391,4 кв.м., что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).

На основании кадастровой выписки от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок с кадастровым номером № имеет разрешенное использование/разрешение - для размещения домов индивидуальной жилой застройки (л.д. 6).

Департамент имущественных отношений Администрации г.Омска действует на основании Положения «О департаменте имущественных отношений Администрации г.Омска», утвержденного Постановлением Мэра г.Омска от 10.08.2005 г. № 395-п.

В соответствии со ст. 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.

Согласно ч.2 ст. 30 ГрК РФ Правила землепользования и застройки включают в себя - порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты.

На основании ч. 4 с. 30 ГРК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон.

Правила землепользования и застройки города Омска утверждены Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области».

Приложение № 1 «Карта градостроительного зонирования территорий города Омска» к Правилам землепользования и застройки города Омска является той частью Правил землепользования и застройки, на которой установлены границы территориальных зон.

Статьей 34 ГрК РФ регламентирован порядок установления границ территориальных зон, в частности установлено, что границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.

Статьей 31 ГрК РФ установлено, что подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентом, результатов публичных слушаний, то есть проект Правил, как и сами утвержденные Правила должны соответствовать Генеральному плану города Омска.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Утверждение генеральным планом городского округа, Правил землепользования и застройки, утвержденные подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке (п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

В материалы дела заявителем предоставлено распоряжение департамента имущественных отношений администрации г. Омска от 31.10.2008 г. № 13257-р, в котором установлен вид использования спорных земельных участков - «для размещения домов индивидуальной жилой застройки».

Однако, департамент имущественных отношений администрации г. Омска не уполномочен устанавливать виды разрешенного использования земельных участков и объектов земельных участков и объектов капитального строительства.

Установление и изменение видов использования возложено на представительный орган местного самоуправления при установлении и изменении градостроительных регламентов, а также на главу местной администрации в случае отсутствия Правил землепользования и застройки.

В соответствии с градостроительным законодательством под правовым актом органа самоуправления, устанавливающим виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства понимается акт, принятый в следующих случаях:

- решение представительного органа местного самоуправления об утверждении Правил землепользования и застройки и решение представительного органа местного самоуправления в части внесения изменений в утвержденные Правила землепользования и застройки, в том числе и изменений градостроительных регламентов (глава 4 ГрК РФ);

- в случае отсутствия до 31.12.2012 г. утвержденных в установленном порядке Правил землепользования и застройки изменение видов разрешенного использования земельных участков на другие виды разрешенного использования осуществляется на основании решения главы местной администрации, принимаемого главой с учетом результатов публичных слушаний (ст. 4 Федерального закона «О введении в действие ГрК РФ).

В данном случае, распоряжение департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 31.10.2008 г. № 13257-р устанавливало не вид разрешенного использования земельного участка, а вид использования земельного участка для целей налогообложения, который в свою очередь не имеет ничего общего с градостроительными регламентами, устанавливаемыми по отношению к земельным участкам и объектам капитального строительства в соответствии с градостроительными и земельным законодательствами.

Таким образом, департамент имущественных отношений Администрации г.Омска не только не может установить вид разрешенного использования того или иного земельного участка, ввиду отсутствия на то полномочий, но и не устанавливал его, а устанавливал вид использования для целей налогообложения.

Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации г.Омска от 04.02.2011 г. № 399-р «О признании утратившим силу распоряжения департамента имущественных отношений администрации г.Омска от 31.10.2008 г. № 13257-р», распоряжение департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 31.10.2008 г. № 13257-р было признано утратившим силу (л.д. 17). Кроме того, в указанном распоряжении нет указания на изменение разрешенного использования, имеется ссылка на использование земельного участка для определенных целей.

Согласно сообщению ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области от 20.09.2013 г. № 15419, земельный участок с кадастровым номером № сформирован и учтен в государственном кадастре недвижимости с видом разрешенного использования - «для сельскохозяйственного использования для благоустройства зоны отдыха» на основании распоряжении департамента недвижимости Администрации г.Омска от 29.06.2006 г. № 2859-р «Об утверждении проекта территориального землеустройства по формированию земельных участков по <адрес>

Сведения о виде разрешенного использования данного земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости на основании распоряжения департамента имущественных отношений Администрации г.Омска от 04.02.2011 г. № 399-р «О признании утратившим силу распоряжения департамента имущественных отношений Администрации г.Омска от 31.10.2008 г. № 13257-р» и решения о внесении кадастровых сведений в государственный кадастр недвижимости в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия от 25.04.2011 г. № 36/11-4665 согласно виду разрешенного использования исходного земельного участка с кадастровым номером № - «для сельскохозяйственного использования для благоустройства зоны отдыха», содержащимся в государственном кадастре недвижимости до внесения изменений на основании Распоряжения департамента имущественных отношений Администрации г.Омска от 31.10.2008 г. № 13257-р. (л.д. 18, 19).

На основании изложенного, ссылка заявителя на распоряжение департамента имущественных отношений Администрации г.Омска от 31.10.2008 г. № 13257-р несостоятельна.

Территориальная зона Р1-2026 является зоной городской рекреации и включает в себя участники территории г.Омска, используемые и предназначенные для кратковременного пассивного отдыха, улучшения экологической обстановки, на которых расположены скверы (в том числе мемориальные комплексы), бульвары, набережные, городские сады, площади.

Градостроительный регламент, в том числе в виде разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства для территориальных зон Р-1 установлены ст.ст. 42, 43 и 47 Правил землепользования и застройки.

В соответствии с действующим законодательством в состав зон рекреационного назначения включаются зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом (ст. 35 ГрК РФ и ст. 85 ЗК РФ).

Кроме того, исходный вид разрешенного использования оспариваемых земельных участков - «для сельскохозяйственного использования для благоустройства зоны отдыха».

На основании изложенного, нахождение данных земельных участков в территориальной зоне Р1-2026 полностью соответствует действующему законодательству.

В соответствии со ст. 34 ГрК РФ границы территориальных зон могут устанавливаться не только с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа, но и с учетом сложившейся планировки территории и соответствующего землепользования.

Границы территориальных зон устанавливаются по линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположенных направлений, красным линиям, а также естественным границам природных объектов.

Раздел 4.2.6. Генерального плана города Омска устанавливает основные экологические требования к градостроительному развитию города Омска.

В соответствии с указанным разделом основными экологическими требованиями к градостроительному развитию города Омска являются:

- радикальное оздоровление городской среды в зонах ее устойчивого экологического дискомфорта, прежде всего в промрайонах, вдоль транспортных магистралей, в пределах санитарно-защитных территорий, в зонах активной антропогенной нагрузки (центральная часть города Омска);

- защита существующих территорий природного комплекса от неблагоприятных антропогенных воздействий, реализация мер по реабилитации и воссозданию утраченных в результате хозяйственной деятельности территорий природного комплекса, а также по формированию новых зеленых массивов и охране водных объектов;

- повышение комфортности среды жизнедеятельности, в том числе путем озеленения территории и улучшения микроклиматических условий в жилых и общественных зонах города Омска.

Раздел 4.2.7. Генерального плана города Омска устанавливает основные направления сохранения и развития территорий природных и природно-антропогенных комплексов, образующих экологический каркас города Омска.

Природные и природно-антропогенные комплексы города Омска представляют собой совокупность территорий с преобладанием растительности и (или) водных объектов, выполняющих преимущественно природоохранные, рекреационные, оздоровительные, ландшафтообразующие функции и формирующих природно-ландшафтный каркас города - экологический каркас. В его состав входят: природные территории - лесные и лесопарковые массивы, естественные незастроенные долины рек и ручьев; озелененные территории - парки, сады, бульвары и скверы, а также озелененные территории жилой застройки, объектов общественного, производственного и коммунального назначения; резервные территории - территории, зарезервированные для восстановления нарушенных и воссоздания утраченных природных территорий, для организации новых озелененных территорий.

Основные направления сохранения и развития территорий экологического каркаса предусматривают следующие мероприятия:

- сохранение целостности существующих зеленых насаждений и природных комплексов, особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ);

- прекращение агрессии на дендропарки и организованные зеленые участки;

- восстановление, воссоздание русел и долин малых рек, ручьев, озер, иных нарушенных и утраченных компонентов и ландшафтов;

- дополнение новыми зелеными участками (узлами), средозащитными комплексами и ООПТ, увеличение их площади и формирование дополнительных пространственных связей экологического каркаса;

- максимальное озеленение вдоль магистралей, в составе селитебных и производственных территорий, с выделением санитарно-гигиенической, декоративно-планировочной и рекреационной функций;

- формирование единой непрерывной, устойчивой многофункциональной системы озеленения городской среды;

- создание вокруг города Омска т.н. "зеленого кольца", усиление связей с пригородными ландшафтами;

- разработка и утверждение проекта лесоустройства городской территории как основного документа по регулированию управленческих решений в этой области;

- создание полноценной специализированной муниципальной службы зеленого и ландшафтного строительства для профессионального решения вопросов комплексного озеленения и благоустройства городской территории, осуществления мониторинга в этой области;

- установление правовых режимов регулирования и ограничения градостроительной деятельности в пределах озелененных территорий и природных комплексов;

- совершенствование мониторинга за состоянием компонентов окружающей среды и здоровьем населения, приведение этой работы в единую систему с целью получения данных по комплексной оценке состояния окружающей среды, выявления негативных факторов и принятия своевременных адресных решений по оздоровлению экологической обстановки. Для эффективного градоэкологического регулирования требуется организовать информационно-аналитический экологический центр.

Спорные земельные участки, расположенные в границах территориальной зоны Р1-2026, представляют собой участки, на которых расположены существующие зеленые насаждения как единый природный объект.

Соответственно, учитывая положения Генерального плана города Омска и в целях его реализации, данный природный объект при утверждении Правил землепользования и застройки был отнесен к территориальной зоне Р-1 (зоне городской рекреации) установив правовой режим ограничения градостроительной деятельности в пределах существующей озелененной территории с целью сохранения целостности существующих зеленых насаждений.

Довод заявителя о том, что Правила землепользования и застройки города Омска в части утверждения границ зоны Р1-2026 противоречат функциональному назначению в соответствии с Генеральным планом города Омска, несостоятелен, так как градостроительное законодательство не содержит запретов на то, что бы в границах каких-либо функциональных зон при утверждении Правил землепользования и застройки города Омска могли бы находиться территориальные зоны иного назначения. В границах функциональной зоны, предназначенной для малоэтажного жилищного строительства, могут находится не только территориальные зоны Ж (жилая застройка), но и такие зоны как ОД-1 (зона объектов административно - делового и общественного назначения), ОД-2 (зона объектов образования), ОД-3 (зона объектов здравоохранения), рекреационные, зоны инженерно- транспортной инфраструктуры, производственные и другие виды зон, которые в свою очередь напрямую связаны с жилищной застройкой и являются существенными и необходимыми для жилых зон любой этажности для дальнейшего функционирования таких жилых зон.

На основании изложенного, Правила землепользования и застройки города Омска полностью соответствуют требованиям ГрК РФ и Генерального плана города Омска.

На основании изложенного, заявление о признании недействительными Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск, утвержденных решением Омского городского Совета от 10.12.2008 года № 201 в части установления территориальной зоны Р1-2026 в границах земельных участков с кадастровыми номерами № и №, как противоречащие действующему законодательству, подлежат оставлению без удовлетворения.

Статьей 251 ГПК РФ установлено, что судья отказывает в принятии заявления, если имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность оспариваемого нормативного правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, по основаниям, указанным в заявлении.

Решением Куйбышевского районного суда г.Омска 11.10.2011 года, вступившим в законную силу 21.12.2011 года, проведена проверка законности оспариваемых Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск, утвержденных решением Омского городского Совета от 10.12.2008 года № 201 в части установления территориальной зоны Р1-2026 в границах земельных участков с кадастровыми номерами № и №:2080.

Поскольку статьей 251 ГПК РФ предоставлено право любому гражданину на оспаривание нормативных правовых актов полностью либо в части, Лопатенко И.И. имеет право на оспаривание этих же Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск, утвержденных решением Омского городского Совета от 10.12.2008 года № 201, но в части установления зоны Р-1 в границах принадлежащего ей земельного участка №, образованного из земельного участка большей площади №. Наличие судебного решения от 11.10.2011 года, не может препятствовать реализации Лопатенко И.И.. своего конституционного права обращение в суд по оспариваемому вопросу.

           Руководствуясь ст.ст. 194-199, 251-253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

            Заявление Лопатенко И.И. о признании недействительными Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск, утвержденных решением Омского городского Совета от 10.12.2008 года № 201 в части установления территориальной зоны Р1-2026 в границах земельных участков с кадастровыми номерами № и № как противоречащие действующему законодательству оставить без удовлетворения.

             Решение может быть обжаловано в Омский облсуд через Куйбышевский районный суд г. Омска в течение месяца.

Судья решение вступило в законную силу 04.12.2013 И.А. Мосолова :