Дело *** декабря 2017 года
Решение
Именем Российской Федерации
Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:
Председательствующего судьи Богдановой И.А.,
при секретаре Власовой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному казенному учреждению «Центр занятости населения Ленинградской области», третье лицо ООО «Газпром Центрремонт» о признании незаконным отказа в принятии решения о сохранении среднего заработка за третий месяц со дня увольнения и обязании принять решение о сохранении за истцом среднего заработка за третий месяц со дня увольнения,
Установил:
ФИО1 обратился в Гатчинский городской суд с иском к Государственному казенному учреждению «Центр занятости населения Ленинградской области» о признании незаконным отказа в принятии решения о сохранении среднего заработка за третий месяц со дня увольнения и обязании принять решение о сохранении за истцом среднего заработка за третий месяц со дня увольнения.
В обоснование исковых требований указал, что *** был уволен из ООО «Газпром Центрремонт» по сокращению штата. С истцом был своевременно произведен работодателем расчет при увольнении, ему выплачен среднемесячный заработок за два месяца. За третий месяц со дня увольнения средний заработок истец мог получить только по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен. Истец *** обратился к ответчику с заявлением о постановке его на учет в качестве безработного, приложив к нему следующие документы: копию бланка-расписки от *** о сдаче своего паспорта гражданина РФ на регистрационный учет по месту жительства, копию трудовой книжки, копию свидетельства ИНН, копию диплома об образовании, копию страхового свидетельства СНИЛС, копию справки о среднем заработке. В заявлении истец изложил причины, по которым им не предоставлен паспорт. Полагает, что копия бланка расписки из МФЦ является документом, заменяющим паспорт.
*** истец обратился к ответчику с заявлением, которым просил признать датой обращения для постановки на учет в качестве безработного ***.
*** ГКУ «ЦЗН ЛО» отказано в принятии решения о сохранении за истцом среднего заработка за третий месяц со дня увольнения. Ответчик свой отказ мотивировал тем, что заявление истца от *** не было принято, поскольку не был представлен паспорт или иной документ, заменяющий его. Представленная ФИО1 бланк-расписка МФЦ не является документом, удостоверяющим личность. Датой обращения в ГКУ «ЦЗН ЛО» ответчик считает ***, когда истцом было представлено заявление со всеми установленными документами, в том числе паспортом гражданина РФ. Поскольку датой обращения ответчик считает ***, а двухнедельный срок после увольнения истца истек ***, то истцом пропущен установленный законом срок обращения для разрешения вопроса о сохранении среднего заработка за третий месяц.
Истец полагает, что отказ ответчика является незаконным, т.к. истец своевременно обратился в ГКУ «ЦЗН ЛО» с заявлением и представлением всех необходимых документов. В связи с чем, просит решение ответчика от *** об отказе в принятии решения о сохранении среднего заработка за третий месяц со дня увольнения признать незаконным и обязать ответчика принять решение о сохранении за истцом среднего заработка за третий месяц со дня увольнения.
Истец в судебном заседании поддержал исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.
Представители ответчика ГКУ «ЦЗН» исковые требования не признали, просили в иске отказать, представили письменные возражения (л.д.88-90).
Представитель третьего лица – ООО «Газпром Центрремонт», извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, истец ФИО1, проживая по месту пребывания в ***, состоял в трудовых отношениях с ООО «Газпром Центрремонт», юридический и фактический адрес которого ***. Приказом от *** он уволен с работы по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, в связи с сокращением численности или штата работников. Согласно справки бывшего работодателя от ****** истцу при увольнении был выплачен полный расчет, в том числе, выходное пособие в соответствии со статьей 178 ТК РФ в размере 96863,80 руб., *** выплачен среднемесячный заработок за второй месяц в размере 96863,80 руб. (л.д.125-126).
В *** года истец переехал на новое место жительства в ***. *** истец обратился через МФЦ «Гатчинский» за услугой по регистрационному учету по месту жительства в городе Гатчине, предоставив оригинал паспорта гражданина Российской Федерации, что подтверждается бланком-распиской *** от *** ( время оформления 20:39) (л.д.92). При этом планируемая дата принятия решения о регистрации по месту жительства определена ***, планируемая дата доставки документов в МФЦ ***.
*** ФИО1 обратился в ГКУ "Центр занятости населения Ленинградской области" по поводу постановки на учет в качестве безработного. При этом им были предоставлены следующие документы: копию бланка-расписки от *** о сдаче своего паспорта гражданина РФ на регистрационный учет по месту жительства, копию трудовой книжки, копию свидетельства ИНН, копию диплома об образовании, копию страхового свидетельства СНИЛС, копию справки о среднем заработке (л.д.91). Как следует из пояснений сторон никакого другого документа, удостоверяющего личность, истцом не представлялось.
После получения истцом паспорта гражданина РФ с отметкой о снятии его *** с регистрации по месту жительства в Республике Коми и регистрации с этой же даты по месту жительства в городе Гатчине, истец *** повторно обратился в ГКУ «ЦЗН ЛО» с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, представив все необходимые документы, в том числе оригинал паспорта гражданина РФ (л.д.94). С *** истец поставлен на учет в качестве безработного, о чем свидетельствует карточка персонального учета гражданина, обратившегося за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы *** (л.д.93).
*** истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему решения ГКУ «ЦЗН» для выплаты среднего заработка за третий месяц со дня увольнения.
*** ответчик отказал в выдаче истцу справки для получения дополнительной компенсации за 3-ий месяц, ссылаясь на то обстоятельство, что истцом пропущен, установленный статьей 178 ТК РФ двухнедельный срок постановки на учет в орган службы занятости после увольнения. При этом пояснил, что не считает его заявление от *** в качестве обращения в службу занятости для регистрации в целях поиска подходящей работы, поскольку при его подаче не было предоставлено паспорта или иного документа, удостоверяющего личность. Первоначальным обращением ответчик считает дату ***, когда истцом был предоставлен документ, удостоверяющий его личность и другие, установленные законом документы (л.д.8-9).
В судебном порядке истец оспаривает отказ ответчика в принятии решения о выплате ему компенсации за третий месяц.
В соответствии с частью первой статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В силу положений ч. 2 ст. 178 ТК РФ в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и пункта 8 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 года N 458, регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется учреждениями службы занятости по месту жительства граждан со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами.
1. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
2. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
Из смысла указанной нормы права следует, что гражданин может обратиться в Центр занятости населения с заявлением о постановке в качестве как безработного, так и в качестве гражданина, ищущего работу. При этом применяется разный порядок регистрации гражданина.
Истец обратился к ответчику за регистрацией в качестве безработного. Порядок регистрации в качестве безработного регламентирован Правилами регистрации безработных лиц, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации *** от *** (далее Правил).
В соответствии с пунктом 4 указанных Правил постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов:
а) паспорт или документ, его заменяющий;
б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий;
в) документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях;
г) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы;
д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (далее - индивидуальная программа реабилитации).
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что истец *** обратился с заявлением в службу занятости без предоставления паспорта гражданина РФ, который был сдан на регистрацию по месту жительства. Иного документа, заменяющего паспорт, предоставлено не было. Бланк-расписка от ***, которую истец приложил к заявлению в качестве документа, заменяющего паспорт гражданина РФ, не может быть расценена судом в качестве такого документа, поскольку не удостоверяет личность. Необходимые документы с повторным заявлением были направлены ответчику только ***. Таким образом, датой фактического обращения истца в ГКУ «ЦЗН» с заявлением о постановке на учет в качестве безработного следует считать дату, когда в установленном законом порядке им были предоставлены все указанные в Правилах документы, то есть ***.
ФИО1, уволенный ***, должен был встать на учет в Центр занятости населения до ***.
Учитывая установленные обстоятельства, ФИО1 пропущен, предусмотренный частью второй статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации, срок обращения в орган занятости населения, который носит пресекательный характер, а поэтому у ответчика не имелось правовых оснований для принятия решения о сохранении за истцом средней заработной платы в течение третьего месяца со дня увольнения, а потому оспариваемое истцом решение ответчика от ***, которым ему было отказано в выдаче справки для получения дополнительной компенсации за 3-ий месяц со дня увольнения, является законным и не подлежит отмене. В этой связи требования истца являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 12,56,194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Государственному казенному учреждению «Центр занятости населения Ленинградской области», третье лицо ООО «Газпром Центрремонт» о признании незаконным отказа в принятии решения о сохранении среднего заработка за третий месяц со дня увольнения и обязании принять решение о сохранении за истцом среднего заработка за третий месяц со дня увольнения, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Гатчинский городской суд.
Судья:
В окончательной форме решение суда принято ***