ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5704/2021 от 09.12.2021 Кировского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Решение

Именем Российской Федерации

09.12.2021 г. г. Саратов

Кировский районный суд города Саратова в составе

председательствующего судьи Стоносовой О.В.,

при секретаре Метишеве Д.Г.,

с участием истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к публичному акционерному обществу «АК БАРС» Банк о признании незаконным бездействия кредитной организации, возложении обязанности предоставить документы,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ПАО «АК БАРС» Банк о признании незаконным бездействия кредитной организации, возложении обязанности предоставить документы, в котором просила признать незаконным бездействие ПАО «АК БАРС» Банк по непредоставлению ФИО1 сведений об оплате ипотечного займа по кредитному договору - И от 09.07.2007 с ежемесячными разбивками платежей на основной долг и проценты и даты списания, детализированного расчета просроченной задолженности и актуального графика платежей по кредитному договору, обязать ПАО «АК БАРС» Банк предоставить ФИО2 заверенные в установленном порядке сведения об оплате ипотечного займа по кредитному договору - И от 09.07.2007 с ежемесячными разбивками платежей на основной долг и проценты и даты списания, детализированный расчет просроченной задолженности и актуальный график платежей по кредитному договору.

В обоснование заявленных требований указала, что 09.07.2007 между ФИО1 и ООО КБ «НАРАТБАНК» был заключен кредитный договор <***> на приобретение жилого помещения сроком до 30.06.2020.

Права требования по кредитному договору <***> И переданы в ПАО «АК БАРС» БАНК.

Внесение ежемесячных платежей по кредитному договору осуществляется истцом строго в соответствии с предоставленным банком графиком платежей от 01.12.2020.

В соответствии с Законом Саратовской области «О мере социальной поддержки отдельных горий граждан по возмещению части затрат в связи с предоставлением ипотечного займа (кредита)» от 30.07.2014 (с изменениями на 02.06.2021), истцу предоставлена мера социальной поддержки по возмещению части затрат в связи с предоставлением ипотечного займа (кредита), что подтверждается договором на перечисление сумм компенсации -ИП от 28.08.2007.

Обратившись в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области с документами о предоставлении выплаты на возмещение части расходов по оплате расходов по ипотечному займу, истцу было отказано в связи с предоставлением некорректных сведений о произведённых платежах с апреля 2020 года.

Согласно Положению «О стандартной форме заявления потребителя, направляемого в финансовую организацию в электронной форме», утвержденному решением Совета службы финансового уполномоченного от 12.04.2019, 05.10.2021 посредством заполнения формы-обращения на официальном сайте ПАО «АК БАРС» БАНК, истец направила заявление о предоставлении следующих документов: заверенных в установленном порядке сведений об оплате ипотечного займа по кредитному договору - И от 09.07.2007 с ежемесячными разбивками платежей на основной долг и проценты и даты списания, детализированного расчета просроченной задолженности и актуального графика платежей по кредитному договору.

Поскольку ответа от ответчика не последовало, истец 25.10.2021 лично обратилась в офис ответчика с досудебной претензией.

До настоящего времени сведения и документы не представлены, что нарушает права истца как потребителя, а также гарантированные государством права на возмещение части расходов по оплате расходов по ипотечному займу.

Таким образом ПАО «АК БАРС» БАНК незаконно, в нарушение ст.10 ФЗ от 21.12.2013 №353-ФЗ «О потребительском кредите (займе), не предоставило предусмотренные законом сведения, чем нарушило права истца как потребителя.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержала. Пояснила также, что ответчик не предоставил почтовое отправление с описью вложения, к судебному заседанию данные документы были направлены только вчера и на урегулирование мирным путем ответчик не идет. Ответчик не может определиться, каким графиком платежей необходимо руководствоваться, сам график нельзя признать легитимным. Списания по выписке не соответствуют графику платежей. Этот график нарушает ее права, так как он не соответствует выписке по счету, а действующий график ей не дают. Ответчик уклоняется от предоставления актуального графика, и из-за этого она не может получать компенсационную выплату. Так же нет детализированного расчета задолженности. Она уверена, что ответчик не направил ей документы, а те, которые представлены в суд, она не может представить в министерство строительства и ЖКХ. Просила удовлетворить исковые требования.

Представитель АКБ «АК БАРС» (ПАО) в судебное заседание не явился, представил возражения на исковое заявление, в котором просил отказать в иске, поскольку запрашиваемые документы истцу направлены в полном объеме, просил также рассмотреть дело в свое отсутствие.

Суд на основании ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 09.07.2007 между ФИО1 и ООО КБ «НАРАТБАНК» был заключен кредитный договор <***> на приобретение жилого помещения сроком до 30.06.2020.

Права требования по указанному кредитному договору переданы в ПАО «АК БАРС» Банк.

В соответствии с Законом Саратовской области «О мере социальной поддержки отдельных категорий граждан по возмещению части затрат в связи с предоставлением ипотечного займа (кредита)» от 30.07.2014 (с изменениями на 02.06.2021), истцу предоставлена мера социальной поддержки по возмещению части затрат в связи с предоставлением ипотечного займа (кредита), что подтверждается договором на перечисление сумм компенсации -ИП от 28.08.2007.

Согласно п.2.2.1 договора на перечисление сумм компенсации -ИП от 28.08.2007, получатель компенсации обязуется предоставлять в уполномоченный орган информацию о производимых расчетах по ипотечному займу (кредиту) ежемесячно, не позднее 3-х дней после проведения такого расчета. Допускается предоставление информации о производимых расчетах по ипотечному займу (кредиту) в иные сроки, но не позднее 20 декабря текущего финансового года.

Уполномоченный орган вправе приостановить выплату компенсации в случае нарушения настоящего договора или не выполнения получателем компенсации условий Ипотечного договора до полного исполнения (п.2.3).

Письмом от 23.08.2021 № 10832 Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области истцу было отказано в предоставлении социальной выплаты в связи с предоставлением некорректных сведений о произведённых платежах с апреля 2020 года, предложено истцу предоставить заверенные в установленном порядке сведения об оплате ипотечного займа по кредитному договору - И от 09.07.2007 с ежемесячными разбивками платежей на основной долг и проценты и даты списания, детализированный расчет просроченной задолженности и актуальный график платежей по кредитному договору.

05.10.2021 истец направила заявление о предоставлении следующих документов: заверенных в установленном порядке сведений об оплате ипотечного займа по кредитному договору - И от 09.07.2007 с ежемесячными разбивками платежей на основной долг и проценты и даты списания, детализированного расчета просроченной задолженности и актуального графика платежей по кредитному договору.

Поскольку ответа от ответчика не последовало, истец 25.10.2021 лично обратилась в офис ответчика с досудебной претензией с аналогичными требованиями.

Ответчиком предоставлены суду сведения о направлении истцу ФИО1 согласно списку №504 внутренних почтовых отправлений от 08.12.2021: копии выписки по счету от 24.10.2014 по 08.12.2021; копии справки от 08.12.2021; копии расчета задолженности со сводным графиком погашения; копии графика погашения задолженности.

Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Взаимоотношения между кредитными организациями и потребителями финансовых услуг регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (статьями 819 - 821), Федеральным законом от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.12.2013 « 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» после заключения договора потребительского кредита (займа) кредитор обязан направлять в порядке, установленном договором, заемщику следующие сведения или обеспечить доступ к ним: 1) размер текущей задолженности заемщика перед кредитором по договору потребительского кредита (займа); 2) даты и размеры произведенных и предстоящих платежей заемщика по договору потребительского кредита (займа) (размеры предстоящих платежей заемщика по потребительскому кредиту (займу) с переменной процентной ставкой определяются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом); 3) иные сведения, указанные в договоре потребительского кредита (займа).

После заключения договора потребительского кредита (займа), предусматривающего предоставление потребительского кредита (займа) с лимитом кредитования, кредитор обязан направить заемщику в порядке, установленном договором потребительского кредита (займа), но не реже, чем один раз в месяц, если в течение предыдущего месяца у заемщика изменялась сумма задолженности, бесплатно следующие сведения или обеспечить доступ к ним: 1) размер текущей задолженности заемщика перед кредитором по договору потребительского кредита (займа); 2) даты и размеры произведенных за предшествующий месяц платежей и предстоящего платежа заемщика по договору потребительского кредита (займа); 3) доступная сумма потребительского кредита (займа) с лимитом кредитования (ч. 2).

После предоставления потребительского кредита (займа) заемщик вправе получать по запросу один раз в месяц бесплатно и любое количество раз за плату информацию, указанную в части 1 настоящей статьи (ч. 3).

Информация о наличии просроченной задолженности по договору потребительского кредита (займа) направляется заемщику бесплатно способом и в срок, которые предусмотрены договором потребительского кредита (займа), но не позднее семи дней с даты возникновения просроченной задолженности (ч. 4).

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права, то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.

Согласно подпункта «д» п. 3 вышеуказанного Постановления под финансовой услугой в рамках заключенного с заемщиком кредитного договора следует понимать услугу, оказываемую физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.).

Как усматривается из обстоятельств дела, истец обратился к ответчику с требованием предоставить ему копии документов, связанных с исполнением заключенного кредитного договора, что не является финансовой услугой со стороны банка, в связи с чем доводы истца, в т.ч., о том, что к спорным правоотношениям должны быть применены положения нормы Закона Российской Федерации № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.

Указание Банка России от 14.04.2020 № 5440-У «О порядке предоставления кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями гражданам сведений о наличии счетов и иной информации, необходимой для представления гражданами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о единой форме предоставления сведений и порядке ее заполнения», на которое ссылается истец, утратило силу с 01.09.2021 в связи с изданием Указания Банка России от 27.05.2021 № 5798-у.

Согласно Указанию Банка России от 27.05.2021 № 5798-У «О порядке предоставления кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями гражданам сведений о наличии счетов и иной информации, необходимой для представления гражданами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о единой форме предоставления сведений и порядке ее заполнения», на основании статьи 7.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» настоящее Указание устанавливает порядок предоставления кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями гражданам сведений о наличии счетов и иной информации, необходимой для представления гражданами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также по предложению Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации утверждает единую форму предоставления сведений о наличии счетов и иной информации, необходимой для представления гражданами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и порядок ее заполнения.

Сведения о наличии счетов и иную информацию, необходимую для представления гражданами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - Сведения), кредитные организации и некредитные финансовые организации (далее при совместном упоминании - организации) предоставляют по единой форме, установленной приложением 1 к настоящему Указанию (далее - единая форма) (1).

Организация заполняет единую форму в соответствии с приложением 2 к настоящему Указанию (2).

Организация предоставляет Сведения гражданину, являющемуся либо являвшемуся клиентом организации, либо его представителю (далее - гражданин (его представитель) в отчетный период, определяемый в соответствии с пунктом 4 приложения 2 к настоящему Указанию, по состоянию на одну из следующих указанных гражданином (его представителем) отчетных дат:

31 декабря;

первое число месяца;

иное число месяца, если Сведения запрашиваются для заполнения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с п. 10.3 ст. 19 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (3).

Организация обязана предоставлять Сведения на основании обращения гражданина (его представителя), в том числе поступившего с использованием средств дистанционного обслуживания клиента (4).

Организация обязана предоставить гражданину (его представителю) Сведения на бумажном носителе или в электронном виде (по его выбору, указанному в обращении) не позднее пяти рабочих дней после дня обращения гражданина (его представителя).

Организация обязана предоставить Сведения гражданину (его представителю) в срок, установленный абзацем вторым пункта 4 настоящего Указания, при поступлении обращения:

в течение одного календарного года после отчетной даты, если отчетной датой является 31 декабря;

в течение трех календарных месяцев после отчетной даты, если отчетной датой является первое или иное число месяца, если Сведения запрашиваются в соответствии с п. 10.3 ст. 19 Федерального закона № 184-ФЗ (5).

При отсутствии информации в отношении отдельных граф разделов (подразделов) единой формы организация обязана предоставить гражданину (его представителю) единую форму, заполненную в объеме имеющейся у нее информации (6).

При отсутствии информации в отношении всех граф всех разделов (подразделов) единой формы организация в срок, установленный абзацем вторым пункта 4 настоящего Указания, представляет гражданину (его представителю) на бумажном носителе или в электронном виде (по его выбору, указанному в обращении) сведения об отсутствии информации.

В случае предоставления организацией гражданину (его представителю) Сведений на бумажном носителе, насчитывающем более одного листа, листы должны быть пронумерованы, прошиты, скреплены на оборотной стороне последнего листа заверительной надписью с указанием цифрами и прописью количества листов, подписанной лицом, уполномоченным организацией, с указанием его инициалов, фамилии, должности и даты заверения и проставлением печати (при наличии), либо заверены и подписаны на каждой странице (за исключением последней, которая оформляется согласно приложению 1 к настоящему Указанию) лицом, уполномоченным организацией, с указанием его инициалов, фамилии, должности и даты заверения и проставлением печати (при наличии) (7).

Ссылку истца на Указание Банка России от 14.04.2020 -У суд находит несостоятельной, поскольку данное Указание утратило силу до направления истцом заявления в банк.

Кроме того, действующее Указание Банка России от 27.05.2021 -У регулирует только предоставление кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями гражданам сведений о наличии счетов и иной информации, необходимой для представления гражданами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о единой форме предоставления сведений и порядке ее заполнения, что не относится к основанию запрашиваемых сведений.

Учитывая направление банком истцу истребуемых документов, суд приходит к выводу, что ФИО1 предоставлена вся необходимая информация и документы в соответствии с действующим законодательством.

Оснований для признания прав и законных интересов истца нарушенными бездействием банка, у суда не имеется.

Учитывая отсутствие доказательств нарушения прав истца, направление ей истребуемых документов, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований о предоставлении документов.

Доводы истца ФИО1 о несогласии с графиком платежей от 01.12.2020 к кредитному договору - И от 09.07.2007 не относятся к предмету рассматриваемого спора.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконным бездействия кредитной организации, возложении обязанности предоставить документы.

Руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

в удовлетворении требований ФИО1 к публичному акционерному обществу «АК БАРС» Банк о признании незаконным бездействия кредитной организации, возложении обязанности предоставить документы отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления мотивированной части решения в Саратовский областной суд путем принесения апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Саратова.

Судья О.В. Стоносова