ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5707/16 от 24.11.2016 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело №2-5707/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 ноября 2016 года г. Ставрополь

Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе

председательствующего судьи Шевелёва Л.А.,

при секретаре Сойко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ОАО «Автоваз», ООО «Русь-Авто» об обязании принять некачественный автомобиль, взыскании стоимости автомобиля, морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском (в дальнейшем с уточненным) к ОАО «Автоваз», ООО «Русь-Авто» об обязании принять некачественный автомобиль, взыскании стоимости автомобиля, морального вреда, указав, что дата, она, по договору купли-продажи автомобиля б/н, заключенному с ООО «РУСЬ-АВТО», приобрела автомобиль марки LADA 219170, кузов №, комплектации 41-710, уплатив цену товара в размере 367600 руб. В процессе эксплуатации указанного ТС были выявлены недостатки лакокрасочного покрытия, а именно: неравномерно нанесенный слой лакокрасочного покрытия, отображаемый в виде разных оттенков цвета ЛКП на одной поверхности (крыша, капот), с последующем проявлением очагов коррозии металла со вздутием ЛКП. В связи с выявлением указанных недостатков автомобиля, обратилась в ООО «РУСЬ-АВТО» с требованием о расторжении договора купли- продажи б/н и возврата уплаченных за автомобиль денежных средств. В своем ответе от дата ООО «РУСЬ-АВТО» указало, что ООО «РУСЬ- АВТО» и ОАО «АВТОВАЗ» пришли к выводу, что сколы образовались из-за механического повреждения ЛКП, в связи с чем, ей было отказано в гарантийном ремонте. Вместе с тем, ООО «Русь-Авго» выразило готовность осуществить устранение дефекта ЛКП путем повторной окраски крыши в своем малярно­кузовном цеху. Не согласившись с такими выводами, а также предложением по кустарному устранению существенного дефекта, она с целью выяснения причин появления видимых полос неоднородной покраски и образования коррозии кузова автомобиля обратилась в независимую экспертную организацию и дата уведомила ООО «РУСЬ-АВТО» телеграммой о проведении осмотра автомобиля, который состоялся дата. На осмотр автомобиля представители ООО «РУСЬ-АВТО», ОАО «АВТОВАЗ» не явились. дата в ОАО «АВТОВАЗ» и в ООО «РУСЬ-АВТО» было направлено повторное заявление с требованиями о проведении экспертизы автомобиля марки LADA 219170, кузов №, возврате указанного автомобиля ненадлежащего качества и выплате уплаченной за него денежной суммы в размере 367600 руб., разницы в цене в размере 62500 руб. с просьбой предварительного согласования времени и места осмотра по телефону и направления письменного уведомления. дата ООО «РУСЬ-АВТО» вновь ответило отказом в удовлетворении заявленных требований. 21.10.2015г. ОАО «АВТОВАЗ» направило письменное уведомление о передаче претензии для рассмотрения региональному дилеру - ООО «РУСЬ- АВТО» с просьбой предоставить автомобиль для осмотра дилеру. дата в ООО «РУСЬ-АВТО» был предоставлен автомобиль на осмотр, что подтверждается заказ-наря<адрес>H536288 от дата, после чего дата от ОАО «АВТОВАЗ» поступил письменный отказ исполнить ее заявление, ввиду отсутствия оснований, предусмотренных Законом о защите прав потребителей. дата ОАО «АВТОВАЗ» было уведомлено об организации и проведении ею и специалистами повторного осмотра автомобиля LADA 219170, кузов № , который состоялся дата с представителем ОАО «АВТОВАЗ» ФИО2. Ответа после проведения осмотра автомобиля не последовало. Экспертиза качества товара ответчиком не производилась. В соответствии с заключением специалиста -И/15 от дата, выполненным судебным автотехническим экспертом ФИО3, стаж экспертной работы более 20 лет, на основании произведенных осмотров транспортного средства, (раздел «Выводы») на кузовных панелях крыши и передней левой двери автомобиля LADA 219170, гос. per. знак <***>, (VIN - «», год выпуска - 2014) имеются локальные дефекты лакокрасочного покрытия (ЛКП) в виде его отслоений и вспучиваний. При этом, кузовные панели в местах отслоения ЛКП покрыты раковинами атмосферной коррозии и продуктами окисления металла. Также лакокрасочное покрытие на панели крыши нанесено полосами с видимыми различиями в оттенке (полосообразование). С учетом отсутствия механических повреждений кузова и наличия следов коррозии на поверхности металла под лакокрасочным покрытием, возникновение указанных дефектов в виде отслоений и вспучиваний ЛКП на кузовных панелях крыши и передней левой двери, а также полосообразование ЛКП панели крыши автомобиля LADA 219170, гос. per. знак <***>, (VIN - «», год выпуска - 2014) произошло по причине нарушения технологического процесса по окраске кузова в условиях завода-изготовителя. С технической точки зрения возникновение данных дефектов носит производственный характер. Выявленные дефекты ЛКП кузова автомобиля LADA 219170, гос.per. знак <***>, (VIN «», год выпуска -2014) являются существенным недостатком технически сложного товара. В соответствии с п. 16 Паспорта транспортного средства <адрес> автомобиля LADA 219170, (VIN - «) организация изготовитель ТС ОАО «АВТОВАЗ». В соответствии с представленной на сайте официального дилера ООО «РУСЬ-АВТО» информации о стоимости автомобилей по состоянию на дата, размещенной по адресу в сети интернет: http://www.rus- auto.lada.ru/ds/cars/granta/liftback/prices.html, стоимость аналогичного автомобиля LADA 219170, с кодом комплектации 21917-41-710 составляет 430000 руб. Соответственно разница между уплаченной ценой автомобиля по договору купли-продажи и ценой на момент выставления требования составляет: 62500 руб. = 430000 руб. - 367600 руб.

Так как заявление о возврате денежных средств согласно отчету о вручении, размещенному по адресу в сети интернет: http://www.emspost.ru/ru/tracking/ было вручено ОАО «АВТОВАЗ» дата, срок начала расчета неустойки определяется через 10 дней и приходится на следующий рабочий день после выходного дня дата, а именно: период с дата по дата составляет 204 дня. Неустойка за указанный период составляет: 430000 руб. * 1% * 204 дня = 877200 рублей.

Считает обоснованной сумму компенсации морального вреда в размере 30000 рублей.

В соответствии со ст. 98 ГПКК РФ ОАО «АВТОВАЗ» ей должны быть возмещены понесенные расходы на оплату юридических услуг в размере 30000 рублей.

Кроме того, в силу ст. 94 ГПК РФ ответчиком в виде расходов, связанных с рассмотрением дела подлежат возмещению расходы по оплате Заключения специалиста -И/15 от дата в размере 20 000 рублей.

Полагает, что в ее пользу подлежит взысканию штраф в размере 50% от присужденной судом суммы.

Просит обязать ОАО «АВТОВАЗ» принять некачественный автомобиль марки LADA 219170, идентификационный номер (VIN): .

Взыскать с ОАО «АВТОВАЗ» в ее пользу, уплаченную за автомобиль марки LADA 219170, идентификационный номер (VIN): сумму в размере 367600 рублей, возмещение разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент вынесения судом решения в размере 62500 рублей, неустойку за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы в размере 877200 рублей, возмещение расходов на оплату юридических услуг в размере 30000 рублей, возмещение расходов на оплату Заключения специалиста -И/15 от дата в размере 20 000 рублей, штраф в размере пятьдесят процентов от присужденной судом суммы, компенсацию морального вреда в размере 30000 рублей.

В судебном заседании представитель истца ФИО4 - ФИО5 иск поддержал, просил его удовлетворить, с учетом возражений на заключение экспертов от 21.10.2016г., которое просил признать недопустимым доказательством.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «Русь-Авто» - ФИО6 иск не признал, по основаниям, изложенным в возражениях на иск, а также с учетом выводов, изложенных в заключении судебной экспертизы.

В судебном заседании представитель ответчика ОАО «АВТОВАЗ» - ФИО7 – просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы и доказательства по делу, приходит к следующему.

В соответствии с п. 1. ст. 18 Закона РФ от дата «О Защите прав потребителей» потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

В соответствии с п. 4 ст. 24 указанного закона при возврате товара ненадлежащего качества потребитель вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения.

Судом установлено, что дата, истица по договору купли-продажи автомобиля б/н, заключенному с ООО «РУСЬ-АВТО», приобрела автомобиль марки LADA 219170, кузов №, комплектации 41-710, уплатив цену товара в размере 367600 руб.

Истица указывает на тот факт, что в процессе эксплуатации указанного ТС были выявлены недостатки лакокрасочного покрытия, а именно: неравномерно нанесенный слой лакокрасочного покрытия, отображаемый в виде разных оттенков цвета ЛКП на одной поверхности (крыша, капот), с последующем проявлением очагов коррозии металла со вздутием ЛКП.

В порядке досудебного урегулирования спора, ФИО1 обратилась с претензией к ОАО «АВТОВАЗ» о возврате уплаченной за автомобиль суммы в размере 367600 руб., разницы в цене в размере 62500 руб. с просьбой предварительного согласования времени и места осмотра.

Ответчик направил письменное уведомление о передаче претензии для рассмотрения региональному дилеру - ООО «РУСЬ-АВТО» с просьбой предоставить спорный автомобиль для осмотра.

03.11.2015г. ООО «РУСЬ-АВТО» был проведен осмотр автомобиля, по результатам которого Ответчик направил письменный отказ исполнить заявление истца, в виду отсутствия оснований, предусмотренных Законом о защите прав потребителей.

Обращаясь в суд, обосновывая свои требования дефектами лакокрасочного покрытия, а именно неравномерно нанесенный слой ЛКП, отображаемый в виде разных оттенков цвета ЛКП на одной поверхности, с последующем проявлением очагов коррозии металла со вздутием ЛКП, истица ссылается на заключение специалиста -И/15 от дата, выполненного автотехническим экспертом ФИО3, согласно которому, на кузовных панелях крыши и передней левой двери автомобиля LADA 219170, гос. per. знак <***>, (VIN - «», год выпуска - 2014) имеются локальные дефекты лакокрасочного покрытия (ЛКП) в виде его отслоений и вспучиваний. При этом, кузовные панели в местах отслоения ЛКП покрыты раковинами атмосферной коррозии и продуктами окисления металла. Также лакокрасочное покрытие на панели крыши нанесено полосами с видимыми различиями в оттенке (полосообразование). С учетом отсутствия механических повреждений кузова и наличия следов коррозии на поверхности металла под лакокрасочным покрытием, возникновение указанных дефектов в виде отслоений и вспучиваний ЛКП на кузовных панелях крыши и передней левой двери, а также полосообразование ЛКП панели крыши автомобиля LADA 219170, гос. per. знак <***>, (VIN - «», год выпуска - 2014) произошло по причине нарушения технологического процесса по окраске кузова в условиях завода-изготовителя. С технической точки зрения возникновение данных дефектов носит производственный характер. Выявленные дефекты ЛКП кузова автомобиля LADA 219170, гос.per. знак <***>, (VIN «», год выпуска -2014) являются существенным недостатком технически сложного товара.

На основании определения Промышленного районного суда от дата, АНО БНЭ «РИТМ» было предоставлено заключение экспертов от дата, из которого следует, что исследованием установлено, что на поверхностях деталей кузова (панели крыши, передней левой двери и капоте) автомобиля LADA 219170, кузов № , гос. per. знак <***> присутствуют дефекты в виде отслоения и вспучивания лакокрасочного покрытия, а также следы коррозийных поражений металла. Имеются полосообразные изменения оттенка цвета лакокрасочного покрытия на крыше и капоте. (Фото №, 15). Выявленные дефекты технически устранимы и подлежат восстановлению путем перекрашивания поврежденных деталей кузова (панели крыши, передней левой двери и капота) в условиях специализированного сервисного центра, с применением рекомендованных заводом - изготовителем технологий.

Стоимость ремонтно-восстановительных работ, без учета повреждений полученных предположительно от града, составляет 37 439 рублей. Стоимость ремонтно-восстановительных работ, с учетом повреждений полученных предположительно от града, составляет 44 933 рубля. Гарантийные обязательства исполнителя по ремонту кузова и его элементам составляют 6 месяцев. Ремонт проводится в срок не более 30 календарных дней.

Согласно ГОСТ 4.396-88 «Система показателей качества продукта», кузов автомобиля LADA 219170, кузов № , гос. per. знак <***> предельного состояния не достиг.

Металлическое покрытие автомобиля LADA 219170, кузов № , гос. per. знак <***> имеет коррозийные поражения на капоте, крыше, передней левой двери автомобиля. Согласно ГОСТ 9.311-87 оценочный балл коррозийных поражений: панель крыши - КЗ 9, КД 9; передняя левая дверь - КЗ 9, КД 9; капот - КЗ 9, КД 9.

Согласно п.3.2. Приложения ГОСТ 9.311-87, допустимый уровень коррозионных поражений и соответствующую оценку устанавливают по согласованию с заказчиком в программе испытаний или в нормативно­-технической документации на конкретные виды изделий.

Дать оценку соответствия показателя надежности по сроку службы (согласно ГОСТ 27.002-89 «Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения») не представляется возможным.

Кузов автомобиля LADA 219170, кузов № , гос. per. знак <***> ранее (до проведения исследования) не подвергался ремонтным работам по окраске, проведенным не в заводских условиях.

На внешних панелях крыши и капота автомобиля LADA 219170, кузов № , гос. per. знак <***> имеются видимые полосообразные изменения оттенка цвета лакокрасочного покрытия, темные полосы чередуются со светлыми. Данный дефект вероятно является производственным (технологическим).

Причиной возникновения очагов коррозийных поражений металла, отслоения и вспучивания лакокрасочного покрытия на деталях кузова автомобиля LADA 219170, кузов № , гос. per. знак <***> является внешнее механическое воздействие в процессе эксплуатации автомобиля.

Имеющиеся на кузове автомобиля дефекты окраски не относятся к существенным недостаткам товара и не являются неустранимыми, они могут быть устранены без несоразмерных расходов и затрат времени.

После дополнительного окрашивания кузова автомобиля, в случае нарушения рекомендованных заводом-изготовителем технологий окраски, или под воздействием внешних механических повреждений, имеется вероятность повторного проявления коррозии, нарушения ЛКП и полосообразования.

В случае дополнительного окрашивания кузова автомобиля в условиях специализированного сервисного центра, с применением рекомендованных заводом - изготовителем технологий, без учета повторных внешних механических повреждений при дальнейшей эксплуатации и при условии соблюдения потребителем правил ухода за кузовом, следует ориентироваться на гарантийный срок, срок службы и срок антикоррозийной гарантии, согласно «Гарантийного талона LADA» автомобиля LADA 219170, кузов № , гос. per. знак <***> (см. материалы дела ).

В данном случае заключение эксперта не содержит утверждения о том, что выявленные дефекты автомобиля относятся к недостаткам, которые свидетельствуют о несоответствии товара или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или целям, для которых товар такого рода обычно используется.

Из совокупности исследованных доказательств суд приходит к выводу, о том, что дефекты, на которые ссылается истица, нельзя считать юридически значимыми фактами для удовлетворения иска, поскольку указанные дефекты не относятся к существенным недостаткам.

В отношении технически сложных товаров, к которым согласно постановлению Правительства РФ от 13.05.1997г. относится транспортное средство, требования, указанные в абзацах 4-6 (отказ от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы), с п. 1 ст. 18 Закона подлежат удовлетворению, в случае:

обнаружения существенного недостатка товара;

нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;

невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Постановлением Правительства РФ от 13.05.97г. автомобиль отнесен к сложно-техническому товара, поэтому требования, у казанные в абзацах 4-6 ст.18 п.1 Закона, отказ от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной суммы за товар подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков.

Суд приходит к выводу, что указанные истицей дефекты к таким недостаткам не относятся, т.к. они не устранялись или вновь не проявлялись после их устранения, что они носят характер повторяемых, каких-либо доказательств ею не представлены и, таким образом, соблюдение условий эксплуатации и гарантии спорного автомобиля обеспечивалась истицей не доказано.

В постановлении Госстандарта РФ от 01.03.97г. в рамках реализации названного закона указан исчерпывающий список обязательных требований, которым автомобиль должен соответствовать.

Истица не указывает, какой дефект не позволяет использовать автомобиль, и какие обязательные требования к его качеству нарушены.

В соответствии с Гостом 4.396-88 "Система показателей качества продукции". "Автомобили легковые", коррозионная стоимость кузова определяется сроками службы кузова, календарной продолжительностью от начала эксплуатации автомобиля, в течение которого кузов достигнет предельного состояния.

Предельное состояние определяется наличием на кузове одного и более сквозных коррозионных перфораций, при которых эксплуатация кузова должна быть прекращена. Чтобы не допустить перфораций изготовитель рекомендует осуществить ежегодные антикоррозионные мероприятия, что в данном случае не произведены и в то же время нет доказательства появления этих перфораций и прекращения эксплуатации сложного автомобиля.

Таким образом, указанные истицей дефекты не могут считаться недостатком товара, возникшим по вине ответчика, ввиду отсутствия их повторяемости, существенности и несоответствия Гостам ТУ, поэтому требование истицы об обязании ОАО «АВТОВАЗ» принять некачественный автомобиль марки LADA 219170, идентификационный номер (VIN): ; взыскании с ОАО «АВТОВАЗ» в ее пользу уплаченной за автомобиль марки LADA 219170, идентификационный номер (VIN): сумму в размере 367600 рублей, возмещении разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент вынесения судом решения в размере 62500 рублей не подлежат удовлетворению.

Поскольку основные требования суд считает не подлежащими удовлетворению, остальные требования являются производными, следовательно также удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ОАО «Автоваз», ООО «Русь-Авто» отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд г. Ставрополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья Л.А. Шевелёв

<данные изъяты>