ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5709/20 от 29.06.2021 Октябрьского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело 2-584/2021 (2-5709/2020;) 146

24RS0041-01-2019-005405-74

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Красноярск 29 июня 2021 года

Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Майко П.А.,

при секретаре Тузова Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 А10 к ООО ГЕОЦЕНТР 2002 о признании результатов межевания не законными, взыскания суммы за не оказанную услугу

УСТАНОВИЛ

Истец обратился в суд, с иском, с указанием на то, что ответчик произвел межевание неверно, в результате чего, при постановке на кадастровый учет, принадлежащего истцу земельного участка, ему было в данном отказано. Отказ был мотивирован тем, что земельный участок истца находится в 2 территориальных зонах. Т.к. ответчик произвел межевание не законно, то истец просит взыскать, в свою пользу, сумму, уплаченную по договору – 5000 руб., а также неустойку – 3000 руб., компенсацию морального вреда 3000 руб., возврат госпошлины.

Истец требования поддержал, просил рассмотреть иск при объявленной явке. Отказался представлять доказательства именно наличия реестровой ошибки, несоответствия, установленных границ ответчиком реальным.

Ответчик не явился. Был уведомлен надлежаще. Согласно письменных возражений с иском не согласен, т.к. отсутствует реестровая ошибка. Ответчик произвел работы, согласно договора – произвел инвентаризацию, установил точки и координаты границ земельного участка. Ответчик не устанавливает режим землепользования. Данное - прерогатива муниципального образования.

В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

Согласно ч. 1 ст. 113 ГПК Российской Федерации лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

В силу ч. 1 ст. 116 ГПК Российской Федерации судебная повестка, адресованная гражданину, вручается ему лично под расписку на подлежащем возврату в суд корешке повестки. Повестка, адресованная организации, вручается соответствующему должностному лицу, которое расписывается в ее получении на корешке повестки.

Как следует из приведенных выше норм права, рассмотрение гражданского дела в порядке заочного производства возможно лишь в случае, когда отсутствующий ответчик был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела в порядке, установленном главой 10 ГПК Российской Федерации.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве. Поэтому неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных прав.

Суд полагает возможным рассмотреть иск при имеющейся явке.

Согласно п. 1 ст. 779, п. 1 ст. 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, указанные в договоре.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).

В соответствии с частью 6 статьи 72 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 настоящего Федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: 1) реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость).

В силу пункта 2 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (действовавшего до 01.01.2017) N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).

В соответствии с частью 1, 3 статьи 61 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В соответствии с частью 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец является собственником гаражного бокса по адресу – Красноярск, Х, строение 15 бокс 23. Данное подтверждено свидетельством о регистрации права.

Согласно договора аренды 1149, ДМИЗО Красноярска предоставил истцу земельный участок на праве аренды в целях эксплуатации гаража.

В соответствии с договором от 22.11.2017 года, между истцом и ответчиком, ответчик взял на себя обязательства произвести работы по инвентаризации земельного участка истца под гаражом, за что истец обязался уплатить 5000 руб.

Квитанция к приходному кассовому ордеру подтверждает, что истец уплатил ответчику 5000 руб.

Распоряжением администрации Красноярска 2448-недв от 7.6.2018 года утверждена схема расположения земельного участка истца.

Как видно из межевого дела, представленного из органов Росреестра, ответчик произвел инвентаризационные работы по индивидуализации земельного участка под гаражом истца. Установлены координаты характерных точек границ земельного участка под гаражом истца. На схеме отражено, что земельный участок под гаражом истца, находится в 2 территориальных зонах.

Именно это межевое дело истец предоставил в органы кадастрового учета, согласно пояснений истца.

На обращение истца в Управление Росреестра, сначала регистрационные действия приостановили, а потом истцу отказали, т.к. испрашиваемый земельный участок находится в 2 территориальных зонах. Данный факт подтвержден уведомлениями от 16.7.2018 и 16.10.2018 года. 5.2.2019 года распоряжением администрации Красноярска №535-недв, в распоряжение 2448-недв было внесено изменение в части назначения зон под гаражом истца.

На основании вышеизложенного, суд полагает прийти к выводу о необоснованности требований истца.

Свой вывод суд основывает на том обстоятельстве, что ответчик исполнил свои обязательства по договору в полном объеме

Общие требования к результатам инвентаризации земель содержат "Указания для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках. ГЗК-1-Т.Р-11-02-01", утвержденные Росземкадастром 10.04.2001 г.

Настоящие указания являются нормативно - техническим документом для территориальных органов Росземкадастра, устанавливающим технические правила подготовки и оформления сведений о земельных участках, кадастровый учет которых проводился до вступления в силу Федерального закона "О государственном земельном кадастре" <*> (далее - ранее учтенные земельные участки), к отражению в государственном реестре земель кадастрового района и на дежурной кадастровой карте.

В соответствии с Указаниями раскрыты понятия инвентаризации :

1.2. Подготовка сведений о ранее учтенных земельных участках к внесению в государственный реестр земель кадастрового района и дежурную кадастровую карту заключается в инвентаризации имеющихся в распоряжении территориальных органов Росземкадастра документированных сведений о земельных участках с составлением выписки из государственного земельного кадастра обо всех ранее учтенных земельных участках, расположенных в пределах одного конкретного кадастрового квартала (далее - инвентаризационная опись).

1.3. Инвентаризационная опись представляет собой сложный документ, состоящий из перечня ранее учтенных земельных участков, инвентаризационного плана (схемы, чертежа) земельных участков в квартале (далее - инвентаризационный план) и каталога координат точек границ земельных участков в квартале, скомплектованных в отдельное инвентаризационное дело.

3.1. Для создания инвентаризационного плана земельных участков в квартале используются документы, которые содержат графическое описание земельного участка. Если графические описания земельного участка содержатся в нескольких документах, устанавливается следующая последовательность приоритетности применения документов:

- правоудостоверяющие документы;

- правоустанавливающие документы;

- дежурная кадастровая карта (план) (в бумажном или электронном виде);

- межевые дела;

- землеустроительные дела;

- материалы изысканий и обследований.

3.2. План выполняется в масштабе, позволяющем понять взаимное расположение и конфигурацию участков.

В качестве картографической основы для изготовления инвентаризационного плана (нанесения границ земельных участков, отраженных на планах, приложенных к правоудостоверяющим документам) применяется:

- топографическая основа соответствующего масштаба;

- картографический материал (адресная схема квартала), изготовленный для Всероссийской переписи населения 2002 года;

- чистый лист бумаги.

3.3. Земельные участки на инвентаризационном плане идентифицируются инвентаризационными номерами из графы 1 перечня. На плане инвентаризационные номера земельных участков размещаются примерно по центру участка и подчеркиваются одной тонкой линией.

3.4. На инвентаризационном плане проставляются номера узловых и поворотных точек границ земельных участков, использованные для обозначений точек в правоудостоверяющих документах.

3.5. Если ранее для идентификации поворотных точек границы земельного участка в правоудостоверяющем документе использовалась собственная нумерация точек, то на инвентаризационной схеме проставляются инвентаризационные номера точек, обведенные в круг. Присвоение инвентаризационных номеров точек осуществляется по порядку слева направо, сверху вниз, включая узловые и поворотные точки границ земельного участка, состоящего из свободных земель кадастрового квартала ("участок неучтенных земель"). Фрагмент инвентаризационного плана земельных участков приведен в приложении 2 (не приводится).

3.6. С использованием подготовленного инвентаризационного плана составляется каталог координат поворотных точек границ земельных участков с указанием инвентаризационных номеров участков. При составлении каталога координат совпадающие значения координат точек записываются один раз. В соответствующих строках в графе "Примечания" делается ссылка на ту строку каталога, где записаны необходимые значения координат точек границ земельных участков (пример заполнения приведен в приложении 3 (не приводится)). При необходимости в графе "Примечания" записывается другая дополнительная информация, например, используемая система координат.

3.7. Список узловых и поворотных точек границ земельных участков в кадастровом квартале (пример заполнения приведен в приложении 4 (не приводится)) используется для установления соответствия между инвентаризационными номерами точек на инвентаризационном плане и номерами точек в каталоге координат. Инвентаризационные номера узловых и поворотных точек предназначены для идентификации точек при описании земельных участков в формах ГРЗ КР (Ф.1.7 - Ф.1.9) и на дежурной кадастровой карте.

Исходя из имеющегося в материалах гражданского дела, межевого дела, содержащего установление границ земельного участка, его описание, составление схемы самого участка и схемы расположения участка относительно квартала, с описанием расположения относительно территориальных зон, схемы геодезических построений, ответчик исполнил взятые на себя обязательства по инвентаризационным работам земельного участка, на который претендовал истец.

Истец отказался представлять доказательства того факта, что межевание, установление координат границ и характерных точек, произведено с ошибками.

Истец отказался от назначение и производства землеустроительной экспертизы по данному вопросу.

В силу данного, суд полагает прийти к выводу, что доводы истца о том, что ответчик допустил ошибки при межевании и производстве инвентаризационных работ, не обоснованы, что влечет отказ в признании недействительными результатов межевания.

То обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок находился, на момент межевания, в 2 территориальных зонах, не свидетельствует о наличии ошибок в действиях ответчика при инвентаризации земельного участка истца.

Как видно из межевого дела, ответчик указал на данное обстоятельство истцу.

Тот факт, что ввиду нахождения земельного участка истца в 2 территориальных зонах, ему было отказано в постановке на кадучет земли, нельзя вменять ответчику, как некачественно оказанную услугу по инвентаризационным работам.

Установление и изменение территориальных зон не находится в компетенции ответчика.

РЕШЕНИЕ от 7 июля 2015 г. N В-122 О ПРАВИЛАХ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗАСТРОЙКИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД КРАСНОЯРСК И О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ КРАСНОЯРСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ, статья 1 предусматривает, что градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов;

в статье 2 указано предусмотрено :

2. Красноярский городской Совет депутатов осуществляет следующие полномочия в области землепользования и застройки:

1) утверждает правила землепользования и застройки города Красноярска и проект решения о внесении изменений в правила землепользования и застройки города Красноярска;

2) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством, Уставом города Красноярска, настоящими Правилами, иными правовыми актами города.

3. Глава города осуществляет следующие полномочия в области землепользования и застройки:

1) принимает решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки города Красноярска, решение о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки города Красноярска;

2) принимает решение о подготовке документации по планировке территории;

3) принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения;

4) принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения;

5) принимает правовые акты во исполнение настоящих Правил;

6) утверждает местные нормативы градостроительного проектирования города Красноярска;

7) утверждает состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Красноярска (далее также - комиссия);

8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством, Уставом города Красноярска, настоящими Правилами, иными правовыми актами города.

4. Администрация города осуществляет следующие полномочия в области землепользования и застройки:

1) координирует деятельность органов и территориальных органов (территориальных подразделений) администрации города по вопросам землепользования и застройки;

2) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством, Уставом города Красноярска, настоящими Правилами, иными правовыми актами города.

Таким образом, только органы местной власти вправе устанавливать назначение территориальных зон и отнесение к ним земельных участков, что и произошло в данном деле, когда администрация Красноярска изменила назначение территориальной зоны земельного участка под гаражом истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска ФИО1 А12 к ООО ГЕОЦЕНТР-2002, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца по получению мотивированного решения, которое можно получить через 5 дней в канцелярии суда.

Председательствующий Майко П.А.

Мотивированное решение изготовлено 29.6.2021 года