ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-570/18 от 15.11.2018 Березовского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 ноября 2018 года гп. Берёзово

Судья Березовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ФИО2, при секретаре Исмаиловой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Отделу опеки и попечительства администрации Березовского района ХМАО-Югры о признании незаконным и отмене дисциплинарного взыскания,

УСТАНОВИЛ:

В Березовский районный суд поступил иск ФИО3 к Отделу опеки и попечительства администрации Березовского района ХМАО-Югры о признании незаконным и отмене дисциплинарного взыскания. В обоснование иска указала, что она работает в Отделе опеки и попечительства администрации Березовского района в должности <данные изъяты>. Приказом отДД.ММ.ГГГГ-лс была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания за предоставление недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Считает, что взыскание применено неправомерно, так как при заполнении справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в разделе 3.2 необходимо указать транспортные средства, находящиеся в собственности гражданина, их вид, марку, модель, год изготовления, вид собственности, место регистрации. Сведения о водном транспорте, находящемся в собственности супруга ФИО4 была заполнены согласно судового билета без сведений о моторе, так как необходимости заполнения данных сведений не имеется, что указано и в Методических рекомендациях по вопросам предоставления данных сведений. В связи с чем у нее отсутствовала обязанность по предоставлению данных сведений, за неисполнение которой к ней применено дисциплинарное взыскание.

В судебном заседании ФИО3 исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям и доводам, указанным в нем. По существу иска указала, что у ее супруга имеется лодка «Прогресс» с подвесным лодочным мором 30 л.с. О том, что в декларации необходимо указывать в том числе и наименование лодочного мотора ей известно не было. На семинаре она не присутствовала, под роспись данное требование ей не объявлялось. Считает, что нарушений при составлении декларации не имеется. Так же перед заседанием Комиссии ее не ознакамливали с результатами проверки, на заседании она отчитывалась по задаваемым ей вопросам, указала, что не знала, что надо было указывать лодочный мотор.

Представитель ответчика ФИО5, действующий на основании Положения об отделе опеки и попечительства администрации Березовского района, указал, что он с ДД.ММ.ГГГГ является заведующим отдела опеки и попечительства администрации Березовского района. Так как ему стало известно, что в декларации об имуществе супруга <данные изъяты> ФИО3 не указала лодочный мотор, он решил провести проверку. О проверке ФИО7 была уведомлена. После проведения проверки, было заседание комиссии, которая установила, что ФИО3 были предоставлены недостоверные сведения и рекомендовали привлечь ФИО3 к дисциплинарной ответственности. Считает, что решение данной Комиссии для него имеет обязательный характер, в связи с чем он приказом от ДД.ММ.ГГГГ вынес замечание ФИО3. Считает приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности законным. Он сам не разбирался в чем была суть нарушения заполнения Декларации.

Представитель ответчика ФИО6 в судебном заседании показала, что она является <данные изъяты>, одновременно является секретарем Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и конфликту интересов. В июле 2018 года от заведующего отдела опеки и попечительства ФИО5 поступило сообщение о проведении проверки полноты представленных сведений об имуществе в отношении ФИО3, в связи с чем была назначена проверка, с ФИО3 было истребовано объяснение, по результатам проверки было предложено направить доклад на рассмотрение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и конфликту интересов. На заседании комиссии ФИО3 присутствовала. Она считает, что при составлении Декларации об имуществе и доходах работник и муниципальный служащий должны указывать в графе 3.2 о водном транспорте не только модель и вид водного транспорта, но и лодочный мотор, так как он относится к водному транспорту. Об этом говорилось на семинарах с муниципальными служащими, однако она не знает, была ли на данных семинарах ФИО3 Чем регламентировано требование об указании лодочных моторов на водном транспорте она пояснить не может. Считает, что Комиссией установлено, что ФИО3 не указала сведения о лодочном моторе, которые должны были быть указаны, в связи с чем она предоставила недостоверные сведения об имуществе супруга.

Судья, выслушав истца, представителей ответчика, изучив материалы гражданского дела, считает иск подлежащим удовлетворению.

Истец ФИО3 является <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается приказами о приеме на работу, приказом о переводе на другую работу, трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, копией трудовой книжки (19-36).

Должность <данные изъяты> согласно перечня наименований должностей муниципальной службы в МО Березовский район относится к <данные изъяты>, что подтверждается дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, должностной инструкцией. (л.д.26-27, 37-42)

Согласно уведомления от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 была уведомлена о проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. (л.д.43)

Согласно ответа с Березовского инспекторского отделения ГИМС в реестре маломерных судом Березовского инспекторского отделения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 зарегистрировано маломерное судно – <данные изъяты> и приписанный к ней <данные изъяты> (л.д.44)

Согласно приказа -лс от ДД.ММ.ГГГГ назначена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении ФИО3, <данные изъяты> на основании информации поступившей с Березовского инспекторского отдела ГИМС. (л.д.45)

ДД.ММ.ГГГГ затребовано объяснение с ФИО3

Объяснение по обстоятельствам дано ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ в которых сослалась на отсутствие необходимости предоставления сведений о лодочном моторе на маломерном судне, сославшись на Методические рекомендации по вопросам предоставления сведений. (л.д.47)

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание единой Комиссии органов МСУ Березовского района по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, согласно протокола Комиссии, его члены проголосовали, что сведения представленные ФИО3 являются недостоверными и рекомендовали заведующему отделом опеки и попечительства применить к муниципальному служащему ФИО3 конкретную меру дисциплинарной ответственности. (л.д.50-51)

Приказом отдела опеки и попечительства администрации Березовского района от ДД.ММ.ГГГГ-лс ФИО3 объявлено замечание за предоставление недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. (л.д.52)

Согласно справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ФИО3 сообщила сведения о доходах, расходах своего супруга ФИО1 за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В разделе 3.2. в графе водный транспорт указано: Вид, марка, модель транспортного средства, год изготовления - лодка <данные изъяты>»; вид собственности – <данные изъяты>; место регистрации <данные изъяты>.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий обязан представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В соответствии со ст.15 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" гражданин при поступлении на муниципальную службу, а также муниципальный служащий ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, обязан представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Указанные сведения представляются в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации.

Непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых муниципальными служащими, замещающими указанные должности, достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст.27 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" за совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить дисциплинарные взыскания, в том числе замечание.

В соответствии со ст.27.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 настоящего Федерального закона.

Муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.

Взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами, на основании:

1) доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

2) рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию;

2.1) доклада подразделения кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения муниципального служащего только с его согласия и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения (за исключением применения взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия); (п. 2.1 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 307-ФЗ)

3) объяснений муниципального служащего;

4) иных материалов.

При применении взысканий, предусмотренных статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.

В соответствии с п.21 Порядка, утвержденного Постановлением Губернатора ХМАО - Югры от 28.05.2012 N 82 (ред. от 05.12.2017) "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, муниципальными служащими Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, замещающими должности, включенные в соответствующий перечень, и соблюдения муниципальными служащими Ханты-Мансийского автономного округа - Югры требований к служебному поведению" (вместе с "Порядком проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, включенных в соответствующий перечень, муниципальными служащими Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, замещающими указанные должности, и соблюдения муниципальными служащими Ханты-Мансийского автономного округа - Югры требований к служебному поведению") должностное лицо кадровой службы представляет лицу, принявшему решение о проведении проверки, доклад о ее результатах.

В докладе должно содержаться одно из следующих предложений:

а) о назначении гражданина на должность муниципальной службы;

б) об отказе гражданину в назначении на должность муниципальной службы;

в) об отсутствии оснований для применения к муниципальному служащему мер юридической ответственности;

г) о применении к муниципальному служащему мер юридической ответственности;

д) о представлении материалов проверки в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

По окончании проверки, долджностное лицо кадровой службы обязано ознакомить муниципального служащего с результатами проверки с соблюдением требований законодательства РФ о гостайне. (п.20)

В соответствии со ст.192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания.

Указом Президента РФ от 23.06.2014 N 460 (ред. от 09.10.2017) "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" утверждена форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В разделе 3.2 данной справки указываются сведения о транспортных средствах, в том числе водный транспорт. При заполнении сведений указывается: Вид, марка, модель транспортного средства, год изготовления; Вид собственности, Место регистрации.

Согласно письма Минтруда России от 28.12.2017 N 18-2/10/В-10452 "О Методических рекомендациях по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки" министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в рамках оказания методической помощи в реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о противодействии коррупции направляет обновленные Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки для использования в ходе декларационной кампании 2018 года (за отчетный 2017 год) (носят рекомендательный характер) каких-либо особенностей при заполнении раздела 3.2 кроме прицепов не указано.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в пункте 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции РФ и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а, следовательно, и дисциплинарной, ответственности, таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм.

Как установлено в судебном заседании истец ФИО3 является муниципальным служащим и работает в должности заместителя <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ в целях исполнения антикоррупционных законов и нормативных актов ФИО3 в отдел кадров и муниципальной службы представила справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на своего супруга ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год. В сведениях о транспортных средствах указала водный транспорт – лодка <данные изъяты>», находящейся в <данные изъяты>, зарегистрирована <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО3 инициирована проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Основанием проверки послужили сведения с Березовского инспекторского отдела ГИМС МЧС РФ по ХМАО-Югре о регистрации за ФИО1 маломерного судна <данные изъяты>» и приписанного к нему п.л.м. <данные изъяты> При разбирательстве данных обстоятельств на заседании единой Комиссии органов местного самоуправления Березовского района по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и (или) урегулированию конфликта интересов ФИО3 указала, что не знала о необходимости указания в справке сведений о лодочном моторе, так как специалистами отдела кадров не было разъяснено, что данные сведения необходимо указывать. Было выступление секретаря комиссии, которая указала, что с муниципальными служащими проводилась учеба по заполнению справок о доходах и расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Однако, вопрос о действительной необходимости указания или не указания лодочного мотора в справке в графе транспортные средства не рассматривался. Все члены комиссии проголосовали, что сведения представленные ФИО3 являются недостоверными. По результатам заседания вынесено решение, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные ФИО3 являются недостоверными. Рекомендовали заведующему отделом опеки и попечительства применить к муниципальному служащему ФИО3, <данные изъяты> меру дисциплинарной ответственности. После чего приказом заведующего отделом опеки и попечительства администрации Березовского района ФИО3 объявлено замечание.

Суд считает, что на заседании Комиссии при рассмотрении требований о предоставлении сведений об имуществе супруга ФИО3 в частности сведений о находящемся в собственности водном транспорте - лодка «Прогресс» в обязательном порядке должен быть указан подвесной лодочный мотор не рассматривался. Нормативных документов и материалов, регламентирующих указание данных сведений в соответствующей справке работодателем и работниками кадровой службы при проведении проверке не приведены. ФИО3 в Справке приведены сведения об имуществе, аналогичные сведениям, указанных в справе с отдела ГИМС кроме указания на лодочный мотор.

Подвесной лодочный мотор является элементом судна, в том числе маломерного, который, приводит судно в движение, то есть, по сути, является его двигателем.

Нормативных документов, регламентирующих необходимость указания в справке о доходах и имуществе сведений о лодочном моторе (двигателе) водного судна не имеется. Муниципальным образованием Березовского района подобные нормативные документы не разрабатывались и не принимались, муниципальный служащий ФИО3 о необходимости указания в справке о доходах, при наличии водного транспорта сведений о лодочном моторе не уведомлялась. Тем самым в действиях ФИО3 при составлении справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга за отчетный период по не указанию сведений о лодочном моторе в графе 3.2. каких-либо нарушений не имеется, следовательно, ФИО7 не должна быть привлечена к дисциплинарной ответственности, ввиду отсутствия в ее действиях нарушения должностных либо трудовых обязанностей. Следовательно, выводы Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и конфликту интересов предоставлении ФИО3 недостоверных сведений в разделе 3.2. необоснованны. И как следствие, приказ о применении дисциплинарного взыскания в виде замечания является незаконным и подлежащим отмене.

Таким образом, приказ от ДД.ММ.ГГГГ-лс о привлечении к дисциплинарной ответственности ФИО3 вынесен с нарушением норм действующего законодательства, в связи с чем подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО3 к Отделу опеки и попечительства администрации Березовского района ХМАО-Югры о признании незаконным и отмене дисциплинарного взыскания удовлетворить.

Признать незаконным и отменить приказ отдела опеки и попечительства администрации Березовского района от ДД.ММ.ГГГГ-лс которым ФИО3, заместителю заведующего отделом опеки и попечительства объявлено замечание за предоставление недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Березовский районный суд ХМАО-Югры в течение месяца с момента принятия.

Судья Берёзовского

районного суда ХМАО-Югры________________ ФИО2