Дело № 2-570/2013
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 августа 2013 года г. Петровск- Забайкальский
Забайкальского края
Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Герасимовой Н.А.,
с участием помощника Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора
Морозовой И.Ю.
при секретаре Пархоменко Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Песчанское» о признании бездействия незаконным, понуждении к действию,
УСТАНОВИЛ:
И.о. Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора обратился в суд c вышеуказанным иском в интересах неопределенного круга лиц, мотивируя тем, что Петровск-Забайкальской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. В соответствии со ст. 28 Бюджетного кодекса РФ, одним из принципов бюджетной системы, в которую входят и местные бюджеты, является принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств. Указанный принцип подразумевает повышение эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета. Без надлежащего осуществления контроля за использованием муниципальной собственности реализация этого принципа на практике невозможна. В силу положений п.п.5,6,20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения органов местного самоуправления отнесено осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта поселения, муниципального жилищного контроля, а также земельного контроля за использованием земель поселения. Согласно ст. 6 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроля, относится: 1) организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории; 2) принятия административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля; 3) организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика которого утверждаются Правительством РФ; 4) осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий. Федеральный закон № 294-ФЗ предусматривает основания проведения плановых и внеплановых проверок, порядок их проведения, последствия нарушения данных положений. Наличие плана проверок в органе муниципального контроля обязательно. На основании ч. 4 ст. 2 Федерального закона № 294-ФЗ, муниципальный контроль – деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленными муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами. В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ, предметом плановой проверки являются соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видом предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. Согласно ч. 3, 6 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ, плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов, в срок до 01 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проверки ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры. Уклонение органов муниципального контроля от возложенных на них полномочий по согласованию с органами прокуратуры плана проверок влечет невозможность их проведения в следующем году, принятие своевременных мер по защите прав и законных интересов муниципальных образований, их населения, по профилактике правонарушений в сфере использования земель и охраны муниципальной собственности, непоступление денежных средств в местный бюджет сельского поселения «Песчанское», в связи с чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц. В нарушение указанных норм администрацией сельского поселения «Песчанское» к 01 сентября 2012 года не разработаны и не представлены в прокуратуру проекты ежегодных планов проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля. В связи с тем, что в 2012 году органом муниципального контроля сельского поселения «Песчанское» проект плана проверок на 2013 год в установленный срок в межрайонную прокуратуру не направлен, то имеются все основания полагать, что ответчик не примет достаточных мер для согласования плана проверки на 2014 год. Просит признать бездействие администрации сельского поселения «Песчанское», выразившееся в непринятии мер по составлению и согласованию с органами прокуратуры плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2013 год по соблюдению земельного, жилищного законодательства, а также законодательства о сохранности автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта поселения, муниципального жилищного контроля, незаконным. Обязать ответчика до 01 сентября 2013 года составить и направить в межрайонную прокуратуру для согласования проект плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2014 год.
В судебном заседании помощник прокурора района Морозова И.Ю. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика, будучи извещен о дне и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, заявлений о рассмотрении дела в его отсутствие не представил, причины неявки суду не сообщил. Суд считает возможным рассмотреть настоящее дело, с согласия помощника прокурора, в порядке заочного производства.
Выслушав доводы помощника прокурора, и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
В соответствии с частью второй статьи 15 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и закон. Указанное требование закона является обязательным для исполнения всеми.
Статьей 45 ГПК РФ определено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов, является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Таким образом, обращение прокурора с иском в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации сельского поселения «Песчанское», выразившееся в непринятии мер по составлению и согласованию с органами прокуратуры плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2013 год по соблюдению земельного, жилищного законодательства, а также законодательства о сохранности автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта поселения, муниципального жилищного контроля, незаконным, является легитимным.
Согласно ст. 6 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроля, относится: 1) организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории; 1.1) организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления; 2) разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; 3) организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации; 4) осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий.
Частью 4 ст. 2 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», определено, что муниципальный контроль – деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленными муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами.
Согласно ч. 3, 6 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ, плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов, в срок до 01 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проверки ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.
Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. N 489, устанавливают порядок подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, их согласования и представления в органы прокуратуры, а также типовую форму ежегодного плана. Из указанных правил следует, что органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности на территориях муниципальных образований, обязаны направить проект ежегодного плана до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, для рассмотрения в орган прокуратуры по месту нахождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых планируется проведение плановых проверок.
Из пунктов 5,6,20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения органов местного самоуправления отнесено осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта поселения, муниципального жилищного контроля, а также земельного контроля за использованием земель поселения.
Из системного анализа данных норм следует, что муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта поселения, муниципального жилищного контроля, а также земельного контроля за использованием земель поселения осуществляется органами местного самоуправления в форме проверок, план которых на следующий год подлежит согласованию с органами прокуратуры, при этом ежегодное согласование органами местного самоуправления с органами прокуратуры плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обязательно.
Как следует из представленных материалов, Администрацией сельского поселения «Песчанское» в 2012 году проект плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в прокуратуру района не представлен, чем нарушены требования Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Наличие указанных прокурором района нарушений, ответчиком не опровергнуто, доказательств отсутствия нарушений не представлено, а потому бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по составлению и согласованию с органами прокуратуры плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2013 год по соблюдению земельного, жилищного законодательства, а также законодательства о сохранности автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта поселения, муниципального жилищного контроля, незаконно, в связи с чем, исковые требования суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Также суд признает обоснованными требования прокурора района в части понуждения ответчика составить и направить в межрайонную прокуратуру для согласования проект плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2014 год, поскольку в 2012 году органом муниципального контроля сельского поселения «Песчанское» проект плана проверок на 2013 год в установленный срок в межрайонную прокуратуру не направлен, а потому у прокурора района имеются обоснованные основания полагать, что ответчик не примет достаточных мер для согласования плана проверки на 2014 год. Исковые требования прокурора в данной части также подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд указывает в решении срок для их совершения.
С учетом обстоятельств дела и характера заявленных требований, с учетом мнения помощника прокурора, считающей разумным для установления срока 10 дней со дня вступления решения в законную силу, суд полагает необходимым определить срок для исполнения решения суда в части понуждения ответчика составить и направить в межрайонную прокуратуру для согласования проект плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2014 год – 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда, что является разумным и достаточным для исполнения решения суда.
Учитывая, что в соответствии с п. 19 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождены, соответственно, в силу ст. 103 ГПК РФ, оснований для взыскания государственной пошлины с ответчика не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования и.о. Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Песчанское» о признании бездействия незаконным удовлетворить.
Признать бездействие администрации сельского поселения «Песчанское», выразившееся в непринятии мер по составлению и согласованию с органами прокуратуры плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2013 год по соблюдению земельного, жилищного законодательства, а также законодательства о сохранности автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта поселения, муниципального жилищного контроля, незаконным.
Обязать Администрацию сельского поселения «Песчанское» в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу составить и направить в межрайонную прокуратуру для согласования проект плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2014 год.
Ответчик вправе подать в Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья
Петровск-Забайкальского городского суда
Забайкальского края Н.А. Герасимова
КОПИЯ ВЕРНА