дело №2-570/2022
УИД 65RS0004-01-2022-000641-24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Долинск 28 июля 2022 года
Долинский городской суд Сахалинской области в составе -
председательствующего судьи – А.В.Зюзина
с участием: истца ФИО1, представителя истца ФИО2, третьего лица ФИО3,
с ведением протокола судебного заседания
помощником судьи - О.О.Данилёнок
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Долинского городского суда Сахалинской области гражданское дело по иску ФИО1 ФИО15, соответчик - администрация муниципального образования городской округ «Долинский», третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца – ФИО5 ФИО16, ФИО5 ФИО20, ФИО5 ФИО21, ФИО5 ФИО23, ФИО6 ФИО24, ФИО34 в лице законного представителя ФИО1 ФИО22 к комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального образования городской округ «Долинский» о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и возложении обязанности заключить договор социального найма,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Долинский городской суд с иском по тем основаниям, что в 1983 году ее отцу, в связи с работой на шахте «Долинская» по ордеру, для постоянного проживания с семьей предоставлена , расположенная в в . В 2004 году ее отцу по обменному ордеру для проживания было предоставлено другое жилое помещение, расположенное по адресу: . В настоящее время ордер утерян.
Поскольку на обращение в комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального образования городской округ «Долинский» (далее по тексту – КУМС МО ГО «Долинский», Комитет) о заключении договора социального найма на спорное жилое помещение истцу отказано, со ссылкой на отсутствие правоустанавливающих документов, в этой связи, просила признать право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: на условиях договора социального найма и возложить на комитет обязанность заключить с истцом договор социального найма на спорное жилое помещение.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в рассматриваемом гражданском деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования городской округ «Долинский» (далее по тексту - администрация МО ГО «Долинский», администрация), а в качестве третьих лиц на стороне истца не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ФИО5 ФИО25, ФИО5 ФИО26, ФИО5 ФИО27, ФИО4, ФИО6 ФИО30, ФИО35 в лице законного представителя ФИО1 ФИО31.
Истец ФИО1 и ее представитель ФИО2 в судебном заседании на удовлетворении иска настаивали по основаниям, изложенным в нем, и просили его удовлетворить.
Третье лицо ФИО3 исковые требования поддержала.
Остальные лица, участвующие в деле в суд не прибыли, о дате и времени слушания дела уведомлены надлежаще.
Выслушав лиц прибывших в судебное заседание, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации гарантировано, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.
Согласно статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
В соответствии со ст.ст.4-6,10 ЖК РСФСР (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд. Жилищный фонд включает: жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд). Государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Граждане РСФСР имеют право на получение в установленном порядке жилого помещения по договору найма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР.
Жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, а также в домах жилищно - строительных кооперативов предоставляются гражданам в бессрочное пользование.
Согласно части 4 статьи 15 ЖК РСФСР районные, городские, районные в городе, поселковые, сельские Советы народных депутатов РСФСР в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда распределяют жилую площадь и предоставляют гражданам жилые помещения в домах жилищного фонда, находящегося в их ведении.
В статье 28 ЖК РСФСР закреплено, что граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.
Статья 42 ЖК РСФСР регулировала порядок предоставления жилых помещений в домах жилищного фонда местных Советов народных депутатов.
Так, жилые помещения предоставлялись гражданам в домах жилищного фонда местных Советов народных депутатов исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов при участии общественной комиссии по жилищным вопросам, создаваемой при исполнительном комитете из депутатов Советов, представителей общественных организаций, трудовых коллективов.
На основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдавал гражданину ордер, который являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение (ст.47 ЖК РСФСР).
В силу статей 50,51 ЖК РСФСР пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями. Договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно - эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.
Статья 72 ЖК РСФСР устанавливала, что порядок обмена жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, Кодексом и другим законодательством РСФСР. Правила обмена жилыми помещениями устанавливаются в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.
Во исполнение положений статьи 72 ЖК РСФСР, приказом Минкоммунхоза РСФСР от 09 января 1967 года N12 утверждена Инструкция о порядке обмена жилых помещений, в п. 3 которой установлено, что наниматель жилого помещения в доме местного Совета депутатов трудящихся, государственной, кооперативной и общественной организации, а также в доме, принадлежащем гражданину на праве личной собственности, имеет право обменять занимаемое им помещение на помещение, занимаемое другим нанимателем, со взаимной передачей прав и обязанностей по договорам найма. Обмен допускается между двумя, тремя и более нанимателями, проживающими как в одном доме, так и в разных домах, как в одном городе, так и в разных городах, рабочих, курортных, дачных поселках и в других населенных пунктах.
Соглашение об обмене жилыми помещениями вступает в силу с момента получения ордеров, выдаваемых исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов (статья 47). Отказ в выдаче ордера может быть обжалован в судебном порядке в шестимесячный срок (ст.71 ЖК РСФСР).
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом достоверно установлено, подтверждается собранными и исследованными в ходе судебного заседания доказательствами и не опровергнуто стороной ответчика и соответчика, что в 1983 году ФИО7 (отец истца) на состав семьи из пяти человек (супруга и четверо детей) для постоянного проживания предоставлена , расположенная в А по , в которой стороны с ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ соответственно были прописаны.
В декабре 2004 года ФИО7 по обменному ордеру для постоянного проживания на состав семьи из пяти человек (супруга и четверо детей) также для постоянного проживания предоставлена , расположенная в , в которой стороны с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время также зарегистрированы на постоянной основе.
Данные обстоятельства, помимо показаний истца и третьего лица подтверждаются копиями поквартирных карточек формы Б на жилые помещения.
По сообщению с КУМС МО ГО «Долинский» жилое помещение № в в значится в реестре муниципального имущества с видом использования «социальное». Правоустанавливающих документов не имеется. Не имеется таковых и в отделе по управлению территорией .
Несмотря на отсутствие ордера на спорное жилое помещение, истец и третьи лица на протяжении длительного времени проживают в жилом помещении, открыто и непрерывно пользуются им, несут расходы по его сохранению в пригодном для проживания состоянии, ремонтируют жилое помещение.
Кроме того, в соответствии с жилищным законодательством, действовавшим в период вселения истца в спорное жилое помещение, прописка имела не уведомительный, а разрешительный характер, и сам факт прописки в квартире порождал права и обязанности.
Таким образом, собранные и исследованные в ходе судебного заседания доказательства с очевидностью свидетельствуют о том, что жилое помещение, расположенное по адресу: установленном законом порядке было предоставлено ФИО7 и членам его семьи в 2004 году. В этой связи, в том числе и ФИО1 приобрела право пользования им.
Факт отсутствия ордера на спорное жилое помещение не препятствует признанию за истцом такого права, поскольку выдача ордера и оформление регистрации зависят исключительно от решений наймодателя, а также от соблюдения установленной процедуры их оформления. Само же по себе отсутствие у нанимателя ордера на занимаемое жилье, не может быть поставлено ему в вину.
Кроме того, исходя из пункта 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" при рассмотрении дел, связанных с признанием права пользования жилым помещением, необходимо учитывать, что данные, свидетельствующие о наличии или отсутствии прописки (регистрации), являются лишь одним из доказательств того, состоялось ли между нанимателем (собственником) жилого помещения, членами его семьи соглашение о вселении лица в занимаемое ими жилое помещение и на каких условиях.
Учитывая, что истец со своей семьей была вселена в жилое помещение в установленном законом порядке, без установления предельного срока проживания, зарегистрирована на постоянной основе и проживает в нем по настоящее время, оплачивает квартирную плату и коммунальные услуги, доказательств обратного стороной ответчиков суду не представлено и в судебном заседании не добыто, в этой связи, суд, с учетом части 2 статьи 82 ЖК РФ, приходит к убеждению о том, что требование ФИО1 о признании права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: на условиях договора социального найма основано на законе и подлежит удовлетворению.
При принятии решения судом также учтено и достоверно установлено, что с момента вселения истца и членов ее семьи в спорное жилое помещение и до ее обращения в суд с настоящим иском, на квартиру никто не претендовал, требований о выселении, о признании не приобретшими право пользования жилым помещением, ни к истцу, ни к членам ее семьи не предъявлялось.
Рассматривая требование истца о заключении договора социального найма на спорное жилое помещение, суд приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение.
Согласно части 2 статьи 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Из анализа вышеуказанных норм Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что заключение договора социального найма возможно лишь на жилое помещение, которое отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Судом достоверно установлено, что на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ за №, распоряжением администрации МО ГО «Долинский» от ДД.ММ.ГГГГ№-ра, с учетом изменений внесенных распоряжением №-ра от ДД.ММ.ГГГГ, многоквартирный признан аварийным и подлежит сносу.
Учитывая, что на момент принятия настоящего решения, жилое помещение в котором проживает истец со своей семьей, не отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, доказательств обратного стороной истца суду не представлено, в этой связи требование о возложении обязанности на КУМС МО ГО «Долинский» заключить договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: , удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО1 ФИО32 о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и возложении обязанности заключить договор социального найма, удовлетворить частично.
Признать за ФИО1 ФИО33, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: на условиях договора социального найма.
В удовлетворении искового требования о возложении на комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального образования городской округ «Долинский» обязанности заключить договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: , отказать.
На решение суда сторонами может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Долинский городской суд в течение 1 (одного) месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий А.В.Зюзин
мотивированное решение составлено 29 июля 2022 года