ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5719/2021УИД350010-01-2021-007754-53 от 30.09.2021 Вологодского городского суда (Вологодская область)

Дело № 2-5719/2021УИД 35RS0010-01-2021-007754-53

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вологда 30 сентября 2021 года

Вологодский федеральный городской суд Вологодской области в составе председательствующего судьи Улитиной О.А.

при секретаре Дойниковой К.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманской Региональной общественной организации защиты прав потребителей "Резонанс" в интересах Куклина А. Е. к ООО "СДЭК-Глобал", ИП Котову С. В., ООО "ЦПТС "ИНТАЙМ" о возмещении объявленной стоимости груза, взыскании провозной платы,

установил:

08.02.2021 ФИО1 направил Куклину А.Е. через компанию СДЭК груз «процессор» в количестве 1 места весом 11,721 кг. с объявленной ценностью в размере 100 000 руб. по маршруту: Вологда-Оленегорск, о чем свидетельствует накладная . По данному договору экспедитором являлся ИП Котов С.В.

Стоимость услуг по доставке груза составила 1840 руб., сбор за объявленную стоимость – 700 руб.

Согласно акту приема-передачи груза получателю от 15.02.2021 груз пришел с повреждениями.

Претензия, направленная Куклиным А.Е. в адрес ИП Котова С.В., с просьбой о возмещении убытков в размере объявленной стоимости груза 100 000 руб. оставлена последним без удовлетворения.

Мурманская Региональная общественная организация защиты прав потребителей "Резонанс", действуя в интересах Куклина А.Е., обратилась в суд с иском к ООО «СДЭК» - Вологда со ссылкой на вышеизложенное, просили взыскать с ответчика в пользу Куклина А.Е. ущерб, причиненный имуществу, в размере 100 000 руб., стоимость доставки отправления 1 840 руб., неустойку 1840 руб., компенсацию морального вреда 20 000 руб., штраф, половину которого перечислить в пользу Мурманской Региональной общественной организации защиты прав потребителей "Резонанс".

В судебном заседании истец Куклин А.Е., представитель Мурманской Региональной общественной организации защиты прав потребителей "Резонанс" не присутствовали, о дате извещались надлежаще.

Ответчик ИП Котов С.В. исковые требования не признал, полагал, что Куклин А.Е. не может являться надлежащим истцом по делу, поскольку товар на отправку направлялся ФИО1, им же оплачивалась провозная плата. Страхование груза не производилось. Груз был получен истцом 13.02.2021, акт осмотра груза составлен 15.02.2021 по инициативе получателя.

Представители ответчиков ООО "СДЭК-Глобал", ООО "ЦПТС "ИНТАЙМ" в заседание не явились, о дате извещались надлежащим образом.

Третье лицо ФИО1 в заседание также не явился, о дате извещался надлежаще.

Суд, заслушав ответчика, исследовав материалы дела, проанализировав всю совокупность представленных доказательств, пришёл к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 настоящего Кодекса (ст.803 ГК РФ).

Согласно части 1 статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Из положений ст. 5 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" клиент обязан своевременно представить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, и документы, необходимые для осуществления таможенного, федерального государственного транспортного надзора и других видов государственного контроля (надзора).

Клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.

В силу положений Приказа Минтранса РФ от 11.02.2008 N 23 "Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов" под клиентом понимается лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции и принявшее на себя обязательство оплатить выполнение транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором.

В соответствии с ч.1 ст.7 Закона № 87-ФЗ экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Согласно договору от 19.06.2019, заключенному между ООО «СДЭК-Глобал» (исполнитель) и ИП Котовым С.В. (заказчик), под клиентом понимается юридическое или физическое лицо, являющееся отправителем/получателем/плательщиком по договору оказания курьерских услуг, заключенному указанным лицом с заказчиком.

Из положений Регламента возмездного оказания курьерских услуг, утвержденного курьерской компанией СДЭК 27.07.2020, ссылка на который имеется в накладной, клиентом является плательщик по услуге. Ответственность за повреждение груза экспедитор несет перед клиентом, который может являться как отправителем груза, так и получателем.

Согласно буквального толкования ч.1 ст.801 ГК РФ договор транспортной экспедиции заключается между экспедитором и клиентом, которым может быть получатель или отправитель груза. Одновременно получатель и отправитель груза не могут находится в договорных отношениях с экспедитором.

Таким образом, поскольку передача груза на доставку, оплата провозной платы и объявление ценности груза были осуществлены ФИО1 именно он вправе заявлять требования из договора транспортной экспедиции. Получатель груза Куклин А.Е. является ненадлежащим истцом.

При таких обстоятельствах суд отказывает истцу в удовлетворении требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Мурманской Региональной общественной организации защиты прав потребителей "Резонанс" в интересах Куклина А. Е. к ООО "СДЭК-Глобал", ИП Котову С. В., ООО "ЦПТС "ИНТАЙМ" о возмещении объявленной стоимости груза, взыскании провозной платы отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд, через Вологодский городской суд Вологодской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья О.А. Улитина

Мотивированное решение изготовлено 07.10.2021