Дело № 2-571/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Кормиловский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Материкина Н.В.,
при секретаре судебного заседания Горловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.<адрес>ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску Арощенко В.С. к Администрации Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района <адрес>, Совету Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района <адрес> об изменении территориальной зоны земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Атрощенко В.С. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района <адрес> об изменении территориальной зоны земельного участка. В обоснование заявленных требований указал, что он совместно с ФИО9ФИО3 является собственником жилого дома и земельного участка №, по адресу: <адрес>. Указанный земельный участок был приобретен ДД.ММ.ГГГГ Жилой дом, представляет собой две квартиры, разделенные между двумя собственниками. Жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> всегда находились в зоне под ИЖС. Однако решением Совета Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил землепользования и застройки Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района <адрес>», земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> стал относится к общественно-деловой территориальной зоне, без уведомления заинтересованных лиц, тогда, как <адрес> по указанному адресу осталась в зоне под ИЖС. Не согласившись с данным решением, он обращался письменно в Администрацию Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района <адрес> с разъяснением указанного решения и с требованием перевести земельный участок из общественно-деловой зоны в зону ИЖС. Был получен ответ № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором предлагалось прибыть ДД.ММ.ГГГГ в 14:00 часов на слушание по указанному вопросу, однако слушания в указанный день не состоялись. По настоящее время спорный вопрос не урегулирован. Возникают проблемы в дальнейшем со строительством жилого дома и получении разрешения на строительство в связи с тем, что дом находится в общественно-деловой зоне. Администрация Кормиловского городского поселения своим решением изменила вид территориального зонирования земельного участка, в границах которого находился участок. Тем самым, грубо нарушив его права и законные интересы, которые не позволят ему пользоваться по прямому назначению спорным земельным участком. Жилой дом, находящийся на участке является двухквартирным, половина которого находится в жилой зоне, другая половина в общественно-деловой зоне. Просил обязать Администрацию Кормиловского сельского поселения перевести земельный участок с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес> из общественно-деловой зоны в жилую зону.
Определением Кормиловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ФИО9, ФИО10
Определением Кормиловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен Совет Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района <адрес>.
В судебном заседании истец Атрощенко В.С. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, указанным в иске, пояснив, что он является собственником земельного участка с ДД.ММ.ГГГГ, участок приобретал под ИЖС. В ДД.ММ.ГГГГ он обращался в земельный комитет для уточнения границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>. Кадастровый инженер пояснил ему, что данный земельный участок находится в общественно-деловой зоне. Он обратился в Администрацию Кормиловского городского поселения в ДД.ММ.ГГГГ для разъяснения данного вопроса. Был получен ответ о том, что на основании Решения Совета Кормиловского городского поселения территория земельного участка была изменена. Он обратился с заявлением в Администрацию Кормиловского городского поселения об изменении территориальной зоны земельного участка. Администрация Кормиловского городского поселения уведомила о том, что ДД.ММ.ГГГГ состоятся публичные слушания, где будет рассматриваться вопрос о внесении изменений территориальной зоны земельного участка. Публичные слушания не состоялись. В дальнейшем в Администрацию Кормиловского городского поселения по данному вопросу он не обращался.
Представитель истца Атрощенко В.С. - Петрук Е.В. в судебном заседании исковое заявление поддержал в полном объеме по доводам, указанным в нем, пояснив, что обратились в суд в связи с длительным бездействием Администрации Кормиловского городского поселения. Причины не состоявшихся публичных слушаний не были объяснены. Публичные слушания должны были состояться с участием собственника жилого помещения. Истец не был приглашен на публичные слушания. Нарушения заключаются в том, что два земельных участка, на которых расположен двухквартирный дом, находятся в разных территориальных зонах.
Представитель ответчика Администрации Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района <адрес> Солодовникова И.В. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что одним из оснований для рассмотрения Главой Администрации КГП вопроса о внесении изменений в правила землепользований и застройки является поступление предложений об изменении границ территориальных зон от физических и (или) юридических лиц в инициативном порядке. Данное положение согласно ч.4 ст. 33 ГрК РФ в течение 30 дней подлежит рассмотрению комиссией по подготовке правил землепользования и застройки, которая направляет Главе местной Администрации заключение о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в ПЗЗ или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения. Глава местной Администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям. Согласно ст. 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Из приведенных выше норм следует, что возможность утверждения представительным органом местного самоуправления изменений в ПЗЗ возможно лишь при последовательном соблюдении законом процедур. Вышеуказанный порядок рассмотрения обращения Атрощенко В.С. о внесении изменений в ПЗЗ муниципального образования Кормиловским городским поселением не соблюден. В действиях Администрации КГП прослеживается бездействие. Таким образом, поданное исковое заявление Атрощенко В.С. следует рассматривать не в порядке искового производства, а в порядке административного судопроизводства. В конце ДД.ММ.ГГГГ Атрощенко В.С. было подано заявление в Администрацию КГП об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка. На данное заявление Администрацией КГП не был дан ответ в соответствии с ГрК РФ. Таким образом, бездействие Администрации КГП выразилось в непринятии нормативного правового акта, устанавливающего внесение изменений в градостроительный регламент территориальных зон. Исковое заявление подано Атрощенко В.С. в суд в ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском трехмесячного срока, предусмотренного ст. 219 КАС РФ. С заявлением о восстановлении пропущенного трехмесячного срока Атрощенко В.С. в суд не обращался. В связи с вышеизложенным, просила отказать Атрощенко В.С. в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика Совета Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района <адрес> Журенко Е.Г. в судебном заседании иск не признал, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ избран на должность Председателя Совета и в период его деятельности подобные вопросы на Совет не выносились. Заявление Атрощенко В.С. было адресовано Главе Кормиловского городского поселения и Глава должен был принять какие-либо меры в отношении заявления. Публичные слушания по вопросу «Внесение изменений в Правила землепользования и застройки», назначенные на ДД.ММ.ГГГГ не состоялись, в связи с тем, что никто не пришел.
Третье лицо ФИО9 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Третье лицо ФИО15 (ФИО14) О.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Свидетель Свидетель №1 в судебном заседании пояснил, что первоначально принимается генеральный план поселения, где устанавливаются территориальные зоны, после этого принимаются правила землепользования и застройки (градостроительный регламент), который устанавливает в этих территориальных зонах, что нужно строить, какие виды основные, вспомогательные, условно-разрешенные. В ДД.ММ.ГГГГ были заказаны работы по постановке на кадастровый учет этих территориальных зон. Работы были проведены и они были утверждены Главой Администрации КГП. Зоны были поставлены не правильно. В связи с этим в настоящее время подготавливается проект изменения в правила землепользования и застройки и ДД.ММ.ГГГГ будет представлен проект решения в Совет. Изменения касаются добавления новых видов разрешенного использования в существующие зоны. После того, как изменения будут внесены, собственник может обратиться к ним за изменением вида разрешенного использования, которое ему необходимо. После согласования будет изменен вид разрешенного использования. Они внесут новый вид разрешенного использования ИЖС в основной вид разрешенного использования в этой территориальной зоне, но зона останется общественно-деловой. Истец обращался к ним, специалист Свидетель №2 либо ограничивалась отказом, либо обещанием, что каким-то образом, когда то это будет решено. В настоящее время спорный земельный участок находится в общественно деловой зоне. Произошло это по ошибке той фирмы, которая этим занималась и их ошибки, что эти работы приняли у них. Эти зоны до принятия ими необходимо было координировать с этой фирмой, когда она их ставила на кадастровый учет. Порядок изменения территориальной зоны заключается в том, что истец должен обратиться в Администрацию КГП с заявлением об изменении территориальной зоны. Должно быть, какое то обоснование, почему он это просит. Создается комиссия, заявление рассматривается и выносится решение изменить или не изменить. Когда принимались правила землепользования и застройки, проводились публичные слушания, ген. план прошел публичные слушания, от людей не было возражений, соответственно они были приняты со всеми правилами. Граждан уведомляли через средства массовой информации. Он не знает, возможно ли по земельному законодательству нахождение одного двухквартирного дома в разных зонах. Если их поставили на кадастровый учет и кадастровая палата это приняла, то скорее всего возможно.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Пунктом 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений;В силу ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в п. 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.Согласно ст. 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (ст. 36 названного Кодекса).
В соответствии со статьями 18, 23 Градостроительного кодекса РФ Генеральный план поселений является документом территориального планирования, данным документом установлены функциональные зоны, а именно, определены границы территорий и функциональное назначение.
В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса РФ и ст. 11 Земельного кодекса РФ вопрос установления правил землепользования и застройки поселений отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности. В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков.
Полномочиями по утверждению правил землепользования и застройки ст. 32 Градостроительного кодекса РФ наделяет представительные органы местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 33 настоящего Кодекса предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются в том числе физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки, а также процедура публичных слушаний урегулированы статьей 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Так, согласно частям 5 и 6 указанной нормы решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации; одновременно утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки.
Глава муниципального образования при получении названного проекта принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта (часть 11 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности Атрощенко В.С., ФИО9, ФИО10
Из договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Администрацией Кормиловского муниципального образования (именуемая в дальнейшем «Продавец») и Атрощенко В.С., ФИО9, ФИО10 (именуемые в дальнейшем «Покупатели») следует, что Продавец продал, а Покупатели купили в общую долевую собственность по 1/3 доли каждому земельный участок с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>, в границах плана, прилагаемого к настоящему договору, площадью 782 кв.м., предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства из земель поселений, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно акту передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Кормиловского муниципального образования передала, а Атрощенко В.С., ФИО10, ФИО9 приняли земельный участок, находящийся по адресу: р.<адрес>, №, <адрес>, площадью 782 кв.м.
Из свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок площадью 782 кв.м. с кадастровым номером №, предоставлен под личное подсобное хозяйство, расположен на землях населенных пунктов по адресу: <адрес>, р.<адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности Атрощенко В.С., ФИО9, ФИО10 по 1/3 доли в праве общей собственности.
Согласно информации Администрации Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, Решением Совета Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении правил землепользования и застройки Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района <адрес>», земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес> относится к общественно-деловой территориальной зоне (зона культурно-досуговая и учебно-образовательного назначения).
Из заявления Атрощенко В.С. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он просит Главу Кормиловского городского поселения перевести его квартиру и земельный участок расположенные по адресу: <адрес>, р.<адрес> из общественно-деловой зоны в индивидуально - жилищное строение. В связи с тем, что двухквартирный дом построен в ДД.ММ.ГГГГ, квартира куплена в ДД.ММ.ГГГГ., земельный участок выкуплен в ДД.ММ.ГГГГ. для ведения личного подсобного хозяйства из земель поселений.
Согласно информации Главы Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, публичные слушания по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района назначены на 14-00 часов, ДД.ММ.ГГГГ в здании КДЦ «Дружба», расположенном по адресу: <адрес>, р.<адрес>, где будет рассмотрено внесение изменений в градостроительный регламент правил землепользования и застройки Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района по смене территориальной зоны по земельному участку с кадастровым номером №
Из выписки ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес>, площадью 782 кв.м., вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, принадлежит правообладателям Атрощенко В.С., ФИО9, ФИО10 по 1/3 доли в праве общей долевой собственности.
Согласно выписке ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ№, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес>, площадью 1177+/-24 кв.м., вид разрешенного использования: под личное подсобное хозяйство, принадлежит правообладателям ФИО6, ФИО7 по 1/2 доли в праве общей долевой собственности.
Решением Совета Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила землепользования и застройки Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района.
Решением Совета Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Правила землепользования и застройки Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района.
Решением Совета Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Правила землепользования и застройки Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района.
Согласно кадастровой карте от ДД.ММ.ГГГГ в территориальной зоне культурно-досуговой и учебно-образовательного назначения, 55.ДД.ММ.ГГГГ общественно-деловой зоне расположены земельные участки № в том числе и земельный участок №.
Из статьи 5 Правил землепользования и застройки Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района следует, что регулирование землепользования и застройки на территории городского поселения, осуществляют следующие органы местного самоуправления: Совет Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района <адрес>; Глава Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района; Администрация Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района <адрес>. К полномочиям Совета Кормиловского городского поселения в области регулирования землепользования и застройки относятся: утверждение правил; утверждение изменений в Правила. К полномочиям Главы Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района в области регулирования землепользования и застройки относятся: принятие решения о назначении публичных слушаний по проекту Правил, проекту внесения изменений в Правила, проектам планировки территории и проектам межевания территории. К полномочиям Администрации Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района в области регулирования землепользования и застройки относятся: проверка проекта Правил, проекта внесения изменений в правила на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану Кормиловского городского поселения, схеме территориального планирования Кормиловского муниципального района <адрес>, схеме территориального планирования <адрес>, схемам территориального планирования Российской Федерации.
Правилами землепользования и застройки Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района, утвержденными Решением Совета Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ закреплен порядок внесения изменений в Правила землепользования и застройки (глава 6 правил).
В соответствии с вышеприведенными положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации и Правилами землепользования и застройки Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района, изменение территориальной зоны земельного участка должно производиться путем подачи соответствующих документов в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки Кормиловского городского поселения и с обязательным проведением публичных слушаний в порядке, установленном статьей 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Возможность утверждения представительным органом местного самоуправления изменений в правила землепользования и застройки возможно лишь при последовательном соблюдении предусмотренных законом процедур.
Однако доказательства соблюдения данной процедуры в деле отсутствуют.
При этом суд также учитывает, что изменение территориальной зоны спорного земельного участка находится в исключительной компетенции органа местного самоуправления. В связи с этим, суд не вправе разрешать данный вопрос по существу вместо указанного органа. Возложение на орган местного самоуправления обязанности перевести земельный участок из общественно-деловой зоны в жилую зону, то есть по вопросу, отнесенному к его компетенции, в судебном порядке, противоречит принципу разделения властей.
Иное ведет к возможности одностороннего изменения территориальной зоны земельного участка по усмотрению собственников отдельных земельных участков без соблюдения процедуры такого изменения, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В связи с чем, требования истца не подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, отказ в удовлетворении данных требований не исключает возможность истца при наличии необходимых условий повторно обратиться в указанный орган для рассмотрения вопроса об изменении территориальной зоны земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Атрощенко В.С. к Администрации Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района <адрес>, Совету Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района <адрес> об изменении территориальной зоны земельного участка – отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Кормиловский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Н.В. Материкин
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.