ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-571/20 от 09.10.2020 Электростальского городского суда (Московская область)

Дело № 2-571/2020

Р Е Ш Е Н И Е С У Д А

Именем Российской Федерации

09 октября 2020 года город Электросталь

Электростальский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Астаповой О.С., при секретаре судебного заседания Карповой Е.С., с участием представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО2, представителя ответчика Администрации г.о. Электросталь Московской области по доверенности ФИО3, представителя Комитета имущественных отношений Администрации г.о. Электросталь Московской области по доверенности ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации г.о. Электросталь Московской области, Комитету имущественных отношений Администрации г.о. Электросталь Московской области о признании права собственности на земельный участок,

у с т а н о в и л:

15.01.2020 истец ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации г.о. Электросталь Московской области, Комитету имущественных отношений Администрации г.о. Электросталь Московской области о признании права собственности на земельный участок.

Исковые требования мотивированны тем, что она ФИО1 является членом СНТ «Березка», находящегося по адресу: <адрес>. В пользование истца ФИО1 выделен земельный участок под площадью 569 кв.м., который входит в состав земельного участка, ранее предоставленного СНТ «Берёзка» под коллективное садоводство до вступление в силу Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введение в действие ЗК РФ» и Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». 19.05.2016 земельный участок № 117 в СНТ «Берёзка» поставлен на кадастровый учёт с присвоением кадастрового , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: ведение садоводства. 04.10.2018 за № 19-2490 исх. ФИО1 получено решение об отказе в предоставлении государственной услуги, которым отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, государственная собственность на который не разграничена. Причиной отказа указано, что испрашиваемый земельный участок ограничен в оборотоспособности, так как по заключению Главного управления Архитектуры и градостроительства земельный участок полностью расположен в зоне планируемого развития земель, предназначенных для нужд организации транспорта.

Истец ФИО1 полагает вышеуказанный отказ незаконным, поскольку схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 № 230/8 красные линии в зоне планируемого размещения линейного объекта в соответствии с п. 11 ст. 1 ГрК РФ не установлены. Полагает, что планируемое развитие земель, предназначенных для нужд организации транспорта, в отсутствие установленных, в порядке, предусмотренном законодательством, красных линий на испрашиваемом земельном участке не исключает её право на его бесплатную приватизацию.

С учетом уточнений, ссылаясь на ст.ст. 304, 305 ГК РФ, ст. ст. 60, 64 ЗК РФ просит суд, признать за нею, ФИО1, право собственности на земельный участок в СНТ «Берёзка», расположенный по адресу: <адрес> площадью 569кв.м. кадастровый в соответствии со следующими координатами:

№ точки

Мера линий, м.

Х

Y

1

472190.40

2242948.65

2

19.85

472195.93

2242967.71

3

28.54

472168.24

2242974.61

4

20.02

472162.59

2242955.40

1

28.62

472190.42

2242948.65

Истец ФИО1, извещенная надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, в суд не явилась. Дело рассмотрено с участием её представителя ФИО2, действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности.

В судебном заседании представитель истца ФИО1, ФИО2 исковые требования поддержала, представила письменные пояснения по делу, в которых дополнительно указала, что согласно ответу Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области от 31.07.2020 на участки планируемой автомобильной дороги «Западный обход г. Ногинска» документация по планировке территории не подготовлена и не утверждена. Согласно п. 5 ст. 1, частей 1,11,12 ст. 9, ч. 3 ст. 23 ГрК РФ генеральный план, в состав которого входит схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, является документом долгосрочного планирования, определяющих назначение территорий, в частности посредством установления функциональных зон и отображение планируемого размещения объектов регионального значения. В соответствии с ч. 12 ст. 9 ГрК РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон. Поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой проект планировки территории не утвержден, красные линии в установленном порядке не установлены, таковой не является ограниченным в обороте по смыслу ЗК РФ и ГрК РФ.

Представитель ответчика, Администрации г.о. Электросталь Московской области по доверенности ФИО3 исковые требования не признала, представила суду письменные возражения на иск, в которых указала, что постановлением Правительства М.О. от 25.03.2016 № 230/8 утверждена схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, которой предусмотрено строительство автомобильной дороги регионального значения № 0174 «Западный обход г. Ногинска» по параметрам 1 категории с 6-ю полосами движения, шириной зоны планируемого размещения 400 метров. Данная схема является составной частью Генерального плана развития Московской области. Заключением эксперта по результатам землеустроительной экспертизы по настоящему делу от 23.06.2020 подтверждается, что испрашиваемый в СНТ «Берёзка» вблизи д. Пушкино земельный участок № 117, полностью расположен внутри зоны с особыми условиями, согласно схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области. По смыслу ст. 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному п. 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.

Представитель ответчика Комитета имущественных отношений Администрации г.о. Электросталь Московской области по доверенности ФИО4 исковые требования ФИО1 не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве, в котором указала, что в соответствии с п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность. В соответствии с заключением Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области, испрашиваемый земельный участок в СНТ «Берёзка» ограничен в обротоспособности, так как полностью расположен в зоне планируемого развития земель, предназначенных для нужд организации транспорта согласно Схеме территориального планирования Московской области.

Представители третьих лиц Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, Федерального агентства лесного хозяйства, СНТ «Берёзка» извещенные надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, в суд не явились о причинах неявки суду не сообщили. Федеральное агентство лесного хозяйства представило суду письменные пояснения по делу в которых указало, что испрашиваемый земельный участок не пересекается с землями лесного фонда, интересы РФ в области лесных отношений не затрагиваются.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела решением Исполнительного комитета Московского областного совета народных депутатов от 23.06.1981 № 771/2 «Об отводе земельного участка электро-металлургическому заводу «Электросталь» под коллективное садоводство отведён земельный участок площадью 13,2 га, фактически используемый под коллективное садоводство рабочими и служащими завода из земель кв. 39-41 Ногинского лесничества Ногинского лесхоза. При заводе Электросталь создано СТ «Берёзка» завода Электросталь.

18.06.1986 Электрометаллургическому заводу «Электросталь» был выдан государственный акт А-I № 346414, закрепляющий в бессрочное и бесплатное пользование 13,2 га в границах согласно плану землепользования, для организации коллективного садоводства. 24.12.1996 Администрацией Ногинского района произведена регистрация СНТ «Берёзка», 21.08.2003 в ЕГРЮЛ внесена запись о юридическом лице – СНТ «Берёзка». В период выделения земельного участка действовал ЗК РСФСР 1970 года, который не запрещал предоставление земель лесного фонда под коллективное садоводства (ст. ст. 74,76,13,34 Кодекса).

Из заключения правления СНТ «Берёзка» следует, что ФИО1 является членом СНТ «Берёзка» с 1981 года, и за нею закреплен участок площадью 569 кв.м.. Описание местоположения границ земельного участка соответствует местоположению границ земельного участка, фактически используемого гражданином.

В соответствии со ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъекта РФ.

Согласно п. 4 ст. 11.4 ЗК РФ раздел земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования. Частью 3 ст. 14 Федерального закона РФ от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединениях граждан», предусмотрено, что земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков, в собственность или в аренду без проведения торгов в порядке, установленном ЗК РФ.

Согласно п. 2.7. и 2.8. ст. 3 Федерального закона «О введение в действие ЗК РФ» члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу вышеуказанного закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой создано или организованно указанное объединение; по решению общего собрания членов указанного объединения о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных и муниципальных нужд.

Согласно п. 2 ст. 7 ЗК Ф земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

ФИО1, будучи членом СНТ «Берёзка» с 1981 года обратилась в орган местного самоуправления с заявление о предоставлении в собственность выделенного в её пользование земельного участка под площадью 569 кв.м., входящего в состав земельного участка, ранее предоставленного СНТ «Берёзка» под коллективное садоводство до вступления в силу Федерального закона РФ от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» и Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». По данным ГКН земельный участок поставлен на кадастровый учет 19.05.2016, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования: ведение садоводства

Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 19.01.2017 № 13ВР-44 утвержден временный порядок направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований Московской области в рамках реализации исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений по предоставлению земельных участков. Согласно данному временному порядку при поступлении заявлений граждан об утверждении схемы расположения земельного участка, предварительном согласовании предоставления земельного участка, о предоставлении земельного участка, о заключении договора купли-продажи, безвозмездного пользования орган местного самоуправления муниципального образования Московской области обеспечивает проверку земельного участка на предмет наличия ограничений оборотоспособности, в том числе о нахождении земельного участка в зоне реконструкций автомобильных дорог.

04.10.2018 за № 19-2490 исх. ФИО1 получен отказ Комитета имущественных отношений Администрации г.о. Электросталь Московской области в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка площадью 569 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, поскольку согласно данным Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области испрашиваемый участок ограничен в оборотоспособности, так как полностью расположен в зоне планируемого развития земель, предназначенных для нужд организации транспорта.

Согласно п. 1,3 ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается ЗК РФ. Подпунктом 7 пункта 5 ст. 27 ЗК РФ к числу ограниченных в обороте земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, помимо прочего, отнесены земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального или местного значения.

Согласно п. 3 ч. 5 ст. 39.17 и ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечислены в ст. 39.16 ЗК РФ. В данной статье, в числе прочих, приведены следующие самостоятельные основания для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц: 1) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (п. 6); 2) указанный в заявлении земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования (п. 7); 3) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального, регионального, местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (п. 17).

В силу п. 6 ст. 56 ЗК РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

В силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Подпунктом 2 пункта 2 статьи 7 Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрено, что ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества.

Перечень оснований для внесение сведений об ограничении оборотоспособности объекта недвижимости в ЕГРН установлен пунктом 2 статьи 14 Закона о регистрации недвижимости, в том числе включающий акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (подпункт 1).

Согласно представленным выпискам из ЕГРН в отношении спорного земельного участка в ЕГРН отсутствуют какие-либо сведения об ограничении в обороте испрашиваемого земельного участка в связи с его предназначением для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения согласно Схеме территориального планирования транспортного обслуживания Московской области утверждена постановлением Правительства Московской области от 25 марта 2016 года N 230/8.

Сведения о резервировании для государственных или муниципальных нужд испрашиваемого земельного участка в материалах дела отсутствуют.

Как следует из пункта 11 ст. 1 ГрК РФ существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, обозначаются красными линиями.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что существенное значение для рассмотрения настоящего гражданского дела является установление обстоятельств расположения испрашиваемого спорного земельного участка в границах красных линий и сам факт наличия красных линий с целью установления границ территории общего пользования в пределах испрашиваемого земельного участка.

Определением суда по делу назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено ООО НПП Румб.

Из представленного суду заключения следует, что в связи с тем, что фактическое местоположение границ земельного участка в СНТ «Березка», вблизи д. Пушкино соответствует местоположению границ по сведениям ЕГРН участка с кадастровым , а площадь по сведениям ЕГРН соответствует площади земельного участка в СНТ «Березка», то при установлении границ земельного участка, находящегося в фактическом пользовании у ФИО1 следует исходить из координат характерных поворотных точек границ и площади земельного участка, уже внесенных в сведения ЕГРН. Координаты характерных точек границ земельного участка приведены в экспертном заключении. Земельный участок лесного фонда по сведениям ЕГРН пересечений с границами земельного участка в СНТ «Берёзка» по фактическому пользованию и по сведениям ЕГРН не имеет. Испрашиваемый земельный участок площадью 569 кв.м. находится в границах территории СНТ «Берёзка». Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области утверждена Постановлением Правительства Московской области от 26.12.2017 № 230/8. Координаты границ и оси зоны планируемого размещения автомобильной дороги регионального значения № 0174 «Западный обход г. Ногинска» в Постановлении отсутствуют. В связи с чем, определить координаты зоны с особыми условиями, согласно схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области не представляется возможным. Решением Совета депутатов Ногинского муниципального района от 26.12.2017 № 43/6 утверждены Правила землепользования и застройки территории с.п. Степановское Ногинского муниципального района Московской области, одним из графических приложений является карта границ зон с особыми условиями использования территории. По картам границ ЗОУИТ ПЗЗ с.п. Степановское и генплана с.п. Степановское Московской области усматривается, что земельный участок с кадастровым полностью расположен внутри зоны с особыми условиями, согласно схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области.

Не доверять заключению эксперта и сомневаться в объективности эксперта, предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, оснований у суда не имеется, поскольку при проведении указанной экспертизы, по которому экспертом были соблюдены нормы процессуального права, выводы эксперта соответствуют поставленным вопросам, экспертом приняты во внимание все представленные на экспертизу материалы (гражданское дело) и исследование было проведено полно, объективно, на основе нормативных актов и специальных знаний. Объективность, всесторонность и полнота проведенного экспертного исследования соответствует норме, изложенной в ст. 8 Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», и сомнений у суда не вызывает. Лицами, участвующими в деле о проведении дополнительной или повторной экспертиз не заявлено.

Из ответа Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, следует, что на основании распоряжения Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области от 31.07.2020 № 28РВ-246 ведется подготовка документации по планировке территории для строительства участка автомобильной дороги от пересечения с зоной планируемого размещения автомобильной дороги «Новый выход на МКАД с федеральной автомобильной дороги М-7 «Волга» на участке МКАД – км. 60 (обходы г. Балашиха, Ногинск) Московская область» и ВСМ «Москва-Нижний Новгород Казань» до пересечения с автомобильной дорогой федерального значения М-7 «Волга». На остальные участки планируемой автомобильной дороги «Западный обход г. Ногинска» документация по планировке территории не подготовлена и не утверждена.

Согласно ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования РФ; документы территориального планирования субъектов РФ; документы территориального планирования муниципальных образований.

В соответствии с п. 2 ст. 1 ГрК РФ территориальное планирование – планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

В соответствии с пунктами 10.1 и 11 ст. ГрК РФ автомобильные дороги являются линейными объектами; красными линиями обозначаются существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.

В соответствии с Законом Московской области № 36/2007-ОЗ «О Генеральном плане развития Московской области» Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденная постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 № 230/8 является составной частью Генерального плана развития Московской области как системы нормативных правовых актов Московской области. Согласно Постановлению Правительства Московской области от 25.03.2016 № 230/8 схема является градостроительной основой планируемых стратегических преобразований пространства Московской области и, таким образом, задает рамочные условия развития муниципальных образований Московской области.

Статьей 23 ГрК РФ не предусмотрено обозначение красных линий на документах генерального плана. Проект красных линий утверждается отдельными документами в составе документации по планировке территорий. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме в виде карт (ч. 6 ст. 23 ГрК РФ).

На картографическом материале, утверждаемом в составе генерального плана, отображаются, в том числе автомобильные дороги, границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значение (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов капитального строительства. Реализация документов территориального планирования осуществляется, в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (п. 1 ч. 1 ст. 26 ГрК РФ).

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (части 1,4 ст. 41 ГрК РФ). Основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых помимо прочего отображаются красные линии (подпункт «а» п.1 ч. 3 ст. 42 ГрК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 6 ст. 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются красные линии, утвержденные в составе планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с п. 2 ч.2 данной статьи; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений.

Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения на момент принятия Постановления Правительства Московской области от 25.03.2016 № 230/8, регламентировался Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29.10.2002 № 150 и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ, введенной в действие постановлением Госстроя России от 06.04.1998 № 18-30 «О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 «Инструкция о прядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ», которые применялись в части не противоречащей ГрК РФ.

Из системного толкования приведенных положений ГрК РФ и указанных инструкций, следует, что проект красных линий утверждается отдельными документами (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территории (п. 4 раздела 3.2.1. Инструкции по разработке градостроительной документации, п. 4.4. Инструкции РДС 30-201-98).

Таким образом, как следует из п. 5 ст. 1, частей 1,11,12 ст. 9, ч. 3 ст. 23 ГрК РФ генеральный план является документом долгосрочного планирования, определяющим назначение территорий, в частности посредством установления функциональных зон и отображение планируемого размещения объектов регионального значения.

Согласно части 12 ст. 9 ГрК РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.

По смыслу приведенной нормы, а также ч. 1 ст. 26, ст. 41,43 ГрК РФ положения генерального плана, определяющие принципиальное направление развития территории транспортного обслуживания Московской области, применительно к вопросам строительства, носящим более узкий характер, напрямую не применяется, а реализуется посредством документации по планировке территории, а также принятия решения и совершения действий, указанных в части 1 ст. 26 ГрК РФ.

При этом проект планировки территории, предусматривающий размещение, в частности, объектов регионального значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, на земельных участках, принадлежащих или предоставленных физическим и юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, не действует в части определения границ зон планируемого размещения таких объектов в случае, если в течение шести лет со дня утверждения данного проекта планировки территории не принято решение об изъятии таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ч. 12.6. ст. 45 ГрК РФ). Таким образом, ГрК РФ установлен порядок установления красных линий с даты утверждения проекта планировки территории и его предельные сроки действия.

Исходя из вышеуказанных положений ГрК РФ отображение на картах генерального плана местоположения объектов регионального значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер, и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть само по себе такое отображение не может служить препятствием осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков. Однако границы таких территории прорабатываются при подготовке документации по планировки территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий.

Такое толкование учитывает позицию Конституционного суда РФ, изложенную в определении от 25.02.2016 № 242-О, о недопустимости произвольного установления красных линий, уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта красных линий на основе генеральных планов субъектов РФ и муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий.

Отображение местоположения линейного объекта на картографическом материале схеме территориального планирования транспортного обслуживании МО, являющейся составной частью генерального плана может не совпадать с проектом планировки территории при детальной разработке и установлении красных линий линейного объекта и не является документом устанавливающим красные линии с даты, установления которых вводятся ограничения в отношении земельного участка.

При указанных обстоятельствах и поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой проект планировки территории развития земель, предназначенных для нужд организации транспорта не разработан, красные линии, обозначающие планируемые границы территорий общего пользования и (или) предназначенных для размещения линейного объекта в установленном порядке не установлены, отображение на картах генерального плана местоположения линейного объекта носит общий, планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этим объектом, которые прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, такое отображение по смыслу ЗК РФ и ГрК РФ не может служить препятствием для осуществления прав и законных интересов истца, являющегося правообладателем земельного участка.

Согласно сведениям ГКН испрашиваемый истцом земельный участок , расположенный в границах СНТ «Берёзка», имеет ограничения в использовании объектов недвижимости только на основании Постановления правительства РФ № 160 от 24.02.2009 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», что отраженно в кадастровой паспорте на земельный участок.

Согласно п. 3 ст. 87 ЗК РФ в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться зоны с особыми условиями использования земель. Согласно п. 4 Постановления правительства РФ № 160 от 24.02.2009 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», земельные участки у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются. Таким образом, указанная норма закона не запрещает передачу в собственность земельных участков, расположенных в зоне с особыми условиями использования земель.

С учетом вышеуказанных норм материального права и перечисленных обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований о признании за ФИО1 права собственности на спорный земельный участок в границах, определенных экспертным заключением.

При этом, суд принимает во внимание, что СНТ «Берёзка» было организованно и зарегистрировано до принятия Федерального закона РФ от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединениях граждан», истец является членом СНТ «Берёзка», спорный земельный участок входит в границу отвода СНТ «Берёзка» и истец имеет право на приобретение земельного участка в собственность бесплатно.

Руководствуясь ст. ст. 12, 54, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать право собственности ФИО1 на земельный участок в СНТ «Березка», расположенный по адресу: <адрес> площадью 569 кв.м. кадастровый в соответствии со следующими координатами:

№ точки

Мера линий, м.

Х

Y

1

472190.40

2242948.65

2

19.85

472195.93

2242967.71

3

28.54

472168.24

2242974.61

4

20.02

472162.59

2242955.40

1

28.62

472190.42

2242948.65

Решение суда является основанием для внесения сведений в ЕГРН.

Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Электростальский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья О.С. Астапова

Полный текст решения изготовлен 13 ноября 2020 года.

Судья О.С. Астапова