ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-571/2012 от 25.12.2012 Приволжского районного суда (Ивановская область)

  Дело № 2-571/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 25 декабря 2012 г. гор. Приволжск

Приволжский районный суд Ивановской области

 в составе:

 председательствующего судьи Цветковой М.Л.,

 с участием прокурора Сосниной О.В.,

 представителя администрации Приволжского муниципального района Ивановской области по доверенности ФИО1,

 представителя ответчика ФИО2 по доверенности Пикина А.Е.,

 представителя Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области по доверенности ФИО3,

 представителя ГБУ Ивановской области «Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей заповедник» по доверенности ФИО4,

 при секретаре Головиной Л.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Приволжского района Ивановской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Приволжского муниципального района Ивановской области и ФИО2 о признании выданных разрешений на строительство недействительными и о запрещении производства строительных и иных, связанных с осуществлением строительства, работ на земельном участке, находящемся по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

   Приволжский районный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Приволжского муниципального района Ивановской области о признании разрешений на строительство, выданных ФИО2, от 22 июня 2012 года и от 15 августа 2012 года недействительными и к ФИО2 о запрещении производства строительных и иных, связанных с осуществлением строительства, работ на земельном участке, находящемся по адресу: <адрес>.

 В судебном заседании в обоснование заявленных требований прокурор Соснина О.В. пояснила, что ответчику ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: <адрес>. Кроме того, ответчице на праве собственности принадлежат также жилые <адрес> <адрес>, расположенные на указанном земельном участке. 22 июня 2012 года администрация Приволжского муниципального района Ивановской области выдала ФИО2 разрешение на строительство № RU-37519000-187, которым ответчице разрешена реконструкция <адрес>, а 15 августа 2012 администрацией района выдано разрешение на строительство № RU-37519000-212, которым ФИО2 разрешена реконструкция <адрес>. Прокурорской проверкой установлено, что ФИО2 силами ООО «Шохонский лес» возводит пристройку между домами <адрес> по <адрес>, то есть проводит несанкционированные строительные и иные работы, связанные со строительством, в границах Плесского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Для проведения любых землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в границах Плесского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, в том числе для проведения строительных, ремонтных и иных хозяйственных работ на объектах недвижимости по адресу: <адрес> соответствии с пунктами 8, 9 части 2 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» необходимо согласование проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, и проектов проведения указанных работ; а также необходимо разрешение на производство землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ. Взаимозаменяемость указанных документов не предусмотрена действующим законодательством об объектах культурного наследия. В соответствии с распоряжением Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области от 06.11.2012 № 220 «О согласовании проектов по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)» согласование для проведения строительных, хозяйственных и иных работ на отдельно стоящих объектах по адресу: <адрес> и <адрес> было получено. Однако, разрешение на производство землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ Департаментом не выдавалось. Прокурор считает, что разрешения на строительство от 22.06.2012 года и от 15.08.2012 года администрацией Приволжского муниципального района выданы с нарушением требований статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации и законодательства об охране объектов культурного наследия, поскольку на момент выдачи указанных разрешений ФИО2 не согласовала строительные и иные работы с Департаментом культуры и культурного наследия Ивановской области, а также не получила в Департаменте разрешения на проведение указанных работ, а поэтому имеются основания для признания разрешений на строительство, выданных администрацией Приволжского муниципального района, недействительными. Строительные работы на указанном земельном участке должны быть запрещены до получения разрешения на производство работ в Департаменте культуры и культурного наследия Ивановской области. Прокурор просит: признать недействительным разрешение на строительство №RU-37519000-187 сроком действия до 22 июня 2022 года, выданное 22.06.2012 года администрацией Приволжского муниципального района Ивановской области ФИО2; признать недействительным разрешение на строительство №RU-37519000-212 сроком действия до 15 августа 2022 года, выданное 15.08.2012 года администрацией Приволжского муниципального района Ивановской области ФИО2; запретить ФИО2 производство строительных и иных, связанных с осуществлением строительства, работ на земельном участке, находящемся по адресу: <адрес>, до получения разрешения в Департаменте культуры и культурного наследия Ивановской области на производство землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ.

 Представитель администрации Приволжского муниципального района Ивановской области по доверенности ФИО1 исковые требования не признала и пояснила, что администрация Приволжского муниципального района выдала разрешения на строительство ФИО2 в пределах своей компетенции и в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. В Решении Исполнительного комитета Ивановского областного Совета депутатов трудящихся от 23.12.1974 г. № 835 утверждены проекты зон охраны и регулирования застройки на памятники истории и культуры г.Плеса. В пояснительной записке к проекту зон охраны установлено, что в зоне второго вида регулирования застройки предусматривается на <адрес> строительство лишь одноэтажных коттеджей по древним красным линиям, на месте существующих теперь одноэтажных жилых домов ( по мере того, как они будут становиться ветхими). Таким образом, исходя из характеристики зоны охраны, в которой находится земельный участок <адрес>, ФИО2 может возводить на нем жилые дома в месте расположения старых домов. В соответствии с п.3,4 ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» и Постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 г. № 315 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ» границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в отношении Плесского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника не разработаны. Она считает, что нет оснований признавать выданные администрацией Приволжского муниципального района разрешения на строительство от 22.06.2012 г. и от 15.08.2012 г. недействительными, просит отказать прокурору в удовлетворении иска.

 Представитель ответчика ФИО2 по доверенности адвокат Пикин А.Е. иск не признал и пояснил, что требования прокурором заявлены не в интересах неопределенного круга лиц, а в защиту Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области, который сам может защищать свои права. На проведение земельных работ его доверительнице выдавался ордер, согласование эскизных проектов жилых домов № и № по <адрес> с пристройкой и эскизного проекта самой пристройки ФИО2 получено. Он считает, что никаких дополнительных согласований и разрешений более не требуется, то есть все работы его доверительницей проводятся законно. Он просит в удовлетворении исковых требований отказать.

 Представитель Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области по доверенности ФИО3 исковые требования поддержала, при этом пояснила, что в соответствии с пунктами 8,9 части 2 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» для проведения любых землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в границах Плесского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, в том числе для проведения строительных, ремонтных и иных хозяйственных работ на объектах недвижимости по адресу: <адрес>,<адрес> строений, пристройки между ними необходимо наличие не только согласования проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, и проектов проведения указанных работ, но и разрешения на производство землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ. Взаимозаменяемость указанных документов не предусмотрена действующим законодательством об объектах культурного наследия. Действительно, в соответствии с распоряжениями Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области от 06.11.2012 № 220 и от 26.11.2012 г. № 247 «О согласовании проектов по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)» согласование проектной документации на реконструкцию отдельно стоящих объектов (двух жилых домов) по адресу: <адрес> и <адрес>, а также на пристройку между ними, ФИО2 было получено. Однако, необходимое для получения разрешение на проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ Департаментом не выдавалось.

 Представитель ГБУ Ивановской области «Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» по доверенности ФИО4 считает заявленные исковые требования законными и обоснованными, поскольку действующим законодательством установлена процедура получения разрешения на строительство на территории музея-заповедника и в зонах охраны объектов культурного наследия, а поэтому эта процедура подлежит исполнению. Вместе с тем, в судебном заседании ФИО4 пояснила, что ответчик ФИО2 в Плесском музее-заповеднике согласование оформила. Запроектированные и возводимые ею объекты по своим габаритам, внешнему облику не отличаются от исторически существовавших по адресам <адрес> и <адрес> их строительство не искажает исторического облика города. Существование этих объектов обеспечивает сохранение исторического ритма и масштаба застройки данной части города, требования Решения Малого Совета Ивановского областного Совета № 138 от 11.06.1993г. и Генеральной схемы развития музея-заповедника не нарушены.ройки бъектаминостиво землеустроительных,

 Департамент строительства и архитектуры Ивановской области своего представителя в суд не прислал, о месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом.

 Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

 Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 Город Плес Ивановской области включен в перечень исторических поселений приказом Министерства культуры РФ № 418 и Министерства регионального развития РФ № 339 от 29 июля 2010 года «Об утверждении перечня исторических поселений».

 В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 60 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения в соответствии с настоящим Федеральным законом.

 В целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения градостроительная деятельность в таком поселении подлежит особому регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом, Градостроительным кодексом Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

 Согласно преамбуле, п. 2 ст. 2 Федерального закона от 25.06.2001 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации; государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

 В соответствии с ч.1 ст.33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

 В соответствии с п.п.8, 9 части 2 ст.33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя:

 выдачу в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрешений на проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ;

 согласование в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ и проектов проведения указанных работ.

 Согласно акту проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации и Ивановской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия от 27.02.2011 г. № 164, составленному Департаментом культуры и культурного наследия Ивановской области, установлено, что на земельном участке по адресу: <адрес>, то есть в границах Плесского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника ведутся строительные и иные работы, связанные со строительством, без получения соответствующего разрешения в Департаменте на производство указанных работ. (л.д.15-17)

 В силу ч. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Частью 10 ст. 85 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

 Земельные участки, на которых находятся объекты, не являющиеся памятниками истории и культуры, но расположенные в границах зон охраны памятников истории и культуры, используются в соответствии с градостроительными регламентами, установленными с учетом требований охраны памятников истории и культуры.

 В силу ч. 4 ст. 99 Земельного кодекса РФ, в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия.

 Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

 Статьей 34 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

 Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

 Зоной регулирования застройки и хозяйственной деятельности признается территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.

 Согласно п. 5 ст.63 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», зоны охраны памятников истории и культуры, установленные в соответствии с законодательством РСФСР (Закон РСФСО от 15.12.1978, Постановление Совмина от 16.09.1982 № 865) и законодательством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 26.04.2008 № 315, Земельный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ) вокруг памятников истории и культуры республиканского и местного значения, отнесены соответственно к зонам охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения.

 В соответствии с Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.042008 N 315, на сопряженной с объектом культурного наследия территории может быть установлена одна или несколько зон охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

 Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия: в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

 Решением исполнительного комитета Ивановского областного Совета депутатов трудящихся от 23.12.1974 № 835 был утвержден проект охранных зон и зон регулирования застройки на памятники истории и культуры г.Плеса (протокол № 27), приложением к которому являлся список проектов охранных зон памятников истории и культуры и зон регулирования застройки г.Плеса, согласованных с Министерством культуры РСФСР; составлены и согласованы с Министерством культуры РСФСР и Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры карта-схема проекта охранных зон памятников градостроительного искусства, архитектуры, истории, зон регулирования застройки и охраны ландшафта, на которой отображены территории памятников истории и культуры, перечень и границы всех установленных зон в масштабе 1:5000, и пояснительная записка с обозначением принятых в проекте решений, описанием границ зон охраны и указанием режима использования территории зон охраны в соответствии с конкретными условиями каждой зоны.

 Из вышеназванных документов следует, что <адрес>, где расположены земельный участок с жилыми домами, принадлежащими ФИО2, находится в зоне второго вида регулирования застройки, в которой планировка и застройка 18–19 веков сохранилась частично, и в которой допускается менее строгий режим регулирования застройки.

 Согласно пояснительной записке в зоне второго вида регулирования застройки предусматривается: сохранение участков планировочной структуры города 15-18 веков; сохранение ряда зданий, закрепляющих планировочную структуру города 15–18 веков, создающих историческую среду и ценных в архитектурном отношении; согласованное с органами охраны памятников архитектуры возведение новых зданий; не заслонять новой застройкой склоны холмов, которые составляют значительную часть территории зоны второго вида регулирования застройки; допускать здесь (улицы …, переулок …) строительство лишь одноэтажных коттеджей по древним красным линиям этих улиц и переулков, на месте существующих теперь одноэтажных жилых домов (по мере того, как они будут становиться ветхими). Категорически запретить здесь строительство домов большей высотности и большей плотности, чем существующие.

 Решением Приволжского районного Совета Ивановской области от 06.09.2006 № 58 утвержден проект «Город Плес Приволжского района Ивановской области. Генеральный план». В состав проекта входят Правила землепользования и застройки города Плеса, включающие в себя план города, совмещенный с проектом планировки, с отображением регламентного зонирования территории города.

 Согласно указанным Правилам функциональное зонирование городских территорий направлено, в частности, на охрану и использование особо охраняемых природных территорий, в том числе природных ландшафтов, территорий историко-культурных объектов. Зональные градостроительные регламенты устанавливаются для каждой выделенной функциональной и комплексной территориальной зоны и содержат разрешительные, ограничительные и запретительные условия развития и обустройства ее территории.

 Город Плес разделен на четыре комплексные территориальные зоны (I-IV) с последующим их членением на подзоны (А-Д). В зоне IВ, в которой расположены земельный участок и жилые дома ФИО2, допускается реконструкция существующих домов под жилое назначение с восстановлением исторических фасадов, исключение всякого строительства на горе Левитана, проведение работ по раскрытию церквей на Волгу и реконструкция церкви Святых Петра и Павла, сохранение и благоустройство прибрежной среды.

 Отсутствие указания в зоне IВ на необходимость согласования проектных и строительных работ с музеем-заповедником, о чем указано в зоне 1Б, являющейся центральной исторической зоной, требующей специальных регламентов, учитывающих весь комплекс мер по сохранению культурного наследия, не исключает необходимости согласования и получения разрешения на производство таких работ с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, либо федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

 Согласно пункту 4 статьи 35 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» проектирование и проведение работ по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территорий в отношении объектов культурного наследия федерального значения осуществляются по согласованию с органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным в статьях 9 и 9.1 данного Федерального закона.

 Доводы представителей ответчиков о том, что принадлежащие ФИО2 жилые дома не относятся непосредственно к объектам культурного наследия, суд считает несостоятельными, поскольку в соответствии с действовавшим ранее и действующим в настоящее время законодательством в области охраны памятников истории и культуры, исторические центры, кварталы, площади, улицы, памятные места, культурные слои древних городов и других населенных пунктов, природные и искусственные ландшафты, представляющие особую ценность, могут быть объявлены историко-культурными заповедными территориями.

 В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

 Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:

 памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, построенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее - объекты археологического наследия);

 ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;

 достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.

 Принадлежащие ответчице ФИО2 на праве собственности объекты недвижимости находятся согласно Решению Исполнительного комитета Ивановского областного Совета депутатов трудящихся от 23.12.1974 № 835 в зоне второго вида регулирования застройки, согласно решению Малого Совета Ивановского областного Совета народных депутатов от 11.06.1993 № 138 - на заповедной территории, согласно Генеральному плану г. Плеса от 2006 года - в территориальной зоне IВ, разрешение на землеустроительные и иные строительные работы по которым должны были быть получены в соответствующем органе охраны объектов культурного наследия – Департаменте культуры и культурного наследия Ивановской области.

 Суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика ФИО2 адвоката Пикина А.Е. о том, что требования прокурором заявлены не в интересах неопределенного круга лиц, а в защиту Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области, который сам может защищать свои права, и считает, что прокурор Приволжского района Ивановской области действовал в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, поскольку его заявление направлено на защиту прав и свобод значительного числа граждан, имеет общественное значение, и приходит к выводу, что требования прокурора обоснованные и подлежат удовлетворению.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

 Иск удовлетворить.

 Признать разрешение на строительство № RU-37519000-187 сроком действия до 22 июня 2022 года, выданное 22.06.2012 года администрацией Приволжского муниципального района Ивановской области ФИО2, - недействительным.

 Признать разрешение на строительство № RU-37519000-212 сроком действия до 15 августа 2022 года, выданное 15.08.2012 года администрацией Приволжского муниципального района Ивановской области ФИО2, - недействительным.

 Запретить ФИО2 производство строительных и иных, связанных с осуществлением строительства, работ на земельном участке, находящемся по адресу: <адрес>, до получения в Департаменте культуры и культурного наследия Ивановской области разрешения на производство землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Приволжский районный суд в течение месяца со дня, следующего за днем составления мотивированного решения суда.

Председательствующий: