ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-571/2014 от 22.05.2014 Котельничского районного суда (Кировская область)

 №2-571/2014

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 г.Котельнич Кировской области 22 мая 2014 года

 Котельничский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Перминовой Н.В.,

 с участием помощника Котельничского межрайонного прокурора Ведерниковой Т.В.,

 при секретаре Балдиной С.Н.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Котельничского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Сретенского сельского поселения Котельничского района Кировской области об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции в части не обеспечения проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов,

 У С Т А Н О В И Л:

 Котельничский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Сретенского сельского поселения Котельничского района Кировской области об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции в части не обеспечения проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. В обоснование требований указал, что прокуратурой была произведена проверка исполнения в администрации муниципального образования Сретенского сельского поселения Котельничского района требований законодательства о противодействии коррупции. В ходе данной проверки были установлены существенные нарушения законодательства о противодействии коррупции в части проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. В силу п.2 ст.6 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ одной из мер профилактики коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. Из ст.2 Федерального закона от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» следует, что основным принципом организации антикоррупционной экспертизы является обязательность её проведения. В ходе проведенной проверки было установлено, что администрацией сельского поселения за <...> г. принято <...> нормативных правовых актов. Однако администрацией сельского поселения антикоррупционная экспертиза принятых нормативных актов не проведена. Так в отношении постановлений администрации от <дд.мм.гггг> № <№> от <дд.мм.гггг> №№ <№>, от <дд.мм.гггг> №№<№>, от <дд.мм.гггг> № <№>, от <дд.мм.гггг> № <№>, от <дд.мм.гггг> № <№>, от <дд.мм.гггг> № <№>, от <дд.мм.гггг> № <№>, от <дд.мм.гггг> №№ <№> экспертиза не проведена, заключения отсутствуют. То есть, установленная федеральным законодательством, обязанность проведения антикоррупционной экспертизы, органом местного самоуправления не исполняется, вместе с тем, проведение антикоррупционной экспертизы является обязанностью, а не правом организации, принимающих правовые акты. Отсутствие надлежащей работы по проведению антикоррупционной экспертизы нарушает права и интересы граждан, неопределенного круга лиц, интересы Российской Федерации, муниципального образования, которых проблема коррупции в органах власти затрагивает непосредственным образом. Просит обязать администрацию Сретенского сельского поселения устранить нарушения требований законодательства о противодействии коррупции путем проведения антикоррупционной экспертизы принятых 14 нормативных правовых актов администрации сельского поселения с составлением по результатам экспертизы соответствующих заключений.

 В судебном заседании помощник прокурора уточнил требования, просил обязать администрацию Сретенского сельского поселения устранить нарушения требований законодательства о противодействии коррупции путем проведения антикоррупционной экспертизы принятых <...> нормативных правовых актов администрации сельского поселения, а именно:

 - постановление от <дд.мм.гггг> № <№> «Об утверждении порядка поступления обращения гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг);

 - постановление от <дд.мм.гггг> № <№> «О внесении изменений в Положение о проверке достоверности и полноты сведений предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и лицами, замещающими должности муниципальной службы, и соблюдения ими ограничений, установленных законодательством»;

 - постановление от <дд.мм.гггг> №<№> «О предоставлении лицом, поступающим на должность руководителя муниципального учреждения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

 - постановление от <дд.мм.гггг> № <№> «О разработке и реализации муниципальных целевых программ и порядке проведения оценки их эффективности»;

 - постановление от <дд.мм.гггг> № <№> «Об утверждении положения о муниципальном жилищном контроле на территории сельского поселения»;

 - постановление от <дд.мм.гггг> № <№> «Об утверждении программы развитие муниципальной службы администрации Сретенского сельского поселения на <дд.мм.гггг> г.»;

 - постановление от <дд.мм.гггг> № <№> «О внесении изменений в Положение о предоставлении и опубликовании сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими должности муниципальной службы в администрации Сретенского сельского поселения»;

 - постановление от <дд.мм.гггг> № <№> «О внесении изменений в постановление администрации Сретенского сельского поселения от <дд.мм.гггг> № <№>»;

 - постановление от <дд.мм.гггг> № <№> «Об определении границ прилегающих территорий к некоторым организациям и объектам, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории поселения»;

 - постановление от <дд.мм.гггг> № <№> «Об утверждении административного регламента Сретенского сельского поселения по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения»;

 - постановление от <дд.мм.гггг> № <№> «Об утверждении административного регламента по исполнению муниципальной функции по осуществлению муниципального лесного контроля и надзора в поселении»;

 - постановление от <дд.мм.гггг> № <№> «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле за использованием земель на территории муниципального образования Сретенское сельское поселение»;

 - постановление от <дд.мм.гггг> № <№> «Об утверждении муниципальной программы «Развитие муниципального управления» на <дд.мм.гггг> гг.»;

 - постановление от <дд.мм.гггг> № <№> «Об утверждении муниципальной программы «Развитие культуры в муниципальном образовании Сретенское сельское поселение <адрес>» на <дд.мм.гггг> гг.» с составлением по результатам экспертизы соответствующих заключений.

 Представитель ответчика в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, просил рассмотреть дело.

 Согласно ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика.

 Суд, заслушав помощника прокурора, исследовав представленные материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению.

 В соответствии с пунктом 4 ст. 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор праве обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

 Частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

 Согласно п.2 ст.6 Федерального закона «О противодействии коррупции» одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

 В силу п.1 ст.2 Федерального закона от 17.07.2009г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность её проведения.

 На основании п.4 ст.3 выше названного Федерального закона № 172-ФЗ органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Выявленные коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы (п.п.2 п.1 ст.4 Федерального закона).

 Судом установлено, что в период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции органами местного самоуправления муниципальных образований Котельничского района, в том числе в администрации Сретенского сельского поселения, в ходе которой выявлено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов не проводится, заключения не составляются.

 Так, по <...> постановлениям администрации Сретенского сельского поселения отсутствуют сведения о проведении антикоррупционной экспертизы и заключения.

 В связи с чем, в администрации при оценке проектов нормативных правовых актов антикоррупционная экспертиза не проводилась, заключения о проведении данной экспертизы не составлялись.

 Доказательств исполнения вышеуказанных требований в силу ст.56 ГПК РФ ответчиком не представлено.

 Таким образом, в нарушение указанных требований закона обязанность проведения антикоррупционной экспертизы органом местного самоуправления администрацией Сретенского сельского поселения не исполняется, несмотря на то, что данное требование федерального законодательства является обязанностью организаций, принимающих правовые акты.

 Статьей 3 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлены основные принципы противодействия коррупции. Одним из принципов является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010г. № 96, определены основные коррупциогенные факторы, выявляемые в нормативных актах. Все факторы связаны с ограничением или умалением прав и свобод человека. В связи с чем, бездействием администрации, выразившимся в непроведении антикоррупционной экспертизы и невыявлении в нормативных актах коррупционных признаков, нарушаются права граждан.

 При таких обстоятельствах, суд считает заявленные требования прокурора законными, обоснованными и подлежащим удовлетворению.

 В соответствии с частью 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

 В соответствии со ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.

 При таких обстоятельствах, государственная пошлина взысканию со сторон не подлежит.

 На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 Р Е Ш И Л:

 Исковые требования Котельничского межрайонного прокурора удовлетворить.

 Обязать администрацию муниципального образования Сретенское сельское поселение Котельничского района Кировской области устранить нарушения требований законодательства о противодействии коррупции путем проведения антикоррупционной экспертизы принятых 14 нормативных правовых актов администрации сельского поселения, а именно:

 - постановление от <дд.мм.гггг> № <№> «Об утверждении порядка поступления обращения гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг);

 - постановление от <дд.мм.гггг> № <№> «О внесении изменений в Положение о проверке достоверности и полноты сведений предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и лицами, замещающими должности муниципальной службы, и соблюдения ими ограничений, установленных законодательством»;

 - постановление от <дд.мм.гггг> №<№> «О предоставлении лицом, поступающим на должность руководителя муниципального учреждения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

 - постановление от <дд.мм.гггг> № <№> «О разработке и реализации муниципальных целевых программ и порядке проведения оценки их эффективности»;

 - постановление от <дд.мм.гггг> № <№> «Об утверждении положения о муниципальном жилищном контроле на территории сельского поселения»;

 - постановление от <дд.мм.гггг> № <№> «Об утверждении программы развитие муниципальной службы администрации Сретенского сельского поселения на <дд.мм.гггг> г.»;

 - постановление от <дд.мм.гггг> № <№> «О внесении изменений в Положение о предоставлении и опубликовании сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими должности муниципальной службы в администрации Сретенского сельского поселения»;

 - постановление от <дд.мм.гггг> № <№> «О внесении изменений в постановление администрации Сретенского сельского поселения от <дд.мм.гггг> № <№>»;

 - постановление от <дд.мм.гггг> № <№> «Об определении границ прилегающих территорий к некоторым организациям и объектам, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории поселения»;

 - постановление от <дд.мм.гггг> № <№> «Об утверждении административного регламента Сретенского сельского поселения по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения»;

 - постановление от <дд.мм.гггг> № <№> «Об утверждении административного регламента по исполнению муниципальной функции по осуществлению муниципального лесного контроля и надзора в поселении»;

 - постановление от <дд.мм.гггг> № <№> «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле за использованием земель на территории муниципального образования Сретенское сельское поселение»;

 - постановление от <дд.мм.гггг> № <№> «Об утверждении муниципальной программы «Развитие муниципального управления» на <дд.мм.гггг> гг.»;

 - постановление от <дд.мм.гггг> № <№> «Об утверждении муниципальной программы «Развитие культуры в муниципальном образовании Сретенское сельское поселение Котельничского района Кировской области» на <дд.мм.гггг> гг.» с составлением по результатам экспертизы соответствующих заключений.

 На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено представление в Кировский областной суд через Котельничский районный суд в течение месяца со дня принятия решения.

 Председательствующий

 судья Н.В. Перминова