Гр. дело № 2-7/2017 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 января 2017 года г. Белозерск Вологодской области
Белозерский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Михеева Н.С.,
при секретаре Рулевой Я.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, к акционерному обществу «ххх» о возложении обязанности заключить договор осуществления технологического присоединения к электрическим сетям на условиях потребителя,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 осуществляет строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ей земельном участке с кадастровым номером №:7 по адресу: .... В 2015 году она обратилась с заявлением в ГП ВО «ххх» с заявлением о заключении договора на технологическое присоединение строящегося жилого дома к электрическим сетям. Данным государственным предприятием в адрес ФИО1 был направлен проект договора с приложенными к нему Техническими условиями для присоединения к электрическим сетям. По обращению потребителя, антимонопольной службой в адрес ГП ВО «ххх» 10 декабря 2015 года вынесено предупреждение о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки антимонопольного законодательства. После принятия антимонопольных мер, 29 августа 2016 года реорганизованное путем преобразования из ГП ВО «ххх» в АО «ххх» направило в адрес ФИО1 проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с Техническими условиями, с предложением их подписания. 20 сентября 2016 года ФИО1 направлен протокол разногласий к данному договору и приложению к нему. 19 октября 2016 года главным инженером АО «ххх» в её адрес направлен протокол урегулирования разногласий, в котором организация частично приняла условия договора в редакции заявителя.
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к АО «ххх» о возложении обязанности заключить договор осуществления технологического присоединения к электрическим сетям на предложенных ею условиях. В обоснование иска указала, что изначально на её заявление о заключении договора ответчик сообщил о необходимости предусмотреть установку защитного коммутационного аппарата и установить его на опоре существующей воздушной линии. Ей же было необходимо, чтобы данное устройство было установлено внутри дома, так как на опоре оно находилось бы без присмотра, легко доступно для кражи и не защищено от климатических перепадов. Она не сможет по рабочей занятости организовать регулярное наблюдение за данным аппаратом и осуществлять за ним уход. На её просьбу разместить коммутационный прибор внутри возведенного дома, ответчик ответил отказом. По её жалобе антимонопольная служба привлекла АО «ххх» к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, признав её требования законными. Несмотря на это, ответчик вновь направил в её адрес проект договора и технические условия, которыми предусмотрено размещение распределительного щита на границе земельного участка.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования уточнила. Просит обязать ответчика в п.11.5.2 Технических условий для присоединения к электрическим сетям, которые являются приложением к направленному ей проекту договора №ТП-15/0933 на техническое присоединение к электрическим сетям, указать на размещение прибора расчетного учета электроэнергии внутри строящегося ею жилого дома. В остальном она согласна на заключение направленного ей проекта договора с техническими условиями с учетом протокола разногласий и протокола урегулирования разногласий. Суду пояснила, что антимонопольная служба в своем решении указала, что право выбора места размещения контрольного прибора учета принадлежит потребителю. Размещение контрольного щита на улице не обеспечит его сохранность. Ею было принято решение о целесообразности размещения прибора учета внутри дома, однако в нарушение её прав, ответчик препятствует этому.
Представитель ответчика АО «ххх» ФИО2 исковые требования не признала. Суду пояснила, что после вынесения в их адрес предупреждения о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки антимонопольного законодательства, ими в адрес ФИО1 был направлен проект договора на техническое присоединение строящегося дома к электрическим сетям, а также Технические условия присоединения, которые полностью соответствуют требованиям законодательства. Техническими условиями предусмотрена установка прибора расчетного учета электроэнергии на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики, то есть в данном случае на границе земельного участка заявителя. Вместе с тем, данном пунктом технических условий также определено, что при отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики, прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его присоединения. В связи со сложившейся спорной ситуацией, в адрес истца ответчиком было направлено предложение о подготовке проекта по выполнению мероприятий, в котором предусмотреть точку присоединения по соглашению сторон. Также разъяснено, что в данном проекте необходимо обосновать размещение прибора именно внутри жилого дома, указав на невозможность его размещения на границе балансовой принадлежности. Однако потребитель ответил, что у нее отсутствуют техусловия, разрешающие установку прибора учета внутри дома.
Представитель третьего лица ОАО «ххх» ФИО3 оставляет разрешение иска на усмотрение суда. Дополнительно суду пояснил, что в настоящее время договор энергоснабжения с ФИО1 не заключен. Установка прибора учета производится на основании технических условий по согласованию потребителя и АО «ххх». Данный вопрос в компетенцию энергоснабжающей организации не входит.
Суд, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворения исковых требований ФИО1 по следующим основаниям.
Судом установлено, что истец на принадлежащем ей земельном участке осуществляет строительство одноэтажного жилого дома по адресу: .... По её заявлению ответчиком в её адрес направлен проект договора ТП-15/0933 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с приложением Технических условий для присоединения к электрическим сетям.
Протоколом разногласий ФИО1 к данному договору, а также протоколом урегулирования разногласий АО «Вологдаоблэнерго», согласованы условия самого договора.
В своем иске ФИО1 поставлен вопрос о незаконности п.11.5.2 Технических условий для присоединения к электрическим сетям, которым установлено, что прибор расчетного учета электроэнергетики следует установить на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя и АО «ххх». При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя и АО «ххх» прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. Истец полагает, что место размещения прибора учета должна определять она, как потребитель и просит обязать ответчика согласовать его размещение внутри строящегося ею жилого дома.
Разрешая данный спор, суд учитывает следующее.
Как следует из ч.9 ст.11 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетическую эффективности и о внесении изменении в отдельные законодательные акты РФ» собственники зданий и помещений обязаны обеспечивать оснащение их приборами учета используемых энергетический ресурсов в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
В соответствии с п.1 ст 13 указанного Федерального закона, если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.
Согласно п. 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442), приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта. Как следует из п.2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861), "граница балансовой принадлежности" - линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок;
В соответствии с п. 150 приведенных Основных положений, если собственник не принимает меры к установке нового прибора учета и не согласует с сетевой организацией дату и время допуска сотрудников сетевой организации в соответствии с установленной процедурой, то сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документов, с приглашением собственника.
Пунктом 16.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года №861, предусмотрено разграничение балансовой и эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и владельцем энергопринимающего устройства по границам участка владельца энергопринимающего устройства, под которыми понимаются границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном праве энергопринимающие устройства.
Таким образом, суд находит оспариваемые истцом положения п.11.5.2 Технических условий приложенных к договору №ТП-15/0933 для присоединения к электрическим сетям полностью соответствующим требованиям законодательства, так как он фактически дублирует требования, изложенные в ст.144 Основных положений. Техническими условиями не определено конкретное место размещения прибора учета, а лишь обозначены возможные места его размещения: на границе балансовой принадлежности либо при отсутствии для этого технической возможности – в месте максимально приближенном к границе балансовой принадлежности. Таким образом, Технические условия не содержат запрета на размещение прибора учета, в том числе, и внутри жилого дома, но при условии отсутствия технической возможности его размещения на границе земельного участка либо в ином максимально приближенном к границе месте. Об этом указано представителем ответчика в письме заявителю ФИО1 от 5 декабря 2016 года. Вопрос о конкретном месте размещения прибора учета решается потребителем при подготовке проекта.
В соответствии с п.153 приведенных Основных положений, собственник энергопринимающих устройств, в отношении которых установлен прибор учета, обязан получить допуск прибора учета в эксплуатацию, для чего он должен направить письменную заявку в адрес либо гарантирующего поставщика, либо сетевой организации. В заявке должны быть указаны: реквизиты заявителя; место нахождения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, допуск в эксплуатацию которого планируется осуществить; номер договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договора оказания услуг по передаче электрической энергии (если такой договор заключен указанным собственником); предлагаемые дата и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, которая не может быть ранее 5 рабочих дней и позднее 15 рабочих дней со дня направления заявки; контактные данные, включая номер телефона; метрологические характеристики прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), в том числе класс точности, тип прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии).
Пунктом 154 Основных положений предусмотрено, что в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежит место установки прибора учета. Если будет установлено, что прибор учета установлен не на границе балансовой принадлежности объектов, то в допуске прибора учета к эксплуатации отказывается с указанием причин отказа. В иных местах прибор учета может быть установлен только в случаях (Раздел X Основных положений) отсутствия технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики смежных субъектов розничного рынка. В данном случае прибор учета может устанавливаться в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. По правилам допуск прибора учета в эксплуатацию осуществляется только с участием сетевой организации, которая вправе отказать в допуске прибора учета в эксплуатацию, если место установки прибора учета находится за границами балансовой принадлежности объектов потребителя и сетевой организации.
Как следует из п. 148 Основных положений, сетевая организация вправе отказать в согласовании мест установки, схемы подключения и метрологических характеристик приборов учета или иных компонентов измерительных комплексов и систем учета только в следующих случаях:
отсутствие технической возможности осуществления установки системы учета или прибора учета в отношении указанных в запросе энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации;
несоответствие предложенных собственником в запросе мест установки, схем подключения и (или) метрологических характеристик приборов учета требованиям законодательства Российской Федерации.
При этом сетевая организация обязана указать в своем отказе предложения о местах установки прибора учета, схемах подключения прибора учета и иных компонентов измерительных комплексов и систем учета, при соблюдении которых установка будет возможна, а также о метрологических характеристиках приборов учета, возможных к установке (замене) в отношении указанных в запросе энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, к акционерному обществу «Вологодская областная энергетическая компания» о возложении обязанности внести изменения в п.11.5.2 Технических условий для присоединения к электрическим сетям в редакции от 8 августа 2016 года (приложение к проекту договора №ТП-15/0933), и определить местом размещения прибора расчетного учета электроэнергии - в помещении строящегося ею жилого дома, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Белозерский районный суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения в окончательном виде.
Мотивированное решение в окончательном виде изготовлено 23 января 2017 года.
Судья Н.С. Михеев