Дело № 2-571/2022 73RS0001-01-2021-012725-90 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17 февраля 2022 года г. Ульяновск Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе: судьи Анциферовой Н.Л., при секретаре Евстигнеевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации г.Ульяновска, Управлению по делам молодежи администрации г.Ульяновска об обязании восстановить в списке семей-участников мероприятия по обеспечению жильем ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации г.Ульяновска, Управлению по делам молодежи администрации г.Ульяновска об обязании восстановить в списке семей-участников мероприятия по обеспечению жильем ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Исковые требования мотивировала тем, что она вместе с 5 несовершеннолетними детьми состоит в списке семей-участников мероприятия по обеспечению жильем ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» со 02.09.2019. В конце 2021 года должна была войти в список семей-претендентов на получение социальной выплаты на 2022 год. Однако 13.12.2021 получила уведомление об исключении ее семьи из списка семей-участников мероприятия в соответствии с п. 12 постановления Правительства Ульяновской области от 03.03.2020 №84-П в связи с обнаружением ранее реализованного права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета либо средств областного бюджета Ульяновской области и (или) бюджетов муниципальных образований. Под ранее реализованным правом, видимо, администрация имеет в виду получения социальной выплаты в размере 1 000 000 руб. на приобретение жилого помещения в связи с рождением 4 и последующих детей. С такой позицией ответчика не согласна. Социальной выплатой она воспользовалась в 2017 году, а на очередь в качестве участника мероприятия встала в 2019 году. При постановке на учет все документы были тщательно изучены комиссией, и никакие несоответствия семьи критериям тогда не нашли. Не нашлись причины для исключения и в 2020 году при ежегодном пересмотре актуальности нуждаемости семей. Постановление Правительства Ульяновской области от 03.03.2020 № 84-П распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2020. Ее жилищная ситуация не менялась с 02.09.2019. Они с семьей в шесть человек проживают в однокомнатной квартире в доме 1959 года постройки с деревянными покрытиями и имеют частный дом, признанный непригодным для проживания. В квартире балкон признан аварийным и подлежит демонтажу. Просит обязать администрацию г.Ульяновска восстановить семью в списке семей-участников мероприятия по обеспечению жильем ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», под номером, соответствующем первоначальной дате подаче заявления на включение семьи в список семей участников. В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что встала в очередь в список семей-участников мероприятия по обеспечению жилым помещением в 2019 году. При жизни супруга был приобретен жилой дом в <адрес>. После смерти супруга, она не проживала в доме. Дом разобрали, он не пригоден к проживанию. На данный момент она проживает с пятью детьми в однокомнатной квартире по <адрес>. Социальную выплату в размере 1 000 000 руб. получала, на данные денежные средства в 2016 году был приобретен жилой дом в <адрес>. Квартиру по адресу: <адрес>, приобрела на материнский капитал. Денежная выплата в размере 1 000 000 руб. выдавалось на четырех детей. Она признана малоимущей, у нее маленькая площадь для проживания с детьми, все проживают в одной комнате. Она хотела получить выплату и обменять на трехкомнатную квартиру. В судебном заседании представитель истца ФИО2 исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Пояснил, что факт получения социальной выплаты в размере 1 000 000 руб. истец не оспаривает. Когда истец подавала заявление ответчику, то прикладывала копию договора купли-продажи жилого помещения, в котором было указано, что источником приобретения является социальная выплата. Истец не скрывал данный факт. Истица встала на очередь с 02.09.2019. ФИО1 может воспользоваться данной выплатой один раз, но данные выплаты разные. Представитель ответчика администрации г.Ульяновска ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещалась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя. Из письменного отзыва следует, что семья ФИО1 признана участницей Программы решением комиссии по предоставлению молодым семьям социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома от 21.11.2019 года № 41-ПР. В ходе проверки документов, являющихся основанием для социальной выплаты, установлено, что ранее семья ФИО1 в соответствии с Законом Ульяновской области от 02.11.2011 № 180-30 «О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области» получила единовременную выплату из областного бюджета Ульяновской области, за счёт которой было приобретено жилое помещение. Несмотря на это, семья ФИО1 без достаточных на то оснований вновь обратились в муниципальные органы власти с заявлением о выделении бюджетных средств для улучшения жилищных условий, что противоречит действующим нормативным актам. В соответствии с пунктом 12 постановления Правительства Ульяновской области от 03.03.2020 № 84-П основанием для исключения семей из списка участников Программы является ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счёт средств федерального бюджета либо средств областного бюджета Ульяновской области и (или) бюджетов муниципальных образований. В связи с установлением факта получения ранее социальной выплаты из средств областного бюджета Ульяновской области, решением комиссии по предоставлению молодым семьям социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома от 10.12.2021 № 59-ПР, принято решение об исключении семьи ФИО1 из списка участников Программы на основании абзаца 9 пункта 12 постановления Правительства Ульяновской области от 03.03.2020 № 84-п «Об утверждении порядка формирования списка молодых семей и порядков предоставления социальных выплат и дополнительных социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилых помещений. Сведений о получении социальной выплаты или иной форм государственной поддержки за счёт средств федерального бюджета либо средств областного бюджета Ульяновской области и (или) бюджетов муниципальных образований при оформлении документов на включение семьи ФИО1 в Программу не поступало. Просит отказать в удовлетворении исковых требований семьи ФИО1 как несоответствующей нормам действующего законодательства и условий программы. Представитель третьего лица Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области ФИО4 в судебное заседание не явилась, извещалась. Из письменного отзыва следует, что Министерство в соответствии с положением о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области осуществляет координацию на территории Ульяновской области основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». В соответствии с п. 24 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования формирование списков молодых семей-участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, осуществляется органом местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому и предоставляются эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Пунктом 22 Правил установлены основания для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятия ведомственной целевой программы, в том числе ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала. Данная норма не отменена и действовала на момент признания ФИО1 участником мероприятия ведомственной целевой программы в 2019. В настоящее время на территории Ульяновской области Порядок формирования органом местного самоуправления Списка в планируемом году, и форма этого списка на территории Ульяновской области определяются постановлением Правительства Ульяновской области от 03.03.2020 № 84-П «Об утверждении порядка формирования списка молодых семей и порядков предоставления социальных выплат и дополнительных социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилых помещений. Учитывая, что ФИО1 воспользовалась социальной выплатой в размере 1 000 000 руб. на приобретение жилого помещения в связи с рождением 4 ребенка, что заявителем подтверждается в исковом заявлении, несмотря на то, что ФИО1 стала участником мероприятий ведомственной целевой программы в 2019 при данных обстоятельствах ФИО1 правомерно исключена из списка участников молодых семей. Представитель третьего лица Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области ФИО5 в судебное заседание не явилась, извещалась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя. Из письменного отзыва следует, что в соответствии с Законом Ульяновской области от 02.11.2011 №180-30 «О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области», статьёй 8.1 которого определено, что мера социальной поддержки в форме единовременной денежной выплаты на оплату приобретаемого жилого помещения или погашение ипотечного кредита (займа) в размере стоимости жилого помещения или размере долга по ипотечному кредиту (займу), но не более 1 000 000 руб., предоставляется семьям при рождении четвёртого или последующих детей. Указанная мера социальной поддержки предоставляется один раз при условии, если по состоянию на день обращения за её получением семья, в которой родился четвёртый или последующий ребёнок, соответствует совокупности следующих требований: оба родителя детей, являющихся членами указанной семьи, состоят между собой в браке, заключенном в органах записи актов гражданского состояния; хотя бы один из родителей детей, являющихся членами указанной семьи, имеет постоянный источник дохода; хотя бы один из родителей детей, являющихся членами указанной семьи, состоит на учёте в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; ребёнок, в связи с рождением которого возникло право на данную меру социальной поддержки, находится в живых. ФИО1 обращалась в Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области (правопреемником которого по данному вопросу в настоящее время является Министерство) за выдачей ей свидетельства о предоставлении единовременной денежной выплаты на оплату приобретаемого жилого помещения или погашение ипотечного кредита (займа) при рождении четвертого ребенка или последующих детей. По результатам рассмотрения заявления ФИО1 ей было выдано соответствующее свидетельство за №406 от 25.01.2016. Согласно Распоряжению Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области от 23.06.2016 №586-р «О перечислении денежных средств» ФИО1 являлась получателем денежных средств в размере 1 000 000 руб. в соответствии с Законом Ульяновской области от 02.11.2011 №180-30 «О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области», постановлением Правительства Ульяновской области от 19.08.2013 №368-11 «О мерах по реализации Закона Ульяновской области «О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области». Данные денежные средства были направлены на покупку жилого дома и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Основанием для исключения из списка семей, имеющих право на участие в программе «Обеспечение жильем молодых семей» является ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счёт средств федерального бюджета либо средств областного бюджета Ульяновской области и (или) бюджетов муниципальных образований. Поскольку семья ФИО1 ранее получила за счет средств областного бюджета социальную выплату на приобретение жилья, то исключение их администрацией из участников программы является правомерным. Просила в удовлетворении исковых требований отказать. Выслушав истца, его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Статья 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) устанавливает осуществление правосудия по гражданским делам на основе состязательности и равноправия сторон. В силу принципа состязательности стороны, другие участвующие в деле лица, если они желают добиться для себя либо лиц, в защиту прав которых предъявлен иск, наиболее благоприятного решения, обязаны сообщить суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, указать или представить суду доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные предусмотренные законом процессуальные действия, направленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте. В развитие данного принципа гражданского судопроизводства статья 56 ГПК РФ возлагает на каждую сторону обязанность доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Из материалов дела следует, что истец ФИО1 признана участницей Программы решением комиссии по предоставлению молодым семьям социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома на основании протокола от 21.11.2019 года № 41-ПР. 10.12.2021 протоколом № 59-ПР заседания комиссии администрации г.Ульяновска ФИО1 (6 человек в семье) исключена из списка участников Программы. ФИО1 с указанным отказом не согласна. При рассмотрении заявленных требований суд руководствуется нормами Законом Ульяновской области от 02.11.2011 № 180-30 «О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области», Порядком, утвержденным постановлением правительства Ульяновской области № 84-П от 03.03.2020. Согласно ст. 8.1 Законом Ульяновской области от 02.11.2011 № 180-30 «О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области» мера социальной поддержки в форме единовременной денежной выплаты на оплату приобретаемого жилого помещения или погашение ипотечного кредита (займа) в размере стоимости жилого помещения или размере долга по ипотечному кредиту (займу), но не более 1000 000 руб., предоставляется семьям при рождении четвёртого или последующих детей. Указанная мера социальной поддержки предоставляется один раз при условии, если по состоянию на день обращения за её получением семья, в которой родился четвёртый или последующий ребёнок, соответствует совокупности следующих требований: - оба родителя детей, являющихся членами указанной семьи, состоят между собой в браке, заключенном в органах записи актов гражданского состояния; - хотя бы один из родителей детей, являющихся членами указанной семьи, имеет постоянный источник дохода; - хотя бы один из родителей детей, являющихся членами указанной семьи, состоит на учёте в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; - ребёнок, в связи с рождением которого возникло право на данную меру социальной поддержки, находится в живых. ФИО1 обращалась в Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области (правопреемником которого по данному вопросу в настоящее время является Министерство) за выдачей ей свидетельства о предоставлении единовременной денежной выплаты на оплату приобретаемого жилого помещения или погашение ипотечного кредита (займа) при рождении четвертого ребенка или последующих детей. По результатам рассмотрения заявления ФИО1 ей было выдано свидетельство №406 от 25.01.2016. Согласно Распоряжению Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области от 23.06.2016 №586-р «О перечислении денежных средств» ФИО1 являлась получателем денежных средств в размере 1000 000 руб. в соответствии с Законом Ульяновской области от 02.11.2011 №180-30 «О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области», постановлением Правительства Ульяновской области от 19.08.2013 №368-11 «О мерах по реализации Закона Ульяновской области «О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области». Данные денежные средства были направлены на покупку жилого дома и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Постановлением Правительства Ульяновской области от 3 марта 2020 г. N 84-П утвержден Порядок формирования органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области списка молодых семей - участников мероприятия по предоставлению социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилых помещений. Настоящий Порядок регламентирует формирование органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области (далее - органы местного самоуправления, муниципальные образования соответственно) списка молодых семей - участников мероприятий государственной программы Ульяновской области «Развитие строительства и архитектуры в Ульяновской области», утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 14.11.2019 N 26/583-П «Развитие строительства и архитектуры в Ульяновской области» и муниципальных программ по обеспечению жильем молодых семей, предусматривающих мероприятия по предоставлению социальных выплат молодым семьям, проживающим на территории Ульяновской области, на приобретение жилого помещения или строительство жилого объекта индивидуального жилищного строительства на территории Ульяновской области. В соответствии с п. 24 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования формирование списков молодых семей-участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, осуществляется органом местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому и предоставляются эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Согласно п. 12 Правил основаниями для исключения молодой семьи из списка являются: - выявление недостоверных сведений, содержащихся в представленных документах; - достижение одним из супругов (родителем в неполной семье) возраста 36 лет до принятия Министерством решения о включении молодой семьи - участника Программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году;- - расторжение брака в молодых семьях, не имеющих детей; - отзыв согласия на обработку персональных данных; - письменное заявление членов молодой семьи об исключении из списка; - непредставление документов после включения семьи в список претендентов в указанный срок без уведомления органа местного самоуправления, включившего семью в список участников Программы; - получение свидетельства на право получения социальной выплаты (далее - свидетельство); - ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета либо средств областного бюджета Ульяновской области и (или) бюджетов муниципальных образований. В десятидневный срок с момента принятия решения об исключении молодой семьи из списка орган местного самоуправления направляет в Министерство заявку о внесении соответствующих изменений в список. После исключения из списка молодая семья может быть повторно признана участником Программы в соответствии с настоящим Порядком. Таким образом, ФИО1 обосновано признана участником мероприятия ведомственной целевой программы в 2019. На момент признания семьи ФИО1 участником мероприятия ведомственной целевой программы формирование органами местного самоуправления муниципальных районо и городских округов Ульяновской области списка молодых семей – участников мероприятия «Предоставление социальных выплат молодым семьям» определялся Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 № 37/412-П «Об утверждении государственной программы Ульяновской области «Развитие строительства и архитектуры в Ульяновской области» на 2014-2021 (утратил силу в связи с изданием постановления Правительства Ульяновской области от 15.01.2020 № 8-П «О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов (положений нормативных правовых актов) Правительства Ульяновской области»). Доводы искового заявления о том, что была включена в список в 2019 году, а постановление № 84-П действует с 01.01.2021, а также, что данные выплаты являются разными, являются несостоятельными и основаны на неверном толковании правовых норм. Порядок, утвержденным постановлением правительства Ульяновской области №84-П от 03.03.2020, содержит аналогичные нормы и основания для исключения молодой семьи из списка, что и ранее действующий Порядок, утвержденный постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 № 37/412-П. Учитывая, что ФИО1 воспользовалась социальной выплатой в размере 1 000 000 руб. на приобретение жилого помещения в связи с рождением 4 ребенка, что заявителем не оспаривается, при данных обстоятельствах ФИО1 правомерно исключена из списка участников молодых семей. Исходя из приведенных выше правовых норм, учитывая изложенные обстоятельства, установленные на основании совокупности исследованных судом доказательств, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения требования ФИО1 восстановить семью в списке семей-участников мероприятия по обеспечению жильем ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жилье и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», под номером, соответствующем первоначальной дате подаче заявления на включение семьи в список семей участников. В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств. При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств. На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований ФИО1 ФИО9 к администрации г.Ульяновска, Управлению по делам молодежи администрации г.Ульяновска об обязании восстановить в списке семей-участников мероприятия по обеспечению жильем ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме. Судья Н.Л.Анциферова Решение в окончательной форме изготовлено 25.02.2022. |