ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-571/22 от 06.05.2022 Миллеровского районного суда (Ростовская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 мая 2022 г. сл. Кашары

Миллеровский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Олейник В.Б.,

при секретаре Савиной С.Н.,

с участием помощника прокурора Кашарского района Сбродова А.И., представителя ответчика Джигир Ж.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-571/22 по исковому заявлению прокурора Кашарского района к администрации Верхнемакеевского сельского поселения о признании имущества бесхозным и обязании поставить на учет бесхозное имущество,-

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кашарского района обратился в суд к администрации Верхнемакеевского сельского поселения о признании имущества бесхозным и обязании поставить на учет бесхозное имущество, с учетом уточнений обосновав требования тем, что прокуратурой Кашарского района Ростовской области во исполнение указания Генерального прокурора РФ от 19.03.2020 № 175/7, а так же указания прокуратуры Ростовской области от 18.05.2011 № 66/7, 02.12.2021 года проведена проверка соблюдения законодательства по распоряжению государственным и муниципальным имуществом на территории Верхнемакеевского сельского поселения Кашарского района Ростовской области и безопасности дорожного движения. Установлено, что автомобильная дорога, проходящая по <адрес> (протяженностью 515 м) сл. <адрес>, расположенная на территории муниципального образования «Верхнемакеевское сельское поселение» Кашарского района не поставлена на кадастровый учёт и не поставлена на учёт в качестве бесхозяйной.

Исходя из утверждённого генерального плана МО «Верхнемакеевское сельское поселение» Кашарского района (Решение Собрания депутатов Кашарского района № 78 от 16.09.2021) указанная улица располагается на территории сл. Верхнемакеевка.

Вместе с тем, в отношении указанной автомобильной дороги никакие регистрационные действия не проводились, и она является бесхозной, что подтверждается объяснениями главы администрации сельского поселения.

Данный участок дороги является автомобильной дорогой общего пользования местного значения и имеет общественную значимость. По указанной дороге осуществляется движения автомобильного транспорта, в том числе проживающих в близлежащих индивидуальных жилых домах, расположенных по <адрес>, а также осуществляется подъезд к водохранилищу на реке Ольховая.

Указанные обстоятельства не позволяют в полной мере реализовать полномочия владельца дорог при осуществлении дорожной деятельности, не обеспечивают соблюдение установленного порядка использования полос отвода автомобильных дорог местного значения, не позволяют осуществлять учёт дорог, в том числе в части обязательного присвоения идентификационного номера дороги, что негативно сказывается на обеспечении безопасности дорожного движения и решения вопросов местного значения. Кроме этого, данное обстоятельство не обеспечивает надлежащую охрану жизни и здоровья граждан, защиту их прав и законных интересов, защиту интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Отсутствие постановки автомобильных дорог на учёт в качестве бесхозяйных свидетельствует о ненадлежащем исполнении законодательства о транспортной безопасности в области дорожной деятельности и автомобильного транспорта и создает повышенную опасность для населения и окружающей среды. Просит иск удовлетворить.

В судебном заседании прокурор уточненные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании уточненные требования признала.

Третье лицо, уведомленное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилось, причины неявки не сообщило, не ходатайствовало об отложении слушания дела. Дело рассмотрено в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав стороны, рассмотрев предоставленные суду доказательства, суд считает возможным удовлетворить исковые требования исходя из следующего.

Установлено, что прокуратурой Кашарского района Ростовской области во исполнение указания Генерального прокурора РФ от 19.03.2020 № 175/7, а так же указания прокуратуры Ростовской области от 18.05.2011 № 66/7, 02.12.2021 года проведена проверка соблюдения законодательства по распоряжению государственным и муниципальным имуществом на территории Верхнемакеевского сельского поселения Кашарского района Ростовской области и безопасности дорожного движения. Установлено, что автомобильная дорога, проходящая по <адрес> (протяженностью 515 м) сл. <адрес>, расположенная на территории муниципального образования «Верхнемакеевское сельское поселение» Кашарского района не поставлена на кадастровый учёт и не поставлена на учёт в качестве бесхозяйной.

Исходя из утверждённого генерального плана МО «Верхнемакеевское сельское поселение» Кашарского района (Решение Собрания депутатов Кашарского района № 78 от 16.09.2021) указанная улица располагается на территории сл. Верхнемакеевка.

Вместе с тем, в отношении указанной автомобильной дороги никакие регистрационные действия не проводились, и она является бесхозной.

Данная дорога является автомобильной дорогой общего пользования местного значения и имеет общественную значимость. По указанным дорогам осуществляется движения автомобильного транспорта, в том числе проживающих в близлежащих индивидуальных жилых домах, расположенных по ул. <адрес>, а также осуществляется подъезд водохранилищу на реке Ольховая.

Указанные обстоятельства не позволяют в полной мере реализовать полномочия владельца дорог при осуществлении дорожной деятельности, не обеспечивают соблюдение установленного порядка использования полос отвода автомобильных дорог местного значения, не позволяют осуществлять учёт дорог, в том числе в части обязательного присвоения идентификационного номера дороги, что негативно сказывается на обеспечении безопасности дорожного движения и решения вопросов местного значения. Кроме этого, данное обстоятельство не обеспечивает надлежащую охрану жизни и здоровья граждан, защиту их прав и законных интересов, защиту интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Статьей 130 Конституции Российской Федерации установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

К вопросам местного значения, как определено пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозного.

В силу требований ч.1 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.

Как установлено ч.1 ст.6 Федерального закона №257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

Согласно ч.10 ст.6 Федерального закона №257-ФЗ к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

В силу пункта 7 статьи 3 Федерального закона №257-ФЗ под владельцем автомобильных дорог понимаются исполнительные органы государственной власти, местная администрация, физические, юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством РФ. Статьями 17, 18 Федерального закона №257-ФЗ предусматривается обязанность владельца, по оценке технического состояния автомобильных дорог и проведения их ремонта.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения.

Абзацем 2 пункта 3 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённого приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, установлено, что в случае, если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

Изложенное позволяет суду прийти к выводу об удовлетворении иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд,-

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Кашарского района к администрации Верхнемакеевского сельского поселения об обязании поставить на кадастровый учет земельный участок для размещения автомобильной дороги, - удовлетворить.

Обязать администрацию Верхнемакеевского сельского поселения Кашарского района Ростовской области в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда поставить на кадастровый учет земельный участок для размещения автомобильной дороги и её конструктивных элементов по <адрес> (протяженностью 515 м) сл. <адрес>. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Миллеровский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 06.05.2022.

Председательствующий судья В.Б. Олейник