РЕШЕНИЕ (ЗАОЧНОЕ)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 августа 2015 года город Казань
Ново-Савиновский районный суд г.Казани в составе:
председательствующего судьи Р.С. Муллагулова
при секретаре судебного заседания В.В. Зариповой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Исполнительному комитету муниципального образования ... ..., МКУ «Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования ... ...» о признании незаконным отказ в исключении из числа служебных жилых помещений ... ..., признании записи в ордере №-- от --.--.---- г. о присвоении статуса служебной квартиры ошибочной, снятие статуса служебного жилого помещения с ... ... и признании права собственности в порядке приватизации
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования ... ..., МКУ «Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования ... ...» о признании незаконным отказ в исключении из числа служебных помещений ... ..., признании записи в ордере №-- от --.--.---- г. о присвоении статуса служебной ошибочной, снятие статуса служебной и признании права собственности в порядке приватизации. В обоснование иска истец указал, что с --.--.---- г. по --.--.---- г. истец работал в ---»). В --- году на основании ордера от --.--.---- г. №-- серия --- истцу и его семье из 3-х человек была предоставлена служебная квартира по адресу: ---, как очереднику ---. В указанной квартире с --.--.---- г. зарегистрирован только истец, он несет бремя содержания указанной квартиры, своевременно и надлежащим образом оплачивает коммунальные и иные платежи. --.--.---- г. между истцом и Жилищно-территориальным отделением «---» заключен договор найма жилого помещения. Истец в приватизации не участвовал, приватизированного жилья в собственности он не имеет, свое право на участие в приватизации не использовал, что подтверждается справкой МУП «Дирекция муниципальных жилищных программ» ... ... от --.--.---- г. №--. Истец обратился к ответчику МКУ «Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования ... ...» с заявлением о снятии статуса служебного жилого помещения с вышеуказанной квартиры, однако письмом от --.--.---- г. №-- истцу было отказано в связи с тем, что он обеспечен общей площадью на одного человека более учетной нормы. С отказом истец не согласен, т.к. согласно постановлению ИКМО ... ... от --.--.---- г. №--, подлежат исключению из числа служебных помещений граждан, проработавших на предприятиях, предоставивших им служебное жилье, или в данной отрасли не менее 10 лет. На основании изложенного истец просит признать незаконным отказ в исключении из числа служебных помещений ... ..., признать запись в ордере №-- от --.--.---- г. о присвоении статуса служебной ошибочной, снять статус служебной и признать право собственности в порядке приватизации на ... ....
В судебном заседании истец и его представитель поддержали исковые требования, просили их удовлетворить.
Ответчики явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщили.
Представитель третьего лица --- в судебном заседании пояснил, что после передачи квартиры с баланса организации в муниципальную собственность, документы не сохранились, в том числе сведений о сохранении статуса служебной квартиры.
Согласно частям 1 и 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
В силу части 1 статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований статей 167 и 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.
Учитывая, что ответчики надлежащим образом судом извещалась о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представители не явились, не сообщили об уважительных причинах неявки и не просили об отложении рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Выслушав пояснения истца, представителей истца, третьего лица и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 года N 1541-1 приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество). Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В силу положений статьи 11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.
В соответствии со статьей 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения. Тем самым, запрет на приватизацию служебных жилых помещений не является абсолютным, однако для граждан возможность осуществить приватизацию на основании данной правовой нормы связана с дополнительными по своему характеру условиями и ставится в зависимость от субъективного усмотрения собственника (владельца) жилья.
Согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 ноября 1998 года N 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», вводящих ограничения права на приватизацию жилых помещений, государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить гражданам возможность его реализации, гарантируя при передаче имущества в собственность соблюдение принципов и норм, закрепленных Конституцией Российской Федерации; ограничение прав и свобод гражданина и человека путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 14 декабря 1999 года N 229-О, суды, не ограничиваясь лишь формальным подтверждением целевого назначения жилого помещения, должны проверять факты, обосновывающие в каждом случае распространение на него особого правового режима, исходя из практики и перспектив целевого использования данного помещения, включения его в соответствующую производственную и социальную инфраструктуру и т.п. Без исследования таких обстоятельств не может быть обеспечена реальная, гарантируемая статьей 46 Конституции Российской Федерации судебная защита прав граждан, в том числе права на приватизацию жилого помещения.
В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно 102 ЖК РФ переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения.
В силу ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.
Статьей 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Согласно Жилищного кодекса РСФСР (п. 6 ч. 1 ст. 108), действовавшего в период предоставления истцу спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 ЖК РСФСР, не могут быть выселены: лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
В судебном заседании установлено, что в ... ... году на основании ордера от --.--.---- г. №-- серия --- истцу и его семье из 3-х человек была предоставлена служебная квартира по адресу: --- как очереднику ---».
Из трудовой книжки ФИО1 видно, что --.--.---- г. принят на работу слесарем – --- в ---», --.--.---- г. переведен монтажником санитарно-технических систем и ---. --.--.---- г. ---» преобразовано в Казанское ---». --.--.---- г. ФИО1 уволен по собственному желанию, ФИО1 проработал более 10 лет.
Как следует из материалов дела, истец проработал на предприятии, предоставившем ему спорное жилое помещение, более десяти лет, в связи с чем не может быть выселен из него без предоставления другого жилого помещения.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Кроме того, материалы дела не содержат доказательств того, что спорное жилое помещение было зарегистрировано в установленном законом порядке в качестве специализированного жилого помещения. Согласно письму заместителя руководителя Исполнительного комитета муниципального образования ... ... от --.--.---- г. №-- реестр муниципального специализированного жилищного фонда (реестр служебных жилых помещений) не существует.
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Таким образом, после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в установленном законом порядке.
Доказательств, подтверждающих, что спорное жилое помещение в установленном законом порядке было включено в число служебных, ответчиками не представлено.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что ФИО1 не может быть выселен из спорного жилого помещения, поскольку оно предоставлено ему на законных основаниях в период действия Жилищного кодекса РСФСР, выселен из него он не может быть без предоставления другого жилого помещения, после увольнения истца с ---», с --.--.---- г. г., спорное жилое помещение не используется по назначению, следовательно, оно используется по договору социального найма, а истец в настоящее время фактически исполняет обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Кроме того, --.--.---- г. между истцом и Жилищно-территориальным отделением «---» был заключен договор найма жилого помещения, что также подтверждает, что спорное жилое помещение не используется по назначению. В связи с чем истец имеет право на его приватизацию, поскольку ранее в приватизации он не участвовал, что подтверждается справкой МУП ... ... «Дирекция муниципальных программ».
Факты, обосновывающие в данном конкретном случае распространение на спорное жилое помещение особого правового режима, исходя из фактически сложившейся практики его использования и перспектив целевого использования данного жилого помещения, ответчиком не представлены и судом не установлены.
При таких обстоятельствах исковые требования ФИО1 о признании права собственности в порядке приватизации подлежат удовлетворению.
Требование о признании незаконным отказ Управления жилищной политики Исполнительного комитета от --.--.---- г. №-- об исключении из служебных жилых помещений ... ... и снятии статуса служебного жилого помещения, подлежат отклонению, поскольку с учетом ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301, договора найма жилого помещения --.--.---- г. г., отсутствием реестра служебных жилых помещений и фактически сложившихся правоотношений, ... ... служебным не является, а следовательно, отсутствуют основания для исключения из категории служебных жилых помещений.
Требования истца о признании записи в ордере №-- от --.--.---- г. о присвоении статуса служебной квартиры ошибочной, подлежит отклонению, поскольку ст. 12 ГК РФ не предусмотрен указанный способ защиты гражданских прав, а также тем, что в судебном заседании было установлено, что ... ... предоставлялось истцу с характером его трудовых отношений с ---».
При этом, учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что вопрос о приватизации жилья должен рассматриваться и разрешаться Исполнительным комитетом муниципального образования ... ..., к ведению которого отнесены вопросы передачи жилых помещений в собственность граждан.
Таким образом, учитывая, что в судебном заседании установлено отсутствие установленных законом запретов или ограничений в приватизации жилого помещения, занимаемого истцом, суд находит исковые требования в части признания права собственности на квартиру законными и обоснованными, при этом, учитывая отсутствие указанных ограничений на приватизацию жилого помещения, суд находит возможным в порядке восстановления нарушенного права на приватизацию, признать за истцом право собственности на занимаемое жилое помещение, подлежащее приватизации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 к Исполнительному комитету муниципального образования ... ..., МКУ «Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования ... ...» о признании незаконным отказ в исключении из числа служебных жилых помещений ... ..., признании записи в ордере №-- от --.--.---- г. о присвоении статуса служебной квартиры ошибочной, снятие статуса служебного жилого помещения с ... ... и признании права собственности в порядке приватизации – удовлетворить частично.
Признать право собственности ФИО1 в на жилое помещение - ... ... в порядке бесплатной приватизации жилья.
В остальной части иска отказать.
С мотивированным решением, лица участвующие в деле вправе ознакомиться с --.--.---- г.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд РТ через Ново-Савиновский районный суд ... ... в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья