Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 ноября 2016 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Мишиной Т.В.,
при секретаре ФИО8,
с участием старшего помощника прокурора Центрального района г. Калининграда ФИО9
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к УФСИН России по Калининградской области, ФКУ < ИЗЪЯТО > УФСИН России по Калининградской области, о признании увольнения незаконным, восстановлении на службе, взыскании заработка за время вынужденного прогула,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что он проходил службу в органах внутренних дел в должности начальника отряда отдела по воспитательной работе с осужденными ФКУ «Лечебное исправительное учреждение №» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Калининградской области» (далее - ФКУ < ИЗЪЯТО > УФСИН). Приказом ВрИО начальника УФСИН России по Калининградской области от < Дата >№ он был уволен со службы в связи с утратой доверия, по пункту «б» статьи 38.2 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с непредставлением сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги и несовершеннолетних детей. Полагает указанный приказ незаконным, нарушающим его права. Согласно сведениям из докладной записки ФИО10 от < Дата >, рассмотренной на заседании комиссии УФСИН России по Калининградской области по соблюдению требований к служебному предназначению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов от < Дата >, в апреле 2016 года он допустил нарушение сроков подачи справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги и несовершеннолетних детей. В то же время, с учетом особенностей, установленных статьей 38.3 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, проверка информации об обнаружении признаков нарушения, которое ему было вменено, должна была проводиться в соответствии с Инструкцией об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системе, утвержденной ФИО3 директора ФИО4№ от < Дата > (далее – Инструкция). Полагает, что такой порядок проверки соблюден не был, из-за чего объективной оценки не получили предусмотренные абзацем 4 статьи 38.3 Положения и подлежащие учету при принятии решения (рекомендации) о применении взыскания: обстоятельства, послужившие причиной пропуска срока на подачу сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, характер нарушения и его тяжесть; соблюдение им других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов; исполнение им иных обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения им своих должностных обязанностей. Также не были установлены в полном объеме обстоятельства, предусмотренные п.п. 6 и 12 Инструкции об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, объяснения от должностных лиц были получены с нарушением Инструкции, нарушены требования раздела V Инструкции. Считает, что тем самым при принятии решения о применении к нему оспариваемого взыскания были нарушены его права, предусмотренные абзацами 6 – 8 ст. 38.3 Положения, пунктом 14 Инструкции. Все перечисленные нарушения не были предметом изучения на заседании комиссии УФСИН России по Калининградской области по соблюдению требований к служебному предназначению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов от < Дата >. Кроме того, указывает, что в период с < Дата > по < Дата > он находился в служебной командировке по направлению УФСИН по Калининградской области за пределами Калининградской области на профессиональной переподготовке в ДПО «Санкт-Петербургский институт повышения квалификации работников ФСИН». Он подавал сведения о своих доходах за отчетный период в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы ФИО7< Дата >. В период нахождения в командировке, < Дата > он предоставил сотруднику кадрового органа ФКУ < ИЗЪЯТО >ФИО5 по Калининградской области сведения о своих доходах, а также о доходах его супруги и несовершеннолетних детей, и предупредил сотрудника, что сведения о доходах его супруги могут быть подлежащими уточнению. < Дата > он представил уточненные сведения о доходах его супруги и несовершеннолетних детей, направив их отдельным файлом по электронным средствам связи в адрес сотрудника ФКУ < ИЗЪЯТО > УФСИН для передачи их в кадровый орган. < Дата > после возвращения к месту службы в Калининградскую область из служебной командировки, он вновь подал в кадровый орган уточненные сведения о доходах супруги уже на бумажном носителе. Проверка всех указанных обстоятельств производилась с многочисленными нарушениями Положения об осуществлении проверки. Решение комиссии рекомендовать применить к нему оспариваемое взыскание было принято без учета Рекомендаций по заполнению справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего ФСИН России о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей федерального государственного служащего ФСИН России. Полагает, что в сложившихся условиях прохождения службы он предпринял возможные меры по представлению сведений о своих доходах, о доходах его супруги и несовершеннолетних детей, от предоставления этих сведений он не уклонялся, ранее подобных случаев не допускал, умысла на непредставление сведений о доходах его супруги и несовершеннолетних детей у него не было, по службе характеризуется с положительной стороны. Задержка в предоставлении уточненных сведений о доходах его супруги и несовершеннолетних детей произошла по уважительным причинам, а рекомендованное комиссией к применению к нему взыскание само по себе является чрезвычайно суровым, не соответствующим характеру и обстоятельствам произошедшего. Просит признать решение комиссии УФСИН России по Калининградской области по соблюдению требований к служебному предназначению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов в части применения к нему рекомендуемой меры наказания в виде увольнения из уголовно-исполнительной системы не соответствующим обстоятельствам пропуска срока на подачу справок о доходах супруги и несовершеннолетних детей, принятым без учета требований абзаца 4 статьи 38.3 Положения о службе в органах внутренних дел и в этой части обязать комиссию его отменить, признать незаконным и подлежащим отмене приказ ВрИО начальника УФСИН России по Калининградской области от < Дата >№-лс об увольнении его из уголовно-исполнительной системы в связи с утратой доверия по п. «б» статьи 38.2 Положения о службе в органах внутренних дел.
В последующем истец уточнил исковые требования, просит суд признать решение комиссии УФСИН России по Калининградской области по соблюдению требований к служебному предназначению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов в части применения к нему рекомендуемой меры наказания в виде увольнения из уголовно-исполнительной системы не соответствующим обстоятельствам пропуска срока на подачу справок о доходах супруги и несовершеннолетних детей, принятым без учета требований абзаца 4 статьи 38.3 Положения о службе в органах внутренних дел и в этой части обязать комиссию его отменить, признать незаконным и подлежащим отмене приказ ВрИО начальника УФСИН России по Калининградской области от < Дата >№-лс об увольнении его из уголовно-исполнительной системы в связи с утратой доверия по п. «б» статьи 38.2 Положения о службе в органах внутренних дел, а также восстановить его на работе в прежней должности, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула.
В судебном заседании ФИО1 и его представитель по устному заявлению ФИО11 исковые требования поддержали по изложенным в иске обстоятельствам.
Представитель УФСИН России по Калининградской области по доверенности ФИО12 против удовлетворения иска возражала, пояснив, что истец по состоянию на < Дата >, то есть конец отчетного периода, замещал должность, входящую в Перечень должностей федеральной государственной службы в уголовно-исполнительной системе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный ФИО3ФИО4ФИО7 от < Дата >№. Подпунктом «б» пункта 3 Положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от < Дата >№ установлено, что данные сведения предоставляются ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Привлечение государственных служащих к дисциплинарной ответственности в связи с совершением коррупционных проступков регламентировано Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», другими нормативными правовыми актами, устанавливающими правовое положение (статус) государственных служащих, а также основания и порядок применения к ним мер дисциплинарной ответственности. Неисполнение обязанностей и запретов, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», является коррупционным правонарушением, влекущим увольнение. В соответствии со статьей 38.2 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-1, в случае не предоставления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на свою супругу (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений сотрудник подлежит увольнению в связи с утратой доверия. Взыскания, предусмотренные статьями 38.1 и 38.2 Положения, применяются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего органа внутренних дел по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся и комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии. 23.06.2016 комиссией УФСИН России по Калининградской области по соблюдению требований к служебному поведению было рекомендовано начальнику УФСИН уволить истца по пункту «б» статьи 38.2 Положения о службе, что отражено в протоколе заседания комиссии № №. В соответствии с пунктом 25 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» Минтруду России поручено оказывать федеральным государственным органам, государственным внебюджетным фондам, иным организациям, созданным на основании федеральных законов, консультативную и методическую помощь в реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации о противодействии коррупции. Согласно позиции Министерства труда и социальной защиты РФ, изложенной в письме от 13.02.2015 N №, законодательством РФ не предусматривается освобождение служащего (работника) от исполнения обязанности представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в том числе в период нахождения его в отпуске (ежегодный оплачиваемый отпуск, отпуск без сохранения денежного содержания, отпуск по уходу за ребенком и другие предусмотренные законодательством отпуска), в период временной нетрудоспособности или иной период неисполнения должностных обязанностей. При невозможности представить сведения лично служащему (работнику) рекомендуется направить их в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию по почте. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ФКУ < ИЗЪЯТО > УФСИН России по Калининградской области по доверенности ФИО13 дала пояснения, аналогичные пояснениям представителя УФСИН России по Калининградской области.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО1< Дата > был принят на службу в уголовно-исполнительной системе на должность помощника оперативного дежурного дежурной части отдела безопасности ФКУ < ИЗЪЯТО > УФСИН России по Калининградской области, что подтверждается контрактом № от < Дата >.
С < Дата >ФИО1 состоял в должности начальника отряда отдела по воспитательной работе с осужденными ФКУ < ИЗЪЯТО > УФСИН России по Калининградской области.
Приказом УФСИН России по Калининградской области от < Дата >№-лс ФИО1 уволен из уголовно-исполнительной системы в связи с утратой доверия, по пункту «б» ст. 38.2 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от < Дата >№, (непредставление сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей).
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 21.07.1998 N 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 N 4202-1, распространяется на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что на < Дата >ФИО1 замещал должность, входящую в Перечень должностей федеральной государственной службы в уголовно-исполнительной системе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее – Сведения о доходах), утвержденный приказом ФСИН России от < Дата >№.
Согласно докладной записке начальника инспекции по личному составу и противодействию коррупции УФСИН России по Калининградской области ФИО10 от < Дата >, по окончании установленного подпунктом «б» пункта 3 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от < Дата >№, срока представления сведений о доходах (< Дата >) выявлено, что капитан внутренней службы ФИО1 не представил Сведения о доходах за 2015 год. По результатам проверки подтвержден факт неисполнения ФИО1 обязанности, установленной статьей 8 Федерального закона от < Дата > № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в части представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год.
Из протокола заседания комиссии УФСИН России по Калининградской области по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов от < Дата >№ следует, что ФИО1 не соблюдал требования к служебному поведению, в связи с чем начальнику УФСИН России по Калининградской области рекомендовано уволить государственного служащего в связи с утратой доверия по пункту «б» ст. 38.2 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от < Дата >№ (непредставление сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей).
Из пояснений истца ФИО1 следует, что в период времени с < Дата > по < Дата > он проходил обучение в Санкт-Петербургском ИПКР ФСИН России, < Дата > он передал справку о доходах капитану внутренней службы ФИО14, инструктору группы по боевой и специальной подготовке отдела кадров и работы с личным составом ФКУ < ИЗЪЯТО > УФСИН. ФИО14 указала на допущенные ошибки в справке и ФИО1 принял решение, уточнив сведения, подать ее позже. < Дата > отправил файл справку по электронной почте.
Допрошенная в ходе судебного заседания свидетель ФИО14 пояснила, что ФИО1< Дата > представил в отдел кадров ФКУ < ИЗЪЯТО > УФСИН сведения о доходах в электронном виде (на флэш-носителе), так как не знал данные на супругу. ФИО19. сообщил о своем намерении прислать сведения по электронной почте. В последующем, сведения о доходах ФИО1 в распечатанном и подписанном виде не представил.
Допрошенная свидетель ФИО15, пояснила, что в конце апреля 2016 года на адрес своей электронной почты получила файл от ФИО1, но он не открылся.
Свидетель ФИО10 пояснил, что является начальником инспекции по личному составу и противодействию коррупции УФСИН России по Калининградской области. По факту непредставления в срок до < Дата >ФИО1 сведений о доходах за 2015 год была проведена проверка, в ходе которой были установлены нарушения со стороны истца требований Федерального закона «О противодействии коррупции».
Свидетель ФИО16 пояснила, что является начальником отдела кадров ФКУ < ИЗЪЯТО > УФСИН России по Калининградской области, в период времени с < Дата > по < Дата > находилась в очередном отпуске. Справки о доходах за 2015 год были предоставлены ФИО1 с нарушением установленного срока, а именно < Дата >. Порядок предоставления указанных справок истцу был хорошо известен.
Согласно пунктам 1 и 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» сведения о доходах обязаны предоставлять представителю нанимателя граждане, претендующие на замещение должностей государственной службы включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также лица, замещающие указанные должности.
Вопросы, связанные с порядком и формой представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими Сведений о доходах, регулируются Положением о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утверждённым Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 559.
Подпунктом «б» пункта 3 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 559, установлено, что данные сведения предоставляются ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
В целях противодействия коррупции Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установил для лиц, замещающих должности государственной и муниципальной службы, ряд запретов и обязанностей, в том числе, обязанность представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (пункт 1 и 4 части 1 статьи 8).
Неисполнение данных обязанностей и запретов является коррупционным правонарушением, влекущим увольнение (ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
В соответствии со статьей 38.2 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-1, в случае не предоставления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на свою супругу (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений сотрудник подлежит увольнению в связи с утратой доверия.
Как установлено выше ФИО1 в нарушение приведенных выше норм права не представил работодателю в установленный срок Сведения о доходах, что им в ходе судебного заседания не оспаривалось. Из пояснений истца следует, что данные сведения им были представлены только < Дата >. Допущенное ФИО1 нарушение является основанием к увольнению с замещаемой должности (ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ст. 38.2 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-1), в связи с чем доводы истца и его представителя о суровости примененного ответчиком к истцу взыскания являются необоснованными.
Порядок увольнения истца с замещаемой должности ответчиком не нарушен.
Согласно ст. 38.3 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 № 4202-1, взыскания, предусмотренные статьями 38.1 и 38.2 настоящего Положения, применяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Взыскания, предусмотренные статьями 38.1 и 38.2 настоящего Положения, применяются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего органа внутренних дел по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), - и на основании рекомендации указанной комиссии.
При применении взысканий, предусмотренных статьями 38.1 и 38.2 настоящего Положения, учитываются характер совершенного сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение сотрудником органов внутренних дел других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения сотрудником органов внутренних дел своих должностных обязанностей.
Взыскания, предусмотренные статьями 38.1 и 38.2 настоящего Положения, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссией). При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.
Из материалов дела следует, что взыскание в виде увольнения применено к истцу на основании рекомендации комиссии УФСИН России по Калининградской области по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и регулированию конфликта интересов (протокол № от < Дата >). На заседании комиссии присутствовал ФИО1, который давал пояснения по поводу совершенного им коррупционного правонарушения, ранее – < Дата >, ФИО1 также дал письменные пояснения. Дисциплинарное взыскание применено в течение месяца со дня поступления информации о совершении сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, т.е. с < Дата > – день поступления докладной записки начальника инспекции по личному составу и противодействию коррупции УФСИН России по Калининградской области ФИО10 о не представлении ФИО1 Сведений о доходах.
При изложенных выше обстоятельствах, с учетом приведенных норм права, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение 01 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, т.е. с < Дата >.
Судья Т.В. Мишина