ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5724/15 от 20.07.2016 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2- 874/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 июля 2016 года

Свердловский районный суд города Костромы в составе:

председательствующего судьи Теселкиной Н.В.

при секретаре Приказчиковой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кавтыревой И.В., действующей в интересах недееспособной Пак А.А, к муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице администрации города Костромы, Костромской области в лице администрации Костромской области, департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области о предоставлении жилого помещения вне очереди с учетом дополнительной площади,

установила:

Кавтырева И.В., действующая в интересах недееспособной Пак А.А.и несовершеннолетнего Пак Е.Н., <дата> обратилась в суд с иском к администрации города Костромы обязать предоставить вне очереди Пак А.А. с членом семьи Пак Е.Н., 19.06.2012 года рождения по договору социального найма жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям городского округа город Кострома, отвечающее установленным требованиям санитарных правил и норм, требованиям пожарной безопасности, находящееся в черте городского округа г.Кострома в порядке, предусмотренном п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ с учетом права на дополнительную жилую площадь. Иск мотивирован тем, что Пак А.А. является инвалидом с детства, ей установлена 2 группа инвалидности, что подтверждается справкой психиатрического БМСЭ от <дата>. Решением ленинского районного суда города Костромы от <дата> Пак А.А. была признана недееспособной и Кавтырева И.В была назначена ее опекуном. <дата> Пак А.А. родила сына Е. так как Пак А.А. не могла в должной мере исполнять свои родительские обязанности над пак Е.Н. была установлена опека и она(истец) назначена опекуном. Пак А.А. вместе с сыном Пак Е..Н. зарегистрирована по месту жительства по адресу:. <адрес> До 2015 года одно койко - место в комнате пустовало и она(опекун) проживала вместе с опекаемыми. В 2015 году из мест лишения свободы освободилась соседка по комнате, в связи с чем опекаемые проживают вместе с ней в квартире по <адрес> в двухкомнатной квартире занимаемой ее (опекуна) семьей. Пак А.А. и ее сын признаны малоимущими и приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма. пак А,А. страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание в одной квартире. Ответчик жилое помещение не предоставляет Пак А.А. Пак А.А., как инвалид имеет право на дополнительную жилую площадь.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: департамент по труду и социальной защите населения Костромской области(ранее- департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области), администрация Костромской области, истец уточнила исковые требования и просила суд обязать надлежащего ответчика предоставить Пак А.А, вне очереди жилое помещение из муниципального жилищного фонда по договору социального найма в границах города Костромы благоустроенное, отвечающее установленным требованиям, на состав семьи 1 человек в соответствии с нормой предоставления и с учетом права на дополнительную жилую площадь. исковые требования в отношении Пак Е.Н. не поддержала и просила их не рассматривать.

В судебном заседании Кавтырева И.В., действующая в интересах недееспособной Пак А.А исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске, суду пояснила, что Пак А.А. является инвалидом детства, она является опекуном Пак А.А. Пак А.А. живет в общежитии, проживание по месту ее(Кавтыревой ) Пак А.А. невозможно. Раньше она (опекун) проживала с Пак А.А.в общежитии, но потом вышла из колонии ее соседка. Соседка пьет. Пак А.А. говорит, что убьет соседку, так как она ей мешает.

Ответчик муниципальное образование городской округ город Кострома в лице администрации города Костромы надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направил.

В предыдущем судебном заседании представитель ответчика Мальцева И.В. исковые не признала, подтвердила доводы. изложенные в письменном отзыве в суд, суду пояснила, что от Пак А.А было заявление о постановке ее на учет нуждающихся, как малоимущая, в качестве обоснования иска представила сведении о том, что у нее площадь менее учетной нормы. Требования о предоставлении дополнительной жилой площади не относятся к расходным обязательствам муниципального образования. Эти обязательства делегированы федеральным законом субъектам Федерации. Надлежащим ответчикам по данным требованиям является Костромская область.

Представитель Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области(ранее- департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области) Терентьев В.М. исковые требования не признал.

Представитель администрации Костромской области Поройкова С.В. исковые требования не признала.

Представитель третьего лица ОГБУЗ «Костромская областная психиатрическая больница» Дадина Г.В. ( врач психиатр, заведующая оргметодическим отделом ОГБУЗ «Костромская областная психиатрическая больница») исковые требвоания суду пояснила, что код заболевания ... Код заболевания у Пак А.А. определен исходя из медицинских документов. ...... Таким гражданам лучше проживать отдельно, и для них самих и для окружающих. Пак А.А. стоит на учете, вылечить ее нельзя.

Третьи лица: Комитет социальной защиты населения. опеки и попечительства по городскому округу город Кострома, председатель врачебной комиссии Л.П.Грустливая извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, своего представителя суд не направили.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, медицинские документы в отношении Пак А.А. суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище, и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.

В соответствии с п.2 и п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

В соответствии с ч. 2 ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

В соответствии со ст. 17 ФЗ от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.

Частью 3 ст. 57 ЖК РФ установлено, что гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

Как установлено судом, Пак А.А. зарегистрирована и проживает в жилом помещении в общежитии расположенном по адресу: <адрес>. Постановлением администрации города Костромы от <дата> жилой дом по указанному адресу исключен из числа общежитий. Согласно п.3 постановления комната <адрес> подлежит использованию под общежитие.

Занимаемая ею комната <адрес> имеет площадь 10,5 кв.м., площадь помещений вспомогательного характера 0.6 кв.м. (шкафы). Факт проживания Пак А.А. в данном жилом помещении подтверждается актом проверки условий жизни совершеннолетнего недееспособного гражданина от <дата>, оформленного Комитетом соцзащиты.

Пак А.А. является инвалидом детства, ей установлена 2 группа инвалидности бессрочно, переосвидетельствованию она не подлежит, является нетрудоспособной, что подтверждается справкой МСЭ , выданной <дата>.

Решением Ленинского районного суда <адрес> от <дата> Пак А.А. признана недееспособной. Постановлением администрации <адрес> от <дата> над недееспособной Пак А.А. установлена опека, опекуном назначена Кавтырева И.В., которой выдано соответствующее удостоверение.

Пак А.А. зарегистрирована и проживает по месту жительства(койко-место) : <адрес><дата>. В данном жилом помещении также были зарегистрированы по месту жительства: Щеголева Л.С. с <дата> года(койко –место) и Пак Е.Н.(<дата>) <дата>(койко м- место).

Постановлением администрации города Костромы от <дата> Пак А.А., Пак Е.Н. признаны малоимущими, приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях

Согласно справке диспансерного отделения ОГБУЗ «Костромская областная психиатрическая больница» «О праве на получение жилья» от <дата> Пак А.А. на основании освидетельствования у Пак А.А. имеется заболевание, которое входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире(постановление Правительства РФ от <дата>). Пак А.А. находится на диспансерном учете с 1995 года с диагнозом ...).

Письмом администрации города Костромы от <дата> на имя Кавтыревой И.В. отказано Пак А.А. в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке по тем основаниям, что администрация года не обладает свободными жилыми помещениями. При этом исходя из текста письма, администрация города Костромы признает факт того, что Пак А.А. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, малоимущих граждан за с <дата>, имеет заболевание, входящее в перечень, предусмотренный постановлением Правительства от <дата>.

Таким образом судом исходя из исследованных доказательств установлено, что имеющееся у Пак А.А. заболевание входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от <дата> N 378, и в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Постановлением Правительства РФ от <дата>&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?