ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5725-2017 от 05.12.2017 Таганрогского городского суда (Ростовская область)

2-5725-2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 декабря 2017 года г. Таганрог РО

Таганрогский городской Ростовской области суд в составе:

председательствующего судьи Е.В. Ерошенко

при секретаре Л.Ю. Коноваловой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГБУСОН РО «Таганрогскому дому-интернату для престарелых и инвалидов », третьи лица УСЗН г. Таганрога, Министерство труда и социального развития Ростовской области о возложении обязанности предоставить сведения о тарифах социальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском о признании незаконными действий организации социального обслуживания, возложении обязанности предоставить сведения о тарифах социальных услуг.

В обоснование иска указал, что истец проживает в Таганрогском доме-интернате для престарелых и инвалидов.

<дата> УСЗН г. Таганрога на основании Постановления Правительства Ростовской области от 27.11.2014 года № 785 была разработана и подписана индивидуальная программа предоставления социальных услуг.

<дата> истцом в адрес ответчика было направлено уведомление с экземпляром его индивидуальной программы о пересмотре договора путем подписания дополнительного соглашения в плане изменения количества предоставляемых истцу социальных услуг согласно их количества.

<дата> истцом было получено извещение в котором было отказано в пересмотре оплаты стоимости социальной услуги. Данный отказ был мотивирован тем, что разбивка стоимости социальной услуги не производится, а оплата производится на основании подушевого норматива и ежемесячная норма оплаты социальных услуг составляет 20386 рублей 98 копеек. С учетом изложенного ответчик отказал в изменении размера ежемесячной оплаты социальных услуг.

Истец просил предоставить ему тарифы фактически оказанных услуг. Однако ответчиком было отказано в предоставлении тарифов.

Просит обязать ответчика предоставить истцу размер (тариф) стоимости оказанных социальных услуг по его индивидуальной программе.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования, просил иск удовлетвори.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности от <дата>, возражала против удовлетворения иска, представила письменные возражения по иску.

В судебном заседании представитель Министерство труда и социального развития Ростовской области возражала против удовлетворения иска, просила в иске отказать.

В судебном заседании представитель УСЗН г. Таганрога возражала против удовлетворения иска, просила в иске отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что истец поступил в ГБУСОН РО «Таганрогский ДИПИ » по путевке минтруда области <дата>. При поступлении в ГБУСОН РО «Таганрогский ДИПИ » с ФИО1 был заключен договор о предоставлении социальных услуг от <дата> и подписано заявление о перечислении 75% трудовой части пенсии в счет оплаты за социальное обслуживание.

В связи с вступлением в силу с <дата> Закона и Областного закона от <дата>-ЗС «О социальном обслуживании граждан в Ростовской области», в договор от <дата> были внесены изменения (дополнительное соглашение от <дата>) в соответствии с требованиями нового законодательства.

Согласно статье 16 Закона ФИО1, как получателю социальных услуг ГБУСОН РО «Таганрогский ДИПИ », <дата> в Управлении социальной защиты населения г. Таганрога была составлена Индивидуальная программа предоставления социальных услуг , в которой были указаны: форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия и сроки предоставления социальных услуг.

По заявлению ФИО1 была пересмотрена Индивидуальная программа с внесением изменений (от <дата>) в перечень социальных услуг.

На основании изменённой Индивидуальной программы администрацией ГБУСОН РО «Таганрогский ДИПИ » было подготовлено дополнительное соглашение к договору от <дата>. Однако <дата>ФИО1 было возвращено подписанное дополнительное соглашение с припиской «С дополнительным соглашением не согласен из-за отсутствия тарифов и стоимости услуг».

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания относятся, в том числе, установление порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, а также утверждение размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания.

Статьей 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ предусмотрено, что социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются их получателям за плату или частичную плату. При этом размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать семьдесят пять процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. Плата за предоставление социальных услуг производится в соответствии с договором о предоставлении социальных услуг, предусмотренным статьей 17 Закона.

Статьей 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ установлены требования к порядку предоставления социальных услуг, являющемуся обязательным для исполнения поставщиками социальных услуг. Порядок предоставления социальных услуг устанавливается по формам социального обслуживания, видам социальных услуг и включает в себя, в том числе, стандарт социальной услуги. Стандарт социальной услуги включает в себя, в свою очередь, подушевой норматив финансирования социальной услуги.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Ростовской области от 03.12.2014 № 813 «Об утверждении размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания» размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг, входящих в перечень социальных услуг по видам социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Ростовской области, рассчитывается в соответствии с тарифами на социальные услуги и не может превышать: за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания - не более 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

В случае отсутствия утвержденных тарифов на социальные услуги, размер стоимости услуг определяется в соответствии с Методическими рекомендациями по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2014 № 1285 «О расчете подушевых нормативов финансирования социальных услуг».

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 01.12.2014 № 1285 установлено, что подушевые нормативы финансирования социальных услуг могут использоваться для определения объема финансирования расходов на предоставление социальных услуг в различных формах социального обслуживания при формировании бюджета субъекта Российской Федерации, а также для определения размера компенсации, выплачиваемой поставщикам социальных услуг, указанным в части 8 статьи 30 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Поскольку тарифы на социальные услуги минтрудом области не утверждены, расчет стоимости услуг для государственных учреждений социального обслуживания, подведомственных минтруду области, осуществляется на основании подушевых нормативов, рассчитанных в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.12.2014 № 1285.

Порядок предоставления социальных услуг в стационарных учреждениях на федеральном уровне регламентирует Приказ Минтруда России от 24.11.2014N 935н «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания». На региональном уровне Правительством Ростовской области принято Постановление № 785 от 27.11.2014г «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг».

Согласно п. 13 Приказа Минтруда России от 24.11.2014 N935h в стационарной форме социального обслуживания обеспечивается предоставление социальных услуг в объеме услуг, включаемых в перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, утверждаемый законом субъекта Российской Федерации. Данный перечень утвержден Областным законом Ростовской области от 03.09.2014г №222-ЗС «О социальном обслуживании граждан в Ростовской области» и является его приложением (ст. 16).

Предоставление гражданам по их желанию, выраженному в письменной или электронной форме, за плату дополнительных социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, сверх социальных услуг, включенных в Перечень, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках полномочий, установленных частью 2 статьи 11 Федерального закона.(п.14).

Подушевой норматив финансирования социальных услуг, предоставляемых в стационарной форме социального обслуживания, устанавливается субъектом Российской Федерации в рамках реализации пункта 10 статьи 8 Федерального закона с учетом методических рекомендаций по его расчету, утверждаемых Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона(п.15)

Как следует из пояснений представителя ответчика, ГБУСОН РО «Таганрогский ДИПИ № 2» дополнительных платных услуг не оказывает, услуги оказываются только в объеме, включенных в гарантированный перечень социальных услуг.

В силу положений п.3.1 Постановления Правительства РФ № 785 от 27.11.2014 года индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.

Индивидуальная программа для получателя социальных услуг или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг - обязательный характер.

Получатель социальных услуг или его законный представитель имеет право отказаться от социального обслуживания, социальной услуги. Отказ оформляется в письменной форме и вносится в индивидуальную программу.

Постановление № 785 от 27.11.2014 года утверждены стандарты социальных услуг, оказываемых в полустационарах и стационарах социального обслуживания, согласно которым по всем позициям оказываемых услуг при определении их стоимостной оценки указывается подушевой норматив финансирования социальной услуги.

Приказом Министрества труда и социального развития Ростовской области 28.12.2016 года утвержден приказ № 328 «Об утверждении подушевых нормативов затрат на одного получателя государственных услуг на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 год, согласно которому подушевой норматив на одного получателя социальных услуг ГБУСОН РО «Таганрогского ДИПИ № 2» составляет 244252 рублей на 2017 год (20386 рублей 98 копеек)

Истец оплачивает ежемесячно за оказываемые услуги в размере 13732 рубля 73 копейки, т.е. меньше установленного подушевого норматива.

Ответчиком на неоднократные обращения истца о предоставлении тарифов был предоставлен ответ об отсутствии утвержденных тарифов для поставщиков социальных услуг в стационарной форме, оплата производится на основании подушевых нормативов расчета стоимости услуг, оказываемых получателем социальных услуг.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования о возложении на ответчика обязанности предоставить истцу размер (тариф) стоимости оказанных социальных услуг по его индивидуальной программе.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к ГБУСОН РО «Таганрогскому дому-интернату для престарелых и инвалидов № 2», третьи лица УСЗН г. Таганрога, Министерство труда и социального развития Ростовской области о возложении обязанности предоставить сведения о тарифах социальных услуг - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья: . Е.В. Ерошенко

Решение в окончательной форме изготовлено 11 декабря 2017 года.