Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
№ 2-5725/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 ноября 2010 года Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Еремина В.А.,
при секретаре Жалонкиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решения органа местного самоуправления,
установил:
Барнаульской городской Думой 24.09.2010 г. принято решение № 368 «О проведении публичных слушаний по проекту муниципального правового актао внесении изменений и дополнений в Устав городского округа –города Барнаула Алтайского края (далее - Устав)( в ред.решения от 10.06.2010 г. № 304).
Заявитель обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным и недействительным указанное решение, поскольку оно, по ее мнению, противоречит Уставу города и Положению о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Барнауле, утв. Решением БГД от 23.12.2005 г. № 253. Так, работа по приему предложений и рекомендаций по обсуждаемому вопросу поручена рабочей группе по рассмотрению предложений о внесении изменений и дополнений в Устав, утвержденной Решением БГД от 19.02.2009 г. № 68, а не вновь создаваемой БГД комиссии, ответственной за организацию проведения публичных слушаний. Кроме того, в оспариваемом решении отсутствует информация о времени проведения публичных слушаний, инициаторах публичных слушаний и месте нахождения комиссии, ответственной за организацию и проведение публичных слушаний, что существенным образом нарушает ее права.
В судебном заседании заявитель настаивала на удовлетворении заявления, пояснив, что заранее до проведения публичных слушаний, куда она явилась с другими гражданами, узнала о них из Интернета.
Представитель БГД в судебном заседании просила оставить заявление ФИО1 без удовлетворения, поскольку оспариваемое решение соответствует закону и не нарушает прав и интересов заявителя, не являющейся депутатом БГД.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд, рассматривая дело в пределах заявленных требований, находит заявление ФИО1 подлежащим оставлению без удовлетворения в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно п.п.25,28 Постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 «О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно ст.28 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования. На публичные слушания должны выноситься, в частности проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.
В соответствии со ст.35 указанного ФЗ, в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений. Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Согласно ст.43 ФЗ, представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.
В соответствии со ст.47 ФЗ, муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Согласно ст.28 Устава, для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей города городской Думой, главой города Барнаула могут проводиться публичные слушания. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, городской Думы или главы города Барнаула. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или городской Думы, назначаются городской Думой, а по инициативе главы города Барнаула - главой города Барнаула. На публичные слушания должны выноситься проект Устава, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный Устав, кроме случаев, когда изменения в Устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в Уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется положением, утвержденным решением городской Думы, и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей города о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей города, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.
В соответствии со ст.35 Устава, в структуре органов местного самоуправления города Барнаула, городская Дума - представительный орган муниципального образования.
Согласно ст.43 Устава, все решения городская Дума принимает в коллегиальном порядке. Решения городской Думы, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города Барнаула, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов городской Думы, если иное не установлено федеральным законом. Решения городской Думы вступают в силу с момента их принятия, если иное не предусмотрено в самом решении городской Думы. Решения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Как следует из п.п.2.1., 2.6., 2.7., 3.6. ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЙ В ГОРОДЕ БАРНАУЛЕ (в действовавшей на 24.09.2010 г. ред. Решений БГД от 01.02.2008 N 701, от 10.06.2010 N 316), Публичные слушания проводятся по инициативе населения города, Барнаульской городской Думы (далее - городской Думы), главы города Барнаула. В случае, если инициатива проведения публичных слушаний принадлежит городской Думе или главе города Барнаула, указанные органы обязаны принять соответствующее решение. В решении городской Думы, постановлении администрации города Барнаула о проведении публичных слушаний должны быть указаны тема и время проведения публичных слушаний, сведения об инициаторах публичных слушаний, предполагаемый состав и местонахождение комиссии, ответственной за организацию и проведение публичных слушаний. Решение городской Думы или постановление администрации города Барнаула подлежит официальному опубликованию не менее чем за 20 дней до дня проведения публичных слушаний. Только уже комиссия, ответственная за организацию и проведение публичных слушаний определяет место и дату проведения публичных слушаний, сроки подачи предложений и рекомендаций по обсуждаемым вопросам, оповещает население города в средствах массовой информации о проведении публичных слушаний, доводит до жителей информацию о порядке ознакомления и получения документов, предлагаемых к рассмотрению на публичных слушаниях, обеспечивает публикацию темы и перечня вопросов публичных слушаний в средствах массовой информации.
Т.о., оспариваемое ФИО1 Решение принято уполномоченным органом в предусмотренной законом форме и с соблюдением установленной законом процедуры, т.к. согласно протокола № 19 заседания БГД 24.09.2010 г. за него проголосовало большинство депутатов БГД. Оно опубликовано в официальном печатном издании газете «Вечерний Барнаул» 28.09.2010 г.
Кроме того, содержание оспариваемого решения, не являющегося нормативным правовым актом, соответствует закону.
Так, в нем указано, что оно принято по инициативе БГД, а именно по рассмотрении обращения 18 депутатов БГД. Указано время проведения публичных слушаний – до 23.11.2010 г., конкретные же место и дату проведения публичных слушаний, определяет комиссия.
Закон не содержит запрета на возложение обязанностей указанной комиссии на уже ранее созданную представительным органом местного самоуправления рабочую группу.
Как указано в оспариваемом решении, эта группа утверждена Решением БГД от 19.02.2009 г. № 68, которое в свою очередь опубликовано в газете «Вечерний Барнаул» 0403.2009 г.
Поскольку рабочая группа создана БГД, ее председателем на 24.09.2010 г. являлась Председатель БГД, местонахождение БГД (656056, <...>), является общеизвестным фактом, то суд полагает, что определение местонахождения комиссии – рабочей группы в оспариваемом решении содержится. Более того, в газете «Вечерний Барнаул» 28.09.2010 г. было опубликовано Решение БГД от 27.09.2010 г. № 369 о внесении дополнения в Решение БГД от 23.12.2005 г. № 253 Об утверждении указанного выше Положения, в котором прямо указано на прием предложений и регистрации предложений рабочей гуппой по адресу: 656056, <...>, каб. № 2.
Также суд приходит к выводу, что оспариваемое решение не нарушает права и свободы заявителя.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения заявления ФИО1 не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
решил:
Заявление ФИО1 об оспаривании решения органа местного самоуправления оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий __________________