№2-5725/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 ноября 2015 года
Свердловский районный суд г.Костромы в составе председательствующего судьи Кучиной Е.А., при секретаре Вагиной К.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО19 к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Костромской области о признании права на получение единовременной социальной выплаты,
у с т а н о в и л:
ФИО3 обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний России (далее – ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Костромской области ( далее – УФСИН России по КО) о признании права на получение единовременной социальной выплаты. В обоснование иска указал, что проходит службу в органах уголовно-исполнительной системе России. <дата> в установленном порядке обратился в территориальную подкомиссию УФСИН России по КО с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в целях получения единовременной социальной выплаты ( далее – ЕСВ) для приобретения или строительства жилого помещения и представил пакет необходимых документов. Документы были проверены и приняты без замечаний. Решением комиссии ФСИН России от <дата> ему отказано в постановке на учет ввиду неполноты представленных документов. Отказ считает незаконным, так как комиссия выявила недостатки в документах которые не были обнаружены в <дата> и соответственно своевременно не устранены. Отказ препятствует своевременному получению ЕСВ, которая предоставляется в порядке очередности с даты обращения за ней. Кроме того, из представленных <дата> документов усматривается нуждаемость истца и членов его семьи в жилье, в связи с чем отказ вынесен по формальным основаниям. Просил суд признать незаконным решение комиссии ФСИН от <дата> об отказе в постановке ФИО3 на учет для предоставления ЕСВ, обязать указанную комиссии поставить ФИО3 с семьей в составе 3-х человек на учет для получения ЕСВ на приобретение или строительство жилого помещения с <дата>, обязать ФСИН России осуществить ФИО5 такую выплату на семью из трех человек, а также взыскать судебные расходы в размере оплаченной при обращении в суд госпошлины в сумме ... в возмещение расходов по оплате услуг юриста, ... рублей за нотариальные услуги.
В суде представитель истца ФИО6, действующий по доверенности, требования уточнил, просил по основаниям указанным в иске признать незаконным решение комиссии ФСИН России от <дата> об отказе в принятии ФИО3 на учет для предоставления ЕСВ на приобретение или строительство жилого помещения, обязать указанную комиссию поставить ФИО3 на соответствующий учет с даты обращения, от иных требований, в том числе о компенсации судебных издержек отказался в полном объеме.
Представитель ФСИН России по доверенности ФИО7, одновременно представляющая интересы УФСИН России по КО, просила в удовлетворении иска отказать, так как решение комиссии является законным и обоснованным, принято поздно по причине большого количества аналогичных заявлений сотрудников УИС и граждан, уволенных со службы. Вместо выписок из домовых книг по адресам: <адрес>2, <адрес> копии финансово-лицевого счета по последнему адресу, ФИО4 представлены иные документы. В отсутствие обязательных документов невозможно установить основания проживания ФИО4 и членов его семьи в указанных жилых помещениях, а равно его право на получение ЕСВ.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283 - ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283 - ФЗ) предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283 - ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283 - ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (далее - Правила ).
Судом установлено и никем не оспаривается, что сотрудник УФСИН России по КО ФИО3, решением жилищно-бытовой комиссии Учреждения ... от <дата> признан нуждающимся в получении жилого помещения, включен в соответствующий список с <дата>.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона РФ N 283-ФЗ от <дата> "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", приложив необходимые документы, предусмотренные пунктом 5 Правил, ФИО3 <дата> обратился в подкомиссию УФСИН России по КО по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов уголовно-исполнительной системы (УИС) единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с заявлением о принятии его с составом семьи из 3-х человек (заявитель, супруга ФИО10, сын ФИО11) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Документы зарегистрированы в книге учета <дата>.
На момент обращения ФИО3 с заявлением о постановке на учет выслуга лет составила более 18 лет. Ранее единовременная социальная выплата ФИО3 не предоставлялась. Жилых помещений на праве собственности, а также в пользовании на основании договора социального найма, ФИО3 и члены его семьи не имеют.
Подкомиссией УФСИН России по Костромской области проведена проверка предоставленных ФИО3 документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Постановлении Правительства Российской Федерации от <дата> N №, а также установленному порядку их оформления.
<дата> подкомиссией УФСИН России по КО принято решение о направлении представленных ФИО3 документов в ФСИН России для рассмотрения вопроса о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.<дата> на заседании комиссии ФСИН России при рассмотрении заявления ФИО5 установлено, что с <дата> по <дата> ФИО3 был постоянно зарегистрирован, а с <дата> - временно, в жилом помещении площадью 38 кв.м. по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности стороннему лицу - ФИО12 Взамен выписки из домовой книги представлена справка о количестве зарегистрированных лиц.
Супруга и сын заявителя до <дата> были зарегистрированы и проживали по адресу: <адрес> квартире родственников, а с <дата> по <дата> - в квартире ФИО13 ( мать заявителя) по адресу: <адрес>, при этом, вместо выписки из лицевого счета и домовой книги по данному адресу представлена справка о количестве зарегистрированных лиц, квадратуре и статусе жилого помещения.
С 2013 г заявитель, его супруга и сын постоянно зарегистрированы и проживают в жилом помещении общей площадью 50,1 кв.м. по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности ФИО14 ( мать супруги заявителя). В квартире зарегистрировано 5 человек. Выписка из лицевого счета не представлена.
Тот факт, что вместо выписок из домовых книг и лицевых счетов с места регистрации заявителя и членов его семьи за последние пять лет, представлены справки о количестве зарегистрированных лиц, а кроме того представлены копии не всех страниц паспорта заявителя и его супруги, послужили основанием для отказа ФИО4 комиссией ФИО2 в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, со ссылкой на п.5 Правил.
Пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> N 369, закреплен исчерпывающий перечень документов, которые требуется предоставить сотруднику при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
В числе прочего, пп. "з" п. 5 Правил предусматривает необходимость предоставления выписок из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющих их документов. Этой же нормой установлено, что в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.
Назначение домовой книги закреплено в Административном регламенте предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденном Приказом ФМС России от <дата> N 288, в соответствии с которым в домовой книге отражаются сведения о лицах, зарегистрированных и снятых с регистрационного учета за весь период эксплуатации жилого помещения, даты регистрации и снятия с учета, даты рождения, степень родства зарегистрированных, сведения о документе, подтверждающем право на жилое помещение.
При этом предусмотрено, что оформление и хранение владельцами домов (квартир) домовых (поквартирных) книг осуществляется лишь в случае отсутствия соглашения собственника (собственников) жилого помещения с управляющей жилищным фондом организацией на ведение работы, связанной с регистрацией граждан в жилых помещениях частного жилищного фонда, принадлежащих физическим или юридическим лицам на праве собственности.
Финансовый же лицевой счет, сам по себе является техническим документом, содержащим текущую информацию о жилом помещении, предоставляемых услугах и начислениях.
По делу установлено, что ФИО4 состоит в зарегистрированном браке со ФИО18 ( добрачная фамилия ФИО8) Н.Г., от которого имеют ребенка ФИО11, <дата>.
ФИО3 с <дата>, а ФИО9 и ФИО16 с <дата> зарегистрированы по месту жительства в квартире принадлежащей на праве собственности ФИО14 по адресу: <адрес>, там же зарегистрированы ФИО14 и ФИО15, а всего 5 человек, что подтверждается выпиской из домовой книги и справками со ссылкой на номер лицевого счета выданными Администрацией <адрес> района КО., которые в ноябре 2013 года предоставлялись ФИО3 в учетное дело.
Из справки выданной Главой городского сельского поселения <адрес> от <дата> усматривается, что с <дата> по <дата>ФИО10 и ФИО11 были зарегистрированы и проживали в квартире общей площадью 39,1 кв.м. вместе с ее собственником - ФИО13 В этой же справке указано о родстве зарегистрированных со ФИО4, приложена копия свидетельства о регистрации права ФИО13 на жилое помещение.
Также из материалов дела следует, что ФИО3 с <дата> и до <дата> был зарегистрирован по адресу: <адрес> жилом помещении площадью 38 кв.м., принадлежащем на праве собственности стороннему лицу - ФИО17 При обращении с заявлением о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты, ФИО3 представил в отношении указанного жилья справку с места регистрации формы №, выписку из лицевого счета, документы подтверждающие право собственности на жилое помещение.
Из содержания вышеуказанных документов следует, что как в отношении занимаемого жилья, так и в отношении ранее занимаемых заявителем и членами его семьи жилых помещений в <адрес>, в <адрес>, ФИО3 были представлены справки о зарегистрированных лицах, содержащие данные о дате их регистрации и родстве, площади жилых помещений, а также свидетельства о государственной регистрации права и иные документы, отражающие тот же объем сведений, что и сведения домовой книги, а следовательно представленные документы в целом, могут признаваться заменяющими выписку из домовой книги, финансового лицевого счета.
При таких обстоятельствах в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что представленные заявителем документы с учетом закрепленных в Федеральном законе от <дата> N 283-ФЗ условий для получения единовременной социальной выплаты позволяли компетентному органу рассмотреть вопрос о постановке ФИО3 на учет нуждающихся для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с чем принятое в отношение него решение является незаконным.
Иных доводов, препятствующих принятию заявителя на учет, ответчиками в суде не заявлялось, нуждаемость ФИО3 в жилом помещении не оспаривалась.
Следует отметить и тот факт, что в соответствии с Порядком формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденным приказом Федеральной службы исполнения наказания РФ от <дата> N 496 (п. п. 10, 10.1, 10.2), территориальные подкомиссии и подкомиссии осуществляют не только принятие документов для получения единовременной выплаты но и проверку сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах возвращают их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата.
Как установлено судом, на момент подачи рапорта в подкомиссию УФСИН России по КО в <дата> документы для постановки на учет для получения единой социальной выплаты ФИО20 представил и, по истечение 15 рабочих дней, таковые ему возвращены не были при этом, истец не был предупрежден о продлении срока рассмотрения документов, что давало основание ему полагать о соответствие пакета документов перечню, установленному п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы..., утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> N 369..
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО3 удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии ФСИН России от <дата> об отказе в принятии ФИО3 на учет для предоставления ЕСВ на приобретение или строительство жилого помещения, обязать указанную комиссию поставить ФИО3 на соответствующий учет с даты обращения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательном виде в Костромской областной суд через суд вынесший решению
Судья -