копия
Дело № 2-5727/16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 ноября 2016 года г. Белорецк, РБ
Судья Белорецкого межрайонного суда ФИО1,
при секретаре Заворуевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белорецкого межрайонного прокурора РБ, действующего в защиту интересов муниципального образования муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан к МУП «Белорецкий центральный рынок», Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства об аудите,
УСТАНОВИЛ:
Белорецкий межрайонный прокурор РБ, действующий в защиту интересов муниципального образования муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан обратился в суд с иском к МУП «Белорецкий центральный рынок», Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства об аудите. В обоснование заявленных требований указал о том, что Белорецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о муниципальных предприятиях.
В ходе проверки установлено, что администрацией муниципального района Белорецкий район РБ учреждено и наделено муниципальным имуществом муниципальное унитарное предприятие «Белорецкий центральный рынок». Также, органом местного самоуправления утвержден устав указанного предприятия, согласно которому оно обязано, в том числе: выполнять основные экономические показатели деятельности; ежегодно проводить аудиторские проверки при наличии соответствующих финансовых показателей; предоставлять для утверждения администрации муниципального района Белорецкий район бухгалтерскую отчетность и отчеты по утвержденным формам в установленные сроки.
Вопреки всем установленным требованиям решение администрации МР Белорецкий район РБ о проведении обязательного аудита бухгалтерской отчетности предприятием не выполнено.
Администрация МР Белорецкий район РБ в свою очередь не утвердила аудитора и не определила размера оплаты его услуг.
Изложенные факты свидетельствуют о нарушении интересов муниципального образования МР Белорецкий район РБ, касающихся обеспечения сохранности муниципального имущества.
Просит обязать администрацию муниципального района Белорецкий район РБ осуществить контроль за деятельностью МУП «Белорецкий центральный рынок» путем организации проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности данного предприятия, в том числе утвердить аудитора и определить размер оплаты его услуг.
Обязать МУП «Белорецкий центральный рынок» провести обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2015 год заключив договор с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения открытого конкурса в порядке, установленном для данного случая законодательством Российской Федерации.
Представитель Белорецкого межрайонного прокурора – помощник Белорецкого межрайонного прокурора Елкин А.В. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал. Просил их удовлетворить, показания дал аналогично изложенным в иске.
Представитель ответчика МУП «Белорецкий центральный рынок» - ВРИО директора МУП «Белорецкий центральный рынок» ФИО2 в судебном заседании исковые требования прокурора не признала и показала, что в соответствии с п.4.6. Устава МУП «Белорецкий центральный рынок», утвержденного главой Администрации МР Белорецкий район от .... предприятие обязано ежегодно проводить аудиторские проверки при наличии соответствующих финансовых показателей.
Согласно п.2 ст. 62 Федерального закона от 14.11.2002г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» контроль за деятельность унитарного предприятия осуществляется органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами.
Полномочия собственника имущества МУП «Белорецкий центральный рынок» осуществляет Администрация МР Белорецкий район (далее Администрация).
Контроль за имуществом и, соответственно, необходимость и возможность проведения аудиторских проверок, осуществляет собственник имущества – Администрация, а также определяет наличие соответствующих финансовых показателей.
Администрация, как собственник имущества, определяет аудиторскую форму для проведения аудиторской проверки в порядке, установленном законодательством РФ.
Собственник имущества – Администрация не приняла решение о проведении аудиторских проверок по итогам ... года, не разработала и не утвердила соответствующие финансовые показатели для проведения обязательного аудита, следовательно, их предприятие не имело возможности соблюсти требования решения Администрации о проведении обязательного аудита по итогам ... года. Соответственно, нарушений норм законодательства в части порядка проведения обязательного аудита со стороны МУП «Белорецкий центральный рынок» нет.
Между тем, МУП «Белорецкий центральный рынок» провел инициативный аудит бухгалтерской отчетности за ... год, результаты которого были представлены собственнику – Администрации.
Просит в удовлетворении исковых требований прокурора отказать.
Представитель ответчика Администрации МР Белорецкий район – ФИО3, действующая на основании доверенности в судебном заседании исковые требования прокурора не признала и показала, что согласно подп. 9 п.1 ст. 20 Федерального закона от 14.11.2002г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия.
Администрация МР Белорецкий район как собственник и учредитель, периодически проводит балансовые комиссии по итогам финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий за 1 квартал, 1 полугодие, 9 месяцев, год.
С учетом требований действующего законодательства Администрацией принято постановление от 27.09.2016г. №... «О проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности муниципальных унитарных предприятий муниципального района Белорецкий район РБ».
Считают, что нарушений интересов муниципального образования муниципального района Белорецкий район, касающихся обеспечения сохранности муниципального имущества, не имеется.
Полагают, что требования прокурора о проведении аудита за ... год противоречат действующему законодательству и принятому администрацией постановлению о проведении аудита.
Просит в удовлетворении исковых требований прокурора отказать.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования прокурора не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 Кодекса.
В соответствии с п.1 ст. 21 Федерального закона от 14.11.2002г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия.
Пунктом 3 настоящей статьи установлено, что руководитель унитарного предприятия отчитывается о деятельности предприятия в порядке и в сроки, которые определяются собственником имущества унитарного предприятия.
В силу п. 2, 3 ст. 26 Закона № 161-ФЗ контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется органом, осуществляющим полномочия собственника и другими уполномоченными органами. Унитарное предприятие по окончании отчетного периода представляет уполномоченным органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления бухгалтерскую отчетность и иные документы, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Согласно пп. 9 п.1 ст. 20 Федерального закона от 14.11.2002г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия.
Согласно п.п. 16 п. 1 ст. 20 вышеназванного федерального закона собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия принимает решение о проведении аудиторской проверки, утверждении аудитора и определение размера оплаты его труда.
В судебном заседании установлено, что собственником муниципального унитарного предприятия «Белорецкий центральный рынок» является администрация муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан.
Об этом свидетельствует Устав МУП «Белорецкий центральный рынок», утвержденный главой администрации МР Белорецкий район от ... года.
Из Устава МУП «Белорецкий центральный рынок», в частности, следует, что МУП «Белорецкий центральный рынок» является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Предприятия является муниципальным унитарным предприятием, собственником имущества МУП «Белорецкий центральный рынок» является администрация муниципального района Белорецкий район РБ (п. 1.1, п. 1.3, п.1.9).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 года № 307-Фз «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон об аудите) аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
Аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.
Бухгалтерская отчетность унитарного предприятия подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия.
В соответствии с ч.4 ст. 5 Закона об аудите договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Согласно ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
В соответствии со ст. 15 названного Федерального закона, отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица.
В силу п. 84 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 29.07.1998г. № 34н, все организации представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственником ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.
На основании п.86 указанного Положения организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, а квартальную – в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в течение 30 дней по окончании квартала.
В судебном заседании установлено, что администрация МР Белорецкий район как собственник и учредитель, периодически проводит балансовые комиссии по итогам финансово-хозяйственной деятельность муниципальных унитарных предприятий за 1 квартал, 1 полугодие, 9 месяцев, год.
Администрацией МР Белорецкий район принято постановление №... от ... «О проведении обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности муниципальных унитарных предприятий муниципального района Белорецкий район РБ».
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требования истца о проведении аудита за ... год противоречат вышеназванным нормам права и принятому собственником имущества - Администрацией МР Белорецкий район постановлению о проведении аудита. Нарушений норм действующего законодательства со стороны МУП «Белорецкий центральный рынок» в части порядка проведения обязательного аудита, также не имеется.
Кроме того, МУП «Белорецкий центральный рынок» принял все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства о проведении аудита бухгалтерской отчетности, а именно провел инициативный аудит бухгалтерской отчетности за 2015 год, результаты которого были направлены собственнику имущества Администрации МР Белорецкий район.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Белорецкого межрайонного прокурора РБ, действующего в защиту интересов муниципального образования муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан к МУП «Белорецкий центральный рынок», Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства об аудите, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение месяца через Белорецкий межрайонный суд РБ.
Решение в окончательной форме изготовлено 15 ноября 2016 года.
Судья: подпись ФИО1