РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 апреля 2016 года город Иркутск
Ленинский районный суд г.Иркутска в составе судьи Москвитиной С.Н., при секретаре судебного заседания Дыбиной О.В., с участием истцов ФИО1, ФИО2, представителя истца ФИО3, представителя ответчика ФИО4, рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1, ФИО2, ФИО5 к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании отказа незаконным, признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2, ФИО5 обратились в суд с иском к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании права собственности на земельный участок, обязании сформировать земельный участок.
В результате уточнения, дополнения исковых требований на рассмотрение суда представлены требования ФИО1, ФИО2, ФИО5 к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании отказа незаконным, признании права собственности на земельный участок.
В обоснование заявленных требований указано, что они являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> По данным технической инвентаризации от ****год по указанному адресу находилось три бревенчатых жилых дома литеры «<...>», «<...>», «<...>» - по генеральному плану, которые значились за <...>. На основании типового договора о продаже в рассрочку гражданам вновь построенных или из существующего жилищного фонда одно- и двухэтажного домов от ****год., дом под литером «<...>» перешел Б. и П. В ****год. <...> продал <...> доли дома В. По данным обследования от ****год года, дом под литером «<...>» снесен, в ****год. снесен дом под литером «<...>». Впоследствии право собственности на жилой дом под литерой «<...>», расположенный на земельном участке, неоднократно приобреталось в порядке наследования и по договору дарения. ФИО1 на основании договора дарения от ****год., дополнительного соглашения от ****год. и договора дарения от ****год., дополнительного соглашения от ****год. к договору дарения от ****год. принадлежит <...> доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. ФИО2 на основании договора дарения от ****год., договора дарения от ****год., дополнительного соглашения от ****год. к договору дарения от ****год. принадлежит <...> доли в праве общей долевой собственности на жилой дом по вышеуказанному адресу. ФИО5 на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ****год., договора дарения от ****год., дополнительного соглашения от ****год. к договору дарения от ****год. принадлежит <...> доли в праве общей долевой собственности на жилой дом по указанному выше адресу. Право собственности на испрашиваемый земельный участок не зарегистрировано. Земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет. ****год они обратились к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления в долевую собственность земельного участка под принадлежащим им жилым домом. Ответчиком в удовлетворении заявления было отказано по основаниям, предусмотренным ст. 39.15 и 39.16 ЗК РФ. Мотивом для отказа также послужило то, что в соответствии с проектом планировки <адрес> и полуострова в слиянии рек <...> и <...>, утвержденным постановление Администрации г. Иркутска от ****год., земельный участок расположен частично в границах территории размещения объектов делового, общественного и коммерческого назначения, частично в границах территории общего пользования. Данный отказ считают незаконным. Ссылка в отказе ответчика на ст. 39.15 и 39.16 ЗК РФ несостоятельна, поскольку домовладение по адресу <адрес> существует с ****год. Согласно выписки из решения <...> от ****год. № «О рассмотрении заявлений граждан», утверждены площади двух плановых бревенчатых жилых домов, один – двухэтажный по <адрес>, общеполезная <...> кв.м. … Площадь земельного участка <...> кв.м. Также существование земельного участка площадью <...> кв.м. подтверждается договором дарения от ****год. и договором дарения от ****год. Решение о вхождении земельного участка в границы участка общего пользования в соответствии с генеральным планом города Иркутска, было гораздо позднее, в связи с чем, это не может быть основанием для отказа в передачи истцам спорного земельного участка в собственность. Считают, что доводы ответчика о том, что спорный земельный участок не подлежит приватизации, поскольку не подлежат отчуждению земельные участки в составе земель общего пользования, также является несостоятельным, так как право на приобретение в собственность данного земельного участка у собственников жилого дома возникло в силу закона и не может быть ограничено решением органа исполнительной власти. Отсутствие документов об отведении земельного участка само по себе не является основанием для вывода об отсутствии у собственника жилого дома права пользования земельным участком, на котором расположен жилой дом и, как следствие, невозможности признания за таким лицом права собственности на земельный участок. Первым собственникам дома спорный земельный участок предоставлялся на праве бессрочного пользования под строительство и обслуживание жилого дома, принадлежащего на праве собственности. Спорный земельный участок находился в пользовании и владении собственников дома с момента его приобретения в рассрочку, то есть с ****год В течение всего периода времени возражений со стороны ответчика относительно пользования земельным участком и домовладением не заявлялось. Правопредшественники истцов, а также истцы с момента приобретения земельного участка с жилым домом, использовали земельный участок в ныне существующих границах, границы земельного участка не менялись. Незначительные расхождения площади спорного земельного участка в <...> кв.м. может быть вызвано точностью измерительных приборов используемых в настоящее время и не будет являться основанием для приостановления кадастрового учета. Просят суд признать отказ Министерства имущественных отношений Иркутской области в предварительном согласовании предоставления и утверждения схемы расположения земельного участка площадью <...> кв.м. по адресу: <адрес>, для эксплуатации жилого дома незаконным, признать за истцами право собственности на земельный участок площадью 617 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для обслуживания жилого дома и хозяйственных построек, расположенный по адресу: <адрес>, в следующих долях за ФИО5 - <...> доли в праве общей долевой собственности, ФИО6 – <...> доли в праве общей долевой собственности, ФИО1 – <...> доли в праве общей долевой собственности.
Истцы ФИО1, ФИО2, представитель истца ФИО5 - ФИО3, действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель ответчика ФИО4, действующий по доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями истцов не согласился, суду пояснил, что отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка истцам был обусловлен тем, что в соответствии генеральным планом города Иркутска, а также проектом планировки часть участка, находящегося в пользовании истцов располагается в границах территории размещения объектов делового, общественного и коммерческого назначения, частично в границах территории общего пользования. Существующая застройка при вынесении оспариваемого отказа не учитывалась. При вынесении оспариваемого отказа сотрудники министерства руководствовались существующими законами и регламентами. Требования истцов о признании за ними права собственности на участок удовлетворению также не подлежат, поскольку законом предусмотрен административный порядок предоставлениям земельных участков в собственность.
Истец ФИО5 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена, об уважительности причин неявки суду не сообщила.
Представители третьих лиц МУП «БТИ г. Иркутска», ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и Картографии» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены, ранее представлены заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Обсудив вопрос о возможности рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, суд приходит к выводу о возможности рассмотреть дело в их отсутствие на основании ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Рассматривая исковые требования о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Иркутской области в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что по данным технической инвентаризации от ****год по адресу <адрес> находилось три бревенчатых жилых дома, литеры «<...>» «<...>» и «<...>».
Жилые дома под литерами «А» и «В» были снесены.
Согласно техническому паспорта от ****год жилой дом по адресу <адрес> литера «<...>» имеет следующие характеристики: год постройки – ****год, общая площадь – <...> кв.м., жилая – <...> кв.м.
Как следует из инвентарного дела на указанный дом, право собственности на него неоднократно переходило по наследству и дарению.
В настоящее время собственниками жилого дома по адресу <адрес> под литерой «<...>» общей являются: ФИО1 – <...> доли, ФИО5 - <...> доли, ФИО2 – <...> доли, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ****год, от ****год
****год. истцы обратились в Министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью <...> кв.м. по адресу: <адрес>, для эксплуатации жилого дома.
****год Министерством имущественных отношений Иркутской области принято решение № об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность и утверждении схемы расположения земельного участка площадью <...> кв.м. по адресу: <адрес>, для эксплуатации жилого дома по основаниям, предусмотренным пп. 1, 2 п. 8 ст. 39.15, пп. 3, 4 п. 16 ст. 11.10, п. 7 ст. 11.9, пп. 17 ст. 39.16 ЗК РФ.
В обосновании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка ответчик ссылается следующее:
- в соответствии с проектом планировки <адрес> и полуострова в слиянии рек <...> и <...>, утверждённым постановлением администрации г. Иркутска от ****год№, земельный участок, занимаемый истцами, расположен частично в границах территории размещения объектов делового, общественного и коммерческого назначения, частично в границах территории общего пользования;
- в соответствии с правилами землепользования и застройки части территории города Иркутска, утвержденными решением <...> от ****год№, испрашиваемый земельный участок расположен частично в зоне делового, общественного и коммерческого назначения, на часть земельного участка градостроительные регламенты не распространяются.
- в соответствии с генеральным планом города Иркутск, утвержденным решениями <...> о ****год г. №, в редакции решения <...> от ****год№, в границах земельного участка расположены: проектируемая магистральная улица районного значения, проектируемая магистральная улица общегородского значения непрерывного движения, проектируемые сети самотечной канализации d=560 мм., проектируемые сети дренажа d=300 мм., существующие сети: воздушная линия электропередачи низкого напряжения, охранная зона воздушной линии электропередачи высокого напряжения, охранная зона связи.
В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пп. 29 п.7 Положения о министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 30 сентября 2009 года № 264/43-пп, необходимые действия, связанные с распоряжением земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет Министерство имущественных отношений Иркутской области от имени Правительства Иркутской области.
В соответствии со ст. 39.3. ЗК РФ, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Статья 39.14 ЗК РФ предусматривает порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в соответствии с которым необходимо, в том числе принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Основания для отказа в предварительном согласовании земельного участка перечислены в п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, к которым, в том числе, относятся следующие: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса (пп.1); земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса (пп.2).
Согласно п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (пп.3); несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (пп.4).
В соответствии с п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Согласно пп. 17 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно ст. 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В соответствии со ст. 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Проект планировки <адрес> и полуострова в слиянии рек <...> и <...>, Правила землепользования и застройки части территории города Иркутска, Генеральный план города Иркутск, на которые в обосновании своего отказа ссылается Министерство имущественных отношений Иркутской области, были приняты после введения в эксплуатацию жилого дома ****год постройки, принадлежащего истцам, расположенного на спорном земельном участке.
При этом данные документы в нарушении ст. 34 Градостроительного кодекса не учитывали сложившуюся планировку территории и существующего землепользования.
Факт того, что земельный участок под спорным домом ****год постройки предполагалось использовать под его эксплуатацию подтверждается имеющейся в материалах инвентарного дела выпиской из решения <...> от ****год. в котором площадь участка занятого жилым домом г<адрес>, определена в размере <...> кв.м.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Министерством имущественных отношений Иркутской области при проведении проверки по заявлению истцов о предварительном согласовании предоставления земельного участка не учтена фактически сложившаяся планировка территории и существующего землепользования, в связи с чем с чем отказ Министерства имущественных отношений истца в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка является незаконным и заявленные требования в данной части являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Рассматривая исковые требования о признании за истцами права собственности на земельный участок, суд приходит к следующему.
В силу ст. 3 ГПК РФ лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав этого лица, его свобод или законных интересов.
Согласно ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Таким образом, указанными нормами предусмотрен административный порядок предоставления земельного участка в собственность граждан, на основании решения уполномоченных исполнительных органов власти, которые суд не вправе подменять.
П.1 ст. 59 ЗК РФ установлено, что признание права на земельный участок возможно в судебном порядке.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства стороной истца не было представлено доказательств, подтверждающих наличие у них права собственности на земельный участок по адресу <адрес> площадью <...> кв.м.
Сам по себе факт наличия права собственности на жилой дом, автоматически не свидетельствует о наличии права собственности на земельный участок.
Давая оценку представленным доказательства в совокупности и их взаимной связи, суд приходит к выводу, что оснований для признания за истцами права собственности на спорный земельный участок не имеется и в удовлетворении данных требований следует отказать.
Отказ в удовлетворении заявленных требований о признании за истцами права собственности на земельный участок, не лишает их права на обращение с заявлением о предоставлении земельного участка в административном порядке в уполномоченный исполнительный орган государственной власти.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО5 удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Иркутской области в предварительном согласовании предоставления и утверждения схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес> от ****год. №.
В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО5 о признании права собственности на земельный участок площадью <...> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование для обслуживания жилого дома и хозяйственных построек, расположенный по адресу: <адрес> отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ****год.
Судья С.Н. Москвитина