ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5727/2022 от 04.07.2022 Ленинскогого районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего Лаптевой М.Н.

при секретаре ФИО8

с участием представителя истца ФИО9,

представителя ответчика ФИО2ФИО10,

ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия к ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО5 о понуждении к демонтажу самовольно установленного оборудования,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия обратилась в суд с иском к ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО5 о понуждении к демонтажу самовольно установленного оборудования.

В обоснование исковых требований указывая, что здание на углу и лит. А в г. Краснодаре является объектом культурного наследия регионального значения «Дом жилой» 1927 г., поставленным на государственную охрану решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнении списка памятников истории и культуры Краснодарского края».

На фасаде указанного объекта культурного наследия в угловом объеме над входом в подвальные помещения установлена информационная конструкция с размещенными на ней вывесками: «бегущая строка «Адвокат», «Вечерние Платья Дефиле», «Ломбард Бирюза +», «Пуанты и …GRISHKO», «Прокат Костюмов Месяц Ясный», «Подарки Дари-Град», «бегущая строка «ПОДАРКИ».

Управлением государственной охраны объектов культурного наследия (далее по тексту – Управление) размещение данного оборудования не согласовано. Выполненные работы привели к изменению внешнего облика объекта культурного наследия.

Указанное оборудование размещено над входом в подвальное пространство объекта культурного наследия, в котором расположены нежилые помещения с кадастровыми номерами: , принадлежащие ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО5 на праве собственности.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением в адрес собственников отмеченных нежилых помещений направлены досудебные претензии, содержащие требования о демонтаже оборудования с объекта культурного наследия «Дом жилой», 1927 г., в течение 30 дней с момента получения досудебной претензии, однако информация об исполнении указанных требований в адрес Управления не поступала.

Учитывая изложенные обстоятельства, администрация Краснодарского края в лице Управления обратилась в суд с данным иском, в котором просит обязать ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО5 в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу демонтировать размещенную в угловом объеме над входом в подвальные помещения информационную конструкцию с размещенными на ней вывесками: «бегущая строка «Адвокат», «Вечерние Платья Дефиле», «Ломбард Бирюза +», «Пуанты и …GRISHKO», «Прокат Костюмов Месяц Ясный», «Подарки Дари-Град», «бегущая строка «ПОДАРКИ» с объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», 1927 г., расположенного по адресу: г. Краснодар, угол и , лит. А.

Представитель истца по доверенности ФИО9 в судебном заседании требования иска поддержал, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика ФИО2 по доверенности ФИО10, ответчик ФИО3 в судебном заседании, ссылаясь на добровольное исполнение требования иска, просили отказать в его удовлетворении.

Ответчики ФИО2, ФИО4, ФИО1, ФИО5 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены должным образом.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в порядке статьи 167 ГПК РФ.

Выслушав мнения явившихся участников, изучив доводы искового заявления, материалы дела, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу требований п. 1 ст. 35.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" не допускается распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, включенных в реестр, а также на их территориях, за исключением территорий достопримечательных мест.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (ч. 1 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Согласно ч. 1 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В силу требований ст. 60 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения градостроительная деятельность в таком поселении подлежит особому регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом, Градостроительным кодексом Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 20 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов Российской Федерации), расположенных на территории Краснодарского края» все субъекты градостроительной деятельности в историческом поселении обязаны соблюдать режим градостроительной деятельности, в том числе беречь и сохранять объекты культурного наследия и среду исторического поселения, качество исторического, архитектурного и природного ландшафта поселения. Размещение информационных конструкций, вывесок в историческом поселении регионального значения осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом в границах территории исторического поселения регионального значения.

Исходя из положений ст. 16 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов Российской Федерации), расположенных на территории Краснодарского края» эксплуатация, размещение и (или) установка афиш, вывесок, телевизионных антенн, электрических и телефонных кабелей, вентиляционных систем и иного оборудования на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия производится по согласованию и в порядке, установленном краевым органом охраны объектов культурного наследия.

Порядок согласования рекламных и информационных вывесок, рекламных конструкций на объектах культурного наследия определен приказом Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края по предоставлению государственной услуги «Согласование размещения и (или) установки, а также эксплуатации рекламных конструкций, афиш, вывесок, телевизионных антенн, электрических и телефонных кабелей, вентиляционных систем и иного оборудования в отношении объектов культурного наследия».

Как следует из материалов дела, здание на углу и лит. А в г. Краснодаре является объектом культурного наследия регионального значения «Дом жилой» 1927 г., поставленным на государственную охрану решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнении списка памятников истории и культуры Краснодарского края».

На фасаде указанного объекта культурного наследия в угловом объеме над входом в подвальные помещения установлена информационная конструкция с размещенными на ней вывесками: «бегущая строка «Адвокат», «Вечерние Платья Дефиле», «Ломбард Бирюза +», «Пуанты и …GRISHKO», «Прокат Костюмов Месяц Ясный», «Подарки Дари-Град», «бегущая строка «ПОДАРКИ».

Управлением размещение данного оборудования не согласовано. Выполненные работы привели к изменению внешнего облика объекта культурного наследия.

Указанное оборудование размещено над входом в подвальное пространство объекта культурного наследия, в котором расположены нежилые помещения с кадастровыми номерами: , принадлежащие ответчикам на праве собственности.

Судом установлено, что истец обращался к ответчикам с требованием о демонтаже оборудования с объекта культурного наследия «Дом жилой», 1927 г. и, как следует из содержания искового заявления, указанные требования выполнены не были.

Вместе с тем, согласно представленным в материалы дела документам, в том числе фотоматериалам, упомянутое оборудование на момент рассмотрения дела демонтировано, что не отрицалось в судебном заседании представителем истца.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований к удовлетворению иска о понуждении к демонтажу самовольно установленного оборудования, поскольку на момент рассмотрения дела вывески: «бегущая строка «Адвокат», «Вечерние Платья Дефиле», «Ломбард Бирюза +», «Пуанты и …GRISHKO», «Прокат Костюмов Месяц Ясный», «Подарки Дари-Град», «бегущая строка «ПОДАРКИ» демонтированы ответчиками в добровольном порядке.

Согласно ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198,ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования администрации Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия к ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО5 о понуждении к демонтажу самовольно установленного оборудования – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: