ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-572/16 от 05.09.2016 Хасанского районного суда (Приморский край)

Дело № 2-572/16

Мотивированное решение изготовлено 05.09.2016 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 августа 2016 года п. Славянка

Хасанский районный суд приморского края в составе:

председательствующего судьи Швецовой И.С.

при секретаре Ромашкиной Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Милешкиной Натальи Владимировны к администрации Приморского городского поселения об установлении права на заключение договора аренды земельного участка и понуждении к заключению договора аренды,

установил:

Милешкина Н.В. обратилась в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, ссылаясь на то, что ранее в соответствии с действующем законодательством обратилась в администрацию Хасанского муниципального района об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, находящегося примерно в 376 м. по направлению на юго-восток от горы Столовая с отметкой 141.9 Хасанского района Приморского края для ведения личного подсобного хозяйства.

После проведения соответствующих проверок, главой администрации Хасанского муниципального района было издано постановление № 186-па от 10.02.2015 года, которым заявление было удовлетворено и схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории утверждена, а истцу было предложено сформировать земельный участок, подготовить необходимые документы и представить их с заявлением для решения вопроса о заключении договора аренды.

В соответствии с письмом администрации Хасанского муниципального района Милешкиной Н.В. был сформирован земельный участок, который был поставлен на учет и ему присвоен кадастровый от ДД.ММ.ГГГГ документы сданы в администрацию Приморского городского поселения 19.03.2015 года, после чего в соответствии с Законом была сделана публикация в «Приморской газете» № 30 от 27.03.2015 года о предоставлении в аренду земельного участка для личного подсобного хозяйства.

В течение месячного срока повторных заявок на земельный участок в администрацию не поступило, однако истцу было направлено письмо № 290 от 13.04.2015 года, из которого следует, что Милешкина Н.В. не имеет права на получение в аренду испрашиваемого земельного участка, так как он относится к особо охраняемым природным территориям федерального значения.

Поскольку истцом были представлены все необходимые документы, процедура рассмотрения заявления соблюдена, каких-либо препятствий для заключения договора аренды земельного участка с истцом не имеется, в связи с чем ответчик обязан заключить договор аренды спорного земельного участка.

Действия ответчика являются не законными, отказ администрации Приморского городского поселения Милешкиной Н.В. в праве на заключение договора аренды надуман и нарушает ее права, которые в соответствии со ст. 59 ЗК РФ подлежат восстановлению в судебном порядке.

Границы особо охраняемой природной территории не распространяются на спорный земельный участок, что подтверждено проверкой кадастрового плана территории, проведенной администрацией Хасанского муниципального района при утверждении схемы расположения земельного участка.

Кроме того, в настоящее время границы особо охраняемой природной территории определены и поставлены на кадастровый учет.

Истец просит суд признать за ней право на заключение договора аренды для ведения личного подсобного хозяйства на спорный земельный участок с кадастровым номером 25:20:011201:390; обязать ответчика заключить с ней договор аренды для ведения личного подсобного хозяйства на спорный земельный участок с кадастровым номером

Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Кучеренко Д.В. поддержал исковые требования в полном объеме, по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика по доверенности Даньшина Г.И. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, представила письменный отзыв на иск, в котором указала, что 19.05. 2015 года в администрацию Приморского городского поселения поступило заявление Милешкиной Н.В. о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:20:011201:390 местоположение которого установлено относительно ориентира: участок находится примерно в 376 метрах на юго-восток, от ориентира гора Столовая, с отметкой 141,9м. под личное подсобное хозяйство в аренду сроком на 5 лет. При рассмотрении представленных документов выяснилось, что испрашиваемый земельный участок, находится в границах национального парка « Земля Леопарда». Постановлением Правительства РФ от 05.04.2012г. № 282 утвержден национальный парк « Земля Леопарда», который отнесен к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Согласно приложения 1 положения о национальном парке, утвержденному Приказом Минприроды от 04.12.2012г. № 142 в рекреационную зону нацпарка входит кластер « Приморский», в границах которого и находится гора Столовая, земли запаса и земли сельскохозяйственного назначения.

На основании изложенного администрация поселения не производила действия по опубликованию извещения на спорный земельный участок, в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявлений о предоставлении земельного участка обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения ( Вестник Приморского городского поселения), по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте « Torgi.gov.ru», а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Администрация поселения не уполномочивала Милешкину Н.В. производить публикацию извещения в « Приморской газете», Милешкина Н.В. произвела публикацию по собственной инициативе.

Границы особо охраняемой территории распространяются на спорный земельный участок, что подтверждается публичной кадастровой картой РФ и схемой зонирования территории нацпарка.

Администрация поселения не несет ответственности за действия администрации Хасанского Хасанског муниципального района при формировании и утверждении схемы спорного земельного участка на особо охраняемой территории.

Представитель привлеченного судом в качестве третьего лица администрации Хасанского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседании извещен надлежащим образом.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что постановлением администрации Хасанского муниципального района № 186-па от 10.02.2015 года, Милешкиной Н.В. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, находящегося примерно в 376 м. по направлению на юго-восток от горы Сторловая, с отметкой 141.9 м. <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства. Земельный участок поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый .

19.03.2015 года Милешкина Н.В. обратилась в администрацию Приморского городского поселения с заявлением о заключении с ней договора аренды на вышеуказанный земельный участок.

13.04.2015 года администрация Приморского городского поселения направила в адрес Милешкной Н.В. письмо, в котором указала, что предоставить спорный земельный участок по договору аренды оснований не имеется, поскольку данный земельный участок относится к особо охраняемым территориям, а именно расположен в границах национального парка «Земля Леопарда».

Статьей 16 Федерального Закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством РФ. В границах национальных парков также могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей без изъятия из хозяйственного использования.

Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и лесные участки, предоставленные федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

В п. 6 ст. 95 ЗК РФ установлено, что земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками в порядке, установленном законодательством РФ. Земельные участки в границах национальных парков не подлежат приватизации.

На таких землях запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам (п. 7 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").

В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.

По смыслу этой нормы, к таким земельным участкам относятся те участки, которые в момент создания нац.парка были включены в его границы без их изъятия из хозяйственной деятельности.

В 2012 году в соответствии с Постановлением Правительства от 05.04.2012 N 282 на территории Хасанского и Надеждинского муниципальных районов, Уссурийского городского округа, <адрес> учрежден Национальный парк "Земля леопарда" общей площадью 261 868,64 га.

Границы территории национального парка определены Положением о национальном парке "Земля леопарда", утвержденного приказом Минприроды России от 04.06.2012 N 142.

В соответствии с Положением о национальном парке на территории установлен дифференцируемый режим особой охраны с выделением зон: заповедная, особо охраняемая, рекреационная, хозяйственного назначения.

Приказом Минприроды России от 21.05.2012 N 138 произведено объединение ФГБУ "Кедровая падь" и национального парка "Земля леопарда" под одним руководством - ФГБУ "Государственный природный биосферный заповедник "Кедровая падь" переименован в ФГБУ "Объединенная дирекция государственного природного биосферного заповедника "Кедровая падь" и национального парка "Земля леопарда" (официальное сокращенное название ФГБУ "Земля леопарда").

Согласно приложению N 1 к Положению о национальном парке "Земля леопарда", утвержденному Приказом Минприроды от 04.12.2012 года № 142 п. 3 в рекреационную зону (79412 га) входит, в том числе участок - кластер «Приморский» национального парка г. Столовая и бухтой Мелководная, включая земли запаса (1075 га) и земли сельскохозяйственного назначения.

Пунктом 10.3 Положения о национальном парке «Земля Леопарда» рекреационная зона предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также для размещения объектов туристической инфраструктуры.

Границы спорного земельного участка входят в состав рекреационной зоны (79 412 га) национального парка «Земля Леопарда», что подтверждается публичной кадастровой картой РФ и схемой зонирования территории национального парка.

Таким образом, земли национального парка «Земля Леопарда» являются федеральной собственностью и относятся к особо охраняемым территориям, изъяты из гражданского оборота. Орган местного самоуправления без согласия собственника не наделен правом по распоряжению земельными участками, в том числе изъятием и предоставлением в аренду, находящимися в федеральной собственности и отнесенными к особо охраняемым территориям.

В настоящем случае спорный земельный участок был образован позднее, нежели был создан национальный парк «Земля Леопарда», и в собственности иных лиц (включая истца) не находился.

Как указывает истец, земельный участок она просила администрацию поселения предоставить в целях ведения личного подсобного хозяйства.

В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Поэтому на земельном участке, предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства, возможно возведение жилых домов, а также производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений, предназначенных для производства сельскохозяйственной продукции.

Использование на территории национального парка «Земля Леопарда» Милешкиной Н.В. земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, противоречит целям и задачам для достижения которых был создан национальный парк.

Суд приходит к выводу, что администрация Приморского городского поселения не наделена полномочиями по распоряжению земельными участками, которые расположены на территории национального парка «Земля Леопарда», в связи с чем у администрации поселения не возникло оснований для заключения с Милешкиной Н.В. договора аренды спорного земельного участка.

Согласно статье 17 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" земельные участки, которые находятся в федеральной собственности и расположены в границах соответствующих функциональных зон национальных парков, могут предоставляться в целях осуществления рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной, гражданам и юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством.

В целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, федеральное государственное бюджетное учреждение, осуществляющее управление национальными парками, осуществляет отказ от права постоянного (бессрочного) пользования на указанные в пункте 1 настоящей статьи земельные участки на условиях и в порядке, которые установлены земельным законодательством.

Особенности подготовки договоров аренды указанных в пункте 1 настоящей статьи земельных участков, в том числе связанные с соблюдением режима особой охраны национального парка, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Подготовка договоров аренды земельных участков, указанных в статье 17 Федерального закона N 33-ФЗ регламентирована Приказом Минэкономразвития России от 12 июля 2010 года N 293 "Об установлении Порядка подготовки и заключения договора аренды земельного участка, расположенного в границах функциональных зон национальных парков", в соответствии с которым подготовка проекта договора аренды земельного участка осуществляется территориальным органом Федерального агентства по управлению государственным имуществом до принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка или до принятия решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды.

Таким образом, у Милешкиной Н.В. не возникло право на заключение договора аренды спорного земельного участка.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198ГПК РФ, суд

Решил:

Милешкиной Наталье Владимировне в удовлетворении исковых требований к администрации Приморского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края об установлении права на заключение договора аренды земельного участка – отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Хасанский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в мотивированном виде.

Судья