ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-572/2021 от 08.11.2021 Хангаласского районного суда (Республика Саха (Якутия))

№ 2-572/2021

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Покровск 8 ноября 2021 года

Хангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующей судьи Копыриной З.В., единолично

при секретаре Гольдеровой Е.А. с участием помощников прокурора Хангаласского района Луковцевой А.Б., ФИО2,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Хангаласского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Жемконский 1-й наслег» о возложении обязанности по ликвидации свалок и рекультивации земельных участков,

У С Т А Н О В И Л

Заместитель прокурора Хангаласского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации МО «Жемконский 1-й наслег» о возложении обязанности в течение 3-х лет ликвидировать свалки, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами 14:32:160202:0315, 14:32:160202:0316 на территории МО «Жемконский 1-й наслег», путем принятия организационных мер по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов к объектам их обезвреживания, обработки, захоронения или утилизации, разработать проект рекультивации указанных земельных участков и произвести их рекультивацию, указав, что свалки не включены в ГРОРО и являются несанкционированными, непринятие органом местного самоуправления мер по ликвидации свалок нарушает права неопределенного круга лиц на санитарно-эпидемиологическое благополучие.

Ответчик извещен о времени и месте рассмотрения дела, представитель в судебное заседание не явился, письменным заявлением глава ФИО1 просил рассмотреть дело без участия представителя администрации. При таких данных суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

В судебном заседании прокуроры Луковцева А.Б., ФИО2 исковые требования поддержали и просили удовлетворить.

Суд, заслушав прокуроров, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Письменным заявлением, поступившим в суд 08.11.21 г., глава ФИО1 исковые требования признал в полном объеме, указав, что объекты размещения отходов использовать после ликвидации не планируют.

Согласно ч. 7 ст. 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ (далее Закон) запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 2.1 ст. 29.1 Закона до 1 января 2023 года запрет, установленный ч. 7 ст. 12 настоящего Федерального закона, не распространяется на объекты, указанные в ч. 8 настоящей статьи.

Согласно ч. 8 ст. 29.1 Закона до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень). Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказом Минприроды России от 14.05.2019 г. № 303 утверждены «Порядок формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации» и «Порядок подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов (далее Порядок)».

Согласно п. 5 «Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ» юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые являются правообладателями земельного участка, на котором расположен Объект, и которые планируют осуществлять деятельность по размещению твердых коммунальных отходов на Объекте (далее - Заявитель), направляют в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заявление о включении Объекта в Перечень. В случае, если Объект расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и пользователь земельного участка не определен, в качестве Заявителя выступает орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен Объект.

Собственником земельных участков с кадастровыми номерами 14:32:160202:0315, 14:32:160202:0316 с видом разрешенного использования: земельные участки промышленности и обслуживающих их объектов является МО «Жемконский 1-й наслег».

В силу п. 7.8 Межгосударственных стандартов «Ресурсосбережение. Обращение с отходами» ГОСТ 30772-2001 собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся, если лица, производящие отходы, в собственности которых они находятся, не установлены.

01.06.21 г. прокуратурой района ответчику вносилось представление об устранении нарушений законодательства, а именно об инициировании подачи заявки в орган Росприроднадзора по РС(Я) для включения свалок в государственный реестр размещения отходов.

Из письма ответчика от 25.06.21 г. на представление прокурора следует, что администрация начала работу по внесению в ГРОРО 2-х объектов размещения ТКО- свалок с. Хоточчу, с. Тит-Эбя.

Вместе с тем, письменным заявлением, поступившим в суд 08.11.21 г., глава муниципального образования ФИО3 исковые требования прокурора признал, указав, что названные объекты размещения отходов использовать не планируют.

Таким образом, органом местного самоуправления- правообладателем земельных участков, на которых находятся объекты размещения ТКО, введенные в эксплуатацию до 01.01.19 г., не планируется осуществление дальнейшей деятельности по размещению твердых коммунальных отходов на указанных объектах.

По данным Управления Росприроднадзора по РС(Я) от 18.08.21 г. на территории Хангаласского района объекты, размещения отходов, внесенные в ГРОРО, отсутствуют.

По сведениям Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС(Я) от 04.10.21 г. в рамках актуализации Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО в РС(Я), в Перечень объектов размещения отходов предлагается включить 50 объектов размещения отходов, не учтенных в ГРОРО, но используемых региональными операторами для предоставления услуги для населения. В настоящее время региональным оператором используются объекты: свалки ТКО п. Бестях, п. Мохсоголлох, г. Покровск.

Как следует из письма Регионального оператора ООО «ЯКУТСКЭКОСЕТИ» от 29.10.21 г., на территории Хангаласского района отсутствуют объекты по размещению отходов, включенные в ГРОРО по РС(Я), при этом три объекта используются в качестве объектов размещения отходов– полигоны г. Покровск, п. Мохсоголлох, п. Верхний Бестях. Региональным оператором обеспечивается транспортирование ТКО по данным муниципальным образованиям. По иным несанкционированным свалкам наслегов Хангаласского района транспортирование ТКО невозможно, в связи с отсутствием данных несанкционированных свалок в перечне объектов размещения отходов РС(Я), отсутствием соответствующих тарифных решений ГКЦ РС(Я).

Согласно п. 2.1 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 полигоны твердых бытовых отходов являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обеззараживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения.

При таких обстоятельствах объекты размещения ТКО, расположенные на земельных участках ответчика, подлежат обустройству и рекультивации.

В силу ч. 1 ст. 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить в том числе мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Согласно ст. 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии с п. 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 г. N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" (далее Правила) разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

В силу п. 8 Правил рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

Возражений по иску, а равно доказательств в их подтверждение в порядке ст. 56 ГПК РФ ответчиком суду не предоставлено.

Таким образом, оценивая в совокупности вышеприведенные доказательства по делу, суд приходит к выводу о том, что непринятие администрацией муниципального образования- собственника земельных участков, на которых размещены объекты ТКО, введенные в эксплуатацию до 01.01.19 г., мер по их обустройству и рекультивации, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и создает угрозу санитарно-эпидемиологической безопасности населения.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Исковое заявление заместителя прокурора Хангаласского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования «Жемконский 1-й наслег» удовлетворить.

Обязать администрацию Муниципального образования «Жемконский 1-й наслег» в течение 3-х лет ликвидировать свалки, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами 14:32:160202:0315, 14:32:160202:0316 на территории МО «Жемконский 1-й наслег», путем принятия организационных мер по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов к объектам их обеззараживания, обработки, захоронения или утилизации, разработать проект рекультивации указанных земельных участков и произвести их рекультивацию.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия в окончательной форме

Судья З.В. Копырина

Решение изготовлено в окончательной форме