ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-573 от 24.02.2011 Октябрьского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

                                                                                    Октябрьский районный суд г. Саратова                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Октябрьский районный суд г. Саратова — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-573/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 февраля 2011 года

Октябрьский районный суд г. Саратова

в составе:

председательствующего судьи Шушпановой О.В.,

с участием прокурора Прокофьевой Т.Ю.,

при секретаре Вахтиной А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Журбина А.П. о признании решения Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № от  № «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва Журбина А.П.» незаконным и его отмене, возложении обязанности на Окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № произвести регистрацию Журбина А.П. в качестве кандидата в депутаты,

у с т а н о в и л :

Заявитель Журбин А.П. обратился в суд с заявлением о признании решения Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № от  № «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва Журбина А.П.» незаконным и его отмене, возложении обязанности на Окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № произвести его регистрацию в качестве кандидата в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва, мотивируя свои требования тем, что он избирательным объединением  выдвинут кандидатом в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №.

Окружной избирательной комиссией № от  в соответствии с пунктом «Д» части 20 статьи 31 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» принято решение № «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва Журбина А.П.»,в котором указано, что «на основании результатов проверки рабочей группы и официальных документов (ГУВД и УФМС по Саратовской области)  был составлен итоговый протокол, в соответствии с которым: заявленное количество подписей - 675 (шестьсот семьдесят пять) шт.. .. количество недостоверных и недействительных подписей - 150 шт., что составляет 22,2% от представленных для проверки подписей избирателей».

Согласно данному итоговому протоколу проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Журбина А.П. от  в качестве недостоверных (недействительных) согласно документам ГУВД и УФМС по Саратовской области указаны 126 подписей, что составляет 18,66% от представленных для проверки подписей. При этом указано: 82 подписи -согласно п. 9 ст. 31 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления в Саратовской области», т.е. по документам ГУВД, и 44 подписи - согласно п. 10 «Б» ст. 31 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления в Саратовской области», т.е. по документам УФМС.

Следовательно, по результатам проверки собственно рабочей группы количество недостоверных (недействительных) подписей составляет от числа представленных им для проверки: 22,2% - 18,66% = 3,54%.

Порядок проверки представленных подписей избирателей установлен в ст. 31 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области», согласно пункту пятому которой, соответствующая избирательная комиссия в пятидневный срок организует проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, собранных в поддержку кандидата, муниципального списка кандидатов. По результатам проверки достоверности подписей и данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной.

Для проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. .. Окружная избирательная комиссия может своим решением создавать рабочие группы из числа членов соответствующей избирательной комиссии и работников ее аппарата, членов нижестоящих избирательных комиссий. По согласованию в состав таких рабочих групп могут включаться специалисты органов исполнительной власти области и местного самоуправления, учреждений и организаций.

Окружная избирательная комиссия № своим решением от  № создала рабочую группу, в состав которой были включены только члены данной комиссии с правом решающего голоса в количестве 8-ми человек. В состав рабочей группы не были включены специалисты органов исполнительной власти области и местного самоуправления, учреждений и организаций.

Поэтому считает, что направление подписей (папок с представленными им подписными листами) в ГУВД по Саратовской области для «проведения исследования» является незаконным, поскольку выполнено неуполномоченным лицом, а полученные в результате проведения незаконных действий документы и сведения не могут являться основанием для принятия оспариваемого им решения.

Считает, что документы, поступившие в Окружную избирательную комиссию из ГУВД по Саратовской области, не могли быть приняты во внимание при принятии решения № от , так как в одном из них нет исходящего номера документа (имеется лишь некая запись «Исх. №/ ») и нет даты его регистрации (имеется лишь некая запись «от« » 2011г.»), а другой не соответствует требованиям, предъявляемым к исследованиям действующим законодательством ( ст. 85 и ст. 86 ГПК РФ, ст. 86 АПК РФ, ст. 204 УПК РФ). Использованное в представленном ГУВД документе -Справке об исследовании, выражение «вероятно, выполнены одним лицом» не может и не является заключением по проведённому «исследованию», поскольку не содержит в себе однозначного мнения исследователя, имя которого не только не включено в рабочую группу, но и не явствует из оспариваемого решения.

По его мнению, делать содержательные смысловые выводы, характеризующие представленные им подписные листы, на основании такого «исследования» невозможно, поэтому выводы Окружной избирательной комиссии №, выраженные в решении № от , не могут быть признаны законными и обоснованными.

К тому же, тот факт, что подписные листы были переданы в ГУВД  и «исследование» выполнено в тот же день , вызывает у него сомнение в исполнении ответственного и надлежащего «исследования».

Согласно п. 10 «б» ст. 31 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области», подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

По смыслу указанной нормы предполагается: если у избирательной комиссии или у созданной ею рабочей группы возникают сомнения относительно подписи, представленной кандидатом, то они (в период проверки) направляют в УФМС официальный запрос на эту подпись в представленном подписном листе, на который получают из УФМС официальную справку на конкретную подпись, содержащуюся в представленном подписном листе. Но официальный запрос на подписи и сами подписи, содержащиеся в конкретных подписных листах, представленных им в Окружную избирательную комиссию №, в УФМС, ни комиссией, ни её рабочей группой, не направлялись, соответственно, официальная справка по конкретным подписям, содержащимся в конкретных подписных листах, и не могла быть получена. Этот факт подтверждается письмом УФМС по Саратовской области «О проверке подписных листов», в тексте которого указано: «возвращаем по исполнению подписные листы», а в приложениях к письму - «список на 14 л.» и «список на 12 л.»,однако им в Окружную избирательную комиссию № были представлены подписные листы в количестве 148 шт., размещённые в две папки, а отнюдь ни некие списки. Поэтому считает, что вывод о 44 подписях, как не соответствующих требованиям п. 10 «б» ст. 31 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области», сделан рабочей группой необоснованно.

Пунктом 10 ст. 31 закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» установлены требования, при которых подписи, представленные кандидатом в подписных листах, считаются недействительными. Эти требования предназначены для того, чтобы исключить представление кандидатом подписных листов с подписями в его поддержку, о которых он ничего не знает, т.е. исключить фактическую фальсификацию, как самих подписей, так и процесса сбора подписей. В частности в качестве недействительных рабочей группой, а вслед за ней и Окружной избирательной комиссией № признаны 5 подписей на основании п. 10 «ж» ст. 31 указанного закона.

Признание недействительными данных подписей считает необоснованным, поскольку это подписи, проставленные избирателями в двух подписных листах, в которых имеются указанные им самим, как кандидатом, незаполненные или заполненные неверно строки для подписей избирателей в его поддержку, отмеченные, как в представленном протоколе, так и непосредственно в подписных листах, проставлением его подписи. При этом, строки, отмеченные им, как кандидатом, расположены после строк, указанных Окружной избирательной комиссией №. Следовательно, подписи избирателей проставлены до того, как он отметил недостатки на этих двух подписных листах, и нельзя говорить, что он не знал об иных подписях, имеющихся на этих двух подписных листах.

Совокупно с тем фактом, что он сдавал подписные листы прошитыми и пронумерованными, а также заверенными своей подписью поверх пошивки, также нельзя говорить, что он не знал о подписях, имеющихся на этих двух подписных листах, и не представлял их в качестве требуемой поддержки своего выдвижения.

Считает заключение Окружной избирательной комиссии № по указанным 5 (пяти) подписям формально обоснованным, отражающим желание и намерение в максимально возможной степени сократить количество кандидатов, допущенных для участия в выборах органа местного самоуправления Саратова, затруднив тем самым возможность широкого отражения мнений избирателей в процессе голосования, что не соответствует смыслу и задачам проведения выборов.

Соответственно, по его мнению, Окружной избирательной комиссией № необоснованно признаны недействительными и (или) недостоверными 82 (ГУВД) + 44 (УФМС) + 5 (рабочая группа) =131 подпись, что составляет 19,41% от числа представленных им подписей в поддержку выдвижения кандидатом в депутаты Саратовской городской Думы. Следовательно, обоснованно по результатам проверки признано недействительными и (или) недостоверными не 22,2%, а только 2,79% (22,2% - 19,41%) подписей от числа представленных им, что существенно меньше 10%, предусмотренных в качестве границы законодателем, поэтому Окружная избирательная комиссия № обязана была зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Саратовской городской Думы четвёртого созыва, но она этого не сделала, а приняла противоположное решение.

В связи с этим он вынужден обратиться в суд и просит восстановить его избирательные права, признать решение Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № от  № «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Саратовской городской Думы четвёртого созыва Журбина А.П.» незаконным и отменить его, обязать Окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Саратовской городской Думы

четвёртого созыва.

В судебном заседании заявитель Журбин А.П. поддержал свое заявление по изложенным в нем основаниям. После ознакомления с письмом ЦИК РФ от  № обратил внимание на то, что данное письмо и прилагаемый к нему протокол к Соглашению о взаимодействии ЦИК РФ и ФМС РФ от  не зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ, а потому не являются нормативно-правовыми актами, и, соответственно, не могут порождать обязанности у кого-либо. Предложенная указанным протоколом Таблица предусматривает доступ к содержащимся в ней персональным данным о гражданах, поддержавших выдвижение его в кандидатом в депутаты Саратовской городской Думы, только лицу, должность (в системе ФМС РФ), фамилия, имя и отчество которого указываются в записи «Сведения проверил» под Таблицей, а потому коррелирует с ч. 5 ст. 31 закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области», предусматривающей право избирательных комиссий, включать в состав рабочих групп специалистов различных органов, организаций и учреждений. Именно специалистом ФМС РФ, должность, фамилия, имя и отчество которого указываются в записи «Сведения проверил» под Таблицей, и ограничивается доступ к персональным данным о гражданах, поддержавших выдвижение его в кандидатом в депутаты Саратовской городской Думы.

Полномочиями по обработке персональных данных, содержащихся в подписных листах, наделены только рабочие группы, формируемые избирательными комиссиями, в рассматриваемом случае специалисты ФМС РФ не были включены в состав рабочей групп, в связи с чем передача для обработки персональных данных, содержащихся в подписных листах, специалистам УФМС, не включенным поимённо в состав рабочей группы, является нарушением требований Федерального закона «О персональных данных».

Также полагает неправомерной передачу персональных данных избирателей, содержащихся в представленных им подписных листах, в ГУВД по Саратовской области.

Поэтому оспариваемое решение Окружной избирательной комиссии №, принятое на основании незаконно полученной из УФМС России по Саратовской области и ГУВД по Саратовской области информации со ссылкой на письмо ЦИК РФ  № считает незаконным.

Заявление просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № Родимцева И.Н. с заявлением Журбина А.П. не согласна, представила письменные возражения по иску ( л.д. 24-28 том1, л.д.10-14 том 2), которые поддержала в судебном заседании, пояснив, что в соответствии с подп. «б» п.8 ст. 25 Федерального Закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п.5 ст. 31 закона Саратовской области от 31.10.2005 года № 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области», во исполнение решения избирательной комиссии муниципального образования «Город Саратов» от  № от  решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № от  № (далее по тексту- Решение №) из числа ее членов, была создана рабочая группа по проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей.

Считает, что руководствуясь приведенными выше нормами и соглашением от  о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Федеральной миграционной службы, Рабочая группа была вправе обратиться к специалистам органов внутренних дел и УФМС непосредственно после поступления в окружную избирательную комиссию подписных листов от заявителя и направить их в экспертно-криминалистический центр ГУВД Саратовской области и сведения в УФМС России по Саратовской области для проверки достоверности данных, указанных в них, что и было сделано в течение 5-дневного срока с момента поступления подписных листов в поддержку кандидата в депутаты Журбина А.П..

Формы сопроводительных писем о направлении подписных листов в органы, проводящие их проверку, законодательством не установлены. Нерегламентированное деловое письмо представляет собой авторский текст, реализующийся в виде формально-логического повествования. Решение о направлении подписных листов на проверку по параметрам представленных сведений, которые вызвали сомнение у членов Рабочей группы в их достоверности, принималось коллегиально, членами Рабочей группы. Вопросы, поставленные перед экспертом криминалистом ГУВД области, формулировались не специалистами, исходя из логики, по недостаткам, выявленным в процессе проверки подписных листов, проведенной Рабочей группой

Подписные листы для проведения исследования были переданы начальнику экспертно-криминалистического центра ГУВД области ФИО5 председателем ОИК № ФИО15 по акту приема-передачи от , имеющего подписи и печати сторон. Получены обратно вместе со справкой об исследовании на 3 листах, по возвратному акту приема-передачи от , также имеющего подписи и печати сторон, что свидетельствует об официальной передаче подписных листов на исследование.

В соответствии с Соглашением от  о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Федеральной миграционной службы установлены формы взаимодействия избирательных комиссий и территориальных подразделений миграционной службы при проведении проверки подписных листов

В соответствии с Решением Рабочей группы от  № из подписных листов, представленных Журбиным А.П. в Окружную избирательную комиссию № , была произведена случайная выборка наиболее читаемых сведений об избирателях (а не подписей избирателей) -, и по форме, установленной Соглашением от , направлена  в УФМС по Саратовской области.

На основании справки об исследовании № от  Экспертно-криминалистического центра ГУВД Саратовской области, сведений об избирателях, полученных из УФМС по Саратовской области, результатов работы Рабочей группы было проверено 675 подписей избирателей, представленных кандидатом в депутаты Журбиным А.П.в соответствии с действующим законодательством, из них все 675 подписей проверялись Рабочей группой, и ЭКЦ ГУВД области, 227 подписей (33,6 %), содержащие сведения об избирателях, отобранные путем случайной выборки, прошли проверку в УФМС по Саратовской области.

На основании результатов проверки Рабочей группы  был составлен итоговый протокол, в соответствии с которым:

-заявленное количество подписей- 675 (шестьсот семьдесят пять) шт.

-количество представленных подписей - 675 (шестьсот семьдесят пять) шт.

-количество проверенных подписей - 675 (шестьсот семьдесят пять) шт., из них было выявлено 150 недостоверных(82) и недействительных (68) подписей, что составило 22,2 % от общего количества подписей, представленных Журбиным А.П.:

1) 82 недостоверных подписи (12,14% от 675) согласно справке ГУВД области;

2) 68 недействительных (10, 07 % от 675), в том числе:

- 7 недействительных подписей выявлено согласно справке об исследовании № ЭКЦ ГУВД области. Нарушение - изменение первоначального содержания в виде дописки поверх первоначального содержания, специально не отмечены избирателем (пункт 10 «д» ст. 31 № 107- ЗСО).

- 44 недействительных подписи выявлены согласно справке УФМС области

Нарушение - сведения об избирателе в подписных листах (адрес регистрации, № квартиры, фамилия, паспортные данные избирателя) не соответствуют сведениям УФМС (п. 10 «б» ст. 31 № 107-ЗСО).

А также выявленные Рабочей группой :

-12 подписей - адрес регистрации, указанный в подписном листе, находится вне границ округа № (п. 10 «а» ст. 31№ 107-ЗСО)

- 5 подписей - (подписные листы не заверены кандидатом в месте, установленным формой приложения 4 № 107-ЗСО). Все подписи в подписном листе считаются недействительными в случае, если сам подписной лист не заверен собственноручной подписью кандидата - п. 10 «ж» ст. 31 № 107-ЗСО.

Итого: недействительных подписей 68 или 10,07 % + 82 недостоверных или 12, 14 % = 150 подписей, которые не могли быть приняты во внимание, всего 22,2 %.

На основании итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Журбина А.П. в соответствии с пунктом «д» части 20 статьи 31 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области», в связи с выявлением 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, Окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа № было принято решение об отказе в регистрации кандидату Журбину А.П.,  года рождения, выдвинутого избирательным объединением «Саратовское региональное объединение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» по одномандатному избирательному округу №.

Данное решение считает законным и обоснованным, в связи с чем в удовлетворении заявления Журбину А.П. просила отказать в полном объеме.

Представитель Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № Митрюшова И.С. по предъявленным требованиям поддержала мнение представителя Родимцевой И.Н., в удовлетворении заявления Журбина А.П. просила отказать.

Суд, заслушав заявителя Журбина А.П., представителей Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №, свидетеля свидетель 1 по вопросам работы Рабочей группы, не верить показаниям которого у суда оснований не имеется, заключение прокурора, исследовав материалы дела, считает необходимым в удовлетворении заявления Журбину А.П. отказать по следующим основаниям.

Главой муниципального образования «Город Саратов» ФИО8  принято решение № «Об утверждении схемы избирательных округов для проведения выборов депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва», которым утверждена схема двадцати одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва, согласно которому определены :

- место нахождение избирательной окружной комиссии № по адресу : ),

-границы избирательного округа : жилой массив в границах : ул.

-определено число избирателей в данном округе - 30695 человек ( л.д. 29-31, том1).

Решением Главы муниципального образования «Город Саратов» ФИО8 № от  проведение выборов депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва назначено на  ( л.д. 88, том1).

 Избирательной комиссией муниципального образования «Город Саратов» было принято решение № «О формировании окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва, которым был сформирован ее поименный состав : ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, Митрюшова И.С., свидетель 1, ФИО17, ФИО18, Родимцева И.Н.( л.д. 1-3, том 2).

Решением № от  Избирательной комиссии муниципального образования «Город Саратов» членом Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва с правом решающего голоса была включена ФИО19, в связи с чем внесено изменение в вышеназванное решение № от  ( л.д. 249, том1).

Заявитель Журбин А.П. выдвинут кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу № от избирательного объединения , о чем  в Окружную избирательную комиссию № от него представлены соответствующие документы ( л.д.129-130, том 2), в связи с чем в силу ст. 30 Закона Саратовской области № 107-ЗСО от 31.10.2005 года «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» был вправе со следующего дня начать сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата.

Согласно п.1 ст. 30 и п.2 ст. 31 Закона Саратовской области № 107-ЗСО от 31.10.2005 года «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области», в поддержку выдвижения кандидата должно быть собрано два процента подписей избирателей от числа избирателей, зарегистрированных на территории данного избирательного округа. Количество представленных для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, но не более чем на десять процентов.

Исходя из числа избирателей избирательного округа № - два процента избирателей составляет 614 человек (30695 :100 *2%= 613,9), десять процентов от 614 избирателей -61 человек, в связи с чем максимально допустимое количество подписей избирателей, которое вправе был представить заявитель Журбин А.П. равно 614+61 = 675 подписей, что и было им сделано.

В соответствии с п.1 ст. 31 Закона Саратовской области № 107-ЗСО от 31.10.2005 года «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области», для регистрации кандидата, кандидат не ранее чем за 55 дней до дня голосования и не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую избирательную комиссию следующие избирательные документы:

сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 2, 3, 4 статьи 25, частью 6 статьи 26 или частью 1, пунктом "з" части 2 статьи 29 настоящего Закона;

(в ред. Закона Саратовской области от 28.09.2010 N 160-ЗСО)

протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования, и подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов, или решение политической партии, указанное в части 15 настоящей статьи;

(в ред. Закона Саратовской области от 26.03.2009 N 33-ЗСО)

первый финансовый отчет, кроме случаев, когда в соответствии с настоящим Законом кандидат уведомил избирательную комиссию о том, что финансирование избирательной кампании не производится.

(в ред. Закона Саратовской области от 29.07.2010 N 126-ЗСО)

Подписные листы, представляемые в избирательную комиссию, должны быть пронумерованы и сброшюрованы. Документы для регистрации представляются уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом лично либо иным лицом в случаях, указанных в части 5 статьи 25 настоящего Закона.

(часть первая в ред. Закона Саратовской области от 30.03.2007 N 47-ЗСО)

Как следует из подтверждения ( л.д. 128., том2) от  Окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа № от Журбина А.П. были получены все документы в соответствии с требованиями приведенной выше нормы закона, в том числе две папки с подписными листами избирателей, заполненными по форме №, предусмотренной в приложении к Закону Саратовской области № 107-ЗСО от 31.10.2005 года «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области».

Каких-либо претензий у Окружной избирательной комиссии к оформлению документов кандидата не имелось.

В соответствии с пунктом 3 указанной статьи проверке подлежат все представленные подписи избирателей.

В соответствии с подп. «б» п.8 ст. 25 Федерального Закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирате6льных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», установлено, что окружная избирательная комиссия взаимодействует с органами государственной власти по вопросам подготовки и проведения выборов.

Соглашением от  о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Федеральной миграционной службы установлены формы взаимодействия избирательных комиссий и территориальных подразделений миграционной службы при проведении проверки подписных листов (разъяснительное письмо ЦИК РФ от 30.12.2010г. № 08-28/6138, в том числе при подготовке и проведении выборов в единый день голосования 13 марта 2011 года).

В соответствии с п. 5 ст. 31 Закона Саратовской области № 107-ЗСО от 31.10.2005 года «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области», для проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей избирательная комиссия муниципального образования, окружная избирательная комиссия может своим решением создавать рабочие группы из числа членов соответствующей избирательной комиссии и работников ее аппарата, членов нижестоящих избирательных комиссий. По согласованию в состав таких рабочих групп могут включаться специалисты органов исполнительной власти области и местного самоуправления, учреждений и организаций.

Решением № Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № от  во исполнение Решения Избирательной комиссии муниципального образования «Город Саратов» № от  ( л.д. 4-5, том2) была создана Рабочая группа по проверке соблюдения порядкасбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей при Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № в составе 8-ми человек.

Данным решением были утверждены формы итогового протокола проверки подписных листов, ведомости проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов, а также предусмотрено право Рабочей группы привлекать специалистов органов исполнительной власти области и местного самоуправления, учреждений и организаций, в том числе УФМС России по Саратовской области, экспертно-криминалистического центра ГУВД ( л.д. 32-33, том1).

В соответствии с Протоколом заседания Рабочей группы Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № от , последняя приступила к проверке подписных листов сразу после их получения.

В соответствии со ст. 31 Закона Саратовской области № 107-ЗСО от 31.10.2005 года «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области»:

п.9. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом.

п.10. Недействительными считаются (в том числе):

а) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе;

б) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;

(п. «б» в ред. Закона Саратовской области от 26.11.2010 N 203-ЗСО)

д) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не отмечены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно;

е) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не отмечены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы;

ж) все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, и (или) собственноручной подписью кандидата, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом имеются исправления, специально не отмеченные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей, уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом.

Согласно Протоколу заседания Рабочей группы Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № от :

- в папке № подписных листов избирателей кандидата в депутаты Журбина А.П. содержится 334 подписи, из которых на листе 22 имеется четыре подписи -графы 1, 3, 4,5, которые выполнены избирателями другого избирательного округа, и две подписи на листе 67, графы 1,2 не заверены собственноручной подписью кандидата;

-в папке № содержится 341 подпись, из которых на листах :

6 графы 1,2,3 ; 19 графа1; 38 графа 4; 55 графа1; 65 графа 2 имеются 7 подписей, которые выполнены избирателями другого избирательного округа; три подписи на листе 67 графы 1,2,3, не заверены собственноручной подписью кандидата; одна подпись в строке 2 на листе 63 отсутствует.

На данном заседании рабочей группой принято решение о направлении на проверку в ГУВД Саратовской области оригиналы подписных листов, в УФМС по Саратовской области не менее 30% наиболее читаемых сведений об избирателях, заполненные по утвержденной форме ( л.д. 246-248).

 подлинные подписные листы, представленные кандидатом в депутаты Журбиным А.П. были направлены начальнику Экспертно-криминалистического центра ГУВД по Саратовской области ФИО5 для исследования, с указанием перечня вопросов для исследования ( л.д. 10-11, том1), которые им были получены в этот же день, о чем свидетельствует Акт приема-передачи папок с подписными листами ( л.д. 20, том 2).

Папки с подписными листами были возвращены председателю Окружной избирательной комиссии №  ( Акт приема-передачи возвратный - л.д. 20, том2).

 в адрес председателя Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № ФИО15 с сопроводительным письмом из ГУВД по Саратовской области за подписью начальника ЭКЦ ФИО5 за исх.№ поступила справка об исследовании № от  и возвращены подписные листы кандидата ( л.д. 12, 13-14).

Данные документы в установленном порядке с присвоением входящего № зарегистрированы секретарем Окружной избирательной комиссии ФИО20.

Доводы заявителя Журбина о том, что данные документы не оформлены в соответствии с требованиями Правил делопроизводства в Федеральных органах исполнительной власти, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 477 от 15.06.2009 года, в связи с чем не могут быть использованы судом как доказательство по делу, суд находит не состоятельными, поскольку Справка об исследовании имеет номер, дату, подписана начальником и страшим экспертом ЭКЦ ГУВД по Саратовской области, заверена печатью данного центра, составлена на основании официального обращения. Отсутствие даты на сопроводительном письме к Справке об исследовании № от , не может влиять на достоверность сведений, содержащихся в ней.

 за исх. № Председателем Окружной избирательной комиссии № в адрес исполняющего обязанности начальника УФМС по Саратовской области ФИО21 для проверки направлены сведения, содержащиеся в подписных листах в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Журбина А.П., сформированные в два списка на 14 и 12 листах по форме приложения к протоколу № к Соглашению о взаимодействии Центральной избирательной комиссии РФ и ФМС РФ от  ( л.д. 18, том 2, л.д. 42,43 том 1).

Данные списки с соответствующими отметками о проверке возвращены в председателю Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № ФИО15 , о чем свидетельствует отметка на сопроводительном письме от указанной даты за исх.№ ОАСР-47, которое зарегистрировано в Окружной избирательной комиссии за входящим № от указанной даты. Из содержания данного сопроводительного письма следует, что возвращены списки на 14 и 12 листах, к данному сопроводительному письму данные списки приложены, подлинные списки обозревались в судебном заседании, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что ссылка в тексте самого сопроводительного письма на возврат подписных листов …является неверной. Однако данный факт не может служить основанием для непринятия во внимание судом результатов проверки УФМС России по Саратовской области по данным учета отдела адресно-справочной работы достоверности сведений об избирателях, содержащихся в представленных списках.

Доводы заявителя Журбина А.П. о том, что данные сведения получены с нарушением требований закона, и оформления с нарушением Правил делопроизводства в Федеральных органах исполнительной власти, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 477 от 15.06.2009 года, суд находит по приведенным выше основаниям несостоятельными.

Не могут быть приняты во внимание и доводы Журбина А.П. о том, что Справка об исследовании № от  содержит ответы на вопросы, которые перед экспертами не ставились, однако данное обстоятельство является допустимым в силу положений ст.86 ГПК РФ.

На основании полученных сведений из ГУВД по Саратовской области, УФМС по Саратовской области Рабочей группой в соответствии с п.11 ст. 31 Закона Саратовской области № 107-ЗСО от 31.10.2005 года «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» 05 февраля 2011 года был составлен Итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Журбина А.П. с участием данного кандидата ( л.д. 36, том1), в основание данного протокола положены данные, отраженные в ведомостях проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата муниципального списка кандидатов по каждой папке ( л.д.76-86, том1).

Копии итогового протокола и ведомостей Журбиным А.П. получены, чего он не оспаривал в судебном заседании.

Согласно итоговому протоколу и ведомостям проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата муниципального списка кандидатов, Рабочей группой выявлено :

82 подписи, недостоверных в силу п.9 ст. 31,

44 подписи, недействительных в силу п. 10 «б» ст. 31,

12 подписей, недействительных в силу п. 10 «а» ст.31,

5 подписей, недействительных в силу п. 10 «ж» ст. 31,

7 подписей, недействительных в силу п. 10 «д» ст. 31 Закона Саратовской области № 107-ЗСО от 31.10.2005 года «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области».

О заседании Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № по вопросу регистрации кандидата в депутаты Саратовской городской Думы Журбина А.П., члены данной комиссии и Журбин А.П.

были извещены телефонограммами от , заявителю Журбину А.П. дополнительно было направлено извещение заказной почтовой корреспонденцией ( л.д. 19, 125-126, том2).

Факт извещения телефонограммой о заседании комиссии  Журбин А.П. отрицал, пояснил, что заказное письмо получил со значительным опозданием. Однако указанный факт основанием для признания принятого на данном заседании решения Окружной избирательной комиссии № недействительным не является.

, с соблюдением десятидневного срока, предусмотренного п.16 ст.31 Закона Саратовской области № 107-ЗСО от 31.10.2005 года «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области», принято решение № «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва Журбина А.П.» на основании пункта «д» части 20 статьи 31 указанного Закона Саратовской области.

Согласно пункту «д» части 20 статьи 31 ( или пп. «д» п.20 ст.31 ) Закона Саратовской области № 107-ЗСО от 31.10.2005 года «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» (в ред. Закона Саратовской области от 29.07.2009 N 116-ЗСО), основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление десяти и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, если иное не установлено Федеральным законом. Выявление десяти и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

Не согласившись с данным решением, Журбин А.П. обратился в суд с указанными выше требованиями  с соблюдением срока, предусмотренного ч.2 ст. 260 ГПК РФ.

Согласно ст. 261 ГПК РФ:

1. Суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.

(в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 94-ФЗ)

2. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

Принимая во внимание положения ч.3 ст. 246 ГПК РФ о том, что при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, судом в соответствии с требованиями пункта 11 ст. 31 Закона Саратовской области № 107-ЗСО от 31.10.2005 года «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» в части проведения повторной проверки, были истребованы сведения из Отдела адресно-справочной работы УФМС по Саратовкой области относительно сведений о месте регистрации, дате регистрации, номере и дате выдачи паспорта, годе рождения избирателей, чьи подписи были признаны по данным проверки указанной службы Рабочей группой недействительными, т.к. при проведении проверки достоверности сведений об избирателях, данные сведения были уточнены УФМС по Саратовской области не на даты внесения подписей в списки избирателей ( с  по ) в поддержку кандидата, а на момент проведения проверки - , что могло повлиять на достоверность данных сведений.

Анализируя в совокупности приведенные выше нормы закона и доказательства суд пришел к выводу о том, что Рабочей группой Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № обоснованно включены в итоговый протокол как недействительные следующие подписи избирателей :

- 5подписей в соответствии с требованиями п.10 «ж» ст. 31 Закона Саратовской области № 107-ЗСО от 31.10.2005 года «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области», которые расположены на подписных листах за №№ 67 в первой папке в графах 1,2,3 и во второй папке в графах 1,2, т.к. данные подписные листы, подлинники, которых обозревались в судебном заседании, не заверены собственноручной подписью кандидата в депутаты Журбина А.П., его подпись в соответствующей графе подписного листа отсутствует. Доводы заявителя о том, что его подписи имеются на данных листах в других графах и поставлены после того, как были собраны подписи кандидатов, в данном случае правового значения не имеют. Данные подписи обоснованно внесены в ведомость проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата, как недействительные.

- 12 подписей в соответствии с пунктом 10 «а» ст. 31 Закона Саратовской области № 107-ЗСО от 31.10.2005 года «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» :

папка первая ( подписной лист 22, графы 1,3,4,5 ; лист 71 графа 4),

папка вторая ( лист 6, графы 1,2,3; лист 19 графа1; лист 38 графа4 ; лист 65 графа 1; лист 72 графа 4), так как, указанные в качестве избирателей лица, чьи подписи внесены в список, не обладают активным избирательным правом в избирательном округе №, чего не оспаривалось заявителем Журбиным А.П.; Данные подписи обоснованно внесены в ведомость проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата, как недействительные;

- 7 подписей в соответствии с пунктом 10 «д» ст. 31 Закона Саратовской области № 107-ЗСО от 31.10.2005 года «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» :

папка первая ( подписной лист 50 графа 5 ( исправление даты внесения подписи); лист 57 графа 5 (исправление даты внесения подписи); лист 62 графа 5 ( исправление даты внесения подписи); лист 65 графа 5 (исправление даты внесения подписи)

папка вторая (подписной лист 1 графа 3 (исправление даты внесения подписи); лист 31 графа 4 (исправление даты внесения подписи); лист11 графа 3 (исправление даты внесения подписи по данным справки № ЭКЦ ГУВД Саратовской области, не доверять которой, у суда оснований не имеется).

Под исправлением понимается внесение новых сведений взамен ранее существовавших, помаркой является небрежное указание одних и тех же сведений.

Перечисленные сведения об избирателях содержат исправления, в связи с чем указанные подписи обоснованно внесены в ведомость проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата как недействительные.

Кроме того, при проверке судом установлено, что имеются исправления даты внесения подписи в на листе 73 в графе 4 ( папка №), которая необоснованно не включена рабочей группой в итоговый протокол и ведомость проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата, и которая также является недействительной в силу п.10 «д» ст. 31 Закона Саратовской области № 107-ЗСО от 31.10.2005 года «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области», так как имеющееся исправление даты внесения подписи специально не отмечено избирателем.

Всего 8-мь недействительных подписей в силу п.10 «д» ст. 31 Закона Саратовской области № 107-ЗСО от 31.10.2005 года «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области».

- 44 подписи в соответствии с п.10 «б» ст. 31 Закона Саратовской области № 107-ЗСО от 31.10.2005 года «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области», так как избирателями указаны в подписном листе сведения, не соответствующие действительности, что подтверждается сведениями из УФМС по Саратовской области ( л.д. 50-75 том 1 и л.д.73-124 том2):

папка первая ( подписной лист 2 графа 1; лист 5 графа 3; лист 6 графа 2; лист 23 графа2; лист 30 графа 5; лист 32 графы 1,2,3; лист 39 графы 2,3 ; лист 43 графа 2,5; лист 48 графа 4 ; лист 49 графа 4; лист 55 графа 3; лист 59 графы 2,3; лист 63 графа 4; лист 65 графа 3) всего 19 подписей,

папка вторая ( подписной лист 5 графы1,3,5 ; лист 6 графы 4,5; лист 8 графы 1,3,4; лист10 графа 2; лист 11 графа2, лист14 графа 5; лист16 графа 1; лист18 графы 1,2; лист 24 графа 3, лист 32 графа 2; лист 36 графа 3,5; лист 40 графы 2,4,5; лист43 графы1,2,4; лист 61 графа 2) всего 25 подписей.

Кроме того, недействительными в силу п.10 «б» ст. 31 Закона Саратовской области № 107-ЗСО от 31.10.2005 года «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» также являются по данным проверки суда подписи в папке 2 относительно :

- ( на листе 1 в графе 1) ФИО22, т.к. в подписной лист внесены неверные сведения о месте ее регистрации в городе Саратове по . По данным УФМС по Саратовской области с  она значиться зарегистрированной в ;

- ( на листе 18 графа4) ФИО23, которая на  зарегистрированной на территории города Саратова и области не значиться ( л.д. 113, том2), однако в списке ее местом жительства неверно указан адрес : , в границах избирательного участка №;

- ( на листе 18 графа 5) ФИО24, который на  зарегистрированным на территории города Саратова и области не значиться ( л.д. 112, том2), однако в списке его местом жительства неверно указан адрес : , в границах избирательного участка №.

Всего недействительными в силу п.10 «б» ст. 31 Закона Саратовской области № 107-ЗСО от 31.10.2005 года «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» являются 47 подписей.

Кроме того, Рабочей группой не выявлена недействительная подпись на листе 73 в графе 5 второй папки подписных листов - ФИО25

Данная подпись является недействительной в силу п. 10 «е» ст. 31 Закона Саратовской области № 107-ЗСО от 31.10.2005 года «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области», так как содержит исправления в номере паспорта данного избирателя, которое не отмечено ни избирателем, ни лицами, заверившими данный подписной лист.

Также судом установлено, что в нарушение требований пункта 6 статьи 30 Закона Саратовской области № 107-ЗСО от 31.10.2005 года «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области», в подписном листе не имеется подписи избирателя ФИО26 ( папка №, лист 63, графа2), отсутствие которой не было принято во внимание Окружной избирательной комиссией при принятии оспариваемого решения, т.к. ее отсутствие не отражено в итоговом протоколе от .

Итого, судом установлено, что в представленных заявителем списках избирателей в папках 1 и 2 содержится 74 недействительных подписи избирателей.

Кроме того, в итоговый протокол и ведомости проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата включены как недостоверные 82 подписи избирателей, на которые имеется ссылка в пункте 1 Справки № от  ГУВД Саратовской области.

Однако суд не находит оснований для признания данных подписей недостоверными в силу пункта 9 ст. 31 Закона Саратовской области № 107-ЗСО от 31.10.2005 года «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области», т.к. в отношении них выводы эксперта, содержащиеся в справке, носят вероятный характер, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом при вынесении решения и положены в его основу. Каких-либо иных доказательств, в обоснование недостоверности данных подписей судом не установлено, в связи с чем недостоверными они признаны Рабочей группой необоснованно.

Не могут быть приняты во внимание при вынесении решения доводы заявителя Журбина А.П. о нарушении Рабочей группой и Окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа № положений Федерального закона «О персональных данных», т.к. в силу пп.1 п.2 ст. 6 данного Закона они являются несостоятельными.

Таким образом, судом установлено, что из представленных для проверки 675 подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Журбина А.П. недействительными являются 74 подписи избирателей, что составляет 10,96 % от общего количества подписей, действительных подписей в подписных листах - 601, т.е. менее двух процентов от общего числа избирателей избирательного округа №.

При таких обстоятельствах, решение № от  «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва Журбина А.П.» принято в соответствии пунктом «д» части 20 ст. 31 Закона Саратовской области № 107-ЗСО от 31.10.2005 года «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» законно, в связи с чем оснований для его отмены в силу ст.72 Закона Саратовской области № 107-ЗСО от 31.10.2005 года «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» не имеется.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления Журбина А.П. о признании решения Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № от  № «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва Журбина А.П.» незаконным и его отмене, возложении обязанности на Окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № произвести регистрацию Журбина А.П. в качестве кандидата в депутаты в силу ч.2 ст. 261 ГПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Журбину А.П. в удовлетворении заявления о признании решения Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № от  № «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва Журбина А.П.» незаконным и его отмене, возложении обязанности на Окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № произвести регистрацию Журбина А.П. в качестве кандидата в депутаты, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение пяти дней в Саратовский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд города Саратова.

Судья : подпись